"Внешнее и внутреннее строение рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Долгих Татьяна Викторовна

Данный урок разработан к уроку биологии в 7 классе по линии Н.И.Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby.docx425.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Надкласс Рыбы. Общая характеристика.

Особенности внешнего и внутреннего строения».

Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде.

Задачи:  

Учебные: закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления  о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных.

Развивающие: развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения.

Ход урока.

I Организационно-мотивационный этап.

Общие признаки подтипа Черепные.

  1. Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду.
  2.  Совершенствуется  центральная нервная система, нервная трубка подразделяется  на головной и спинной мозг.
  3.  Хорошо развиты органы чувств.
  4. Развивается череп.
  5. Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые.
  6. Появляется мускулистое сердце.
  7.  Ведут активный образ жизни.

 Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными  и древними?

 Ответ обоснуйте (предполагаемый ответ: более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются  жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств.)

Подтип Черепные ( позвоночные) делится на несколько классов (показ  таблицы Систематика типа Хордовые

На доске классификация хордовых до классов.

Тип

Хордовые

Подтип

Бесчерепные

Черепные или Позвоночные

Класс

Ланцетник

Рыбы

Амфибии

Рептилии

Птицы

Млекопитающие

 Сегодня мы будем говорить о надклассе Рыбы который делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

Рыбы – наиболее древние позвоночные животные, исконные обитатели водной среды, в которой исторически сложился тип хордовых животных. Рассмотрим черты приспособленности рыб к водной среде обитания.

Вспомните,  какими особенностями обладает эта среда обитания? ( большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды? (Предполагаемый ответ: обтекаемая, без резких переходов).

Посмотрите на таблицы, иллюстрации, на рыбок в аквариуме. Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых  рифов, т.е. окраска покровительственная).

Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она?

 ( у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).

Заполняем таблицу

 «Приспособленность рыб  к  водной среде»

Факторы водной среды

Приспособления к факторам среды

1

Плотность воды

Обтекаемая форма тела, слизь, черепитчатое расположение чешуи, плавники.

2

Прозрачность

Защитная окраска; органы зрения – глаза.

3

Растворенные вещества, малое содержание кислорода

Жаберное дыхание, обоняние.

4

Текучесть

Органы боковой линии.

5

Высокое давление на глубинах

Изменение формы тела от веретенообразной  к  лентовидной и дисковой.

6

Сильное поглощение солнечных лучей

Различная окраска, светящиеся органы у глубоководных рыб.

У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).

 А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

Вопрос классу. А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).

Задание классу

 Прочтите на стр.153 второй абзац и подготовьте ответ на вопрос « С помощью каких плавников, рыбы передвигаются в воде и охарактеризуйте их функции?»

А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.

 Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.

 Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.

 Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.

 У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот  орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.

В) Внутреннее строение рыб.

Начнем знакомство с внутренним строением рыб -  со скелета.

? Как вы думаете, зачем нужен скелет? (опора, защита).

На слайде вы видите костный скелет рыбы. Из каких основных частей он состоит? Я предлагаю обсудить вам этот вопрос в парах, на обсуждение 1 минута. Слушаем ваши ответы……

А теперь посмотрим, так ли это.

Да вы были правы, скелет рыбы состоит из черепа, позвоночника и скелета плавников (запишите в тетрадь).

В состав черепа входят: черепная коробка, верхние и нижние челюсти, кости глазниц, жаберные крышки.

? А из чего состоит позвоночник рыбы? Молодцы, это позвонки.

? Все ли они одинаковы в скелете рыбы? (нет)

Как мы видим, позвоночник рыбы состоит из разных позвонков, которые образуют два отдела: туловище и хвост. Туловищные позвонки особые, они состоят из тела и трех остистых отростков – один отросток направлен в вверх, а два смотрят вниз, к ним примыкают ребра.

Как вы думаете, ребята, а зачем нужны ребра? (правильно, для защиты внутренних органов)

В полости тела рыбы расположены органы и системы органов.

