Сообщение на тему «Концепция преподавания предмета «информатика» в Российской Федерации. Средняя школа».
презентация к уроку по информатике и икт (10 класс)

Светлана Владимировна Игнацевич

Сообщение для ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_prepodavaniya_predmeta.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирюсинска

Сообщение на РМО

Тема:

«Концепция преподавания предмета «информатика» в Российской Федерации.

Средняя школа».

Сообщение подготовил: учитель информатики

МКОУ СОШ № 10 г.Бирюсинска

Игнацевич Светлана Владимировна

2020 год

1. Введение

Настоящая Концепция учебного предмета «Информатика» в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее соответственно – Концепция, Образовательные организации) описывает принципы, цели, задачи и направления развития учебного предмета «Информатика» в современных условиях.

Концепция определяет цели и задачи школьного образования в области информатики и информационных технологий (далее – ИТ-образования) на уровнях начального, основного и среднего общего образования; принципы и подходы к организации обучения; методы и формы обучения, формы учебной деятельности; основные результаты освоения содержания учебного предмета «Информатика» по годам обучения; принципы реализации вариативности и уровней сложности; принципы модернизации материально-технического и кадрового обеспечения для реализации учебного предмета «Информатика».

2. Описание действующих нормативных документов

  • Федеральный закон Российской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от г. № 1897.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от г. № 413.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от г. № 373.
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
  • Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением от 26 декабря 2017 г. № 1642.
  • Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
  • Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (протокол от 28 мая 2019 г. № 9).
  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 года № 642.
  • Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
  • Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 336 от г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 816 от г. "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г. "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3. Концептуальное описание

Современный этап развития общества и цифровых технологий характеризуется тем, что человек ежедневно взаимодействует с цифровым окружением, которое представляет собой совокупность всех технических, методологических и программных средств, связанных с цифровыми устройствами. В связи с этим целью ИТ-образования является обеспечение граждан развитыми цифровыми навыками для квалифицированного использования цифрового окружения.

Среди цифровых навыков выделяются следующие направления:

  • обработка информации (формулирование информационных потребностей; выбор цифровых инструментов, соответствующих потребностям, и оценка их эффективности; просмотр, поиск и фильтрация данных; анализ, сравнение, критическая оценка информации, полученной из разных источников; управление данными; структурирование, хранение, извлечение данных в цифровых средах);
  • разработка цифровых продуктов (создание и редактирование цифровых продуктов; добавление новой информации в цифровые продукты; следование лицензионной политике и авторскому праву; проектирование и разработка программ на языках программирования);
  • информационная безопасность (владение навыками защиты устройств и данных от рисков и угроз в цифровой среде; защита персональных данных и обеспечение конфиденциальности; защита от угроз для физического здоровья и психологического благополучия в цифровых средах; понимание влияния цифровых технологий на окружающую среду);
  • коммуникация и сотрудничество (взаимодействие, обмен информацией, совместная работа с использованием цифровых технологий и средств коммуникации; использование сетевых сервисов; соблюдение норм сетевого этикета).

В условиях современного образовательного процесса, осуществляемого с применением информационной образовательной среды, цифровые навыки в той или иной степени формируются в процессе учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий при изучении всех школьных предметов. При этом целенаправленное и систематическое освоение предметных научных знаний (теоретических основ) и способов деятельности, формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития технологий, происходит именно при изучении предмета «Информатика», являющегося основой современного школьного ИТ-образования.

Прикладное значение информатики в том, что она предлагает набор инструментов и методов обработки данных и анализа информации, моделирования и прототипирования, которые используются в рамках изучения других учебных предметов. Так, например, роль информатики в учебном процессе заключается в формировании навыков использования информационных технологий для сбора и анализа исходных данных, представленных в различных форматах: от абстрактных математических выражений и значений физических величин до слабо формализованных данных. Возможности визуализации моделей, организации имитационных экспериментов, автоматизации трудоемких рутинных операций определяют значение средств информатики при изучении различных предметных областей.

ИТ-образование в образовательных организациях реализуется через преподавание учебного предмета «Информатика», внеурочную деятельность и программы дополнительного образования. Ведущими компонентами учебного предмета «Информатика» являются предметные научные знания, способы деятельности и мировоззрение, соответствующее современному уровню развития цифровых технологий.

Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:

  • понимание принципов устройства компонентов цифрового окружения;
  • навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; навыки формализованного описания поставленных задач;
  • навыки квалифицированного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач, понимание основных принципов, лежащих в основе работы этих систем;
  • базовые знания о математическом моделировании и умение строить простые математические модели поставленных задач;
  • знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
  • навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
  • умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий и применять эти результаты в практической деятельности.

4. Цель и задачи концепции учебного предмета

Целью Концепции является определение основных принципов и направлений развития учебного предмета «Информатика», обеспечивающих с учетом инфраструктурных, материально-технических, кадровых ресурсов организаций разного типа условия, необходимые для формирования у обучающихся мировоззрения и цифровых навыков в соответствии с современными стандартами образования и перспективами научно-технического развития Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить принципы непрерывного ИТ-образования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования на основе учебного предмета «Информатика» с учётом учебных предметов «Математика», «Физика» и «Технология».
  2. Определить систему компетенций знаний и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся в результате изучения учебного предмета «Информатика».
  3. Учесть в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и примерных основных образовательных программах общего образования новые цели и задачи учебного предмета «Информатика».
  4. Включить в обязательную часть примерного учебного плана образовательных организаций (в соответствии с уровнем образования) учебное время на изучение информатики, начиная с 5 класса, в объеме не менее одного часа в неделю; рекомендовать на уровне начального общего образования включение учебного предмета «Информатика» в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
  5. Реализовать принципы системности и целостности в определении содержания примерных основных образовательных программ по информатике, предусматривая возможность вариативности его освоения.
  6. Определить направление модернизации содержания учебного предмета «Информатика» как фундаментальной дисциплины с учетом современного состояния отрасли ИТ и перспективных направлений её развития.
  7. Определить основные подходы к разработке учебно-методических комплексов для преподавания учебного предмета «Информатика» и межпредметной проектной деятельности, включающих учебники, учебные пособия, методические пособия для учителей, цифровые дидактические материалы.
  8. Сформировать примерный перечень оборудования и программного обеспечения, в том числе отечественного производства, необходимых для изучения предмета «Информатика», включая реализацию интерактивных форм учебной деятельности в целях модернизации материально-технического обеспечения современного ИТ-образования.
  9. Разработать механизмы, обеспечивающие создание и актуализацию программного обеспечения профессионального уровня и методик его применения для поддержки различных разделов курса информатики с привлечением представителей отечественной ИТ-индустрии.
  10. Использовать сетевые ресурсы как инструменты создания и предоставления элементов содержания, возможной реализации индивидуальных траекторий обучения, а также в качестве компонента системы проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
  11. Совершенствовать методы и формы обучения информатике, в том числе ориентированные на формирование у обучающихся навыков организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности.
  12. Обеспечить соответствие квалификации педагогических кадров и материально-технического обеспечения целям современного ИТ-образования.

5. Основные принципы определения содержания ИТ-образования

Ключевыми понятиями предметной области «Информатика», соответствующими принципу системности, являются данные, информация, информационный процесс, информационная технология как совокупность методов, способов и средств сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации и информационная система как средство автоматизации различных видов деятельности.

Целями учебного предмета «Информатика» являются:

  • сформировать у обучающихся знание фундаментальных математических основ информатики, определяющих универсальный инструментарий управления данными;
  • сформировать у обучающихся понимание основных принципов устройства и работы объектов цифрового окружения, в том числе информационных систем;
  • обеспечить готовность к использованию новых информационных технологий, в том числе и не существующих в данный момент;
  • на современном уровне раскрывать сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных системах и разрабатывающей средства исследования и автоматизации информационных процессов;
  • сформировать междисциплинарное восприятие информации и понимание основных областей ее применения.

В преподавании учебного предмета «Информатика» можно выделить два этапа.

Первый этап (начальная школа и основное общее образование) состоит из двух уровней формирования компьютерной грамотности и предполагает главным образом освоение прикладных информационных технологий и приобретение навыков формализованного описания поставленных задач.

Второй этап (среднее общее образование) включает изучение основ информатики как фундаментальной отрасли научного знания и нацелен на формирование научного мировоззрения и первичных профессиональных навыков у обучающихся. На этом этапе преподавание должно быть основано на дифференцированном подходе к обучению.

