Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
методическая разработка (7 класс) по теме
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сформировывать умение составлять морфолого-систематическую характеристику изучаемого семейства. На уроке активно используются ТСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
7 класс
Разработала: учитель высшей категории Андреева Т.В.
Тема: Семейство Розоцветных.
Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.
Задачи.
Обучающие:
-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;
-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;
- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;
- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать коррекции недостатков психо - физического развития учащихся;
- совершенствование общеучебных и специальных умений;
- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
- реализовывать возможность политехнического воспитания при изучении значения Розоцветных;
- совершенствование культуры труда при выполнении лабораторной работы.
Оборудование: таблица «Происхождение и развитие бактерий, грибов, растений», таблица «Класс Двудольные. Семейство Розоцветных. Шиповник коричный», гербарии семейства Розоцветных, модель цветка яблони, коллекции плодов, живые растения, эл. пособия «Систематика растений», «Биология 7-9 кл.»
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
Мы продолжаем знакомство с многообразием растительного мира, познакомимся с семейством Розоцветных, узнаем главные признаки и представителей этого семейства.
Урок я начну словами М. Пришвина из произведения «Цветущие травы».
« …идет по лугу человек. Травы, цветы, всякие колосинки, пуговки, шишечки приветствуют его и как своим старым добрым друзьям человек говорит: - Здравствуйте, милые, здравствуйте!»
Этим приветствием мы продолжим наше путешествие по царству Растений.
Но прежде чем познакомится с представителями нового семейства, проведем биологическую разминку.
3. Контроль ЗУН.
Задание 1.
Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.
Задание 2.
- На какие классы делятся цветковые растения?
Определите по иллюстрации, к какому классу относится представленные признаки.
Задание 3.
Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.
(Демонстрация слайдов)
- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.
- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.
4. Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.
- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.
Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.
(Демонстрация живого растения, ее запаха)
Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!
(Музыкальное оформление)
Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.
«…Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей…»
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.
Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.
Настенная таблица.
А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.
- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока. Внесите название семейства в сводную таблицу.
Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.
Вот некоторые из них.
(Демонстрация слайдов)
- Назовите известные вам растения из представленной группы и запишите представителей семейства в тетради.
Семейство Розоцветных отличается большим разнообразием жизненных форм.
Физкультурная пауза:
- Покажите известные вам жизненные формы следующих Розоцветных:
яблоня, шиповник, черника, груша, рябина, ежевика, вишня, земляника, слива, черемуха, виктория, персик.
Я приглашаю вас на видео-экскурсию в природу, рассмотрим внешний вид и познакомимся с наиболее распространенными представителями семейства Розоцветных.
(Просмотр видеофрагмента)
- Что вы можете сказать о внешнем виде этих растений – форме и размерах листьев, окраске лепестков, плодах; значении их? Одинаковы ли они?
- Перечислите растения, имеющие плодово-ягодное значение.
- Назовите декоративные Розоцветные.
- Какие растения из семейства имеют лекарственное значение?
Несмотря на различия, все эти растения имеют общие признаки, объединяющие их в одну группу – семейство Розоцветных.
Практическое задание.
- Рассмотрите гербарии растений семейства Розоцветных
- Отметьте корневую систему, жилкование листьев.
- Цветки одиночные или собраны а соцветия?
- Какой тип стебля у представленных растений?
- Сравните свои наблюдения с таблицей на стр. 151 учебника.
Продолжим нашу видео-экскурсию в природу, рассмотрим основные признаки семейства.
(Просмотр видеофрагмента)
Запишите сведения в таблицу.
5. Закрепление изученного.
Выполните самостоятельно задания в рабочей тетради №146, стр.48, №142,стр.46.
Сделаем самопроверку.
Практическая работа:
По внешнему виду цветков, соцветий, плодов, семян определите название растения, семейство, к которому оно относится.
- С каким семейством цветковых растений вы познакомились сегодня на уроке?
(Биологическое лото)
Наше путешествие в мир растений продолжится на следующем уроке. Благодарю вас, ребята за то, что вы были интересными и надежными спутниками.
6. Домашнее задание.
Повторить данные таблицы, подготовить сообщение об одном представителе изученного семейства.
7. Итоги урока. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"
Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Газообмен в легких и тканях"
УМК Н.И. Сонин...
Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.
Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разнообр...
Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"
Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...