Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.
методическая разработка по информатике и икт (9,10,11 класс) по теме

Милованова Галина Борисовна

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах.
Курс интегрированный. Учащиеся осваивают
-    компьютерные технологии,
-    технологию умственной деятельности (технология решения творческих задач),
-    технологию профессионального и личного самоопределения
на предметной основе.
Концепция предполагает интегрирование предмета из любой образовательной области в технологию.
С учениками работают 2 учителя: учитель информатики и учитель предметник.
Определяющим для учителя-предметника стал метод проектов.
В рамках нашей концепции на уроках технологии в течение учебного года каждый учащийся (в группе или индивидуально) последовательно работает над тремя проектами, которые выполняются в рамках основных разделов программы по технологии и по своей сути соответствуют им.
Содержание проектов зависит от того, какую предметную область представляет учитель, работающий в паре с учителем информатики. Таким образом, работы, выполненные учащимися в разделе «Мир человека» у преподавателей физики, химии, биологии или литературы, будут совершенно различными по содержанию. (Проекты могут быть и межпредметными, и надпредметными.)
Презентации проектов выполняются учащимися в соответствии с изученными компьютерными технологиями. В 9 классе это может быть открытка, афиша, буклет, презентация в PowerPoint, в 10 и 11 классах – презентация в PowerPoint, информационный или исследовательский Web-сайт, FLASH фильм.
Новизна данного подхода к преподаванию технологии состоит в том, что освоение той или иной технологии не становятся самоцелью, а являются СРЕДСТВОМ для решения той или иной задачи в предметных исследовательских проектах учеников. Интегрированное изучение ИКТ и методов решения творческих задач на предметной основе позволяет ученику углубиться в заинтересовавшую ИМЕННО ЕГО тему и работать над ЗНАЧИМЫМ для него проектом, идя пусть неширокой, но СВОЕЙ тропой.
Теоретическая значимость представленной системы работы состоит в её универсальности.
Именно в этой зоне (совместная работа учителя-предметника и учителя, преподающего компьютерные технологии) возможно применение авторских элективных курсов; таким способом может быть организована предпрофильная подготовка, а затем и углублённое изучение того или иного предмета в выбранном учащимся профиле.
Курс может быть использован учителями любых предметных областей в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях.
Практическая значимость заключается в том, что данный подход к преподаванию технологии позволяет
-    ученикам отойти от репродуктивного метода постижения материала и вариативно (на исследовательском уровне) вернуться к изученному ранее и заинтересовавшему их материалу;
-    ученикам углубить, детализировать свои представления о том или ином факте науки, процессе жизни, явлении русской культуры, расставить личностные акценты: понять свои ценностные ориентации, осознать свои представления о мире, свои предпочтения;
-    формировать у учащихся навыки самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;
-    учителям найти дополнительные резервы для реализации своих идей с использованием новых технологий;
-    легко использовать идеи и приёмы, представленные в концепции, любому заинтересованному учителю-предметнику, какой бы предмет он ни преподавал (т.е. работающему в любой образовательной области), ибо темы программы по технологии универсальны и могут быть интерпретированы с позиций любого предмета любой образовательной области;
-    учителям за счет интегрированной организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
То есть данный подход к преподаванию технологии позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным.
Работа содержит
-    объяснение принципов концепции преподавания и построения уроков,
-    описание цепи последовательно реализуемых  в 9, 10, 11 классах проектов,
-    игровые тренинги,
-    пошаговое пояснение к классическим этапам работы над проектом,
-    пояснения к системе контроля и листы оценивания процесса работы над проектами,
-    рефлексию учащихся,
-    работы детей 9. 10, 11 классов, выполненные на уроках технологии,
-    работы учащихся 9 класса, над которыми они работали в рамках курса предпрофильной подготовки.
Основные положения концепции, методические материалы и работы детей размещены на сайте автора «Концепция преподавания технологии в 9-11 классах» www.koncepciya-pt.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_predstavlennoy_koncepcii.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА

Концепция преподавания технологии на предметной основе
в 9-11 классах средней школы.
Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК.

Автор Милованова Галина Борисовна, учитель русского языка, литературы, мировой художественной культуры, технологии.
153002, РФ, г. Иваново,
пр. Ленина, д. 47, кв. 29,
телефон: (4932) 301562,
e-male: mgb44@yandex.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей № 21 г. Иваново. 153012, РФ, г. Иваново,
ул. Арсения, д. 33/16, телефон:
 (4932) 32-76-27

г. Иваново 2010 г.


В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательной области на уроках технологии в 9-11 классах.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ

Данная концепция – это новый подход к преподаванию технологии в 9 – 11 классах. 

Курс интегрированный. Учащиеся осваивают

  1. компьютерные технологии
  2. технологию умственной деятельности (технологию решения творческих задач)
  3. технологию профессионального и личного самоопределения

на предметной основе.

Концепция предполагает интегрирование предмета из любой образовательной области в технологию.

Уроки технологии в 9 – 11 классах организованы как интегрированный курс. С учениками работают 2 учителя: учитель информатики и учитель предметник.

Учащиеся изучают компьютерные технологии и технологии решения творческих задач, технологию профессионального и личного самоопределения, но это не самоцель. Главное – это то, что можно постичь, используя ту или иную технологию. Поэтому проекты, над которыми работают учащиеся, не случайны, они выполняются в рамках тех образовательных областей, которыми заинтересовались учащиеся, основаны на материале того или иного предмета и являются его логичным продолжением.

Организация работы такова: класс делится на подгруппы, каждый ребенок занимается 2 часа в неделю. (Один час – с учителем информатики и один час – с учителем-предметником.)

Что же делает учитель, преподающий компьютерные технологии?

9 класс. Показывает приемы создания презентаций в среде PowerPoint, знакомит с дополнительными графическими, звуковыми, навигационными возможностями этой программы. Девятиклассники изучают графический редактор Photoshop CS, получают навыки работы с растровой графикой.

Учащиеся занимаются поиском информации в электронных энциклопедиях, базах и банках данных в сети Internet, отбором и сохранением необходимой текстовой и графической информации. Дети знакомятся с понятием авторского права в информационном пространстве.

10класс. Десятиклассники изучают компьютерную графику, её виды и особенности, достоинства и недостатки наиболее популярных графических программ, расширяют знания о графическом редакторе Photoshop CS, работают со слоями, монтажом изображения, фильтрами, цветокоррекцией, создают композиции.

Учитель знакомит учащихся с видами и топологией сетей, Internet и его сервисами, с языком HTML, созданием простейшей Web - страницы, размещением на ней графики и гиперссылок, показывает способы размещения информации в Internet.

11 класс. Учащихся работают с основными конструкциями языка HTML, создают web - страницы сложной структуры.

Основы FLASH - технологии, инструменты во FLASH: разработка фаз движения героев фильма, покадровая анимация, анимация движения, форм, движение героев фильма по определенному пути, озвучивание фильма, создание многослойной композиции - таковы навыки, которыми овладевают учащиеся в процессе уроков технологии.

И все-таки заинтересовать учащихся мы решили не ценностью той или иной технологии в чистом виде, а тем, что можно постичь, используя ту или иную технологию.

Определяющим для учителя-предметника стал метод проектов.

На наших уроках мы пытаемся научить детей проектной деятельности. Как правильно пройти все этапы проектирования? Как научиться планировать работу, реализовывать задуманное, сотрудничая с учителями и одноклассниками? Каковы особенности работы в группах? Где найти и по какому принципу отобрать необходимую для реализации проекта информацию? Как оформить и структурировать ее? Как представить результаты своей работы так, чтобы они были интересны аудитории? Почему рефлексия участников проекта очень важна? Все это стало нашей каждодневной работой.

Результат деятельности учащихся - проект, самостоятельное исследование по теме.

В рамках нашей концепции на уроках технологии в течение учебного года каждый учащийся (в группе или индивидуально) последовательно работает над тремя проектами, которые выполняются в рамках основных разделов программы по технологии и по своей сути соответствуют им.

9 класс

  1. Праздники.
  2. Мир человека.
  3. Самоопределение учащегося.

10 класс

  1. Менеджмент. Маркетинг.
  2. Имидж и дизайн учреждения.
  3. Имидж и этикет делового человека.

