Трансляция практического опыта по теме: "Особенности преподавания курса геометрии в основной и средней школе"
статья по геометрии

Зоя Васильевна Малофеева

 

Геометрический материал у современных учеников вызывает стойкие трудности, это связано не только с проблемами формирования общих пространственных представлений, но и с низким уровнем общей теоретической подготовки. Попытаемся определить и обозначить основные трудности преподавания геометрии в школе, а также причины низкого усвоения геометрических знаний и умений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

Геометрический материал у современных учеников вызывает стойкие трудности, это связано не только в проблемами формирования общих пространственных представлений но и с низким уровнем общей теоретической подготовки. Попытаемся определить и обозначить основные трудности преподавания геометрии в школе, а также причины низкого усвоения геометрических знаний и умений учащихся.

Школьный курс геометрии традиционно представлен двумя большими разделами: «Планиметрия» – геометрия на плоскости (7-9 классы) и «Стереометрия» – геометрия в пространстве (10-11 класс). Как правило, к проблеме с пониманием геометрии начинаются к концу первого полугодия первого года изучения этого предмета, а именно к концу первого семестра 7 класса. Далее, если эта проблема, пока еще не критическая, не устраняется, то она усугубляется и на выходе у учащегося формируется стойкое непонимание, а в следствие этого, боязнь предмета, что в свою очередь понижает мотивацию в обучении геометрии и как результат крайне низкий уровень знаний и умений. Итак, какие трудности в преподавании и изучении геометрии имеются в современной школе.

1. Геометрия предполагает большой объем теории, но теория, не подкрепленная практикой, это бесполезный набор правил. А просто бездумное зазубривание доказательств не дает даже подготовленному учащемуся ни малейшего шанса оценить стройность, логичность и красоту геометрии. Поэтому очень важно выбрать литературу, учебник, который не будет перегружен только лишь доказательной базой.

2. Для качественного усвоения теории необходимо использовать разные виды деятельности на уроке, но самое важное – это решение задач. Задача – это универсальное средство в обучении геометрии, она включает в себя одновременно и знание, и умение. Особое внимание следует уделять так называемым опорным задачам. Эти задачи сообщают какой-то факт или иллюстрируют определенный метод решения, что в дальнейшем можно применить при решении других задач.

3. Для оценивания знаний по геометрии в современной учитель все чаще предлагает для решения самые элементарные задачи, на применение какого-либо одного свойства или правила, теоремы. Такой себе шаблон теоремы Пифагора. Это в корне неправильно, задача должна быть задачей среднего или даже повышенного уровня сложности, оценить нужно не столько конечный ответ, а сам процесс поиска решения, анализ, т.е. насколько далеко ученик дошел в решении с самого нуля.

4. Для того чтобы применить предыдущий пункт, необходимо, чтобы педагог мог сам выбрать программу обучения этого предмета в зависимости от того, какого уровня учащиеся обучаются в данном классе.

5. Для успешного решения задач по геометрии важную роль играет правильный чертеж. Очень часто учащиеся изображают геометрические фигуры неправильно, не умеют делать дополнительные построения. Чертеж должен соответствовать условию задачи, а не отображать собственное видение учащегося. Эту ошибку следует отмечать и исключать сразу в самом начале курса геометрии.

Учащиеся для успешного усвоения геометрических знаний и умений должны быть плотно вовлечены в учебный процесс. Геометрия как никакой другой предмет развивает логическое и абстрактное мышление и интуицию. На начальном этапе изучения геометрии на этом стоит акцентировать внимание, развивать абстрактное мышление и строить простейшие следственные связи. Вопрос учителя «А почему?» должен стать частым на уроке геометрии, этот вопрос заставляет учащегося не решать задачу по шаблону, а объяснять каждое действие, шаг в решении задачи, т. е. рассуждать и приходить к заключению: почему именно так. Почему прямые параллельны? Не потому, что это и так видно по рисунку, а на основании определенных признаков параллельности прямых.

Обращать внимание на правильность построения чертежа согласно условию задачи. К сожалению, большая часть современных школьников не могут понять условие задачи, т.к. в должной мере не развит навык вдумчивого чтения, геометрические задачи требуют вдумчивого чтения с четким пониманием смысла прочитанного. Если действительно такая проблема есть, то для более эффективной отработки умения решать геометрические задачи нужно чаще использовать задачи с готовыми чертежами, за урок их можно освоить большее количество. Данный тип задач еще хорош тем, что они развивают «азарт» к решению.

И, конечно, желательно и необходимо учащимся с разным уровнем подготовки предлагать различные по сложности задачи, таким образом можно сохранить интерес к предмету у большинства учащихся и наиболее полно развить навыки и умения в решении геометрических задач.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить, что цели поставленные при написании статьи достигнуты. Проблема преподавания в школе геометрии действительно актуальна на данный момент и требует комплексного подхода. По моему субъективному мнению, в курсе планиметрии необходимо увеличить нагрузку в сторону решения задач, пусть даже за счет уменьшения доказательной базы. Принцип наглядности должен стать ведущим при обучении геометрии, необходимо уделять больше времени изображению фигур, применять знания при решении практических задач, связать теорию и реальность.

Список использованной литературы

  1. Боженкова Л. И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии. — Калуга: Изд. КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007
  2. Гусев В. А. Теоретические основы обучения математике в средней школе: психология математического образования. — М.: Дрофа, 2010.
  3. Колмогоров А. Н., Семенович А. Ф., Черкасов Р. С. Геометрия: Учебн. пос. для 6—8 классов средней школы. — 4"е изд. — М.: Просвещение, 1982.
  4.  Программы общеобразовательных учреждений «Математика» М: Просвещение, 2013.-165с.
  5. 52. Столяр А.А, «Педагогика математики» М: Высшая школа», 2010. -139с.
  6. Шарыгин И. Ф. К семидесятилетию со дня рождения. Избранные статьи и выступления. — М.: МЦНМО, 2007
  7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности. М.: Омега-Л.2011.-356 с.
  8. Якиманская И. С. Психологические основы математического образования. — М.: Академия, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Особенности преподавания русского языка при подготовке выпускника средней школы к ЕГЭ.

Эта статья содержит краткий отчет, как я работаю с учащимися 10-11 классов, гтовя их к сдаче ЕГЭ по русскому языку....

Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)

В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК  и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...

«Преемственность методики изучения и преподавания графиков функций в основной и старшей школе»

В данной статье представлены обоснование выбора темы самообразования и план работы по выбранной теме на 5 лет. Планируемые результаты работы над темой самообразования.        ...