статья "Использование презентационных проектов на уроках биологии"
статья по биологии по теме

Панкратова Елена Игоревна

Цель: Обосновать необходимость использования презентаций на уроках биологии (для учителя и учащихся).

 

      Информационные компьютерные технологии открывают большие возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные решения широкого круга задач. Разнообразие методов обучения делает процесс обучения более творческим и позволяет многоплановое воздействие на обучаемого. Чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_na_urokah_biologii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Е. И. Панкратова

(Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 0имени героя Советского Союза Н.Гастелло  г. Самара).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Цель: Обосновать необходимость использования презентаций на уроках биологии (для учителя и учащихся).

      Информационные компьютерные технологии открывают большие возможности в самых разных отраслях профессиональной деятельности, предлагают простые и удобные решения широкого круга задач. Разнообразие методов обучения делает процесс обучения более творческим и позволяет многоплановое воздействие на обучаемого. Чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.

      Визуализация учебного материала может служить значительным подспорьем учителю в подаче информации. В процессе познания и усвоения информации учащийся полагается на свои органы чувств. Обучаемый имеет свойство полагаться  на  один из органов чувств более,  чем на другие. Одни ученики усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения,  в то время как другие лучше воспринимают осязанием. Используя разнообразные методы и методические приёмы, учитель может помочь ученикам в любом из видов восприятия.  Использование электронных  презентаций, созданных как самим учителем, так и учащимися, в урочной работе способствует более наглядному представлению материала, а также делает уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными.

    Использование электронных презентаций на уроке позволяет решать следующие задачи:

-повышать мотивацию школьников;

-стимулировать познавательную деятельность учащихся;

-визуализировать учебный материал.

    Работая над достижением этих целей, можно существенно повысить уровень усвоения учебного материала по предмету, эффективность учебного процесса за счёт рационально использованного времени, разнообразия учебных приёмов и форм.

    Создание  презентаций вполне по силам любому учителю, даже знакомому с компьютером лишь поверхностно. А возможности, предоставляемые программой в части оформления и подачи информации, столь обширны, что работа с ней доставит удовольствие, как учителю, так и школьникам.

    Я применяю презентации:

  1. при изучении нового материала и при закреплении,
  2. при работе с дополнительным  материалом,
  3. при составлении различного рода тематических обзоров,
  4. при взаимной проверке (самопроверке).

     На уроках я использую презентации, которые создаю сама, а также презентации, созданные учащимися старших классов.

    Интерес побуждает старшеклассников к активной мыслительной деятельности и делает учебный процесс более продуктивным. Учащиеся пытаются самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, предложить свои способы решения проблемы. Так, учащиеся 11 класса    создают  презентации к обобщающему уроку  по теме «Развитие органического мира». Данная тема достаточно сложная: учащиеся должны знать последовательность этапов развития органического мира,  усвоить основные ароморфозы, уметь объяснять смену направлений эволюции, знать терминологию по теме. Используя электронную презентацию, можно охватить больший объем материала. Учащимся перед созданием презентации   даются ключевые вопросы, предлагается сконцентрировать учебный материал вокруг ограниченного числа общих биологических закономерностей и исключить вопросы, излишне детализирующие учебный материал. Затем на уроке в ходе дискуссии учащиеся защищают свои презентации, а инициативная группа  ребят разрабатывает  общую презентацию к уроку. В презентации последовательно представлены эры, их краткая характеристика, разнообразные задания для каждого этапа, проверка терминов, основные ароморфозы, правила деловой игры, обобщающая таблица, дифференцированное домашнее задание.

    Результатом по данному уроку является:

  1. стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентации по изученному материалу;
  2. самостоятельное изучение дополнительного материала;
  3. составление презентаций опорных конспектов при закреплении материала на уроке;
  4. у учителя остается материал, который можно использовать в дальнейшем.

При работе с младшими школьниками презентации создаю я сама.