11 класс

  1. Технология решения творческих задач.
  2. Экологическое сознание и экологическая мораль.
  3. Технология профессионального самоопределения и карьеры. (Об исследовательских работах внутри каждого раздела  будет рассказано ниже.)

Презентации проектов выполняются учащимися в соответствии с изученными компьютерными технологиями. В 9 классе это может быть открытка, афиша, буклет, презентация в PowerPoint, в 10 и 11 классах - презентация в PowerPoint, информационный или исследовательский Web-сайт, FLASH фильм.

Учащиеся работают над своими проектами в соответствии с основными разделами программы по технологии, но их содержание зависит от того, какую предметную область представляет учитель, работающий в паре с учителем информатики. Таким образом, работы, выполненные учащимися в разделе «Мир человека» у преподавателей физики, химии, биологии или литературы, будут совершенно различными по содержанию.

Новизна данного подхода к преподаванию технологии состоит в том, что освоение той или иной компьютерной технологии не становятся самоцелью, а являются средством для решения той или иной задачи в предметных исследовательских проектах учеников. Интегрированное изучение ИКТ и методов решения творческих задач на предметной основе позволяет ученику углубиться в заинтересовавшую именно его тему и работать над значимым для него проектом, идя пусть неширокой, но своей тропой.

В том числе концепция позволяет в рамках профильного обучения работать над проектами внутри выбранного профиля не за счёт свободного времени ученика и учителя, а на уроках технологии.

Проекты учащихся в данном случае по содержанию являются межпредметными или надпредметными, но выполняются в рамках уроков технологии, что является несомненным достоинством представляемой концепции.

В соответствии с программой образовательной области "Технология" (9 – 11 кл.), формирование мировоззрения учащихся, их самоопределение - главная задача курса, соответствующая федеральному образовательному стандарту.

Учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

  1. ставить правильные цели и находить нестандартные пути их достижения с помощью обоснованного проекта своих действий;
  2. осознать основные процедуры своей умственной поисковой деятельности;
  3. получить опыт выбора методов решения соответствующей задачи;
  4. научиться самостоятельно искать информацию для решения конкретной задачи, обращаясь не только к необходимой литературе и сети Internet, но и к своему опыту, уже имеющимся знаниям.

Все эти умения и навыки формируются лишь в деятельности, поэтому работа над проектами в интересующей ребёнка области, овладение методологией исследования в рамках курса «Технология» не только не противоречат данным задачам, но и позволяют сделать учебный процесс личностно-ориентированным.

Любого учителя, ощутившего внутреннюю потребность передать свой опыт и знания детям, в данном подходе может привлечь свобода планирования и реализации планов, отсутствие навязчивого и каждодневного «методического пресса».

Именно в этой «буферной зоне» (совместная работа учителя-предметника и учителя, преподающего компьютерные технологии) возможно применение авторских элективных курсов, обеспечивающих наибольшие возможности для развития способностей каждого учащегося; таким способом может быть организована предпрофильная подготовка, а затем и углублённое изучение того или иного предмета в выбранном учащимся профиле.

Данный подход к преподаванию представляется автору неким Клондайком,  в котором можно черпать  оптимальные способы и продуктивную технологию построения индивидуальных образовательных программ школьников.

Изложенная выше концепция интегрированного преподавания всегда существует в развитии. Автору представляется перспективной её универсальность. Курс может быть использован учителями любых предметных областей.

Данный подход к преподаванию технологии в 9-11классах средней школы позволяет интегрировать предмет «Технология» и любой предмет той или иной образовательной области, использовать метод проектов для личностного развития ученика.

Данный подход к преподаванию технологии позволяет

  1. ученикам отойти от репродуктивного метода постижения материала и вариативно (на исследовательском уровне) вернуться к изученному ранее и заинтересовавшему их материалу;
  2. ученикам углубить, детализировать свои представления о том или ином факте науки, процессе жизни, явлении русской культуры 18 – 19 веков, расставить личностные акценты: понять свои ценностные ориентации, осознать свои представления о мире, свои предпочтения;
  3. ученику, не выходя за рамки учебной программы, работать над вопросами, которые заинтересовали именно его, идти пусть неширокой, но своей тропой;
  4. развивать у детей способность занимать исследовательскую позицию;
  5. формировать у учащихся навыки самостоятельной и научно-исследовательской деятельности;
  6. учителю-предметнику избавиться от страха учителя - неуверенного пользователя, так как он работает в паре с профессионалом;
  7. учителю информатики работать в своей образовательной области, то есть заниматься тем, в чём он профессионал, и формировать у учащихся навыки работы с компьютерными технологиями не на случайных, незначительных темах, а на вопросах, которые требуют углубления в рамках различных предметов.
  8. учителям найти дополнительные резервы для реализации своих идей и новых технологий;
  9. легко использовать идеи и приёмы, представленные в концепции, любому заинтересованному учителю-предметнику, какой бы предмет он ни преподавал (т.е. работающему в любой образовательной области), ибо темы программы по технологии универсальны и могут быть интерпретированы с позиций любого предмета любой образовательной области;
  10. учителям за счет интегрированной организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
  11. создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

То есть данный подход к преподаванию технологии позволяет сделать учебный процесс личностно-ориентированным и тем самым расширяет возможность социализации учащихся.

Подобная интеграция может использоваться как в организации предпрофильной подготовки, так и во всевозможных элективных курсах, так как курсы по выбору – неотъемлемая составная часть предпрофильной подготовки в IX классе основной школы. Такие элективные курсы ориентированы на совершенствование исследовательских навыков учащихся в различных предметных областях.

Данный подход представляется нам продуктивным и в организации профильного обучения.

Одно из основных положений «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», которая была утверждена Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002., таково: «профильное обучение – средство дифференциации …позволяющее за счет индивидуализации обучения, изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

Данная концепция преподавания технологии позволяет идти по пути создания именно таких условий, направлена на формирование исследовательских навыков учеников и познавательной компетенции учащихся.

В нашем лицее существуют следующие профили классов: технологический, экономический, социально-гуманитарный, биолого-химический.

Данный подход позволяет общетехнологическую подготовку осуществлять интегрированно со специальной  подготовкой в выбранном школьником гуманитарном, естественнонаучном или любом другом профиле. Программа по технологии для профильного уровня обучения реализуется в классах с технологическим профилем.

То есть, если профиль класса гуманитарный, проекты, над которыми работают учащиеся, являются углублением предметов гуманитарного цикла и вместе с учителем информатики технологию ведёт учитель-гуманитарий. Если профиль класса естественнонаучный, то и преподаватель, организующий исследовательскую работу учащихся в рамках предмета «Технология», – физик, биолог или химик.

Таким образом данный подход к преподаванию технологии может в соответствии с профилем классов

  1. способствовать углубленному изучению отдельных предметов программы полного общего образования;
  2. помочь в создании эффективной модели организации профильного обучения, так как, общепризнанно, наиболее продуктивным методом профильного обучения является работа учащихся, основанная на деятельностном подходе.

Автор полагает, что данный подход дает широкий простор для построения различных моделей организации учебного процесса. Возможно, именно здесь могут возникать и апробироваться новые образовательные практики.


КОНТРОЛЬ

Контроль осуществляется следующим образом:

  1. Оценивается работа учащегося в различных программных средах
  2. Оценивается работа учащегося (групповая и индивидуальная) в краткосрочных (3-4 урока) и масштабных учебных проектах.
  3. Оцениваются этапы

- подготовки

- реализации

- презентации

- оптимизации проекта.

Оценивается подготовка проекта с точки зрения результативности работы:

- вклад в общую работу на уроке

- работа вне урока в течение недели

- процесс защиты проекта

- вклад ученика в процесс доработки с точки зрения оптимизации работы.

Листы оценивания деятельности ученика доступны в Приложениях и размещены на сайте автора «Концепция преподавания технологии» www.koncepciya-pt.ru


Мир – это зеркало, которое дает каждому

человеку отражение его собственного лица.

У. Теккерей

После 23 лет работы в школе не возникает сомнений в том, что самое интересное, самое важное для детей – другой человек или, может быть, их собственное отражение в нём.

