Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
методическая разработка (7 класс) по теме

Андреева Татьяна Валентиновна

Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют  практическую работу, что позволяет им сформировывать умение составлять морфолого-систематическую характеристику изучаемого семейства. На уроке активно используются ТСО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

7 класс

Разработала: учитель высшей категории Андреева Т.В.

Тема: Семейство Розоцветных.

Цель: расширить знания школьников о многообразии цветковых растений.

Задачи.

Обучающие:

-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;

-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;

- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;

- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать коррекции недостатков психо  - физического развития учащихся;

- совершенствование общеучебных и специальных умений;

- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:

- реализовывать возможность политехнического воспитания при изучении значения Розоцветных;

- совершенствование культуры труда при выполнении лабораторной работы.

Оборудование: таблица «Происхождение и развитие бактерий, грибов, растений», таблица «Класс Двудольные. Семейство Розоцветных. Шиповник коричный», гербарии семейства Розоцветных, модель цветка яблони, коллекции плодов, живые растения, эл. пособия «Систематика растений», «Биология 7-9 кл.»

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем знакомство с многообразием растительного мира, познакомимся с семейством Розоцветных, узнаем главные признаки и представителей этого семейства.

     Урок я начну словами М. Пришвина из произведения «Цветущие травы».

 « …идет по лугу человек. Травы,  цветы, всякие колосинки, пуговки, шишечки приветствуют его и как своим старым добрым друзьям человек говорит: - Здравствуйте, милые, здравствуйте!»

Этим приветствием мы продолжим наше путешествие по царству Растений.

Но прежде чем  познакомится с представителями нового семейства,  проведем биологическую разминку.

3. Контроль ЗУН.

Задание 1.

Рассмотреть гербарии растений, назвать известное вам растение, его жизненную форму, отдел, к которому оно относится.

Задание 2.

 - На какие классы делятся цветковые растения?

Определите  по иллюстрации,  к какому классу относится представленные признаки.

Задание 3.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

(Демонстрация слайдов)

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

- Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

4. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством  цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.

(Демонстрация живого растения, ее запаха)

Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!

(Музыкальное оформление)

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

«…Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей…»

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки  крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.

Настенная таблица.

А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока. Внесите название семейства в сводную таблицу.

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них.

(Демонстрация слайдов)

- Назовите известные вам растения из представленной группы и запишите представителей семейства  в тетради.

Семейство Розоцветных отличается большим разнообразием жизненных форм.

Физкультурная пауза:

- Покажите известные вам жизненные формы следующих Розоцветных:

яблоня, шиповник, черника, груша, рябина, ежевика, вишня, земляника, слива, черемуха, виктория, персик.

Я приглашаю вас на видео-экскурсию  в природу,  рассмотрим внешний вид и познакомимся с наиболее распространенными представителями семейства Розоцветных.

(Просмотр видеофрагмента)

- Что вы можете сказать о внешнем виде этих растений – форме и размерах листьев, окраске лепестков, плодах; значении их? Одинаковы ли они?

- Перечислите растения, имеющие плодово-ягодное значение.

- Назовите декоративные Розоцветные.

- Какие растения из семейства имеют лекарственное значение?

Несмотря на различия, все эти растения имеют общие признаки, объединяющие их в одну группу – семейство Розоцветных.

Практическое задание.

- Рассмотрите гербарии растений семейства Розоцветных

- Отметьте корневую систему, жилкование листьев.

- Цветки одиночные или собраны а соцветия?

- Какой тип стебля у представленных растений?

- Сравните свои наблюдения с таблицей на стр. 151 учебника.

Продолжим нашу  видео-экскурсию в природу,  рассмотрим основные признаки семейства.

(Просмотр видеофрагмента)

Запишите сведения в таблицу.

5. Закрепление изученного.

Выполните самостоятельно  задания в рабочей тетради №146, стр.48, №142,стр.46.

Сделаем самопроверку.

Практическая работа:

По внешнему виду цветков, соцветий,  плодов, семян определите название растения, семейство, к которому оно относится.

- С каким семейством цветковых растений вы познакомились сегодня на уроке?

(Биологическое лото)

Наше путешествие в мир растений продолжится на следующем уроке. Благодарю вас, ребята за то, что вы были интересными и надежными спутниками.

6. Домашнее задание.

 Повторить данные таблицы, подготовить сообщение об одном представителе изученного семейства.

7. Итоги урока. Оценки за урок.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 11 классе

Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1.     Используя презентацию учащейся  11 класса выяснить, что изучает наука     эколог...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Строение цветка"

Тема урока: Строение цветка. Цель: ознакомиться со строением и значением цветка, развивать логическое мышление, речь, память.Задачи: углубить знания о строении цветка как видоизмененном побеге, р...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Движение.

Данная методическая разработка предлагается для проведения урока по теме "Движение". Главная цель - сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого;  познакомить с разнообр...