     Работая в 6 классах с самыми младшими «биологами», знаю, что уже курс ботаники позволяет формировать общебиологические понятия, использовать самые разные формы работы, способствующие развитию личности. Психологи отмечают огромную роль зрительной памяти в учебном процессе. И в презентациях: схемы, яркие рисунки, выделенные слова - работают на зрительный анализатор. Очень удачны и необходимы презентации в 6 классе при изучении нового материала по царствам живой природы, отделам растений, семействам покрытосеменных растений. Например, презентации к урокам по темам «Шляпочные грибы» и «Голосеменные растения». В начале уроков  используется прием эмоционального воздействия, который подчинен основной образовательной задаче. В презентациях учащимся предлагается  разгадать ребус, в котором спрятано название темы. На слайдах четко прослеживаются этапы урока. Вводятся новые понятия. Даются общие признаки, а учащиеся должны выбрать признаки, характерные только для данного отдела растений. Причем, эти признаки остаются на экране, и учащиеся зрительно их запоминают. Яркие рисунки отдельных представителей также способствуют запоминанию. Инструктивная карточка помогает быстро и без ошибок выполнять лабораторную работу. Обобщенные схемы, опорные конспекты позволяют учащимся правильно сформулировать выводы по уроку. Загадки, представленные на экране, зрительно помогают их быстро разгадать. При закреплении изученного, учащиеся выполняют самостоятельную работу, а правильность выполненных заданий проверяют сами и оценивают себя, а затем получают дифференцированное домашнее задание.  Поиск ответов на поставленные вопросы подводит к необходимости решения целого ряда информационно- познавательных задач.  

     Результатом деятельности для младших школьников с использованием презентаций  по данным  урокам является:

  1.  развитие творческого подхода при выполнении учебных заданий,
  2. разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы,
  3. выработка практических навыков при выполнении лабораторных работ.
  4. самооценочная  деятельность по итогам урока,
  5. формирование достаточного уровня развития образной памяти: учащиеся легко запоминают информацию, представленную в виде художественных или реальных образов.

«Плюсы» электронных презентаций:

  1. презентации  органично «вплетаются» в содержательную часть урока, образуя единое целое,
  2. вопросы, поисковые задачи и домашние задания предлагаются в ходе обсуждения с учеником той или иной проблемы,
  3. проблемные вопросы побуждают ученика к поисковой деятельности,
  4. текст  представлен  в минимальном объеме,
  5. много яркой наглядности.

Таким образом,  использование презентаций на уроке  дает преимущества, описанные выше, и, кроме этого, в презентациях, созданных учителем, прослеживается система работы данного учителя, основные направления урока, творчество учителя, а презентации, созданные учащимися, способствуют  лучшему усвоению материала, их мотивации при  изучении биологии.

        По урокам биологии, на которых использовались презентации, было проведено анкетирование учащихся. Результаты  показали, что учащимся нравятся такие уроки, повышается их активность, они легко запоминают информацию, с удовольствием идут на урок биологии. Все это открывает широкие возможности для развития  активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы.

 И  учителя, и ученики – участники единого процесса обучения. Каждый учитель идет своим путем, но он должен видеть общую для всего педагогического коллектива цель – помочь каждому ученику найти себя, развить свои природные способности и, приобретя знания, подготовиться к самостоятельной жизни. И для меня, как для учителя биологии, использование презентационного проекта во всех возрастных группах является важным моментом.  

Литература:

  1. Вжоуная Н.В.,  «Нетрадиционные уроки по биологии в 5 – 11 классах (исследование, интегрирование, моделирование) - Волгоград: «Учитель», 2004 – 80с.
  2. Сухова Т.С., Урок биологии: технология развивающего обучения – (библиотека учителя) - М.: «Вентана-Граф», 2005 – 112с.
  3. Галеева Н.А., Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии: методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знание», 2006 – 144с.

Панкратова  Елена Игоревна, тел:  926 – 18 – 18, school@inbox.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ и метода проектов на уроках биологии.

статья об использовании НИТ в  учебной практике....

Использование метода проектов на уроках биологии

Реализация и достижения учителя и учеников при использовании метода проектов...

Научная статья по педагогике «ИКТ и метод проектов на уроках биологии».

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки, объединить все лучшее старой советской ...

Исследовательский проект на уроке биологии "Влияние условий на развитие растений"

Исследовательский проект «Влияние условий на рост и развитие растений» предназначен для учащихся 6 класса. В разделе «Рост и развитие организмов» изучается тема «Рост и развитие растений».Цель: изучит...

метод проектов на уроках биологии

Главное в проектной деятельности – труд учащегося. Такой подход труден для преподавателя, но зато он живее и веселее, чем инструкционный. Совсем нелегко выдвинуть предположения, гипотезы, заглянуть в ...