Содержание школьного ИТ-образования по совокупности этих двух этапов должно включать:

  • цифровую грамотность, которая формируется главным образом на уровне начального и основного общего образования как в рамках учебного предмета «Информатика», так и в процессе использования информационных технологий при освоении всех без исключения учебных предметов и решении практических задач;
  • теоретические основы информатики, изложение которых должно осуществляться в соответствии с принципом дидактической спирали: в начальной школе происходит общее знакомство обучающихся с предметом изучения с учётом имеющегося у них опыта; в основной школе – более глубокое знакомство с теоретическими принципами, на которых основаны цифровые технологии; в старшей школе – научное обобщение материала и формирование мировоззрения обучающихся;
  • алгоритмизацию и основы программирования, освоение которых осуществляется поэтапно от формирования навыков анализа и составления алгоритмов для исполнителей и реализации типовых алгоритмических конструкций на языках высокого уровня в основной школе до развития навыков структурного программирования на языках высокого уровня, включая навыки анализа требований и оценки результатов в старшей школе;
  • информационные технологии, включая информационные системы с применением искусственного интеллекта, изучаемые в курсах информатики основной и старшей школы, в том числе за счет элективных курсов.

Наиболее перспективной современной формой деятельности при освоении учебного предмета «Информатика» является разработка индивидуальных и коллективных учебных и практико-ориентированных проектов, связанных с различными объектами цифрового окружения.

Среднее общее образование

Основной принцип в преподавании учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования заключается в изучении информатики как фундаментальной отрасли научного знания и нацелен на формирование научного мировоззрения школьников. На этом этапе раскрываются и обосновываются закономерности предметной области, которые были определены в рамках изучения предмета на уровне основного общего образования.

Освоение учебного предмета «Информатика» на уровне среднего образования должно быть согласовано с профилем, реализуемым в рамках основной образовательной программы, и способствовать решению задачи раннего профессионального самоопределения. Формирование учебного плана профиля предусматривает выбор одного из двух уровней изучения информатики: базовый (1 час/нед), углубленный (4 часа/нед). За счет вариативной части учебного плана возможно использование дополнительных часов для изучения курсов по выбору определенной тематики, учитывающей индивидуальные интересы обучающихся.

Углубленный уровень изучения информатики наряду с решением задачи формирования системного понимания фундаментальных принципов информатики реализует предпрофессиональное образование, включая профессиональные пробы в одном или нескольких направлениях практической деятельности. Такие направления должны быть определены в соответствии с потребностями в подготовке кадров для национальной экономики, определенных в государственных программах с учетом региональной специфики рынка труда.

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет 9 сквозных цифровых технологий:

  • большие данные;
  • новые производственные технологии;
  • промышленный интернет;
  • искусственный интеллект;
  • технологии беспроводной связи;
  • компоненты робототехники и сенсорика;
  • квантовые технологии;
  • системы распределенного реестра;
  • технологии виртуальной и дополненной реальностей.

В углубленном курсе информатики сквозные цифровые технологии могут быть раскрыты через следующие элементы содержания:

№ п/п

Сквозные цифровые технологии

Элементы содержания в курсе информатики углубленного уровня

1

Большие данные

Вопросы кодирования и обработки структурированных и неструктурированных данных; структуры данных и алгоритмы их обработки; основные методы анализа и обработки больших данных, связь с направлениями искусственного интеллекта.

2

Нейротехнологии и искусственный интеллект

Задачи искусственного интеллекта, интеллектуальные системы; онтологии и их классификации; экспертные системы; самообучающиеся технические системы; интеллектуальные алгоритмы и их реализация.

3

Системы распределенного реестра

Базы данных в составе информационных систем различного назначения; жизненный цикл и модели разработки; архитектура и некоторые виды информационных систем; защита данных в сетях, сертификаты и доверие, электронная подпись.

4

Новые производственные технологии

Могут рассматриваться как компоненты техносферы в интеграции. Цифровое проектирование и моделирование: CAD системы и 3D моделирование; сквозные PLM системы. Аддитивные и гибридные технологии: 3D-печать.

5

Промышленный интернет

Концепция интернета вещей промышленного назначения, возможности в условиях цифровой экономики (взаимодействие сетевых комплексов без участия человека, интеллектуальные алгоритмы управления).

6

Компоненты робототехники и сенсорика

Интегрируется с новыми производственными технологиями (автоматизированные производственные комплексы), использующими облачные технологии и интеллектуальные алгоритмы.

7

Технологии беспроводной связи

Сети и сетевые технологии. Интегрируется со всеми направлениями информационных технологий.

