Статья "Реализация политехнических принципов в преподавании технологии"
статья по технологии на тему

Гриценко Александр Алексеевич

Из опыта работы учителя технологии  МБОУ Лицей №185 города Новосибирска  ГРИЦЕНКО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politeh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ  И  ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ.

                                         Из опыта работы учителя технологии

                                         МБОУ Лицей №185 города Новосибирска

                                         ГРИЦЕНКО АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА

Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.

       Реализуя политехнические принципы в преподавании технологии в школе не в ущерб основному программному материалу, а дополняя его,  я преследую  следующие основные ЦЕЛИ:

  • Знакомство учащихся с областями технологии, в которых в первую очередь развиваются теоретические и экспериментальные исследования;
  • отслеживание связи теоретических основ технологии и других наук с жизнью, что обеспечивает  необходимую мотивацию для овладения предметом и повышение познавательной активности;
  • подготовка учащихся к выбору будущей профессии.

     На протяжении двух лет, дополняя политехническим материалом тематическое планирование по предмету для 5 - 9 классов, ставлю следующие ЗАДАЧИ:

  • Способствовать овладению учащимися практическими умениями и навыками исследования явлений и процессов.
  • Способствовать формированию умений и навыков  решения задач технического содержания
  • Показать межпредметную связь при изучении на уроках различных разделов технологии.
  • Способствовать развитию  творческого воображения, умения изобразить графически технический объект, его узлы, соединения (схемы принципиальные, кинематические, монтажные ) и др.
  • Способствовать подготовке к дальнейшей учебе в технических учебных заведениях и непосредственной работе на производстве.

         Политехническая направленность на уроках технологии в большей  или меньшей степени всегда присутствует, необходимо ее систематизировать. Необходимо помнить, что политехническое образование не сводится к изучению одного какого-либо учебного предмета, а представляет собой систему знаний и умений, основанных на изучении ряда предметов.

           Выпускники основной школы  должны знать принцип действия бытовых приборов и машин, уметь правильно включать и настраивать их в соответствие с прилагаемой инструкцией, уметь читать блок-схемы, а в ряде случаев и простейшие схемы электроприборов.

          Одной из организационных форм развития и формирования таких навыков являются домашние технические задания. При разработке содержания домашних технических заданий могут быть объединены несколько тем; каждая из них раскрывает принцип работы и условия эксплуатации того или иного прибора или машины. К   содержанию заданий  предъявляю следующие требования: имеют обобщающий характер, содержат субъективную новизну,  связаны друг с другом так, чтобы  предыдущие задания служили подготовкой к последующим. Дополнительно оцениваются чертежи и схемы основных частей машин и механизмов. Система заданий рассчитывается на 2-3 недели.

        С увлечением занимаются ребята проектной деятельностью, создавая инженерно-технические, дизайнерские, научно-исследовательские  проекты. Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный подход, который способствует применению умений, знаний, полученных при изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и  использовать знания их социальных и культурологических дисциплин.

     Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом содержании новой образовательной области «Технология», которое является естественным развитием политехнизма в современных условиях.                 Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

      Одним из направлений, в разделе «Обработка древесины», я выбрал «Макетирование». Хотелось бы поделиться опытом работы, который я применяю уже второй год, именно по этой теме. Проекты в виде макетов колодцев, деревянных изб, ветряных мельниц, церковных ансамблей или оборонных сооружений выполняются учащимися с большим желанием на уроках технологии и кружковых занятиях. Мы выбираем макеты строений, которые были изготовлены из брёвен, будь это старинная русская изба или современный коттедж.

     Строятся  новые модели, растёт  школьная выставка технического творчества. На занятии кружка один из школьников высказал идею создания экспозиции «Проекты учащихся» в школьном краеведческом музее. Идея была одобрена всеми.  На сегодняшний день вниманию учащихся и гостей школы представлены следующие разделы  экспозиции «Морской и речной транспорт», «Авиация», «Домостроение». Экспозиция продолжает  расти. Школьные конструкторы работают над будущими экспонатами, которые создаются на кружковых занятиях и на уроках технологии.

        При проведении месячника наук проводятся конференции и вечера «Наука и нравственность», «Технология в выбранной профессии», выставки лучших графических и конструкторских работ, защита технических проектов.  

      Отрадно, что такая методика вызывает интерес не только у «успешных» учеников, но и у слабоуспевающих ребят.

       Таким образом, содержание политехнического образования становится определенным и конкретным. Изучаемые направления технического прогресса органически вплетаются в школьный курс и являются своеобразным «полигоном» применения теории на практике.

     Что планируется сделать?

1.     Продолжить работу над проблемой «Организация проектной деятельности на уроках технологии»  и обобщением опыта по данной проблеме.

2.      Проведение в рамках Декады наук  Праздника труда.

3.     Поддерживать высокий уровень качества знаний и успеваемости по предмету.

4.     Участие в районном конкурсе творческих проектов.

5.     Сотрудничество с учителями химии, физики и черчения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурологический принцип в преподавании географии.

В работе расскрывается вопрос о применении культурологического принципа в географии. Раскрыты цели и задачи это принципа. Уделено внимание  культурологии в изучении Ульяновской области....

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. Курс интегрированный. Учащиеся осваивают -    компьютерные технологии, -    технологию ...

Особенности использования современных образовательных технологий в преподавании технологии

Применение образовательных технологий в преподавании предмета технологии...

Реализация краеведческого принципа в преподавании биологии

Общественная презентация. В презентации представлен материал использования системно - деятельностного подхода при изучении биологии с использованием краеведческого материала...

«Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»

Концепция художественного образования в Российской Федерации и практическая реализация ее основных принципов в преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство»...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....