Методическая разработка урока биологии по теме: "Покровы тела. Кожа - наружный покров тела".
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Торопова Наталья Николаевна

Современный урок в условиях введения ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока


Ф.И.О. Торопова Наталья Николаевна
Предмет: Биология
Класс: 8
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тема

 Покровы тела. Кожа — наружный

покровный орган.

Цель

Создание условий для развития познавательной активности  и    самостоятельности учащихся при освоении  информации по теме:   «Покровы тела. Кожа — наружный покровный орган».

Задачи

Образовательные: различать на таблицах , в материалах презентации, с помощью ЭОР и с помощью образовательных интернет ресурсов  особенности строения кожи, узнать функции кожи и производные кожи. Провести исследования кожи с помощью проведения лабораторной работы, объяснить роль кожи в жизни человека.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить исследования и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; развивать внимание.
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини-группах и строить продуктивное взаимодействие;  воспитывать ответственность и аккуратность. Воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

УУД

 ЛичностныеУУД: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению.

 Регулятивные УУД: умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей; умения самоанализа и самоконтроля.

 Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности.

 Познавательные УУД: умения работы с текстом, рисунками, схемами  презентации, систематизации и обобщения информации; умение делать выводы на основании исследования ,сравнений; умение составлять план ответа.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: строение кожи, функции кожи, производные кожи.

Уметь: уметь давать определения, работать с лупой, распознавать части кожи.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

способность адекватно оценивать свои возможности на праве выбора соответствующего задания.
Метапредметные: анализировать объекты (под лупой), сравнивать с их изображением на рисунках и определять их;

оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

 работать с текстом, иллюстрациями и схемами из разных источников информации.

Основные понятия

 «Кожа», «эпидермис», «дерма», «гиподерма - подкожная жировая клетчатка», «ногти», «волосы», «терморегуляция».

Межпредметные связи

 С химией, с физикой и с гигиеной.

Ресурсы: основные и дополнительные

 Прибор: лупа.

Таблицы: “Строение кожи”, “Органы мочевыделения”;

компьютер; интерактивная доска; мультимедийная презентация “Строение и значение кожи”; Электронные  образовательные ресурсы  -ЭОР

«Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б.

Образовательные интернет ресурсы: http://school-collections.edu.ru 

А именно по строению и функциям кожи:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ae-1000-4ddd-3118-1d00475d60ab/15_002.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008af-1000-4ddd-e396-2000475d60ab/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ad-1000-4ddd-5b19-1b00475d60ab/15_001.swf

Формы урока

Г – групповая

Технология

 Технология организации работы в мини-группе.

Дидактическая
структура 
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент
Время: 2 минуты
Основные этапы:

1 Создание мини-групп (1 мин)

2  Психологическая подготовка к уроку (1 мин)

 

Объединение в мини-группы по 4 человека.

Настраиваются на плодотворную работу.

 

Организация деятельности учащихся на групповую работу.

Учитель настраивает учеников на комфортные условия работы в мини-группе.

 

Ученики объединяются в группы по 4 человека ( по 2 парты).

 

(Познавательные УУД).
(Коммуникативные УУД).
(
Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

Регулятивные 

Умение организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к выполнению заданий учителя.

Коммуникативные

Согласование действий с партнерами по группе – настроиться на совместную работу.

Личностные:

Уважение к личности и ее достоинствам; доброжелательное отношение к окружающим (умение соблюдать дисциплину).

Проверка домашнего задания
Время: 6 минут  

 Подготовить в группе ответ на вопрос. Выбрать отвечающего. Ответить, если нужно дополнить. Оценить работу другой группы.

 Раздать карточки, объяснить задание. Направить деятельность учеников на выполнение задания и оценивание результата. 

 

 Задания по карточкам (для каждой группы). 5 карточек. На карточке один вопрос из следующих:

Согласны ли вы с утверждением. Дайте обоснованный ответ.

1 Почки человека поддерживают постоянство внутренней среды организма.
2  В мочевой пузырь поступает первичная моча.

3 Чем больше поступает воды в почки, тем лучше.

4 В моче человека в норме содержится белок.

5 Почки разделяют вещества, поступающие в них.

 

 Закрепляем понятия : «почки», «первичная моча», «вторичная моча», «мочевыделительная система», «мочевой пузырь», «гомеостаз».

Разбираться в особенностях строения, функциях  и  особенно значении для человека органов мочевыделительной системы.

 Регулятивные  Умение самостоятельно оценивать и корректировать свои знания.  Также умение оценивать одноклассников.

Познавательные Умение ориентироваться в системе ранее полученных знаний; умение выполнить задание в группе и оценить результат.

Коммуникативные

Взаимопроверка выполненного задания по группам, взаимопомощь.

Личностные:

Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий.

Изучение нового материала
Время: 19 мин.

Этапы:

Актуализация познавательной деятельности:

Целеполагание 5 минут

Деятельностный 14 минут

 

Формулируют тему и цель урока.

Просмотр презентации на компьютере.

Поиск недостающей информации.

Заполнение предложенной таблицы и составление вопросов.

Ученики сами решают какими источниками информации пользоваться дополнительно.

 

Направляет мыслительную деятельность учеников вопросами.

Помогает ученикам ориентироваться в новом материале. Помогает найти нужную информацию в дополнительных источниках (по вопросам учеников).

Мы будем с Вами сегодня изучать особенный орган. Давайте распознаем  его с помощью подсказок:

- Его называют, «зеркалом здоровья и болезни».

- Это сложный орган со многими функциями.

-Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.

-Это самый тяжелый орган человеческого тела.

-Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

-Этот орган связан с нервной системой.

-Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

Тема нашего урока  «Покровы тела. Кожа — наружный

покровный орган».

