Рабочая программа по биологии 6 кл
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Наривончик Наталья Михайловна

Рабочая программа по биологии.6 класс.2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogr_po_biologii_6_klass.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Карамышево

Грязинского муниципального района Липецкой области

Согласовано                                                                                                                 Утверждаю

зам.директора по УВР                                                                                         директор школы

_________ М.И.Зарубина                                                                _______ Т.П.Большедонова

                                                                                                          Приказ от 01.09.  2012   № 61

Рабочая программа

по предмету

«Биология»

6 класс

на 2012 – 2013 учебный год

Составила

учитель биологии  Н.М.Наривончик

2012 – 2013

учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана в соответствии с:

        1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) «Об

            образовании»;

        2.Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об    

           утверждении федерального компонента государственных образовательных  

           стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)  

           общего образования»;

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии;
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011г. № 2885;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №98 от 04.10.2010 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных оснащений»;
  4. Учебный план МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;
  5.   Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с. Карамышево на 2012-2013 учебный год;

 

    Настоящая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089), примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы по биологии 6-11 классы к учебному комплексу для 6-11 классов (составители Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, А.А.Плешаков, В.И.Сивоглазов .-М.: Дрофа, 2010.- с. 5 – 63).

Учебно-методический комплект по биологии издательства «Дрофа» (автор Н.И.Сонин) соответствует государственному стандарту и является оптимальным комплектом, наиболее полно обеспечивающим реализацию основных содержательно-методических линий биологии основной школы. Новое издание этого комплекта является полным и доработанным в соответствии с требованиями нормативных документов, имеет завершённость учебной линии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю. Из регионального компонента выделены 35 часов (1 час в неделю) для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и с/х животных.

Согласно годовому календарному графику на изучение биологии приходится 68  часов.

Цели изучения биологии:

  1. освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  1. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; бережного отношения к природе родного края;  собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению

Учебник:

 Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 6 класс. Базовый уровень: учебник  для  общеобразовательных          

 учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.

Содержание.

Биология. Живой организм

РАЗДЕЛ    1

Строение и свойства живых организмов

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2

Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■   Лабораторная работа

Определение состава семян пшеницы*.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

■   Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.

Тема 1.4

Деление клетки

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

■   Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема 1.5

Ткани растений и животных

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■   Лабораторные и практические работы.

Ткани растительных организмов*.

Ткани животных организмов*.

Тема  1.6

Органы и системы органов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

•   Лабораторные и практические работы

Изучение органов цветкового растения*.

Распознавание органов у животных*.

Тема  1.7

Растения и животные как целостные организмы

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организма. Живые организмы и окружающая среда.

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма

Тема 2.1

Питание и пищеварение

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■   Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■   Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.  Особенности  строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления и процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

■  Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.

■  Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема  2.4

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

Тема 2.5.  Опорные системы

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный   и  внутренний   скелет.   Опорно-двигательная система позвоночных.

•   Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

•     Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

■   Лабораторные и практические работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■   Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■    Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

• Демонстрация способов размножения растений; разноообразие и строение соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

■   Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.

■    Демонстрация способов распространения плодов семян; прорастания семян.

РАЗДЕЛ 3

Организм и среда

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды.

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.

Понятие о заповедных зонах. Заповедники и заказники на территории Липецкой  области.

Красная книга Липецкой области

Требования к уровню подготовки обучающихся  6 класса

В результате изучения ученик  должен

 знать/понимать:
– основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,  

   размножение);
– химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
– особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
– важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
– основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции её органоидов;

– типы деления клеток, их роль в организме;
– особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных  

   организмов;
– основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных

   организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен  

   веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);

   развитие организма человека;
– вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
 ---

 -историю дендрологического музея в Мещерском крае;


 уметь:
– распознавать органоиды клетки;
– узнавать основные формы цветкового растения;
– распознавать органы и системы органов изученных организмов;
– распознавать органоиды клетки;
– составлять простейшие цепи питания;
– размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
– пользоваться лупой и  учебным микроскопом, готовить микропрепараты;
 

перечислять и давать характеристику (письменную и устную) заказникам

   Липецкой области;

- подбирать краеведческий материал для рефератов;

- работать с краеведческой литературой;

- пользоваться краеведческими сайтами


      Список литературы для обучающихся.

Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология. 6 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных      учреждений / Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.

Астахов В., Дюкарев Ю., Сарычев В. Заповедная природа Липецкого края. На рубеже тысячелетий. –Липецк: Издательство «Фото-Проф-ТАСС», 2000.

Красная книга Липецкой области. Том 1. Растения, грибы, лишайники. - М.: «КМК», 2005.

      Используемая учебно-методическая литература  (учебники других авторов, сборники тестовых  

      заданий,    поурочное планирование) и средства обучения.

Печатные:

  1. Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.
  3. Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ- ПРЕСС, 1999.
  4. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 1991
  5. Тематическое и поурочное планирование по биологии: 6 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. 6 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМ»)

Мультимедийные:

  1. Ресурсы сети Интернет

Учебно – тематический план

Биология, 6 класс

(2 ч в неделю, всего 68 часов)

УМК  Н.И Сонина

Наименование темы

Кол-во часов

Из них контр.

работ

1

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

 

24

1

2

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

 

32

3

3

Раздел 3. Организм  и среда

12

1

Всего

68

5

Календарно-тематическое  планирование

учебного материала по курсу

биологии  для 6 класса Н.И.Сонина (68ч.)

Тема урока

Дата

 проведения

Факти

ческая

дата

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

1-2

Основные свойства живых организмов        

1-6.09

3

Химический состав клеток.

8.09

4

Органические вещества клетки

13.09

5

Строение растительной и животной клеток        

15.09

6

Строение и функции ядра, цитоплазмы

20.09

7

Вирусы – неклеточная форма жизни

22.09

8

Деление клетки

27.09

9

Митоз. Мейоз

29.09

10

Ткани растений и животных        

4.10

11

Типы тканей животных организмов

6.10

12

Понятие «орган»

11.10

13

Корневые системы

13.10

14

Строение и значение побега

18.10

15

Стебель как осевой орган побега

20.10

16

Передвижение по стеблю веществ

25.10

17

Строение и функции листа

27.10

18

Цветок, его значение и строение

1.11

19

Плоды. Значение и разнообразие

3.11

20

Строение семян

15.11

21

Обобщающий урок

17.11

22

Жизнедеятельность организма        

22.11

23

Растения и животные как целостные организмы        

24.11

24

Особенности строения организма растений и животных

29.11

Раздел 2. Жизнедеятельность организма

25

Особенности питания растительного организма        

1.12

26

Почвенное питание

6.12

27

Воздушное питание. Значение фотосинтеза

8.12

28

Особенности питания животных

13.12

29-30

Пищеварение и его значение

15-20.12

31

Особенности строения пищеварительных систем

22.12

32

Обобщающий урок

27.12

33

Дыхание        

12.01

34

Дыхание растений

17.01

35

Дыхание животных

19.01

36

Передвижение веществ в организме        

24.01

37-38

Кровеносная система, её строение, функции

26-31.01

39

Обобщающий урок

2.02

40

Выделение у животных        

7.02

41

Основные выделительные системы у животных

9.02

42

Обмен веществ и энергии у растений и животных

14.02

43

Значение опорных систем в жизни организма

16.02

44

Движение        

21.02

45

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов

23.02

46

Регуляция процессов жизнедеятельности        

28.02

47

Нервная система

2.03

48

Эндокринная система

7.03

49

Виды размножения. Бесполое размножение

9.03

50

Половое размножение организмов

14.03

51

Половое размножение растений

16.03

52

Опыление, двойное оплодотворение

21.03

53

Рост и развитие растений

23.03

54

Распространение плодов и семян

4.04

55

Условия прорастания семян

6.04

56

Прямое и непрямое развитие

11.04

Раздел 3. Организм и среда

57

Среда обитания. Влияние факторов неживой природы на живые организмы.

13.04

58

Природное сообщество и экосистема. Цепи питания.

18.04

59-60

Основное понятие о заповедных зонах. Заповедники на территории Липецкой области.

20.04

61-62

Основное понятие о заказниках. Заказники  Липецкой области.

25.04

63

Красная книга Липецкой области

27-19.04

64

Галичья гора – самый маленький заповедник в мире

10-16.05

65

Мещёрский край. Край благоухающей сирени

18.05

66

Воронежский биосферный заповедник – заповедник международного значения

23.05

67 – 68

Экскурсия в Яманский заказник

25-30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...