Реализация краеведческого принципа в преподавании биологии
методическая разработка (биология) на тему

Общественная презентация. В презентации представлен материал использования системно - деятельностного подхода при изучении биологии с использованием краеведческого материала

Скачать:


Подписи к слайдам:

Реализация краеведческого принципа в преподавании биологии.
Бондаренко Елена ЮрьевнаУчитель биологииМБОУ СОШ № 25г.о.Самара Ленинский район
Подтверждение публичной презентации профессиональному и местному сообществу результатов педагогической деятельности Претендента
Главная задача школьного образования- это формирование у ребенка готовности к овладению компетенциями, к овладению новыми знаниями, новыми видами деятельности, формированию своей собственной дальнейшей образовательной траектории. Поэтому ФГОС второго поколения призван обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения. Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками) своей деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых ответов на задаваемые вопросы) - освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей
В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Система дидактических принципов.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук).5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках используютсяразнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.Для достижения этой цели используется различные типологии уроков.
Системно- деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Здесь важнейшую роль играет краеведение.
Краеведение включает следующие основные моменты: - приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; - самостоятельное добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни); - изучение родного края в процессе исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной, внеклассной работы. Для этого мною была составлена программа углубленного изучения биологии с основами краеведения для 6 – 9 классов.
Краеведение
Краеведческие объекты предлагаются в качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии растений и животных.В качестве летнего задания учащиеся собирают гербарий, который в последствии используется для изучения морфологии растений. В программе выделены часы на изучение многообразия растений и животных Самарской области.Созданы презентации по всем разделам.
Краеведение
Краеведение
В разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой заболеваний тех или иных органов по Самарской области. Знакомство с учеными Самарских вузов.При изучении общей биологии автором сделан краеведческий акцент на изучение экологических проблем края.
Использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания, способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой самостоятельности. При выполнении лабораторных работ используются объекты из местной флоры.
Краеведение
Практическая работа.« Водоросли Самарской области».
 Цель: Изучить видовой состав и особенности водорослей Самарской области. Оборудование: рабочие тетради, инструктивные карточки. Алгоритм работы.1.Изучить видовой состав одноклеточных водорослей – носток, хламидомонада.
Практическая работа.« Водоросли Самарской области».
Текст.Носток род синезелёных водорослей. Около 50 видов; обитают в пресных водах, на влажных скалах и почве почти во всех зонах. Колонии Н. студенистые, шаровидные, диаметром до 10 см, плёнчатые или нитевидные, свободно живущие или прикрепленные, состоят из погруженных в слизь однорядных нитей с лишёнными содержимого толстостенными клетками — гетероцистами. Размножаются обрывками нитей и спорами.
Хламидомонада. 
2.Изучить особенности многоклеточных водорослей:спирогира,хара, энтероморформа кишечника.
Энтероморформа кишечника.
Слоевище трубчатое, иногда сильно сдавленное, простое или разветленное, однослойное или с полостью внутри. Растет на камнях, раковинах
Хара обыкновенная.
Семейство Харовые. Редкий вид. Хара обыкновенная - макроскопическая водоросль со своеобразным строением, похожим на хвощ или роголистник. «Стебли» 15-20 см высотой, серовато - или буровато- зеленого цвета, довольно крепкие, инкрустированные известью. «Листья» длинные, членистые, из многих междоузлий. «Стебель» с корой. Имеются прилистники. Оогонии и антеридии располагаются в листовых узлах. Растение однодомное. Распространение. Имеются данные о повсеместном распространении на территории бывшего СССР. Биология и экология. Размножение вегетативное и половое.Численность и тенденции её изменения.
Спирогира
3.Изучить колонии водорослей: ботридиум, кладофора, гидродикцион сетчатый или водяная сеточка.
Текст. «Гидродикцион сетчатый».Внешний вид. Слоевище в виде вытянутого цилиндрического полого мешка. Стенки колонии состоят из пяти-, шестиугольных «петель»-ячеек,каждая из которых сложена из отдельных цилиндрических клеток, соединенных друг с другом концами по 3, реже по 4. Клетки до 15 мм длиной. Местообитания. Растет в пресных водоемах (пруды, лужи, заводи, богатыхе азотистыми соединениями) 
Краеведение
Выполняя творческие задания, учащиеся 7,8 «В» класса готовят презентации
Млекопитающие внесенное в Красную книгу
МОУ СОШ № 25 уч-к «7В» классаМелешков А.
Использование краеведческого материала для организации мини-исследовательских работ
Так, например, при изучении темы: «Естественные экосистемы России» в 9-м классе урок «Пресноводные экосистемы» можно провести в форме исследования. Класс делится на группы, каждая из которых получает задание для выполнения своей части исследования.
Результаты работы каждой группы обобщаются в конце урока.
Задание для 1-й группы:
«Гидробиология».
Изучите материал § и заполните схему, вписав видовые названия организмов каждой из упомянутых групп. Найдите эти виды среди гербарных экземпляров и рисунков. Подготовьте краткое сообщение по вашей теме для класса. Новые термины объясните.
Задание для 2-й группы: «Водные экосистемы особо охраняемых природных территорий Самарской области»
Подготовить сообщения, презентации об охраняемых природных территориях Самарской области
Гипновое болото
Заливы острова Тушинский
Озеро Боровое
Истоки реки Большой Иргиз
Задание для 3-й группы: «Редкие животные и растения водоемов Самарской области».
Подготовьте краткие сообщения об этих животных и растениях для всего класса. Как вы думаете, почему они попали в Красную книгу?
В Самарской области обитает 11 видов земноводных из них тритоны обыкновенный и гребенчатый, жабы серая , прудовая, и травяная, жерлянка краснобрюхая считаются редкими видами (особенно тритоны и жаба серая).
«Анаграмма».
Анаграмма —означает перестановку букв в слове, приводящую к другому слову.Данную методику можно использовать при работе с краеведческими понятиями:Эндемики - кэмидени
«Буквенный набор»
Из набора букв необходимо составить слово. Чтобы усложнить задание, можно предложить составить из сложенных слов предложение.

Выхухоль русская
ы л у х ь о
в
У с к а я с р
«Я самый интересный...»
На столах у учащихся разложены листочки с написанными на них названиями (животных, растений, охраняемыми объектами природы). В течение 4 - 5 мин участникам необходимо придумать текст, с помощью которого они должны будут убедить остальных в том, что самым интересным является именно их объект.
Составление учащимися кроссвордов по краеведческой тематике.Составление вопросов к ответам тестов.
Найди вопрос.
На доске написаны ответы, необходимо подобрать к ним
А.полоз узорчатый Б.ночная ящерица В. сцинковый геккон Г.полосатая ящерица
Ответы
?
Краеведение
Материалы по краеведению могут динамично обновляться, добавляться в нужный отдел. Создание ученических презентаций в Pomer Point, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть, и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии помогают детям стать более активными и независимыми учениками. Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"

статья "Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения"...

Статья "Реализация политехнических принципов в преподавании технологии"

Из опыта работы учителя технологии  МБОУ Лицей №185 города Новосибирска  ГРИЦЕНКО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА...

Презентация "Реализация принципа связи с жизнью в преподавании биологии в старшем звене"

Обобщение опыта работы по теме "Реализация принципа связи с жизнью в преподавании биологии в старшем звене" было представлено на  августовской конференции учителей биологии города Брянска...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Краеведческий аспект преподавания биологии

Проблема преподавания биологии на качественно новом уровне особенно остро встаёт в современном мире, когда рождающийся человек получает планету огромным количеством экологических проблем, и от него за...

«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»

Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...