Осознать свои предпочтения, свои представления о мире – вот то главное, что смогли сделать дети на уроках технологии в 9-11классах.

9 КЛАСС

Автор данной концепции преподаёт русский язык, литературу и мировую художественную культуру, является классным руководителем, поэтому в рамках раздела «Мир человека» основополагающий вопрос всех проектов учащихся – «Чем мне может быть интересен мир другого человека

Проблемные вопросы проектов таковы: Ценно ли то, что кажется бесконечно далеким? Что можно считать частью Русской культуры? Чем мне может быть интересен мир человека 18-21 веков? Какие же темы заинтересовали учащихся? Каждый учащийся (или группа) выбрал свою «узкую» тему внутри проекта «Мир человека». Возвращение на уроках технологии к материалу, изученному в предыдущем учебном году (МХК – 2 часа в неделю) и изучаемому в 9 классе на уроках литературы, дало учащимся возможность сделать все «по-своему», то есть выбрать каждому то, что близко и интересно именно ему.

В процессе исследования наши ученики в рамках своих проектов в ином разрезе взглянули на различные процессы культуры и литературы 18, 19 веков. Так из предложенных для исследований тем выкристаллизовались следующие исследовательские вопросы учащихся:

Вельможа и его увлечения => Охота – пережиток прошлого или реальность сегодняшнего дня?

Светский человек 19 века => Бал 19 века – светская прихоть или обязанность?

Мир дворянской усадьбы => Зачем светскому человеку нужна усадьба?

Моды пушкинского времени => «Лихая мода наш тиран»?

Мода галантного века => «Умом Россию не понять»?  Парадоксальная мода 18 века.

Барское застолье => Стали бы наши предки есть то, что едим мы?

Русский национальный театр => Почему изменился театр, существовавший в 18 веке?

Дуэль в мире светского человека 19 века => Почему дуэль ушла из нашей жизни? Является ли она культурным наследием Нового времени?

Дуэль в мире светского человека 19 века => Как изменялись «серьезные» выяснения отношений между людьми без вмешательства государства на протяжении веков?

«Смолянки» => Какое образование могла получить девушка в 18 веке?

Образование светского человека 19 века => Чем наше образование  отличается от образования дворян 19 века?

Результат деятельности учащихся – проект, самостоятельное исследование по теме. Итогом работы стала презентация, выполненная в формате MS PowerPoint. Для выполнения исследования учащиеся применяли знания, полученные на уроках МХК, литературы, русского языка, технологии.

В рамках раздела «Праздники» учащиеся 9 класса разрабатывали буклет – приглашение на праздник. Это были приглашения на

  1. день рождения
  2. масленицу
  3. соревнование по компьютерным играм
  4. вечер авторской песни
  5. выставку фотографий
  6. открытый урок
  7. пикник
  8. празднование Дня свободы карася.

Результат работы – авторский буклет и памятный знак к тому празднику, который в процессе изучения привлек внимание учащихся. При таком подходе каждый ребенок, не выходя за рамки учебной программы, имеет возможность работать над вопросами, которые заинтересовали именно его, то есть делать все «по-своему», идти пусть неширокой, но своей тропой.

В курсе технологии 9 класса есть еще один крупный раздел – «Профессиональное самоопределение». В рамках этого раздела учащиеся работают над созданием контрольно-измерительных материалов по интересующим учащихся предметам.

Так в течение года девятиклассники последовательно работают над тремя проектами, которые имеют прямое отношение к разделу «Мир человека» не только в курсе технологии, но и в курсах мировой художественной культуры, литературы, русского языка.

В дальнейшем работы учащихся используются в рамках учебного процесса на уроках мировой художественной культуры, литературы, музыки в качестве методического материала.


ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В 9 КЛАССЕ

В настоящее время два часа учебного предмета «Технология» в IX классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В IX классе обучение технологии может проходить в варианте курсов по выбору.

Работа с учащимися внутри этих курсов организуется по принципам, изложенным выше. С учащимися работает не только психолог и преподаватель, обучающий детей ИКТ, но и учителя-предметники, которые представляют разные образовательные области.

Работа над проектом в выбранной девятиклассником образовательной области помогает ему определиться с дальнейшим профилем обучения. Данный подход на этапе предпрофильной подготовки позволяет решать не только задачу выбора учащимися профиля обучения в старшей школе, но и формирует умение видеть проблему, находить оптимальные способы движения к некоторой истине.

Так как автор данной концепции – филолог, детям были предложены различные варианты работ по журналистике, учитывающие предпочтения и склонности учащихся. Проекты по журналистике основывались на анализе материала тех журналов, которые вызывали интерес детей.

Каждый выбрал тему, связанную с его интересами, с тем, что хотелось бы узнать. Поэтому и журналы, которые исследовали учащиеся, были разными. От «Вокруг света» и «Наука и жизнь» до журнала «Тюнинг автомобилей» и «НЕCD». В данном случае смысл исследовательской деятельности учащихся – в процессе осознания своих предпочтений, в движении к познанию себя, к некоторой истине, связанной с собственным отражением в мире.

В своих проектах учащиеся исследовали различные вопросы, касающиеся журналов, которые были им интересны. Так получились следующие проекты:

«Тайна обложки» => Зачем журналам яркие обложки? (Работ, построенных на анализе содержания обложки, получилось несколько, но все они о разных журналах)

«Волшебная обложка» => В чём загадка обложки журналов «Bravo», «Все звёзды», «Отдохни»?

«С течением времени…» => Почему меняются обложки разных журналов?

«Секреты глянцевой обложки, или Что хочет женщина»[1] 

««НЕCD» - девиз молодёжи или модный журнал?» => Почему молодёжь выбирает журнал «НЕCD»?

«Почему мы выбираем журнал «Мотомания»?»

««Oops!» – блестящий журнал» => Почему мы выбираем журнал «Oops!»?

«Почему мы выбираем журнал «Игромания»?»

«Почему мы выбираем журнал «Тюнинг автомобилей»»?

«Долина ветров» => Почему я выбираю журнал «Аниме-гид»?

««Футбол», «Мир футбола» - журналы для избранных» => Для чего нужны журналы о футболе?

«Журнал для каждого» => В чём залог успешности журнала?


«Почему меняются журналы?» => Как и почему изменился журнал «Футбол» за 3 года?

«Вокруг света» => Почему проходит время, а популярность журнала растёт?

«Купи меня!» => Влияет ли на спрос обложка журнала?

«Почему не все журналы покупают?»

«Законы жёлтой прессы» => По каким законам существует жёлтая пресса?

«Законы жёлтой прессы» => Почему жёлтая пресса привлекает людей больше, чем остальная?

«Из чего складывается цена журнала?»

«Зомбирование средствами массовой информации» => Что это такое?

«Мне журналы не нужны!» => Может ли Интернет заменить журналы?

«Скрытая и явная реклама» => Предупреждён, значит вооружён?

«Почему «умирают» некоторые журналы?»

«Почему в некоторых журнал нет рекламы?»

«Кому адресована реклама в детских журналах?»

«Что такое рекламный журнал?»

То есть дети знакомятся с профилем, работая над исследованием в заинтересовавшей их образовательной области.

Учитель-предметник имеет возможность предложить учащимся работу над проектом по географии, физике, биологии – любому предмету.

Так предпрофильные курсы помогают детям осознать свои предпочтения в деятельности. Учащиеся не только выбирают профиль дальнейшего обучения, но и овладевают методологией исследования.


 Мечты, которые сбываются, - не мечты, а планы.

А. Вампилов

10 КЛАСС

В начале учебного года, в разделе «Повторение» учащиеся 10-11 классов, изучая функционирование предприятия, работают над значимыми для школы проектами. Так они разработали и представили на общешкольную конференцию многочисленные варианты эмблемы школы, её логотипа и девиза. Большое количество решений (иногда даже одна группа предлагала несколько вариантов символики школы) позволило нашему учебному заведению выставить на общешкольный конкурс лучшие работы, за которые голосовали и ученики, и учителя, и родители. В юбилейном для школы году учащиеся в рамках повторения работали над баннерами, которые представили семидесятилетнюю историю школы и её настоящее, разрабатывали оформление юбилейных тарелок и приглашений на празднование, делали макет буклета о школе. Такая работа приносит громадное удовлетворение ученикам, так как они видят, что даже краткосрочные проекты, над которыми они работают, востребованы и нужны людям, которые их окружают. На сегодняшний день у школы есть свой «фирменный» стиль (это и всевозможные канцелярские товары с символикой школы, и блокноты, и спортивная форма для сборной команды школы), которым гордятся его создатели – выпускники и старшеклассники.

