Методическая разработка урока физики на тему "Сила трения" (7 класс)
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Манкович Елена Васильевна

Методическая разработка содержит план-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fiziki_trenie.docx106.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики  «Сила трения» (7 класс)

Цель урока: Сформулировать понятие силы трения. Познакомить с видами трения. Выяснить от чего зависит сила трения. Причины силы трения. Выяснить роль трения в жизни и технике.

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний:

Ответьте на вопросы и обсудите ответы в парах, а затем совместно  проверим ответы в классе.

Вопросы:

  1. Какую величину называют силой?
  2. Как обозначается сила? Единица измерения силы?
  3. Какой прибор предназначен для измерения силы?
  4. Какие силы Вы знаете?
  5. Чему равен вес петуха массой 3 кг?
  6. Главное отличие силы тяжести от веса тела?
  7. Что называют равнодействующей сил?
  8. Чему равна равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону?
  9. Чему равна равнодействующая сил, направленных по одной прямой в разные стороны?
  10. Что является причиной изменения скорости?

Оцените каждый свои ответы и выставите отметки в лист самооценки.

III. Новый материал:

Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается (слайд 1). Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила.

- Что это за сила? (Дети пытаются разгадать).

- Это сила трения. Тема нашего урока «Сила трения». (Слайд 2). (Учащиеся записывают в тетради тему урока).

- Какие цели  и задачи мы сегодня поставим для нашего урока?( Ставятся цели)

1)Проведем Опыт:

- У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и толкните. Что с ним произошло? (Тело остановилось)

-  Что его тормозит? (Трение..)

- Во время движения поверхности стола и бруска взаимодействуют (трутся) и тело останавливается..

- Как же она направлена сила, если тело останавливается? (Против движения.)

- Давайте теперь сформулируем определение силы трения:

Сила трения - сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направленная против движения. (записываем в тетрадь) (Слайд 3)

- Давайте сделаем рисунок в тетради и обозначим силу трения (Слайд 4)

Силу трения, как и любую силу можно измерить при помощи динамометра.

Зацепите за крючок динамометра брусок и равномерно протащите брусок. Сила, которую показывает динамометр – это и есть значение силы трения.

2)  А в чем же причина и природа  возникновения этой силы?

Смотрим  файл из коллекции ЦОР

       Вывод: причины возникновения трения: (Слайд5)

  1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
  2. Притяжение молекул взаимодействующих тел. (записываем в тетрадь)

3) Выясним от чего зависит и от чего не зависит сила трения.

Эксперименты в группах: 3 ряда- 3группы(1 ряд- группа)

Экспериментальное задание №1

Изучение зависимости силы трения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, кусок ткани

Порядок выполнения работы:

1.Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности стола при помощи динамометра. Измерьте силу трения.  Fтр =

2.Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности ткани при помощи динамометра. Измерьте силу трения.  Fтр =

3.Сделайте  ВЫВОД: сила трения ( зависит или не зависит) от рода трущихся поверхностей

Экспериментальное задание №2

Изучение зависимости силы трения от давления.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

1. Положите брусок большой гранью, а на него –1груз. Измерьте силу трения. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Fтр =

2.Положите на брусок  второй груз и снова измерьте силу трения. Fтр =

3.Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения. Fтр=

4. Сравните полученные данные.

5. Сделайте ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем (больше или меньше) сила трения.

Экспериментальное задание №3

Изучение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

1. Положите брусок на большую поверхность, а на него – 2груза. Измерьте силу трения. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра.  Fтр =

2.Положите на брусок  меньшей поверхностью  и также положите сверху 2 груза и снова измерьте силу трения. Fтр =

4. Сравните полученные данные.

5. Сделайте ВЫВОД: Сила трения (зависит или не зависит) от площади трущихся поверхностей?

После проведения экспериментов выводы записываются в тетради: (слайд 6)

  1. Сила трения зависит  от рода трущихся поверхностей
  2. Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше сила трения.
  3. Сила трения не зависит от площади трущихся поверхностей.

