Особенности преподавания русского языка при подготовке выпускника средней школы к ЕГЭ.
статья по русскому языку на тему

Кумохина Наталья Юрьевна

Эта статья содержит краткий отчет, как я работаю с учащимися 10-11 классов, гтовя их к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания русского языка

при подготовке выпускника средней школы к ЕГЭ.

Кумохина Наталья  Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

  высшей  квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

 В связи с введением в 2009 году единого государственного экзамена в Российской Федерации у каждого учителя русского языка и литературы возникла  потребность  в систематической и глубокой подготовке учащихся к  ЕГЭ по данному предмету.  Одной  из проблем, перед  которой оказываются и учитель, и ученик, является сокращение часов на изучение русского языка, от 6 (в 5 – ом классе) до 1 часа в неделю (в 10 и 11 – ом классах).

Но основная  проблема, с которой сталкиваются выпускники средней школы, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что в  школьном обучении русского языка делается упор на изучение правил орфографии и пунктуации. При этом упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Мало времени учитель уделяет и работе с текстом.

Это, скорее всего, связано с тем,  что уровень общей грамотности школьников с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать данные  разделы, и учитель стремится  как-то научить детей грамотно писать. С 2009 по 2012 г.г., сделав три выпуска 11- классников, когда учащиеся сдавали ЕГЭ, я пришла к выводу, что подготовка учащихся к ЕГЭ должна начаться уже с начальной школы, а более серьезная – на старшей ступени обучения.

Работая много лет в 10-11 классах,  готовя учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, я вижу, что при  выполнении тестовых заданий учащимися 10 – 11 классов  они  сталкиваются со многими трудностями. Так, при выполнении части А с выбором 1 правильного ответа из 4 предложенных   от учащихся требуется  особое напряжение, включение логического мышления, где нужно  правильно прочитать формулировку задания,  инструкции по выполнению теста, по заполнению бланков ответа, правильно заполнить бланк, распределить рационально время, отведенное на работу. Задания части А проверяют языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их, и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст.

При выполнении части В от ученика требуется умение работать с текстом. Они ориентированы главным образом на   проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов. Словосочетаний, предложений), а на материале текста. В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и   являются заданиями повышенной сложности.

Задания открытого типа с развернутым ответом (часть С) – это сочинение на основе предложенного текста. Оно проверяет сформированность у учащихся следующих коммуникативных умений и навыков, входящих в коммуникативную компетенцию:

  1. Анализировать содержание и проблематику прочитанного текста.
  2. Комментировать проблемы исходного текста, позицию автора.
  3. Выражать и аргументировать собственное мнение.
  4. Последовательно и логично излагать мысли.
  5. Использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.
  6. Практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Исходя из этого, я в самом начале 10-ого класса  корректирую  свою работу  по предмету так, чтобы максимально помочь учащимся подготовиться к ЕГЭ, по нескольку  раз обратиться к повторению тех тем, которые вызывают наибольшие затруднения. Также я  осуществляю  индивидуальный подход, давая задания на карточках, подобные тому, что есть в КИМах.  Очень помогает при этом компьютер, т.к. мною разработаны типовые тестовые задания по всем 30 вопросам части А.  Также используется компьютерное тестирование и  интерактивная система голосования VOTUM. Не стоит постоянно  прорешивать задания КИМов, в целях экономии времени стоит  только проанализировать результаты контрольных и проверочных работ, выбрать самые проблемные места и отрабатывать с учащимися именно эти фрагменты.

На знание орфоэпических норм русского языка учащимся в начале 10 класса даю орфоэпический минимум, который приведен в Приложении к Методическому письму «Об использовании результатов ЕГЭ 2009 года  в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) образования».  Затем  в течение всего времени эти нормы отрабатываются на уроках в виде орфоэпических минуток, создании текстов с использованием слов из Орфоэпического минимума.

 При работе с частями А и В предлагаю учащимся не только тестовые задания, но и задания на отработку «проблемных мест».

Начиная  работу с частью С (написанием сочинения по данному тексту), вначале объясняю, какой тип речи должны создать учащиеся, даю им так называемый план сочинения, готовые речевые клише, которые можно использовать в сочинении; мы учимся подбирать аргументы. Также ученикам предлагается подобрать аргументы к пословицам и афоризмам («Не родись красивой, а родись счастливой», «Труд кормит, а лень портит» и др.).

Если проводить систематическую целенаправленную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ,  то выпускник на экзамене выполнит работу хорошо, а учитель будет удовлетворен своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

типовая схема для портфолио выпускника средней школы

В данном материале находятся основные материалы, разработанные для заполнения портфолио выпускника средней школы....

Логические артикуляторы в обучении выпускников средних школ французской письменной речи

Данный материал включает комплекс упражнений, направленный на формирование умений и навыков употребления средств логической связи....

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...

«Программа работы тьютора со слабоуспевающими выпускниками средней школы по подготовке к ЕГЭ».

Цели программы: -ликвидация пробелов знаний  у учащихся в обучении математики;-создание условий для  успешного индивидуального развития ученика.Задачи программы: -отбор педагогичес...

Особенности преподавания русского языка и литературы в русской школе

Выступление на научно-практической конференции по теме «Формирование духовности школьников в русской школе»....

Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом

Проект.Особенности преподавания русского языка  в школе с полиэтническим  контингентом...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: «Об особенностях преподавания предмета «Родной язык» в основной школе»

В связи с вступлением в силу 14 августа 2018 г. Федерального закона №317-ФЗ от 3 августа 2018 г. «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона “Об образовании в Российской Фед...