Практическая значимость своей работы осознаётся учениками: им хочется сделать то, что ценно для их учебного заведения и нужно школе, а не рассуждать о виртуальном «среднем» предприятии. Президент РФ Дмитрий Медведев в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации сказал, что одна из главных задач нашего государства на современном этапе – «создание условий для развития гражданского общества»; «люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений». Нельзя не согласиться и с тем, что от воспитания «молодежи в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности» будет «напрямую зависеть» благополучие России в относительно недалеком будущем».

Основные положения инициативы «Наша новая школа» - это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». В этой ситуации «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Именно в 10 – 11 классах ученики всерьёз задумываются о том, как стать успешными, что влияет на успех. Так дети сами сформулировали тему, над которой готовы были размышлять - «Секрет успеха». Проекты к основным темам 10 класса (менеджмент, маркетинг, имидж и дизайн учреждения, имидж и этикет делового человека) детям естественнее и правильнее выполнять на материале, который им знаком. Как построено управление школой? Из чего складывается успешность «твоего» учебного учреждения? Как можно повысить его конкурентоспособность среди других учебных заведений города? Что нужно сделать для того, чтобы самому стать успешным? Так родилось общее название всех проектов учащихся: «Успешные ученики – успешная школа». Основополагающий вопрос всех проектов учащихся – в чём секрет успеха (и ученика, и учреждения, в данном случае – школы). В результате мозгового штурма ученики вышли на следующие темы для проектов.

  1. Пути привлечения инвестиций в образовательное учреждение.
  2. Социальные партнёры школы.
  3. Роль стимулирования учеников и учителей.
  4. Техническая база школы. Рациональное использование компьютеров и Интернет ресурсов.
  5. Питание, его качество, доступность. Шведский стол или система всё включено.
  6. Стабильность в обществе, в управлении страной.
  7. Расширение сферы деятельности школы; открытые конкурсы, олимпиады.
  8. Освоение нового: современная технология, современное оборудование, школьный автобус.
  9. Правильно построенная система управления школы. Руководитель и персонал. Сплочённость коллектива (совместные мероприятия и отдых). Условия труда. Роль молодых учителей.
  10. Детская гаагская модель ООН на базе школы. Какова её роль?
  11. Качество товаров и услуг (то есть обучения). Что такое конкурентоспособное образование?
  12. Система безопасности в школе: охрана, преподавание ОБЖ, качество медицинских услуг, работа обслуживающего персонала.
  13. Информационная база школы, реклама. Сайт школы, легенды и мифы лицея, информационные буклеты.
  14. Выпускники лицея, их роль в укреплении имиджа школы. Выбор профессии.
  15. Внешняя политика учреждения; изучение конкурентов; связь со СМИ и общественностью. Роль общественного мнения.
  16. Интерьер и экстерьер школы.
  17. Самоуправление в школе.
  18. Углублённое изучение предметов. Можно ли этим привлечь в школу учеников?
  19. Формы и методы обучения. Раздельное или совместное обучение мальчиков и девочек. Пятидневка или шестидневка? Полупансион или обычная школа? Обучение близнецов и двойняшек в одном классе. Дети – погодки в одном классе. Дети и родители в одной школе.

Все вышеперечисленные темы – попытка детей разобраться в том, что может помочь лицею в достижении успеха.

Учащиеся сформулировали и вопросы, которые могли бы помочь им самим в достижении успеха.

  1. Талантливость (типы талантов). Способности. Что такое творческая личность?
  2. Любовь в жизни успешного человека.
  3. Самообразование. Правильное использование времени. Умение презентовать себя. Секреты публичного выступления. Ораторское искусство. Критерии образованности.
  4. Нужен ли успешному человеку психолог?
  5. Роль семьи в получении образования. Проблемы преемственности. Положение семьи в обществе. Неужели родители иногда бывают правы?
  6. Влияет ли музыка на успешность?
  7. Роль здоровья. Выгодно ли болеть? Правильное питание и организация отдыха. Сон в жизни успешного человека. Резервы памяти.
  8. Спорт – залог успеха и ученика, и учреждения.
  9. Чувство юмора и его влияние на успешность.
  10. Способы получения знаний. Репетиторы – залог успеха? Шпаргалка – друг или враг?
  11. Набор определённых черт характера или харизма? Набор умений или опыт? Целеустремлённость, эмоциональность, коммуникабельность, сила воли, самодисциплина; умение действовать в экстремальной ситуации, решать проблемы и конфликты.
  12. Влияние увлечений учеников на успешность.
  13. Способы «успешного» общения. Способность к компромиссу. Умение отказываться. Умение руководить. Толерантность.
  14. Влияние имиджа ученика на успешность. Школьная форма или деловой стиль?

Затем каждый выбрал ту тему, что интересна ему. Далее ученик определился с тем, как он будет работать – один или в группе тех, кто заинтересовался исследованием того же вопроса.

Определение проблемного вопроса проекта, его цели – следующий шаг работы[2].

Так из сформулированных самими же учащимися тем выкристаллизовались в следующие проблемные вопросы проектов:

  1. Форма обучения. => Какие формы обучения наиболее эффективны?
  2. Спорт – залог успеха и ученика и учреждения => Как влияет спорт на успешность ученика и школы?
  3. Интерьер и экстерьер школы. => Как влияет интерьер и экстерьер школы на её успешность? Как можно улучшить настроение тех, кто работает в нашей школе?
  4. Детская гаагская модель ООН на базе школы. => Нужно ли тратить время на занятия в детской модели ООН?
  5. Освоение нового: современная технология, современное оборудование, => Как мультимедийные технологии влияют на успешность учеников?
  6. Техническая база школы. Рациональное использование компьютеров и Интернет ресурсов. => Успех скрыт в технике?
  7. Роль стимулирования учеников и учителей. => Какие способы стимулирования возможны в современной школе?
  8. Система безопасности в школе: охрана, преподавание ОБЖ, качество медицинских услуг, работа обслуживающего персонала. => Как обеспечивается безопасность в лицее?
  9. Система безопасности в школе: охрана, преподавание ОБЖ, качество медицинских услуг, работа обслуживающего персонала. => Как улучшить систему безопасности лицея №21?
  10. Формы обучения. Раздельное или совместное обучение мальчиков и девочек? Пятидневка или шестидневка? Полупансион или обычная школа? Обучение близнецов и двойняшек в одном классе. Дети – погодки в одном классе. Дети и родители в одной школе. => Какие формы обучения наиболее успешны?
  11. Роль семьи в получении образования. Проблемы преемственности. Положение семьи в обществе. Неужели родители иногда бывают правы? => Как влияют отношения с родителями на успешность ребёнка? («Отцы и дети»)
  12. Нужен ли успешному человеку психолог?[3]
  13. Влияет ли музыка на успешность? => Как влияет ли музыка на успешность?
  14. Как сделать лицей №21 более привлекательным учебным заведением? => Кто помогает ученикам лицея №21 стать успешными? («Люди за кадром или, Один день из жизни ученика лицея №21»)
  15. Как сделать лицей №21 более привлекательным учебным заведением? => Что влияет на привлекательность лицея №21 как учебного заведения?
  16. Питание, его качество, доступность. Шведский стол или система всё включено. => Как улучшить систему питания в школе?
  17. Влияние имиджа ученика на успешность. => Школьная форма или деловой стиль в старшем и среднем звене? («Школа выбирает…»)
  18. Влияние имиджа ученика на успешность. => Какая форма нужна нашему лицею?
  19. Имидж – это секрет успешных людей. => Как имидж ученика может повлиять на его успешность?
  20. Самообразование. Правильное использование времени. Умение презентовать себя. Секреты публичного выступления. Ораторское искусство. Критерии образованности. => Самообразование – путь к успеху.
  21. Роль здоровья. Выгодно ли болеть? Правильное питание и организация отдыха. Сон в жизни успешного человека. Резервы памяти. => Здоровье – путь к успеху?
  22. Талантливость (типы талантов). Способности. Что такое творческая личность? => Всегда ли успешен талантливый человек? («Секреты творческой личности»)
  23. Любовь в жизни успешного человека. => Как влияет любовь на успешность?
  24. Чувство юмора и его влияние на успешность. => Как влияет чувство юмора на успешность ученика?
  25. Способы «успешного» общения. Способность к компромиссу. Умение отказываться. Умение руководить. Толерантность. => Как научиться способам успешного общения?