Для этого мы должны знать особенности строения, функции и значение кожи (Формулируют ученики)

Просмотр мультимедийной презентации «Строение и значение кожи»;  На ее основе

исследовательская работа в мини-группе. Также поиск недостающей информации возможен на образовательных интернет ресурсах.

Образовательные интернет ресурсы: http://school-collections.edu.ru 

А именно по строению и функциям кожи:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ae-1000-4ddd-3118-1d00475d60ab/15_002.jpg

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008af-1000-4ddd-e396-2000475d60ab/index.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000008ad-1000-4ddd-5b19-1b00475d60ab/15_001.swf

и с помощью приложения ЭОР

«Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, Рохлов В.С., Трофимов С.Б.

Составление таблицы (2 графы – слои кожи и функции кожи)

Каждая группа составляет по 2 вопроса. Вопросы задаются другим группам.

 Вводится все основные понятия по теме  «Покровы тела. Кожа — наружный

покровный орган»:  «кожа», «эпидермис», «дерма», «гиподерма - подкожная жировая клетчатка», «ногти», «волосы», «терморегуляция». Изучаются особенности строения кожи,  ее функции и значение.

 Регулятивные

Целеполагание

Прогнозирование , как предвидение будущих событий и развития процесса.

Коммуникативные

Устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Умение работать в группе.

Познавательные

Постановка и решение проблем, поиск путей решения.

Умение работать с информацией из разных источников.

Личностные:

Учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.

Создание условий к саморазвитию и самообразованию.

Установление связи между целью деятельности и ее результатом.

Закрепление  нового материала
 Время: 10 минут.

 Работа в группе по заданиям в карточке. Ученики сами решают какими источниками информации пользоваться дополнительно.

 

 

 Консультирует учеников по возникшим вопросам.

При необходимости задает наводящие вопросы или обращает внимание ученика на таблицу «Строение и значение кожи», материалы презентации или информацию из дополнительных источников.

 

 

 Лабораторная работа: «Изучение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».

 (в мини-группах)

Карточка (выдается каждой группе) с заданиями:

Рассмотрите в лупу тыльную сторону своей кисти.

1) Куда ведут поры, из которых выходят стержни волос?
2)
Почему блестят участки кожи, как бы разделённые порами на треугольники и ромбы?
Рассмотрите в лупу ладонную поверхность кисти. Видны поры, свободные от стержней волос.
1) Куда ведут отверстия пор?
2)
Почему ладонь часто потеет, а тыльная сторона кисти - практически никогда? 

 Рисунки и ответы фиксируются в тетрадь.

Также

 Закрепление полученных знаний по теме «Покровы тела. Кожа — наружный

покровный орган».

 

 

Регулятивные 

Планирование хода исследовательской работы.

Выбор эффективных путей организации практической работы.

Принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные

Умение работать с увеличительными приборами.

Умение анализировать и сравнивать.

Коммуникативные

Согласование действий с партнером, участие в совместной деятельности.

Личностные:

Потребность в самовыражении и самореализации.

Контроль
Время: 3 минут

 Проводят самоконтроль и самооценку образовательного продукта. 

 

 

 Совместно с учащимися корректирует ответы и оценивает деятельность учащихся

 

 Учащиеся в каждой группе совместно с учителем проверяют правильность выполнения заданий к  лабораторной работе.

Оценка «5» ставится за все правильные ответы или наличия 1 недочета.

Оценка «4» ставится за один неправильный ответ или наличия нескольких недочетов в ответах, а также за 2

неправильных ответа.

Оценка «3» - ставится за 3 неправильных ответа.

 

 Регулятивные Умение оценивать свою деятельность.

Познавательные

Умение обобщать, сравнивать и анализировать.

Коммуникативные

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Рефлексия 
Время: 4 минуты
Этапы:

Выполняют рефлексию своей деятельности и деятельности группы.

 Предлагает выполнить рефлексию деятельности на уроке. Направляет учеников, чтобы те смогли правильно сформулировать и оценить достижения и трудности.

 Какими способами можно изучить строение кожи, функции и ее значение для человека? Какой способ, на Ваш взгляд,  является эффективным? Почему мы использовали разные способы?

 Достигнута ли цель урока? Ваши (личные и в группе) достижения?

Какие были трудности (личные и в группе)?

 Осознание пройденного материала по теме: «Покровы тела. Кожа — наружный

покровный орган».

Регулятивные

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Умение осознать усвоенный материал.

Познавательные

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение обобщать, сравнивать и анализировать.

Умение выделять главную и второстепенную информацию.

Коммуникативные

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Личностные:

Личностное самоопределение.

Признание ценности здоровья.

Дополнительно

Информация о домашнем задании (разноуровневом),

Время: 1 минута

 Записывают домашнее задание,  осмысляя как будут его выполнять.

 

 

 Информирует

 О домашнем задании, инструктирует по его выполнению.

 П: «Наружные покровы тела. Строение и функции».

Выбрать:

1 Перечислить правила ухода за волосами и ногтями.

2 Схема: значения кожи

2 Сообщение на тему: «Роль кожи в терморегуляции  организма».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

методическая разработка урока по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс

методическая разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела", 7 класс...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Здоровье кожи".

Данная разработка содержит подробное описание урока и презентацию к нему....

Методическая разработка урока по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Представлена методическая разработка урока в 8 классе с использованием образовательной информационно-коммуникационной технологии и применением блокнота-мимио. Урок изучения нового материала по теме &q...

Методическая разработка по биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных"

Урок биологии в 7 классе "Среда обитания и строение тела земноводных" представлен в виде урока-путешествия с целью активизации познавательной деятельности учащихся....