Методическая разработка урока физики для учащихся 8 класса: Обобщающий урок: «Тепловые явление. Изменение агрегатных состояний вещества» (урок одной задачи)
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Ключикова Светлана Сергеевна

Данная методическая разработка является примером того, как нестандартно и интересно можно провести урок повторения и обобщения материала.

Урок полностью соответствует требованиям ФГОС ООО, т.к. он способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

Реализуется это путем решения одной объёмной задачи. Однако, эта задача, связана с реальными событиями...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3 города Лебедянь

Лебедянского муниципального района Липецкой области

Методическая разработка урока физики для учащихся 8 класса

Обобщающий урок: «Тепловые явление. Изменение агрегатных состояний вещества»

(урок одной задачи)

Учитель: Ключикова С.С.

2025 г.

Данная методическая разработка является примером того, как нестандартно и интересно можно провести урок повторения и обобщения материала.

Урок полностью соответствует требованиям ФГОС ООО, т.к. он способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов.

Реализуется это путем решения одной объёмной задачи. Однако, эта задача, связана с реальными событиями.

«В ночь на 13 апреля 1982 года во время 27 экспедиции на станции "Восток" случился пожар. Сгорел вагончик с электростанцией, погиб механик Алексей Карпенко, который кинулся тушить генератор изнутри. После пожара помощи было ждать неоткуда. Станция "Восток" — это  1400 километров вглубь Антарктиды, геомагнитный полюс Земли, Полюс холода с зафиксированной наинизшей на тот момент температурой приземной атмосферы в -88,3°С, высота 3500 метров над уровнем моря. Воздух там разрежен, как в Альпах, кислорода для дыхания не хватает, полярная зима и начало полярной ночи. Условия можно сравнить с марсианскими. А научная вахта полярников недавно началась и длиться ей год...»

Первым про героических людей, сумевших выжить на обесточенной станции среди тёмной ледяной пустыни и продолживших научную работу, написал журналист, писатель Василий Песков. Материал этой истории взят с сайта РГО, фотографии, представленные в презентации – из личных архивов участников той экспедиции. Статья на сайте очень большая, я существенно сократила ее, но постаралась донести до учащихся все основные моменты той героической экспедиции. Отдельный акцент сделан на суровые условия, т.к. это непосредственно связано с разделами физики «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества», и на мужество и подвиг полярников.

Элементы содержания программы: Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Урок имеет мощное воспитательное значение, т.к. он показывает, какие высокие личностные качества помогают человеку справиться с экстремальными ситуациями, учит мужеству, коллективизму, показывает огромную силу научных знаний.

Тема урока: Обобщающий урок: «Тепловые явление. Изменение агрегатных состояний вещества»

  1. Организационный момент.

На самом деле холода не существует. В соответствии с
законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности
является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на
предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

А. Эйнштейн ?

Холод — это проверка на прочность, насколько мы сильны, насколько мы готовы справиться с трудностями.» — Шерлок Холмс (Артур Конан Дойль)

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания о тепловых явлениях и агрегатных переходах, научиться  видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни и применять знания в новой ситуации
  2. Развивать умения объяснять окружающие явления, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся.
  3. Развивать у учащихся умения работать в коллективе в сочетании с самостоятельной работой, развивать коммуникативные способности .

  1. Актуализация опорных знаний

Проверим знание терминов путем разгадывания кроссворда.

КАКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАШИФРОВАНО В КРОССВОРДЕ?

Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски

  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое. (плавление)
  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях. (энергия)
  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое. (отвердевание)
  4. Переход вещества из пара в жидкость. (конденсация)
  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии. (снег)
  6. Переход вещества из жидкости в пар. (испарение)
  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости. (кипение)
  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью. (вода)
  9. Топливо, получаемое из нефти. (бензин)
  1. Создание проблемной ситуации

В ночь на 13 апреля 1982 года во время 27 экспедиции на станции "Восток" случился пожар. Сгорел вагончик с электростанцией, погиб механик Алексей Карпенко, который кинулся тушить генератор изнутри. Чтобы читатель понимал: после пожара помощи ждать неоткуда. Станция "Восток" — это  1400 километров вглубь Антарктиды, геомагнитный полюс Земли, Полюс холода с зафиксированной наинизшей на тот момент температурой приземной атмосферы в -88,3°С, высота 3500 метров над уровнем моря. Воздух там разрежен, как в Альпах, кислорода для дыхания не хватает, полярная зима и начало полярной ночи. Условия можно сравнить с марсианскими. А научная вахта полярников недавно началась и длиться ей год... 