Различные группы учащихся исследовали тот аспект проблемы, который им казался важным и интересным.

Таким образом дети не только получили новые знания, действуя в среде неопределённости, но и решалась основная задача курса – формирование мировоззрения учащихся, их самоопределение. Например, те, что связывали свою будущую жизнь с профессией врача, объединились в группу, которая исследовала, как здоровье влияет на успешность человека. Будущие студенты Архитектурно-строительной академии предлагали варианты ремонта кабинетов и вестибюля школы, доказывая, что и внешний вид учебного заведения, и то, как выглядят кабинеты, влияет на успешность учреждения. Те, кто мечтал о карьере музыканта, пытались узнать, как музыка влияет на человека. Те, что занимались по городской программе «Одарённые дети», исследовали, всегда ли успешен талантливый человек. Будущие педагоги размышляли о формах обучения, о том, какое обучение более успешно. Те, кто мечтал о профессии, связанной с компьютерными технологиями, пытались понять, как оснащение школы техникой влияет на успешность учеников и имидж лицея.

Лучшие проекты, выполненные в PowerPoint и с использованием HTML технологий, учащиеся ежегодно представляют на апрельской конференции учеников 9-11 классов «Проекты? Проекты… Проекты!», что всегда вызывает неподдельный интерес детей, потому что касаются их жизни, их устремлений и интересов, школы, в которой они учатся.


Мир обтекает нас: все в нем…только мгновение нас самих…

Х. Ортега-и-Гассет

11 КЛАСС

В течение года одиннадцатиклассники, реализуя полученные умения и навыки, работают над проектами, которые направлены на развитие творческой деятельности учащихся, их профессиональные и личностное самоопределение. А это главная цель курса технологии.

Проекты учащихся являются межпредметными, а результаты оформляются в виде исследовательского сайта. Этим учащиеся занимаются с учителем, преподающим ИКТ. Обучение работе с основными конструкциями языка HTML, создание web - страницы сложной структуры, основы FLASH – технологии – не самоцель. Однако приобретение учащимися данных умений представляется нам значимым. Одна из приоритетных задач, которые стоят перед Россией, – развитие информационных технологий, «технологическое развитие» и отказ от «примитивного сырьевого хозяйства», заявил Президент РФ Дмитрий Медведев в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

В 11 классе программа по технологии предусматривает ознакомление с методами решения творческой задачи. Этот раздел программы по технологии – находка для учителя-предметника, который может предложить учащимся для решения творческую задачу из его образовательной области, использовать возможности предмета «Технология» для возвращения к темам ЕГО предмета не на продуктивном, а на творческом, исследовательском уровне. Таким образом работа над проектом позволяет освоить способы решения творческой задачи деятельностным путём.

В проектах, над которыми работали учащиеся, интегрировались темы технологии и литературы. Одиннадцатиклассники искали ключевое событие в жизни того писателя, который заинтересовал их в курсе русской литературы. Так общее название всех проектов учащихся – «Тотальное событие жизни деятеля культуры». Задачу предстояло решить, действительно, сложную. Нужно было подойти к биографии писателя не хрестоматийно (хронологически), а творчески; взглянуть на события жизни другим, исследовательским, взглядом. Задача осложнялась тем, что нужно было отказаться от стереотипов и найти не кульминационный момент в жизни писателя, а то, что изменило судьбу, увидеть тот поворот, который определил творческую, а иногда и человеческую судьбу писателя. Итогом работы учащихся стали сайты, в которых они представили систему доказательств и аргументов, подтверждающих или опровергающих первоначальную гипотезу.

Так на уроках технологии дети вернулись к событиям жизни тех писателей, чьё творчество было им интересно.

Ломоносов М. В. Предполагаемое детьми ключевое событие – жизнь в условиях Крайнего севера и отсутствие там помещичьего крепостного права => дерзость, так необходимая человеку в смелых начинаниях.

Державин Г. Р. В 12 лет мальчик испытал крайнюю нужду => затворничество => «начал марать стихи». Мнения авторов этого проекта разошлись, поэтому была высказана и вторая гипотеза. Написание оды «Фелица» - вот событие, обеспечившее Державину продвижение по службе. Авторы проекта предложили читателям голосовать на сайте за ту точку зрения, которая им ближе.

Чехов А. П. «Лучший советчик – это смерть». Опираясь на эту фразу, учащиеся предположили: ключевое событие жизни Антона Павловича – заболевание туберкулёзом. => Страстное желание деятельности и любовь к жизни.

Ахматова А.А. Учащиеся предположили, что  Любовь Ахматовой к Гумилеву - это чувство, которое во многом предопределило дальнейшую судьбу поэта, 
стало "испытанием железом и огнем" => проблемный вопрос проекта: «Знакомство с Гумилевым - шаг к успеху или начало страданий?»

Пастернак Б. Л. Исследовав биографию и творчество Бориса Леонидовича Пастернака, учащиеся предположили, что переломным моментом в жизни писателя являются события 1935, 1937, 1949 годов, связанные со сталинскими репрессиями, и рассмотрели, как эти события повлияли на дальнейшую жизнь писателя.

Замятин Е. И. Ключевым событием жизни Е.И. Замятина было сочтено издание романа "МЫ" за границей. Каким будет будущее, если настоящее, меняясь лишь внешне, материально захочет им стать? Это самый неудобный замятинский вопрос. Неудобный в 1920 году, почему его роман и не был напечатан. А спустя 10 лет уже настолько опасный, что он сочтен преступлением, поэтому судьба романа определила судьбу писателя, предположила ученица.

Фадеев А. А. признавал, что «как писатель, своим рождением… обязан… времени". Именно это утверждение легло в основу проекта о трудном и трагическом пути писателя. Фадеев же уточнял: "Я принадлежу к тому поколению демократической интеллигенции, которое было еще в поре ранней юности, когда произошла Великая Октябрьская революция в России. Нам нужно было выбирать, на чью сторону стать. Выбирать нужно было потому, что этого требовала совесть. Выбирать нужно было еще и потому, что людей, не ставших на ту или другую сторону, били и с той, и с другой стороны. Нам не трудно было выбирать. Мы учились на медные деньги своих родителей. Мои отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян нам была близка».

Приставкин А. И. Во время войны мальчик остался сиротой. Потеря родителей сыграла решающую роль в жизни писателя, считают авторы работы. Именно сиротство закалило характер Анатолия Игнатьевича.

Ника Турбина. Исследователи её творчества, учащиеся, предположили, что причиной необычного дара девочки стала болезнь. Стихи к ней приходили во время приступов астмы. => Она с детства писала стихи, то есть даже не писала, а сочиняла. Писать тогда она ещё не умела. Ей помогали записывать родственники: мама, бабушка. Их проект назывался «Сломанная кукла», и авторы предположили, что девочку, привыкшую к вниманию, сломило знакомство с взрослой жизнью.

В текущем учебном году в разделе программы «Решение творческой задачи» учащиеся работают над проектом «Ценности жизни». Основополагающий вопрос всех проектов учащихся, "что для меня ценно в этом мире?». Одиннадцатиклассники размышляют о творчестве тех писателей, чьи ценности им наиболее близки.

Таким образом, любой предметник имеет возможность в рамках данного раздела поставить перед учащимися такую творческую задачу своего предмета, которая будет не только способствовать углубленному изучению заинтересовавшего ученика аспекта (вопроса, темы, раздела) предмета, но и углубит представление детей о мире и о себе.