4) Виды трения  (Слайд7)

                                                              Сила трения

        скольжения                               качения                           покоя

Трение скольжения: Если тело скользит по поверхности другого, то возникающую силу называют силой трения скольжения

Трение качения: Если тело катится по поверхности другого, то силу,  возникающую при этом,  называют силой трения качения

Трение покоя: При попытке сдвинуть тело с места, оно не сразу изменит свою скорость, так как действующая на тело сила уравновешивается силой трения покоя

5) Сравнение сил трения скольжения и качения (Фронтальный эксперимент)

Экспериментальное задание №4

Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые или ручки.41

Порядок выполнения работы:

1) Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра.  Fтр.скольжения =

2) Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Fтр.качения =

3) Сравните силу трения скольжения и силу трения качения

4) Сделайте  и запишите ВЫВОД: трение качения ( больше или меньше) трения  скольжения. 

Сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения. (Слайд7)

Выставите в листы самооценки отметки за экспериментальные задания.

6) Вредное и полезное трение

Если трение вредно, то его пытаются уменьшить:  трение скольжения заменяют качением (подшипники) и добавлением смазки (вязкое трение)

Если полезное, то его увеличивают  - улицы посыпают песком, рифленые шины и тд.

 (слайды8- )

Учитель: А сейчас проверим, как вы умеете применять теорию на практике. На листе самооценки предлагается работа по вариантам.

7)Тестовая работа

Учитель: Возьмите ручку и обведите кружочком правильный вариант ответа.

Вариант 1

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется сила трения? 
А. м
Б. Н 
В. м/с

2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения?

А. 
Fп. < Fск.
Б. 
Fп. = Fск. 
В. 
Fск. Fп.

3. Сила трения зависит от:

А. Шероховатости соприкасающихся поверхностей

Б. Площади трущихся поверхностей

В. Нет верного ответа
4. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки?
А. чтобы увеличить силу трения 
Б. чтобы уменьшить силу трения
В. сила трения не изменяется

5. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед …

А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяетс

1. Каким прибором можно измерять силу трения?
А. линейкой
Б. мензуркой 
В. динамометром
2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения?
А. 
Fп. < Fк.
Б. 
Fп. = Fк. 
В. 
Fк. Fп.

3. Сила трения не зависит от:

А. Шероховатости соприкасающихся поверхностей

Б. Площади трущихся поверхностей

В. Нет верного ответа
4. Почему любое катящееся тело, в конце концов, останавливается?
А. на тело действует сила трения качения
Б. на тело действует сила трения скольжения
В. на тело действует сила трения покоя
5. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения …
А. уменьшается
Б. увеличивается
В. не изменяется

- Осуществляем взаимопроверку. Правильные варианты ответов представлены на слайде. Поставьте оценку с учетом критерия, он так же указан на слайде.

Правильные ответы: (слайд 15)

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Вариант 1

Б

В

А

Б

Б

Вариант 2

В

В

Б

А

Б

Критерии оценок:

  • оценка «5» за 5 верных ответов
  • оценка «4» за 4 верных ответа
  • оценка «3» за 3 верных ответа

Проверили? Поднимите руку кому «5»? Опустите. А кому «4»?

Молодцы! Ну а остальным есть над чем поработать.

Дом. задание

  1. §§ 32-33 (для всех)
  2. Сочинение на тему «Если бы исчезла сила трения …» (для желающих)

Рефлексия

Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Я знаю виды силы трения

 

 

 

2

Я знаю единицу измерения силы трения

 

 

 

3

Я знаю, куда направлена сила трения

 

 

 

4

Я могу определить вид силы трения

 

 

 

5

Я могу измерять силу трения

 

 

 

6

Я считаю свою работу на уроке эффективной

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Методическая разработка урока по теме: "Сила трения. Виды трения"

Комбинированный урок с компьютерной поддержкой. Учебные задания позволяют  развивать творческую активность обучающихся, умение анализировать, делать обобщения, а также содержит элементы исс...

Методическая разработка урока физики в 7-м классе: "Повторение по теме "Давление твёрдых тел, жидкостей и газа" Оганян Наталья Амаяковна , учитель физики

Цель: Обобщение и систематизация знаний по темам: “Давление твердых тел, жидкостей и газа”, “Сообщающиеся сосуды”, “Барометры””.Задачи:Создать условия для наблюдения учащимися физических явлений, осно...

Методическая разработка урока физики в 10-м классе по теме "Закон всемирного тяготения"

Цель урока: Организация  деятельности обучающихся по определению фундаментального характера закона всемирного тяготения....

Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)

Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой  водородной бомбы, Лауреату  Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...