Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа (биология, 6 класс) по теме

Антипенко Ирина Николаевна

Рабочая программа по биологии 6 класса УМК В.В.Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx42.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии, а также Программы основного общего образования по биологии. VI - IX классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова (Сборник нормативных документов. Биология). М.: «Дрофа», 2009г и рассчитана на 68 учебных часов.

В VI - VII классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2009г

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее

распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

  1. выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  2. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  3. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  4. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  5. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ 6 КЛАССА

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология - наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние

деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

РАЗДЕЛ 1.

 Клеточное строение организмов

( 6 часов)

Устройство увеличительных приборов ( лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку ( дыхание, питание), рост,

развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под

микроскопом.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Рассматривание пластид под микроскопом.

РАЗДЕЛ 2.    

• Царства Грибов и Бактерий(7 часов)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы - паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов

( трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы

Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.

                      РАЗДЕЛ З. Царство Растения   (9часов)                                                              

Растения. Ботаника - наука о растениях. Методы изучения растений. Общая
характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой
обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.  

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов). Лабораторные работы

Изучение строения зелёных одноклеточных водорослей. Изучение строения мха ( на местных видах).

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща). Изучение строения хвои и шишек хвойных

РАЗДЕЛ 4.

Строение и многообразие покрытосеменных растений      (15 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

 Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня,  строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро - микростроения стебля,

различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Лабораторные работы

Изучение строения семян двудольных растений.

Изучение строения семян однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) расположение их на стебле. Изучение строения листа.

Изучение макро- и микростроения листа.

Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица). Изучение строения цветка.

 Ознакомление с разными видами соцветий.

Р А 3 Д Е Л 5.

 Жизнь растений

(15 часов)

Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое, и бесполое ( вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами, семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

 Химический состав растений.

Передвижение воды и питательных веществ по стеблю. Экскурсия Зимние явления в жизни растений.

Практическая работа       Вегетативное размножение комнатных растений.

РАЗДЕЛ 6.

Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно - хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

РАЗДЕЛ 7.

Природные сообщества (4часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

 Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

 Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.  Экскурсия

Природное сообщество и влияние на него человека.

 Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

РАЗДЕЛ 8.

Развитие растительного мира ( 3 часа)

 Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира.

Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

                 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

В том числе

экскурсий

лабораторных работ

1.

Введение

2

1(экс.)

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

6

3.

Раздел 2. Царство грибов и бактерии

7

2

4.

Раздел 4. Царство Растения

9

4

5

Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

11

6.

Раздел 6. Жизнь растений

15

1

2+1 пр.

7

Раздел 7. Классификация растений

6

1

8.

Раздел 8. Природные сообщества

4

1 экс.

1

9.

Раздел 9. Развитие растительного мира

1

1

10

Итоговый урок

1

Резерв

2

Итого

70

3 экскурсии

24 лабораторных работы

ЛИТЕРАТУРА

 1 .    Федеральный Государственный стандарт.

2.        Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных
документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.
Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2010).

3.        Программа основного общего образования по биологии.  VI - IX классы.

  Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова ( Сборник нормативных документов.Биология). М.: «Дрофа», 2009г.-2012 г.

4.        Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. М.: «Дрофа», 2012г

Дата проведения

Тема урока

Д\з

Оборудование

РАЗДЕЛ:

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1.

. Биология- наука о живых организмах

Введение

Живые растения, гербарии, муляжи ,таблицы

2.

Многообразие живых организмов. Экскурсия

отчет

РАЗДЕЛ:

КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часов)

3.

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1: "Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы"

П. 1

Лупы, микроскопы, таблицы

4.

Строение клетки(оболочка ,цитоплазма, ядро, вакуоли) . Лабораторная работа №2: "Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом"

П. 2 до стр.19

Микроскопы, наборы для микропрепарирования, лук, йод

    5.

Строение клетки (пластиды) Лабораторная работа №3: "Рассматривание пластид под микроскопом"

П.2(весь)

То же+элодея ,модель клетки

6.

Жизнедеятельность клетки.

П.З

Модель клетки,  графопроектор, фолии

7.

Ткани.

П.4.