Раздел «Экологическое сознание и экологическая мораль» сопровождается работой над проектами, представляющими интерес и для учеников, и для классных руководителей, и для психологов учебного заведения. Одной из современных и популярных форм работы с подростками является сказкотерапия. Существует уже разработанные методические пособия, в которых опубликованы сценарии классных психологических часов, основанных на сказках. Поэтому мы решили, что проект учащихся – FLASH-фильм, представляющий собой «экранизацию» сказки – позволит детям не только освоить новые технологии, но и поможет всем заинтересованным лицам в проведении тренинговой работы. Если сказки будут не только прочитаны во время подобной работы с учащимися, но дети смогут увидеть и услышать героев, то психотерапевтический эффект, несомненно, увеличится. Так с учителем информатики на уроках технологии дети овладевают основами FLASH-технологии и приобретают следующие навыки:

  1. покадровая анимация,
  2. анимация движения,
  3. анимация форм,
  4. применение анимации форм для анимации текста,
  5. движение героев фильма по траектории,
  6. создание многослойной композиции,
  7. использование маски,
  8. озвучивание фильма.

Учитель же предметник курирует разработку сюжета и героев FLASH-фильма, его покадрового сценария, редактирование исходного материала, презентацию получившейся работы. Он организует рефлексию участников работы и после презентации рассматривает варианты оптимизации проекта. Так на уроках технологии учащимися созданы следующие фильмы для проведения тренингов классными руководителями и психологами учебного заведения.

  1. «Конфеты» (по одноимённой сказке Н. Н. Амбросьевой). Классные руководители и психологи получили материал для проведения классного часа для школьников-подростков по исследованию особенностей самооценки.
  2. «Звёздная страна» (по одноимённой сказке Н. Н. Амбросьевой). Этот проект поможет работе со школьниками, у которых нарушены межличностные отношения в коллективе.
  3. «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история» (по одноимённой сказке Н. Н. Амбросьевой). Работа может быть использована для проведения классного часа для младших школьников с проявлениями агрессивности.
  4. «Сказка про гусеничку». Эта работа поможет взрослым в работе с детьми, имеющими синдром «гадкого утёнка».
  5. «Про маленький комочек». Проект может использоваться в работе с учащимися младшего школьного возраста и поможет детям преодолеть страх перед новым неизвестным миром.

Раздел «Экологическое сознание и экологическая мораль» предполагает и другие варианты исследовательской работы учащихся.

В течение этого года учащиеся, как мы уже писали выше, работают над проектом «Ценности жизни». В разделе «Экологическое сознание и экологическая мораль» они размышляют над тем, что им кажется ценным в этом мире и выражают свою позицию, создавая FLASH-фильмы на основе любимых песен, сказок, басен, притч, метафорических историй. Таким образом, получились следующие работы.

  1. Видеоклип на песню группы Lumen «Гореть». Позиция одиннадцатиклассников такова: всем всё равно, а ты – свети.
  2. Притча «Свечи». В процессе создания фильма дети размышляли о том, что для них ценно: о спокойствии, вере, любви и надежде.
  3. Развёрнутая метафора «Найди на всё время». Авторы проекты задумались о том, как всё успеть, ведь одномерная жизнь неинтересна.
  4. Рекламный ролик «Береги свою жизнь и жизнь других!» Для участников этого проекта ценно – принять правильное решение.
  5. Развёрнутая метафора «Кораблик». Помоги слабому, и всё хорошее к тебе вернётся, утверждают авторы фильма.
  6. Музыкальный фильм «О любви». Авторы проекты задумались о том, какой должна быть настоящая любовь.
  7. Развёрнутая метафора «Инопланетяне и земляне» по фильму Нила Бломкампа «Район № 9». Людям пора меняться, утверждают авторы фильма. Утверждается ценность толерантного отношения к тем, кто не похож на тебя.
  8. Развёрнутая метафора «Чужая боль». Авторы фильма полагают, что нужно относиться к другим людям бережно. Тебя могут, конечно, простить, но раны от грубых слов остаются.
  9. Видеоклип. Метафорическая история «У каждого свой стиль» о терпимом отношении к ценностям другого человека.
  10. Метафорическая история «Берегите природу!»
  11. Видеоклип на песню группы Lumen «В бетонной коробке». Ценно – общение. Авторы проекта утверждают: нужно уйти от замкнутости в себе и быть открытым для нового, для общения.
  12. Экранизация басни Крылова «Слон и моська».
  13. Экранизация притчи о том, что у каждого свой крест. Не всё так плохо, как кажется. Нужно нести свой крест и не роптать на судьбу.
  14. «Иди своей тропой». Метафорическая история. Только занимаясь любимым делом, можно добиться успеха.

Заключительный раздел программы по технологии связан с профессиональным самоопределением учащихся. Поэтому проекты детей были строго индивидуальными и касались профессии, с которой они связывали свою жизнь и дальнейшее обучение.

Таким образом, учащиеся получили возможность лучше узнать то, чем они собирались в дальнейшем заниматься. Проекты, над которыми работали дети, углубили их представления о профессии, с которой они собирались связать свою жизнь.

  1. Моя профессия – адвокат.
  2. Моя профессия – менеджер-экономист.
  3. Моя профессия – инженер-землеустроитель.
  4. Моя профессия – инженер-программист.
  5. Моя профессия – топ-менеджер банка.
  6. Моя профессия – инженер-конструктор.
  7. Моя профессия – инженер-атомщик.
  8. Моя профессия – экономист.
  9. Моя специальность – культурология.
  10. Моя специальность – бухгалтерский учёт и аудит.
  11. Моя специальность – систематизация управления.
  12. Мой факультет – информационные системы и технологии.
  13. Я хочу стать врачом.

Кроме сайтов для «внутреннего пользования», то есть для расширения кругозора, некоторые учащиеся выполняли «внешний заказ» - разрабатывали сайты для факультетов, на которых собирались учиться. Так они смогли заявить о себе и выполнить социально значимые проекты:

  1. Сайт для иконописной мастерской «В поисках света на границе миров».
  2. Сайт кафедры Пищевой технологии и биотехнологии ИГХТУ.
  3. Сайт кафедры Экономического анализа и бухгалтерского учёта ИвГУ.
  4. Сайт + слайд-шоу кафедры Технологии переработки полимерных материалов ИГХТУ.
  5. Сайт кафедры Химической технологии волокнистых материалов ИГХТУ.
  6. Сайт кафедры Технологии химических волокон и композиционных материалов ИГХТУ.
  7. Сайт кафедры Технической кибернетики и автоматики ИГХТУ.
  8. Были созданы сайты учителей города.
  9. Таким образом появился прообраз нынешнего сайта нашей школы – лицея №21.
  10. И наконец, был создан методический сайт в поддержку проекта «Новый взгляд на преподавание технологии в 9-11 классах».

Мы полагаем, что наши поиски начаты в верном направлении, тем более что в перспективе - деятельностный характер образования, и наши ученики, решая ту или иную задачу, которую ставит перед ними жизнь, должны чувствовать себя уверенно: знать, как узнать!

В самостоятельной жизни нашим выпускникам предстоит работать с огромным количеством информации, используя при этом современные информационные технологии. Можно сказать, что вся наша жизнь - это цепь проектов, успешно или неуспешно реализованных.

Недавно нас пригласили на радиопередачу, в которой мы с учениками рассказывали о своем проекте. И вдруг один из наших смелых и независимых девятиклассников неожиданно выявил суть нашей общей работы. На простой и традиционный вопрос журналистки: "Кто же тебя всему этому научил?" - он ответил: "Да я делал-делал…и научился". Эта реплика впоследствии не попала в эфир, так как мы, взрослые, еще не вполне готовы к пониманию важности того, что сказал ребенок. Однако сегодня образование идет по пути осознания важности самостоятельных исследований учащихся, пытается осмыслить проектную методику как один из способов познания, а значит, и организации учебного процесса.

Практическая значимость сложившейся концепции заключается в том, что дети осваивают новые способы действий и способы решения творческих задач (метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, морфологический анализ, морфологические матрицы, метод обратной мозговой атаки, метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и т.д.) [4], во-первых, деятельностным путём (проектный метод), во-вторых, углубляясь в значимую для себя образовательную область. В-третьих, результаты работы учащиеся представляют в виде презентаций, выполненных с помощью освоенных компьютерных технологий.