8

Технологии виртуальной и дополненной реальностей

Фотореалистичные изображения, визуализация. Реализации и сферы применения технологий. Моделирование процессов и сложных явлений, аналог - имитационное моделирование.

Конкретные направления предпрофессиональной подготовки, реализуемые наряду с углубленным курсом информатики за счет вариативной части учебного плана могут быть определены как в пределах отдельных сквозных цифровых технологий, так и за счет интеграции компонентов различных технологий. Примерный перечень направлений включает в себя:

  • высокопроизводительные вычисления;
  • основы сетевых технологий;
  • основы информационной безопасности;
  • прикладное программирование;
  • управление и анализ данных;
  • основы систем искусственного интеллекта.

Третий уровень (общее среднее образование) – является обязательным логическим продолжением изучения учебного предмета на базовом уровне. Изучение информатики на третьем уровне обусловлено необходимостью:

- практической и психологической подготовки обучающихся с учетом потребностей общества;

- реализации в наиболее полной мере возрастающего интереса обучающихся к изучению методов и средств современных информационно-коммуникационных технологий для решения практических задач;

- приобретения умений и систематизации знаний обучающихся в области информатики, алгоритмизации и программирования, информационных и коммуникационных технологий;

- раскрытия основных приемов и методов обработки информации разной структуры и ее организации с помощью современных компьютерных систем;

- дальнейшего развития информационной культуры обучающихся.

На этом этапе предполагается систематизировать, обобщить, расширить знания и умения обучающихся в области информатики и информационных технологий.

В основу содержания образования учебного предмета «Информатика» положены следующие фундаментальные понятия: «информация», «количество информации», «информационные процессы», «информационные технологии», «компьютер», «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «информационная модель» и др. Компьютер рассматривается как объект изучения и средство (инструмент) обработки информации при выполнении практических заданий.

При построении содержания обучения информатике используются межпредметные связи, сохраняется принцип параллельного использования содержательных заданий и информации учебного характера, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, а также национальных особенностей.

Мировоззренческий и воспитательный аспекты содержания образования по учебному предмету «Информатика» реализуются через развитие информационной культуры, воспитание самосознания, формирование культуры умственного труда, воспитание общечеловеческих качеств личности (трудолюбия, целеустремленности, ответственности, воли, самостоятельности, творческой активности и др.).

Содержание учебного предмета последовательно раскрывается в процессе обучения по следующим содержательным линиям:

  • информация и информационные процессы;
  • аппаратное и программное обеспечение компьютеров;
  • основы алгоритмизации и программирования;
  • компьютерные информационные технологии;
  • коммуникационные технологии.

Содержание линии «Информация и информационные процессы» направлено на формирование представлений об основных понятиях информатики, видах и носителях информации, информационных моделях, роли информации, информационных процессов, информационных систем и технологий в обществе.

Содержание линии «Аппаратное и программное обеспечение компьютеров» направлено на формирование знаний об основных функциональных блоках компьютера, назначении его устройств, операционной и файловой системах, стандартном программном обеспечении и умений работы с ними, о представлении, хранении и способах защиты информации в компьютере.

Содержание линии «Основы алгоритмизации и программирования» направлено на развитие логического и алгоритмического мышления, формирование умений составлять и реализовывать линейные алгоритмы, алгоритмы с ветвлением и повторением с использованием числовых, символьных и строковых величин, элементов одномерных массивов на языке программирования.

Содержание линии «Компьютерные информационные технологии» направлено на формирование знаний о типовых задачах обработки текстовой и графической информации, информации в электронных таблицах и базах данных, умений применения текстового редактора, растрового и векторного графических редакторов, электронных таблиц и баз данных для обработки информации, технологий создания мультимедийных презентаций и анимаций, основ веб-конструирования.

Содержание линии «Коммуникационные технологии» направлено на формирование представлений о локальной и глобальной сети Интернет, безопасности в Интернет, формирование умений поиска информации и общения в Интернет, работы с электронной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемую Концепцию фе...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....

Эффективные пути реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...

Эффективные пути реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского района Курской области на 2016-2017 учебный год.

Значение математического образованияМатематика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знан...

Трансляция практического опыта по теме: "Особенности преподавания курса геометрии в основной и средней школе"

Геометрический материал у современных учеников вызывает стойкие трудности, это связано не только с проблемами формирования общих пространственных представлений, но и с низким уровнем общей теоре...