А какие системы органов вы уже знаете? (называют) Молодцы.

Продолжаем наше исследование. Перед вами пищеварительная система.

Какие органы образую пищеварительную систему? (ответы) Хорошо, молодцы, давайте посмотрим, правильно ли мы назвали органы пищеварительной системы.

Как вы думаете, какая особенность есть в пищеварительной системе рыбы, что отличает ее от других ранее изученных животных? Предлагаю это обсудить с соседом по парте или найти ответ в учебнике (стр. 156) (ответ зубы) щелчок  Запишите это в тетрадь.

Пищеварительная система.

Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным каналом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается печень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в переднюю часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.

В отличие от окуня, ерша и щуки, которые имеют зубы на челюстях, рыбы семейства карповых (карась, плотва...) имеют в глотке своеобразные глоточные зубы. Сидят они на последней жаберной дуге, и ими рыба измельчает пищу, перетирая ее о поверхность «жерновка», расположенного тут же на нижней стороне черепной коробки. Вот почему у карася и плотвы пища поступает сразу в кишечник. За желудком идет передняя кишка, от которой у многих видов, точно пальцы на перчатках, отходит несколько отростков, или кишечных придатков (рис. 174), куда тоже набивается пища и обрабатывается пищеварительными соками.

В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишечника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней кишкой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.

Следующая система, с которой мы познакомимся –   дыхательная.

Назовите основную среду обитания рыб? (водная) правильно.

По бокам головы имеются две твердые жаберные крышки, Под ними находятся ярко-красные жаберные листочки, которые, словно бахрома, сидят на костных жаберных дугах. Между дугами видны жаберные щели, ведущие в полость глотки, — через них выталкивается из глотки захваченная ртом вода и омывает жабры. В жабрах (точнее в жаберных лепестках) кровь меняет накопившуюся в теле углекислоту на необходимый для жизни кислород, который приносит с собой вода. Такой обмен возможен здесь потому, что жабры одеты тонкой оболочкой, через которую ясно просвечивает красная кровь рыбы. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окаймляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жаберным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате создается разряжение, и вода через рот поступает в глотку и направляется к жабрам. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели.

Жаберные тычинки препятствуют проникновению пищи в околожаберную полость, поэтому она остается в глотке.

Основная причина гибели рыб на воздухе состоит в том, что под действием силы тяжести жаберные пластинки слипаются между собой, их свободная поверхность резко уменьшается. В воде же этого не происходит потому, что там на пластинки действует выталкивающая сила.

Есть рыбы, которые могут использовать дополнительные способы дыхания- кислород может поступать в кровь в капиллярах кожи тела, слизистой оболочки рта, кишечника и легких.

Жабры состоят: из жаберной дуги, тычинок и лепестков

Тычинки – защищают нежные жабры от засорения пищевыми частицами.

Лепестки – пронизаны мельчайшими кровеносными сосудами - капиллярами. Через стенки капилляров происходит газообмен: кровь насыщается кислородом, а в воду уходит углекислый газ.

Следующий объект нашего исследования – кровеносная система.

Какую особенность в строении кровеносной системы вы можете отметить? Предлагаю обсудить это с соседом (замкнутая, есть сердце, один круг кровообращения).

Сердце у рыб двухкамерное – состоит из предсердия и желудочка. Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 ударов в минуту.

Крупные кровеносные сосуды рыбы это артерии и вены. В сердце всегда венозная кровь. . В желудочке имеется специальный клапан, который препятствует обратному току крови.

Какое определение вы бы дали кровеносному сосуду – артерия? Посмотрите на рисунок, может быть он вам поможет, или обсудите  ответ в парах.

 И так:  артерия - это  …

              Вена - это… (запишите в тетрадь) щелчок определение на слайде.

 Выделительная система.