Представленная выше концепция преподавания технологии в 9-11 классах изначально представляла собой цепь последовательно реализуемых (с 2004 по 2010 годы) проектов. В итоге сложилась концепция преподавания, основанная на продуктивной связи элементов, принадлежащих к разным системам. Эта форма работы представляется нам эффективной: при интеграции возникает такое поле деятельности, которое позволяет учащимся приобрести опыт самостоятельной исследовательской деятельности в той области, которая для ребёнка значима, идти своим путём, постигая себя и мир. 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Контроль

Контроль осуществляется следующим образом:

  1. Оценивается работа учащегося в различных программных средах
  2. Оценивается работа учащегося (групповая и индивидуальная) в краткосрочных (3-4 урока) и масштабных учебных проектах.

Оцениваются этапы

- подготовки

- реализации

- презентации

- оптимизации проекта.

Лист оценивания процесса подготовки проекта с точки зрения
результативности работы   ________________

Оцениваю вклад в общую работу на уроке

Свою

А

В

С

Высокий

Средневысокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Оцениваю работу вне урока в течение недели

Свою

А

В

С

Высокий

Средневысокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Выставляется средний балл.


Лист оценивания процесса защиты проекта ________________

СПИСОК УЧАЩИХСЯ ПО ТВОРЧ. ГРУППАМ

УРОВЕНЬ

СОДЕРЖАНИЯ

ОФОРМЛЕНИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

В

СВ

С

НС

Н

В

СВ

С

НС

Н

В

СВ

С

НС

Н

Выставляется средний балл.


Лист оценивания вклада ученика в процесс доработки с точки зрения
оптимизации работы
  ______________

Оцениваю вклад в общую работу на уроке

Свою

А

В

С

Высокий

Средневысокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

Выставляется средний балл.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.

Игровые тренинги

Игровой тренинг в момент объединения в группу

Упражнение, обучающее дискуссии.

"Ролевое обсуждение проекта"

Каждый участник группы получает от учителя листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать ученик в обсуждении проекта. Например, технический консультант, эксперт-эрудит, скептик-рационализатор, дипломат, философ, "ведущий конструктор", "тайный единомышленник ведущего". Школьникам объясняется, что речь идет о внутреннем отношении к работе в проекте, которую им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии в группе.

Предмет обсуждений - содержание проекта и его оформление.

Игровой тренинг в ходе планирования работы

Упражнения, направленные на обучение ораторскому искусству и преодоление скованности.

"Конкурс ораторов"

Любой член группы должен произнести речь на 2-3 минуты о том, какие этапы работы в проекте он видит и в какой последовательности должны действовать члены группы.

Игровой тренинг в ходе работы над проектом

"Моя роль в проекте"

Все члены группы отвечают на вопрос: "Какую роль я играю в проекте", - причём ответ пишется на бумаге. Роль учителя - помочь занять иную позицию в группе тем учащимся, которое "не раскрылись" в данной роли.

Игровой тренинг в ходе создания презентации

"Включите воображение"

Ученикам выдаются карточки с текстами от маленьких по объему до средних, в которых даются не только зрительные, но и слуховые и другие образы. Учитель или любой ученик в группе читает текст и просит представить (увидеть, услышать) изображаемое и зафиксировать его в виде условных рисунков-обозначений. Затем ученик проговаривает то, что он запомнил.

Тексты для тренировки

1. В начале января 1700 г. По Москве с барабанным боем прошли царские глашатаи, объявив об упразднении старомодного русского костюма. В скором времени последовали два царских указа, повелевающие мужчинам и женщинам переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах были вывешены образцы новой одежды. Пошив и продажа старой запрещались. С нарушителями государственных указов поступали просто: у застав столицы дежурили царские чиновники - выборные целовальники. Они хватали горожан в старомодных длиннополых одеждах и требовали уплаты пошлины. Если денег не оказывалось, ставили на колени и обрезали полы кафтана вровень с землёй. Так русское платье превращали в подобие европейского.

2. Представления в петербургских театрах шли круглый год, исключая дни Великого поста, придворного траура и сильных холодов. Спектакли начинались в шесть часов вечера. Кареты зрителей въезжали под портик театрального здания прямо к подъезду. Гардероба не было, и верхнюю одежду оставляли слугам, дожидавшимся своих хозяев в фойе.

Устройство театра двухсотлетней давности было несколько иное, чем сейчас. В зале перед самым оркестром в партере ставились "табуреты" (кресла) для почётной публики - любителей и знатоков сцены. Остальную часть партера составляли места, где весь спектакль приходилось простаивать на ногах. Самые дешёвые билеты были на верхнюю галерею ("галерку"), самые дорогие - в ложи. Ложи напоминали отдельные комнаты. Абонировали их на весь сезон. Владельцам лож разрешалось отделывать их в собственном вкусе. Каждая ложа имела замок, ключ от которого хранился у её хозяина.

3. Как правило, под усадьбу выбирали живописное место, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Центром любой усадьбы служил барский дом. Он был виден с дороги, задолго до подъезда к имению. Длинная тенистая аллея, обсаженная липами, вела к нарядным воротам - въезду на территорию усадьбы. Перед домом находился окружённый оградой парадный двор, куда в дни празднеств съезжалось множество экипажей с гостями.

4. Русские города Нового времени мало изменились по сравнению со средневековыми: преобладали деревянные одноэтажные домики, кривые узкие улочки. Дома окружали обширные дворы, сады и огороды. В городах было немало лугов, рыбных прудов, незастроенных пустырей. Типичный русский город летом утопал в зелени. Кстати, садоводством и огородничеством занималось в городе подавляющее большинство жителей. Многие держали скот.

5. Начальное образование дворянин получал дома. Оно ограничивалось знанием двух-трех языков и ознакомлением с азами основных наук. Приглашенные учителя, кроме истории, русского языка, словесности, обучали верховой езде, танцам, фехтованию. Характерная фигура домашнего воспитателя начала XIX в. - гувернер-француз. Домашнее образование дополняли частные пансионы и государственные учебные заведения. Большинство дворян готовили своих детей к военной службе. Из 456 декабристов 125 закончили военные училища. Лучшее невоенное образование давали университеты.

6. Английский клуб был местом общения дворян. Здесь часто велись разговоры о политике, экономике, литературе и искусстве. В клубе распространялись самые свежие новости. Для интеллектуалов имелась прекрасная библиотека и читальный зал, куда поступали десятки иностранных и русских газет и журналов и множество книг.

7. Дуэль обычно назначали за городом, в уединенном месте, подальше от посторонних глаз, чаще всего рано утром. Опоздание более чем на четверть часа дуэльный этикет истолковывал как отказ от поединка. Переговоры между дуэлянтами велись только через секундантов, которые в последний раз пытались примирить их. Если это не удавалось, начиналась подготовка к дуэли. Секунданты выбирали оружие, бросали жребий, кому из какого пистолета стрелять, заряжали оружие…

Цитирование по книге

Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв. - М.: ВЛАДОС, 1998

Игровой тренинг в ходе рефлексии

"Интервью"

У каждого ученика по очереди все члены группы берут интервью. Задают вопросы, касающиеся работы в проекте. Какой фрагмент презентации ты бы переделал? Какую роль в проекте выбрал бы сейчас? Что тебе кажется "лишним" в презентации? Что вызвало наибольшие сложности в работе? Как можно было бы их избежать?

Интервьюирование должны пройти все участники обсуждения внутри своей группы.

Игровой тренинг в ходе рефлексии

"Ошибки Гали Галкиной"

После презентации учащимися своих проектов учителем создаётся проект, который вбирает ("концентрирует") наиболее типичные ошибки учащихся. После презентации проекта идёт, в большей степени, "чёрное" оппонирование, в котором принимают участие все учащиеся. Таким образом, школьники "видят" те минусы работы, с которыми им трудно было согласиться ранее, когда речь шла об их проектах. Затем учащиеся делятся на группы и "оптимизируют" проект условной Гали Галкиной. Кроме того, перед учащимися ставится задача изменить презентацию в зависимости от того, для кого предназначается данная информация. Предполагаемые фокус-группы обозначает учитель.


ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1.Учитель формулирует 15-20 тем на класс.

2. Учащийся выбирает тему проекта.

3. Учащиеся объединяются в группы для работы над проектом или принимают решение работать индивидуально.

4. Учащиеся формируют проблемный вопрос проекта, определяют его цель, формулируют гипотезу.

5. Учащиеся планируют работу, в том числе по времени; распределяют роли в группах. Роли в проектах могут быть такими: технический консультант, эксперт, "рабочие лошадки", статистик, критик, рационализатор, спикер, аналитик.

6. Учащиеся оценивают исходные данные, планируют ближайшие результаты; ищут и находят аргументированные ответы на поставленные вопросы. В результате работы возникают новые вопросы - работа продолжается.

7. Результаты работы учащиеся оформляют в виде презентации.

8. Презентация проектов и их обсуждение.

9. После рефлексии учащиеся дорабатывают проекты, учитывая пожелания и замечания тех, кому они были адресованы.


РЕФЛЕКСИЯ УЧАЩИХСЯ.

Уроки технологии стали интересны нашим ученикам потому, что во время работы над проектом дети узнавали свои возможности - открывали себя.

Об этом говорят и сами участники проекта - ученики лицея № 21

Когда мы только начинали работу в проекте, я и подумать не могла, что будет так классно! Я научилась грамотно применять полученные ранее (в 5 – 9 классах) знания и пользоваться ими для достижения цели. Я поняла, что, кроме моих идей, мнений, существуют и другие идеи, и очень хорошо, что я научилась выполнять чьи-то указания, не только слушать, но и слышать советы. Сложности возникали в основном из-за того, что мы не всегда могли воплотить свои идеи на компьютере. А ещё очень отвлекали возможности интернета.

Оля Крутова.

Хотелось всё время работать над проектом. Я почувствовал, как тяжело следовать единому стилю, а особенно трудно выдерживать запланированный график работы. Я понял, что могу и хочу защищать свои идеи, свободно говорить на «мою» тему, отвечать на вопросы.

Семён Швецов.

Очень трудно не волноваться. Когда я защищала свой первый проект, мой голос дрожал, и я несла какую-то чушь. В совершенстве публичным выступлением, конечно, не овладела, но теперь чувствую себя намного увереннее.

Настя Извекова.

Сложно было находить дополнительную информацию к тому, что уже знал по теме, но зато я открыл в себе способность организатора.

Дима Логинов.

Было трудно правильно организовать работу.

Костя Абрамовский.

Я открыл в себе какой-то творческий эгоизм. И ещё не ожидал, что для меня так важна оценка моей деятельности одноклассниками.

Саша Куличков.

Трудно идти к цели, решать какую-то задачу и не сбиться с пути. Но я поняла, что, если захочу, могу добиться результата!

Настя Куликова

Главная сложность заключалась в том, что было очень много материала, который хотелось включить в проект. Было очень сложно от чего-то отказываться и выбирать только самое главное. А ещё мне трудно представлять информацию в виде схем.

Наташа Позднякова.

Я научилась ставить перед собой цель и идти к ней путём поэтапного исследования. Я поняла, что недостаточно времени для более серьёзной разработки проекта. Хочется сделать больше и глубже.

Наташа Белова.

Выражу мнение многих: мало времени для работы над проектом, но много возможностей научиться структурировать материал.

Света Лохова.

Мне было сложно воспринимать любую критику со стороны одноклассников и учителей.

Алёша Салов.

Во время работы в проекте я училась отстаивать свои идеи. Когда-то ведь надо начинать!

Настя Морозова.

Я поняла, что могу мыслить глубже: видеть возникающие вопросы и сама на них отвечать.

Жанна Матросова.

Я всегда считала, что со мной сложно найти общий язык при подготовке какого-то общего дела. Я чаще всего хочу, чтобы было так, как говорю я. А сейчас я поняла, что готова к компромиссу.

Алина Покровская.

Оказалось, трудно работать с гипотезой и не подбирать под неё информацию.

Сергей Кравченко.

Я стала лучше владеть компьютерными технологиями, получила возможность дополнительно исследовать то, до чего раньше не доходили руки. А ещё… открыла в себе храбрость!

Катя Мурзина

Я научилась быстро реагировать на вопросы, которые мне задают, и отвечать на них.

Люба Евстигнеева.

Людям должно быть интересно то, что ты делаешь. Вот с чем (!) возникли сложности.

Катя Бойко.

Новой была работа в Power Point; я, наверное, болел, когда мы изучали эту тему раньше.

Ян Шитик.

Я узнал, что во время презентации ужасно волнуюсь.

Илья Головушкин.

У меня были проблемы в работе на персональном компьютере. Трудно было преодолевать и разногласия в группе, но… я более ответственная, чем думала!

Марина Козлова

Удалось выступить в роли консультанта…

Ваня Смирнов.

Мне показалось невероятно интересным доводить до совершенства уже, казалось бы, завершённый проект. Мы в группе научились понимать друг друга даже без слов. Постоянные презентации нашего проекта перед публикой различного уровня укрепили во мне веру в себя, я стала более уверенной.

Настя Федотова.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2009 – 2010 учебный год».
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783).соответствующая федеральному стандарту (образовательная область “Технология”)
  5. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Приказ Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002.
  6. Федеральная целевая программа «Интеграция». Постановление Правительства РФ № 660 от 5.09.2001.

КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ

Учебно-методический комплект по технологии для 9 – 11 классов под редакцией. Симоненко В. Д.

  1. Основы технологической культуры (профильный уровень) / под ред. Симоненко. В. Д.. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Технология, 9 класс. Симоненко В. Д. Богатырев А. Н., Очинин О. П., Самородский П. С. и др. / под ред. Симоненко В. Д. – Вентана-Граф, 2002
  3. Технология, 10 класс, 11 класс (базовый уровень) / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2002.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амбросьева Н. Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус, 2008.
  2. Гнездилов А. В. Терапевтические сказки. Мелодии дождя на петербургских крышах. СПб.: Речь, 2003.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2005.
  4. Львова О. В. Системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Вестник РУДН. Серия Информатизация образования 1(3), 2006.
  5. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. Школьные технологии. 2001.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
  7. Прокопьева Н. И. Проектное обучение в зарубежной педагогике, к вопросу о становлении и развитии М.,1998г.
  8. Симоненко В. Д. Профессиональное самоопределение школьников. Брянск, 1995.
  9. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: средняя школа. М.: Генезис, 2005.
  10. Чуракова О. В, Фишман И. С. Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии. Выпуск 1. Самара, 2002
  11. Ястребцева Е. Н. Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений. М., 1995


[1] В этом и подобных случаях названия проектов совпадают с их проблемным  вопросом.

[2] Все «классические» этапы работы над учебным исследовательским проектом пошагово изложены в приложении. Там же размещены игровые тренинги, которые может проводить учитель для более успешной работы над проектом. Эти материалы можно увидеть и на сайте автора «Концепция преподавания технологии» www.koncepciya-pt.ru на странице «особенности концепции».

[3] Некоторые темы проектов совпадают с их проблемными вопросами.

[4]1. Технология, 9 класс. Симоненко В.Д. Богатырев А.Н., Очинин О.П., Самородский П.С. и др. / под ред. Симоненко В.Д. – Вентана-Граф, 2002

Технология, 10 класс, 11 класс (базовый уровень) / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция преподавания технологии на предметной основе в 9-11 классах средней школы. Интегрированный курс технологии: ИКТ – литература – МХК. (Опыт педагогического исследования.)

В данном проекте представлена система работы на уроках технологии и обосновывается продуктивность интегрированного изучения информационно-коммуникационных технологий и предмета из любой образовательно...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление «Технический труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (Направление  «Технический  труд») 5-9 классы, Скрипник Елена Андреевна - учитель технологии...

Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"

Текст выступленич на пленарном совещании 25 августа 2017 года по теме "Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"...

КОНЦЕПЦИЯ преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы

УТВЕРЖДЕНАпротоколом заседания коллегииМинпросвещения Россииот «___»________ 2018 г. № ____  КОНЦЕПЦИЯпреподавания предметной области «Технология» в образовательных о...