Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"
методическая разработка (биология, 8 класс) по теме

Зотова Татьяна Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

                     Девиз урока: «Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься» вьетнамская пословица

Цель урока: формировать знания о внутренней среде организма и крови как компонента внутренней среды; о составе крови, функции её форменных элементов.

Задачи урока:

  1. Раскрыть понятие внутренняя среда организма
  2. Разъяснить состав внутренней среды, роль в организме, значение её постоянства.
  3. Распознавать на таблицах и рисунках форменные элементы крови.
  4. Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки под микроскопом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, практический.

Оборудование: таблицы: «Ткани», «Кровь», микроскопы, микропрепараты клеток крови человека и лягушки, реактивы для определения группы крови, тарелочки, предметные стекла, вата, продезинфицированные иглы,

 План урока:

I. Изучение нового материала.

  1. Внутренняя среда организма. Её состав и значение.
  2. Образование из крови межклеточной жидкости и лимфы.
  3. Относительное постоянство состава внутренней среды как необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма.
  4. Кровь как компонент внутренней среды организма, её состав и значение.
  5. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
  6. Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови»
  7. Анализ крови.

Знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки.
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг - другу.

Индукция (создание эмоционального настроя)

Учитель раскладывает на столы курагу и конфеты «Рафаэлло», затем спрашивает: «Как вы думаете, ребята, для чего это и что бы это значило?»

3. Реконструкция (рынок гипотез)

Ученики высказывают свои идеи и гипотезы, которые обязательно записываются на доске, в столбик, с одной стороны и не стираются до конца урока. Учитель одобряет любую идею и просит потерпеть до конца урока, где всё выяснится.          Слайд 1

Тема  урока «Кровь и остальные компоненты внутренней среды»     слайд2                        

Постановка целей.     Что нам нужно узнать, уточнить, исходя из темы урока?

Учащиеся высказывают свои предложения                                                           Слайд 3

Начинаем работу.

- Что представляет собой внутренняя среда организма и каковы ее функции?

Большинство клеток тела не связаны с окружающей средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют 3 типа жидкостей: межклеточная ( тканевая ) жидкость. Лимфа. Кровь.                                                                    Слайд 4

Значение внутренней среды организма: обеспечивает клетки веществами необходимыми для их жизнедеятельности, и через неё удаляются продукты распада. 
                                                                                                                                    слайд 5

Термин «внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878 г)

Состав внутренней среды.    Рисунок в учебнике                                                        Слайд 6
Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. Через стенки тончайших кровеносных сосудов жидкая часть крови – плазма может переходить в межклеточные промежутки и становиться тканевой жидкостью.

 Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и, наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Избыток тканевой жидкости поступает в мельчайшие лимфатические сосуды.

Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость, которая перемещается по лимфатическим сосудам. Лимфатические сосуды сливаются в главный лимфатический сосуд, впадающий в кровеносную систему. Лимфатические узлы – фильтры, задерживают посторонние частицы и уничтожают микроорганизмы

Учащиеся: вывод: внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой, которые связаны между собой.

Все 3 составляющих обеспечивают равновесное состояние и нормальную работу всего организма, называемое… гомеостаз.                                                Слайд 7

Гомеостаз – динамическое поддержание постоянства внутренней среды. Понятие гомеостаз ввел в 1929 году американский физиолог У. Кеннон. Часть воды, минеральных и питательных веществ потребляется клетками, на смену им приходят новые вещества из органов дыхания и пищеварения. Аналогично происходит и удаление шлаков: выделяемые клетками вещества выводятся из организма. Вследствие этого происходит поддержание концентрации этих веществ в тканях и крови, причем содержание всех компонентов непрерывно колеблется около определенной средней точки.

Решаем вторую задачу

-Каков состав крови?                                                                           Слайд 8

Кровь удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы ; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевнобольным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей – здоровая душа. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

- Ребята, а что вы знаете о крови?