Первым про героических людей, сумевших выжить на обесточенной станции среди тёмной ледяной пустыни и продолживших научную работу, написал журналист, писатель Василий Песков.

Каждый делал, что мог, для спасения. Синяки, ссадины, кровоподтеки, ожоги, сломанное ребро обнаружились позже. В эти же четверть часа отчаянной схватки ранений никто не почувствовал.

пожары – бич Антарктиды И тушить их там трудно. Во первых влажность очень низкая. Надо знать Антарктиду.  Она действует, как знакомый нам бытовой холодильник: вымораживает, иссушает. Все превращается почти в порох. Сухость такая же, как в Сахаре.  

Во вторых постоянный сильный ветер. В третьих отсутствие воды для тушения. Курьез. На три четверти материк Антарктиды состоит из воды. Но вода эта твердая.

 В результате это почти тоже самое, как горит летящий самолёт, когда горят сами металлы , не говоря уже о горючих материалах. На фото видно какой силы ветер и какое пламя бенгальское, не дерево горит.

Но надежда еще была. Двадцать баков с соляркой стояли в эти минуты между жизнью и смертью двадцати человек. Огонь уже жадно лизал эти баки. Но мороз был по этому пункту судьбы союзником у людей. Огню еще надо было разогреть, растопить загустевшую до состояния джема солярку. И пока он эту работу проделывал, вдруг изменил направление ветер.

В схватке с огнем погиб один из полярников.

Люди остались наедине с ледяной стихией без тепла, света, воды и без связи с большой землей. Спасти их могло только чудо, а также совместные усилия, знания и опыт.

Первая радость – запустили старый движок, «керосинкой»  отогрели приборы и подключили радиостанцию. На большой Родине понимали, что на станции случилось плохое когда радист не вышел на связь несколько часов подряд, хотя должен был выходить раз в час.

Четырнадцатое апреля из Москвы пришла радиограмма за подписью очень ответственного лица. Суть ее: нужны ли чрезвычайные меры для спасения людей? Начальник станции Петр Астахов, счел обязательным знать мнение каждого из зимовщиков.  Решили остаться, а родным даже намеком не сообщать о пожаре.

Спать в этот вечер они легли, вернее свалились, у трех «керосинок» не раздеваясь, не снимая обуви, прижавшись друг к другу.

Срочно необходимо было тепло!

И вскоре соорудили семь самодельных «буржуек». Сразу же обнаружилось: движком опять придется рискнуть. Солярка в баках возле сгоревшей ДЭС была густой, «палкой тычешь – едва проминается». Опустили в солярку тэн. Движок для отогрева  гоняли весь день.)

По недостатку кислорода солярка горела с большой копотью. Перепады температур в помещении были огромными. Вверху тепло, внизу у стен -лед.  Когда его становится слишком много, брали топоры и ведрами выносили лед наружу.

Поначалу на освещение пошел керосин. Но вспомнив про парафин пошло производство свечей! 

 Свечи коптили. Свечная сажа плавала в воздухе, набивалась в волосы, уши, пропитала одежду. Сажу ложками, как пенки, снимали в баке с компотом, ловили в тарелках с супом. 

Сажа так в людей въелась, так донял их мороз и так уже прикипела к телу одежда, что все мечтали о бане. Это казалось невозможным…Как и все остальное в той экспедиции. Ровно неделю возились при коптящих свечах.

Все та же солярная печка с рубашкой-бочкой для воды.  Соорудили скамейки, полки, навесили двери.

Сутки топили печку, чтобы изгнать Антарктиду из бани. Потом стали греть воду. На Востоке воду всегда «пилили». Получилось что-то вроде самовара, который загружали «кирпичами» снега.  Бруски каленного семидесятиградусным морозом снега не очень-то скоро тают, забирают в себя тепло.

