Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ооржак Мира Мергеновна

Разработка урока на тему "Шляпочные грибы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlya.gr_.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Шляпочные грибы»

Автор УМК: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»

  Образовательные результаты:  

  • личностные УУД: уметь вступать в диалог с учителем, слушать и понимать других,  сотрудничать в совместном решении проблемы.
  • метапредметные результаты: регулятивные УУД: формировать умение работы с различными источниками информации, схемами, рисунками, уметь преобразовывать эту информацию, определять понятия, связанные с темой урока; самостоятельно формулировать познавательные цели, выдвигать предположения и их обосновывать, организовывать совместную познавательную деятельность в паре, уметь оценить других и самооценить свои действия, предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, корректировать план действий в соответствии со сложившейся учебной ситуацией.
  • коммуникативные: умения работать в парах
  • предметные: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах; приобретение опыта использования методов биологической науки.

  Методы:     объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

  Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальная работа, создание проблемной ситуации, коллективная рефлексия, работа в  малых группах, организация взаимопроверки, учебное сотрудничество

 Средства:  УМК Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения», инструктивные карточки, конверты с заданиями, презентация, мультимедийный проектор, муляжи шляпочных грибов.

  Цели урока:

Образовательные: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение шляпочных грибов.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Воспитывающие: воспитание у школьников положительной мотивации учения, вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, умение работать индивидуально и в парах, воспитывать бережное отношения к природе, экологической культуры.

    Задачи:

          1. Раскрытие особенностей строения шляпочных грибов;

          2.  Формирование умения различать съедобные и ядовитые грибы, применять правила сбора грибов;

          3.  Воспитание  чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.

Этапы урока

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационный

момент

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей

Приветствует учащихся:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Мотивация учащихся. Актуализация знаний

Выполняют задание, рассуждают, приходят к заключению. называет примеры изученных грибов, особенности их строения, значение в природе.

 - На предыдущем  уроке мы начали знакомиться с царством грибов. Давайте проверим знания, которые вы приобрели,  выполнив тест (учитель раздает карточки с проверочным тестом) (Приложение №1).

- Ваша задача  - ответить на вопрос, выбрав один  их четырех вариантов.

- Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками (учитель диктует вопрос, и говорит правильный ответ).

Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Организует фронтальную работу, контролирует выполнение заданий

Целеполагание

Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель урока и  учебные задачи

-  Ребята сегодня я захватила с собой чудесную корзинку, в ней спрятано то, что мы будем изучать сегодня на уроке. И предлагаю вам отгадать загадку:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть -
Нет головы.

Давайте проверим (вызвать ученика, чтобы открыл корзинку и показал ребятам ответ).

Действительно это гриб, но какой? На прошлом уроке мы назвали 2 группы грибов, к какой из них мы отнесем нашу находку?

Следовательно, тема нашего урока?

-Совершенно верно. Записываем ее в ваши инструктивные карточки.

Изучали ли вы подробно шляпочные грибы? Значит, какова цель нашего урока?

А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?

Совершенно верно, итак вот и наши задачи (на доску)

- узнать строение шляпочных грибов

- познакомиться с видами шляпочных грибов

- научиться различать съедобные и несъедобные грибы

Изучение нового материала

Работа в рабочих тетрадях, подписывают основные части шляпочных грибов.
Работа с учебниками стр. 48, изучение рисунка 26. Строение шляпочного гриба

Учитель показывает строение шляпочных грибов, используя презентацию, муляжи грибов.
-  По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. В грибах содержится большое количество воды (больше 90%) до 80% сухого вещества составляют белки. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Сегодня мы продолжим знакомство с грибами. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы. Как вы думаете, почему они получили такое название?

В шляпке два слоя: верхний -покрыт кожицей и окрашен пигментами, а нижний – у одних грибов пронизан трубочками (трубчатые грибы), а у других –пластинками (пластинчатые).

Грибница – главная часть гриба. Ее клетки двухъядерные и не содержат пластид. На них развивается плодовое тело.

Первичное закрепление знаний

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

Дается индивидуальное задание группам, ограничивая время его выполнения:

1 группа – исследователи: выполняют работу по инструктивной карте по изучению шляпочных грибов

2 группа – энциклопедисты: по дополнительному материалу обобщают материал о роли грибов в природе и жизни человека

3 группа – практики: распределяют грибы на съедобные и ядовитые, находят признаки грибов двойников.

Закрепление изученного материала

Учащиеся в тетради отвечают

1

2

3

4

5

6

7

8

г

р

и

б

н

и

ц

а

Учитель  задаёт вопросы:

«Итоговое тестовое задание»
1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:
а) способны к фотосинтезу
б) питаются готовыми органическими веществами
в) поглощают пищу путём всасывания
2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:
а) хитин
б) целлюлозу
в) муреин
3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется
а) мицелий
б) плодовое тело
в) микориза
4.Дрожжи размножаются
а) спорами
б) почкованием
в) мицелием
5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:
а) выгодно одному из организмов
б) не выгодно обоим
в) выгодно обоим
6.Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов
а) мукор
б) трутовик
в) фитофтора
7.К пластинчатым грибам относится
а) лисичка
б) подосиновик
в) маслёнок
8.Половое размножение у грибов происходит
а) при слиянии специализированных клеток
б) с помощью спор
в) почкованием

Рефлексия

Заполняют таблицу:

Я знал

Я узнал

Я хочу узнать

- По результатам урока заполни табличку, и оцени уровень твоей работы на уроке с помощью шкалы, поставь крестик на том уровне, какой ты достиг

Домашнее задание

Записывают в дневник

1) Читать параграф 14,  устно ответить на вопросы в конце параграфа, выучить основные термины.

2) Творческое задание: подготовить доклад с картинками на тему «Съедобные, несъедобные, ядовитые грибы», или «Выращивание различных грибов»

Итог урока

Отвечают на поставленные вопросы

Учитель подводит итог:

  • Что нового узнали?
  • Чему научились?
  • Что нужно повторить?

                                                                                               

 Приложение №1

Проверочный тест по теме: «Общая характеристика грибов»

  1. Наука, которая занимается изучением грибов:

а) ботаника;

б) микология;

в) экология;

г) цитология.

  1. Грибы питаются:

а) образуя на свету органические вещества;

б) готовыми органическими веществами;

в) только органическими веществами живых организмов;

г) поселяясь на продуктах питания.

3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

а) они живут в почве;

б) не имеют хлоропластов;

в) паразитируют на других живых организмах;

г) имеют небольшие размеры.

4. Грибы – сапрофиты:

а) образуют на свету органические вещества;

б) поселяются на других живых организмах;

в) поселяются на продуктах питания;

г) питаются  отмершими организмами.

5. Грибы размножаются:

а) спорами;

б) семенами;

в) частью корня

г) частью стебля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Многообразие грибов Тверской области" разработка урока + презентация

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  "МНОГООБРАЗИЕ ГРИБОВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ" обобщение знаний о царстве грибов; формирование общебиологического понятия о взаимодействиях грибов с окружающей средой; п...

Методическая разработка урока в 6 классе с презентацией "Грибы-паразиты"

Методическая разработка урока  с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника....

Разработка урока по теме "Плесневые грибы. Дрожжи."

Урок-игра в форме экспедиции «Покорение вершины»...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты"

Разработка урока по теме "Грибы - паразиты" в 5 класса....