- (Ответы учащихся)

Французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”

- Действительно ли это так? Давайте разберемся.                                      Слайд  9

Кровь - жидкость, циркулирующая в кровеносной системе животных и человека. Она приходит в соприкосновение со всеми тканями организма, обеспечивая возможность обмена веществ в организме. Общее количество крови в организме 7% его веса, по объему это 5-6 литров у взрослого человека и 3 литра – у подростков Жидкая соединительная ткань. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов и непосредственно с другими тканями тела не сообщается.

Кровь состоит из жидкой части – плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества, и форменных элементов: красных кровяных клеток - эритроцитов, белых кровяных клеток - лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.                             Слайд   10

Плазма – жидкое межклеточное вещество.                                           Слайд  11
Плазма составляет 50-60% объема крови, она на 90% состоит из воды, на 9% – из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), на 0,9 %  – из неорганических веществ. Около 7% плазмы составляют белки. Среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови
Какой соли больше всего в крови?                  (Ответ учеников: NaCl)

Правильно. Раствор этой соли определенной концентрации используется для приготовления физиологических растворов для вливания его при потерях крови.

Итак, физиологический раствор равен 0,9% раствору NaCl, что близко по концентрации солей плазмы крови. (Запись в тетрадях: физиологический раствор - это 0,9-процентный раствор NaCl)                                      

Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют -96%; лейкоциты – 3%; тромбоциты – 1%.

- Давайте более подробно изучим форменные элементы.

Используя текст учебника заполнить таблицу:                                 слайд  12

1 гр. - эритроциты

2 гр. - лейкоциты

3 гр. - тромбоциты

Через 5 – 6 минут группы отчитываются по заданиям. При отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

1 гр. – эритроциты                                                                                 слайд 13

2 гр. – лейкоциты                                                                                   слайд 14

3 гр. – тромбоциты                                                                                слайд 15, 16

Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. Сделайте вывод.      слайд 17

Учащиеся: вывод: форменные элементы крови различны по размерам, форме, строению и выполняемым функциям. 

 Живут эритроциты приблизительно 4 месяца. За 1сек. гибнет до 3 млн. Образуются в красном костном мозге.
Продолжительность жизни лейкоцитов от 1 дня до нескольких месяцев (лимфоциты более 20 лет). Образовался в красном костном мозге, селезенке и лимфатических узлах.

Кровяные пластинки (обломки большой клетки), безъядерные. Формируются в красном косном мозге, продолжительность жизни 8-12 дней в 1 куб.мм. 200-400 тысяч

Прием “Удивляй”:                                                                             слайд 18

  1.  Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору
  2. Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет
  3. В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

Зная состав крови, определите, какие функции она выполняет в организме?        Слайд 19

Транспортная                                                                                                        слайд 20

Защитная                                                                                                                слайд 21

Гомеостатическая                                                                                                    слайд 22

В тетради записываются функции крови: защитная, транспортная, гуморальная, терморегуляция.

У червей кровь зеленая.    - У моллюсков – голубая.

- А какая кровь по цвету у большинства позвоночных, к которым относится и человек?

- Чем это объясняется ?

- Почему эритроциты красные?

 Объяснение учителя о составе гемоглобина                                                 слайд 23

Гемоглобин:      Гемо (железо, красный цвет). Глоба (белок)

В лёгких гемоглобин способен присоединять к себе кислород и становиться оксигемоглобином, кровь, обогащенная кислородом, имеет ярко-алый цвет и называется артериальной.
В тканях это соединение распадается – кислород используют клетки организма, а гемоглобин присоединяет к себе углекислый газ и возвращается в лёгкие, кровь обогащенная СО
2 имеет более темный цвет и называется венозной.

Эритроциты выполняют важнейшую функцию – перенос кислорода.

- А связано это с формой и размерами эритроцита?

- Давайте сравним эритроциты крови человека и лягушки?

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

Ну, а сейчас  мы  -  ученые – исследователи. Мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.                                              Слайд 24

Возьмите инструктивные карточки. Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов, можно приступить к работе соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.

                                   Инструктивная карточка                                                   слайд 25, 26

                          Лабораторная работа 

Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы:

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
  4. Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра 

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ ЯДРА

человека

Мелкие
Двояковогнутый диск

нет

  1. Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  2. Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
  3. Запишите данные в таблицу о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра 

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ ЯДРА

лягушки

Крупные , овальной формы

есть

Прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование. Сделайте выводы отвечая на вопросы:

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?       Слайд 27

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки                                                                                       слайд 28

Разрыв (кульминация творческого процесса, озарение)

Учитель просит ребят на основании описания вылепить  из пластилина клетки крови, как они себе  их представляют, и презентовать свои работы.