таблицы

8.

Клетка-единица строения организмов. Обобщение

РАЗДЕЛ:

ЦАРСТВА ГРИБОВ И БАКТЕРИИ (7 ЧАСОВ)

9.

Строение и жизнедеятельность бактерий

П.5

Микроскопы, наборы МП, таблицы

10.

Роль бактерий в природе и жизни человека

П.6

11.

Общая характеристика грибов.

П.7

Таблицы, муляжи, плодовые тела живых грибов, образцы кисло-молочных продуктов

12.

Шляпочные грибы. Лабораторная работа №4: "Изучение строения тел шляпочных грибов"

П.8

Таблицы, муляжи, плодовые тела живых грибов, лупы

13.

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа №5: "Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом"

П.9

Микроскопы, наборы для МП, таблицы

14.

Грибы- паразиты.

П.10

Гербарии, коллекции , лупы

15.

Роль грибов в природе и жизни человека. Обобщение

П.10

Муляжи, лукошко, таблицы

РАЗДЕЛ:

ЦАРСТВО  РАСТЕНИИ (9 ЧАСОВ)

16.

Разнообразие, распространение, значение растений

П.11

Гербарии ,комнатные растения

17.

Водоросли. Одноклеточные водоросли. Лабораторная работа №6: «Изучение строения зеленых одноклеточных водорослей»

П. 12  (до

«многоклеточные)

водоросли»)

Модель-апп ликация, таблицы

18.

Многоклеточные водоросли

П.12

Микроскопы, наборы для МП, таблицы

19.

Лишайники

П.13

Гербарии, живые лишайники, таблицы

20.

Зеленый мох -кукушкин лен. Лабораторная работа №7: «Изучение строения мха (на местных видах)»

П.14(до

«сфагнума»)

Гербарии, живые мхи, модель-аппликация

21.

22. "

Торфяной мох-сфагнум

П. 14

Гербарии ,таблицы

Плауны, хвощи, папоротники. Лабораторная работа №8: «Изучение строения  спороносящего папоротника (хвоща)»

П.15

Гербарии ,комплект «Цикл развития папоротника», коллекция «Каменный уголь»

23.

Голосеменные. Лабораторная работа №9: "Изучение строения хвои и шишек хвойных"

П. 16

Живые веточки ели, гербарий сосны, пихты, комплект «Развитие сосны», таблицы

24.

Покрытосеменные, или цветковые. Обобщение

П. 17 Прорастить семена

Таблицы, комнатные растения, модель цветка, плоды

                                                              РАЗДЕЛ:

                                                                        СТРОЕНИЕ И МНОГОБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ

РАСТЕНИИ

(15 ЧАСОВ)

25.

Строение семян. Лабораторная работа №10: "Изучение строения семян двудольных растений"

П.18(до

«Строение семян однодольных»)

Бобы, сухие и набухшие семена, лупы, таблицы

26.

Строение семян. Лабораторная работа №11: "Изучение строения семян однодольных растений"

П.18

Сухие и набухшие семена пшеницы, модель «Зерновка пшеницы»

27.

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №12: "Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

П.19

Гербарии, таблицы, фолии. корни растений

28. 29.

Зоны корня. Лабораторная работа №13: "Изучение внешнего и внутреннего строения корня»

П.20

Проросшие семена, микроскопы, модель корня, таблицы

     29.

Видоизменения корней

П.213.67,68

Муляжи ,гербарии, таблицы

30.

Побег и почки. Лабораторная работа №14: "Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле»

П.22

Побеги живых растений, таблицы, лупы

31.

Внешнее строение листа.    Лабораторная работа №15: "Изучение строения листа "

П.23

Гербарии, живые растения

32.

Клеточное строение листа.

П.24

Рельефная таблица, модель, микроскопы, готовые микропрепараты

33.

Влияние среды на строение листа. Видоизменение листьев

П.25

Гербарии , рисунки, живые растения, модели

34.

Строение стебля. Лабораторная работа №16: "Изучение макро- и микростроения стебля".

П.26

Модель стебля, спилы, лупы, таблицы

35.

Видоизменения побегов. Лабораторная работа №17: "Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)."