Из дневника А.М.:  «Белье черное и сами как жители Африканского континента. Но какое блаженство! И целых три таза горячей воды на брата – мойся, стирай! На верхней полке достойная любой бани жара, внизу же снег лежит и не тает. Свечка моргает. Воняет соляркой. Но, эта баня оказалась самой памятной в их жизни.

Банились первый раз 1 мая. За стол после бани (вызов копоти!) сели в сорочках с галстуками.

Позже на свалке в сугробе откопали дизель. С помощью грелки для самолетов сутки отогревали трактор и с его помощью привезли дизель к вагончикам. Позже трудами великими стали вырабатывать электрический свет. С этого дня многое в жизни зимовщиков сразу переменилось и даже стало возможным проводить научные работы.

Журналист спрашивал: какой день зимовки после пожара был самым памятным? Все в один голос: «Когда заработала баня!» Были тут, казалось бы, более серьезные радости: отремонтировали, запустили найденный на свалке дизель, электричеством заменили свечную иллюминацию, приступили к работам по научной программе, подъемом флага встретили появление солнца, дни рождения были, пробились сюда походом из Мирного люди. И все же в первую очередь – баня! До этого говорили с надеждой: перезимуем. Теперь уже уверены были: перезимуем! «Баня была не только крайней необходимостью, она показала: многое можем сделать».

  1. Решение задачи

Задача

Сколько солярки потребовалось для того чтобы растопить баню для 20 полярников в  условиях 70 градусного мороза, если на каждого человека пришлось по 30 л тёплой воды с температурой 45 градусов. КПД печки буржуйки считать равным 80%.

  1. Подведение итогов урока

После пожара полярники провели на Востоке ещё 227 дней. Весной за ними прилетел самолёт, и забрал в Мирный выживших полярников и останки погибшего Алексея Карпенко.

..В анкете на мой вопрос: «Чему научила тебя Антарктида?» – Анатолий Калмыков написал: «Терпению и чуткому отношению к людям, умению прощать минутные вспышки и слабости». Таков один из новичков Антарктиды.

...Ответы Владимира на анкету «Чему научила тебя Антарктида?» мне показались самыми интересными.

  • Понял, насколько свойственно для обыкновенного человека недооценивать свои возможности. Если бы перед поездкой я узнал, что мне предстоит сделать, через что пройти, то никогда не поверил бы, что смогу все это.
  • 2. Еще раз убедился в правомерности истины о том, что человек познается в беде.
  • 3. Научился ценить жизнь, те большие и маленькие радости, которыми тут она изредка оделяет.
  • 4. В какой-то степени изменились взгляды на многие жизненные явления, что-то отошло на задний план, что-то выступило вперед.
  • 5. Научился видеть в людях основное, не концентрировать внимание на мелочах.

  1. Этап рефлексии.

Что полезного мы узнали на уроке?

Какие темы мы повторили?

Чему нас учит эта история полярников?

Домашнее задание: повторить темы «Тепловые явления», «Изменения агрегатных состояний вещества», подготовиться к к.р.

Приложение

КАКОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАШИФРОВАНО В КРОССВОРДЕ?

Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски Наброски

  1. Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.
  2. Физическая величина, измеряемая в Джоулях.
  3. Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
  4. Переход вещества из пара в жидкость.
  5. Разновидность воды в твёрдом состоянии.
  6. Переход вещества из жидкости в пар.
  7. Процесс, сопровождаемый быстрым образованием пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости.
  8. Жидкость с большой удельной теплоёмкостью.
  9. Топливо, получаемое из нефти.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа 8 класс по теме "Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества"

Контрольная работа содержит 6 задач:3 количественные, 3 расчетные....

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"

В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен,  используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Умножение десятичных дробей"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 5 класс по теме "Умножение десятичных дробей". При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Умножение и деление рациональных чисел"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Умножение и деление  рациональных чисел".При построении урока опорой был УМК Н.Я. Виленкина, В.И. Ж...

Методическая разработка урока физики для 8 класса по теме «Тепловые явления – повторение»

Урок предназначен для учащихся 8го класса и может быть использован в качестве обобщительно-повторяющего урока по теме «тепловые явления».Цели и задачи урока&bull...

Методическая разработка урока по алгебре 7 класс. Обобщающий урок по теме: "Алгебраические дроби"

В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Алгебраические дроби»...