Афиширование (показ произведений учеников, обсуждение)

Ученики презентуют свои работы по группам. Учитель заинтересованно наводящими вопросами помогает ученикам  как можно больше рассказать о «своих пластилиновых клетках» крови. Затем учитель показывает с помощью проектора различные изображения клеток крови и просит учеников сравнить со своими  работами.

А теперь вы готовы дать ответы на вопрос: «Зачем я раздала курагу и конфеты?» и проверить с вашими предположениями, записанными на доске. Ученики приходят  к выводу, что курага похожа на эритроцит, а конфеты «Рафаэлло» на лейкоцит.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.

Анализ крови может быть:                                                                                      слайд 29

  1. Общим – показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ). При наличии какого-нибудь воспалительного процесса СОЭ увеличивается.
  2. Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)
  3. На группу крови – у человека их 4 группы (агглютинины и аглютиногены).
  4. На билирубин – пигмент определяющий цвет кожи и работы печени.
  5. На гемоглобин – при нарушении функций красного костного мозга, недостатке в организме железа и некоторых других веществ, а также при значительной потере крови (кровотечении) возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия). При этом в крови снижается содержание эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина у мужчин 13-16 г%, у женщин 12-14 г% (т.е. число граммов в 100см2 крови).
  6. На лейкоцитоз – повышение числа лейкоцитов, указывает на воспалительную реакцию крови.
  7. На свертываемость крови – количество протромбина указывает на скорость свертывания крови.
  8. На белокровие (лейкоз) и серповидно клеточную анемию – изменение строения клеток крови.

Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа. 2 ряд – 2 группа, 3 ряд – 3 группа

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Благовещенской лаборатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,3 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

6 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,5%

Анализ крови данного больного выглядит следующим образом. Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз.

После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

3,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

5,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

7 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз.

Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,0 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

2,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

11 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз.

Анализ крови:

 эритроциты – 4,5 – 5 млн в мл

 лейкоциты – 4 – 9 тыс в мл

 скорость оседания эритроцитов  (СОЭ) – 2 – 15 мм/ч

 содержание гемоглобина – 7–8 ммоль/л    /12-16 г%/

 концентрация глюкозы – 0,10 %

Проведем медицинский консилиум

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

Итак, слово 1 группе : (Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!)  

Слово 2 группе:  (В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!)

 слово 3 группе:  (Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

  Рефлексия.    Почему же французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – “ зеркалом организма”?                                               (ответы ребят)

Обратите внимание на доску.

- Мы выяснили состав внутренней среды?

- Мы установили состав и функции крови?

- Справились с поставленными задачами?

- Мы достигли цели урока?

ДА!

-На уроке хорошо работали все. Молодцы!

Синквейн

Ребятам предлагается составить синквейн слова «кровь».

1) Имя существительное                       1) Кровь
2) 2 имени прилагательных                  2) Красная, жидкая
3) 3 глагола                                             3) Движется, течет, пульсирует
4) Предложение простое                       4) Кровь – самое важное для человека
5) Имя существительное                        5) Жизнь

Домашнее задание: Найти определения слов «фагоцитоз, иммунитет».
Заполнить таблицу 2, пользуясь материалами из учебника и дополнительной литературой:

«+» крови

«–» крови

Интересно узнать

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  средняя общеобразовательная школа №5

Тема урока   

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

         Учитель биологии

                                            Зотова Татьяна Юрьевна

г. Благовещенск 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Презентация к уроку анатомии Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Данная презентация может быть использована при проведении урока "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма". Она содержит иллюстративный материал по теме. В целях сохранения здоровья уча...

презентация к уроку биологии 8 кл. по теме Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Презентация содержит материал для изучение новой темы и лабораторную работу по теме Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Внутренняя среда организма. Тема «Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма».

Тесты по разделу "Внутренняя среда", Тема "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"...