Под самым позвоночником рыбы расположены две длинные красно-бурые ленты. Это почки, которые служат у позвоночных органами выделения. В процессе обмена веществ в теле животного кроме углекислого газа образуются и другие «отбросы» (мочевина и некоторые кислоты), которые также должны быть удалены из тела. Кровь приносит их к почкам, где эти отбросы выделяются из них в виде мочи. От почек идут выводные протоки — мочеточники, потом они соединяются в один общий мочевой пузырь.

Плавательный пузырь.

Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного канала. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воздушной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.

Функции плавательного пузыря.

1.        Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он уравнивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объем тела рыбы, объемный вес его уменьшается — и рыба всплывает вверх. Если же, наоборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает — рыба опускается глубже.

2.        Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кровеносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело испытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свободных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пузырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветвленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.

В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху — органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешнего давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.

Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут такие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.

После работы в группах идет обсуждение основных вопросов. От каждой группы выступает один учащийся с кратким рассказом, содержащим характеристику системы органов и вывод, который записывается в тетради всеми учениками.

Слаженную работу органов и систем органов, обеспечивает нервная система.

Кикие особенности в строении нервной системы вы можете назвать? (состоит из г/м и с/м и нервов, отходящих от них; расположена на спинной стороне).

Головной мозг рыбы имеет пять отделов: продолговатый, передний, промежуточный, средний и мозжечок. Благодаря такому строению головного мозга у рыб возможно образование простых условных рефлексов.

Рыбы – раздельнополые животные.

Половые железы большинства рыб парные и лежат в полости тела позади и чуть ниже плавательного пузыря. Однако у самок речного окуня яичник становится непарным. Половое отверстие открывается в задней части тела между анальным и выделительным. У подавляющего большинства рыб наблюдается наружное оплодотворение, при котором половые клетки выходят во внешнюю среду.
Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения получил название нерест. Речной окунь достигает половозрелости на второй год жизни. Нереститься он начинает сразу после освобождения водоемов ото льда. Перед нерестом окраска рыб становится особенно яркой. Они собираются большими стаями в местах со слабым течением. Самки выметывают икру в виде длинных склеенных лент, которые оседают на подводную растительность. Одновременно с эти самцы выметывают молоки, в которых содержатся миллионы мелких сперматозоидов.
Развитие рыб сопровождается метаморфозом. После оплодотворения в икринке начинается сложный процесс дробления. В результате образуется зародыш, который брюшной стороной лежит на крупном желточном мешке. Из него зародыш получает все необходимые для роста и развития питательные вещества. Поскольку рыбы постоянно живут и развиваются в воде, их развитие происходит без образования зародышевых оболочек.

Органы размножения самок – яичники, в них созревают яйцеклетки – икринки.

Органы размножения самцов – семенники (молоки), в них созревают сперматозоиды.

Оплодотворение у рыб наружное, так как слияние сперматозоида и яйцеклетки происходит вне организма самки.

Из оплодотворенной икринки появляются вначале личинки, которые живут и развиваются за счет желточного мешка.

Затем личинки покрываются чешуёй, у них прорезается рот, и они становятся мальками. Ц Мальки растут, питаются и превращаются во взрослых рыб.

Д/з: с.177 – 182, зарисовать в тетрадь схемы строения скелета, сердца, внутреннее строение рыб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Презентация «Корень. Внешнее и внутреннее строение корня»

Данная презентация может быть использована как сопроводительный материал к уроку "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."...

Урок по теме "Лист-часть побега, его внешнее и внутреннее строение" 6 класс

Целью урока является: сформировать понятия, связанные с морфологией листа, познакомить учащихся с элементами внутреннего строения листа, дать представления  о взаимосвязи внутреннего строения ли...

Внешнее и внутреннее строение листа

Цель урока:изучить строение, функции и значение листа....

внешнее и внутреннее строение корня

Презентация к уроку  корень. Может использоваться для объяснения нового материала или изучения учащимся темы самостоятельно. (Расчитана на програму по биологии 1 час в неделю)...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...