П.27 3.92

Таблицы ,клубни, луковицы, йод, гербарий

36.

Цветок. Лабораторная работа №18: "Изучение строения цветка»

П.28

Модель цветка(разборная), живые цветущие растения, гербарий, таблицы

37.

Соцветия. Лабораторная работа №19: "Ознакомление с

П.29

Модель цветка(разборная),

различными видами соцветий»

живые цветущие растения,

гербарий,

таблицы

38.

Плоды сухие и сочные Лабораторная работа №20: "Ознакомление с сухими и сочными плодами"

П.ЗО

Плоды живые, муляжи, таблицы

39.

Распространение плодов семян Обобщение

П.31

Коллекции семян, плодов, видиофрагмент

РАЗДЕЛ:

ЖИЗНЬ РАСТЕНИИ (15 ЧАСОВ)

40.

Химический состав растений. Лабораторная работа №21

П.32 3.117

Тесто, марлевые мешочки, стаканы с водой, растительные остатки, семянки, йод, крахмал

41.

Минеральное питание растений

П.ЗЗ 3.134

Прибор «Корневое давление», комнатное растение, коллекции мин.удобрений

42.

Фотосинтез.  Дыхание растений.

П.34,35

таблицы

43.

Испарение воды растениями. Листопад

П.36, 3.129-132

Побег в подкрашенном растворе картины осени, таблицы

-    44.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа №22: "Передвижение воды и питательных веществ по стеблю»

П.37,3.137

Срезы побегов ,таблицы

45.

Прорастание семян.

П.38 3.140-142

Коллекция семян, образцы почв

46.

Растительный организм как единое целое Обобщение

Таблицы, муляжи, жетоны

47.

Способы размножения растений

П.40

Гербарии водорослей, мхов, папоротников пособия «Цикл развития»

48.

Размножение споровых растений.

П.41 3.150,151

Гербарии водорослей, мхов, папоротников пособия «Цикл развития»

49.

Размножение голосеменных растений.

П.42.3Л53

Веточки сосны, «Цикл развития сосны»

50.

Вегетативное размножение покрытосеменных   растений. Практическая работа

П.43 .Вырастить ком. растение

Образцы посадочного материала, цв. горшок с землей

51.

Оплодотворение у покрытосеменных. Способы опыления у покрытосеменных.

П.44

Таблицы, модели цветков, коллекции насекомых

52.

Образование плодов и семян.

П.443.159

Таблицы, фолии

53.

Жизнь растении. Обобщение.

54.

Сезонные изменения в жизни растений. Экскурсия.

Отчет

РАЗДЕЛ:

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИИ (6 ЧАСОВ)

55.

Классификация растений.   Основы систематики растений.

11.45 ,повт. Строение цветка

Кол. «Классификация», таблицы, модель цветка

56.

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

П.46

таблицы

57.

Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные).

П.47 3.170

Модель цветка, стручки, таблицы, диск

58.

Класс двудольные. Семейство  розоцветные. Семейство пасленовые.

П.48,49

Модели цветков, муляжи плодов, диск

59.

Класс двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые). , Семейство сложноцветные (астровые)

П.51,52

Модели цветков, муляжи плодов, диск

60.

Класс однодольные. Семейство лилейные.

. Семейство злаки (мятликовые). Лабораторная работа №23

«"Выявление признаков семейства по внешнему строению

растений»

П.52,53

Модели цветков, зерновки, таблицы

РАЗДЕЛ:

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (4 ЧАСА)

61.

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

П.54

Гербарии,таблицы, видеофрагмент

62.

Растительные сообщества.

П.56,57 3.186,187

Таблицы, модель-аппликация

63.

Характеристика основных экологических групп растений. Лабораторная работа №24: « Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»

П.55

Таблицы, гербарии

64

Природное сообщество и влияние на него человека. Экскурсия.

Отчет

Блокноты, фотоаппарат

РАЗДЕЛ:

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 ЧАСА)

65.

Происхождение растений.

П.58

Гербарии, таблицы, коллекции

    66.

           

. Основные этапы развития растительного мира.

Г1.59

видиофрагмент

    67.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

68.

Заключительный урок курса. Летнее задание.

69-70.

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...