Главные вкладки

    Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
    методическая разработка (7 класс) по теме

    Андреева Татьяна Валентиновна

    Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сформировывать умение составлять морфолого-систематическую характеристику изучаемого семейства. На уроке активно используются ТСО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока

    7 класс

    Разработала: учитель высшей категории Андреева Т.В.

    Тема: Семейство Розоцветных.

    Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.

    Задачи.

    Обучающие:

    -научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;

    -сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;

    - расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;

    - раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

    Коррекционно-развивающие:

    - способствовать коррекции недостатков психо  - физического развития учащихся;

    - совершенствование общеучебных и специальных умений;

    - развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

    Воспитательные:

    - реализовывать возможность политехнического воспитания при изучении значения Розоцветных;

    - совершенствование культуры труда при выполнении лабораторной работы.

    Оборудование: таблица «Происхождение и развитие бактерий, грибов, растений», таблица «Класс Двудольные. Семейство Розоцветных. Шиповник коричный», гербарии семейства Розоцветных, модель цветка яблони, коллекции плодов, живые растения, эл. пособия «Систематика растений», «Биология 7-9 кл.»

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    2. Актуализация знаний.

    Мы продолжаем знакомство с многообразием растительного мира, познакомимся с семейством Розоцветных, узнаем главные признаки и представителей этого семейства.

         Урок я начну словами М. Пришвина из произведения «Цветущие травы».

     « …идет по лугу человек. Травы,  цветы, всякие колосинки, пуговки, шишечки приветствуют его и как своим старым добрым друзьям человек говорит: - Здравствуйте, милые, здравствуйте!»

    Этим приветствием мы продолжим наше путешествие по царству Растений.

    Но прежде чем  познакомится с представителями нового семейства,  проведем биологическую разминку.

    3. Контроль ЗУН.

    Задание 1.

    Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.

    Задание 2.

     - На какие классы делятся цветковые растения?

    Определите  по иллюстрации,  к какому классу относится представленные признаки.

    Задание 3.

    Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

    (Демонстрация слайдов)

    - Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

    - Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

    4. Изучение нового материала.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством  цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

    - Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.

    Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.

    (Демонстрация живого растения, ее запаха)

    Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!

    (Музыкальное оформление)

    Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

    «…Нет в мире ничего нежней и краше,

    Чем этот сверток алых лепестков,

    Раскрывшихся благоуханной чашей…»

    Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки  крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

    Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

    Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.

    Настенная таблица.

    А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

    - Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока. Внесите название семейства в сводную таблицу.

    Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

    Вот некоторые из них.

    (Демонстрация слайдов)

    - Назовите известные вам растения из представленной группы и запишите представителей семейства  в тетради.

    Семейство Розоцветных отличается большим разнообразием жизненных форм.

    Физкультурная пауза:

    - Покажите известные вам жизненные формы следующих Розоцветных:

    яблоня, шиповник, черника, груша, рябина, ежевика, вишня, земляника, слива, черемуха, виктория, персик.

    Я приглашаю вас на видео-экскурсию  в природу,  рассмотрим внешний вид и познакомимся с наиболее распространенными представителями семейства Розоцветных.

    (Просмотр видеофрагмента)

    - Что вы можете сказать о внешнем виде этих растений – форме и размерах листьев, окраске лепестков, плодах; значении их? Одинаковы ли они?

    - Перечислите растения, имеющие плодово-ягодное значение.

    - Назовите декоративные Розоцветные.

    - Какие растения из семейства имеют лекарственное значение?

    Несмотря на различия, все эти растения имеют общие признаки, объединяющие их в одну группу – семейство Розоцветных.

    Практическое задание.

    - Рассмотрите гербарии растений семейства Розоцветных

    - Отметьте корневую систему, жилкование листьев.

    - Цветки одиночные или собраны а соцветия?

    - Какой тип стебля у представленных растений?

    - Сравните свои наблюдения с таблицей на стр. 151 учебника.

    Продолжим нашу  видео-экскурсию в природу,  рассмотрим основные признаки семейства.

    (Просмотр видеофрагмента)

    Запишите сведения в таблицу.

    5. Закрепление изученного.

    Выполните самостоятельно  задания в рабочей тетради №146, стр.48, №142,стр.46.

    Сделаем самопроверку.

    Практическая работа:

    По внешнему виду цветков, соцветий,  плодов, семян определите название растения, семейство, к которому оно относится.

    - С каким семейством цветковых растений вы познакомились сегодня на уроке?

    (Биологическое лото)

    Наше путешествие в мир растений продолжится на следующем уроке. Благодарю вас, ребята за то, что вы были интересными и надежными спутниками.

    6. Домашнее задание.

     Повторить данные таблицы, подготовить сообщение об одном представителе изученного семейства.

    7. Итоги урока. Оценки за урок.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока биологии в 11 классе

    Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

    Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

    Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

    Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

    Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

    методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

    Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

    Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

    Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

    Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

    Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...