Питание и пищеварение
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Самсонова Марина Александровна

урок презентация на тему "питание и пищевание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_pishchevarenie_v_rotovoy_polosti.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Пищеварение в ротовой полости

Тип урока:        Изучение нового материала

Методы обучения:      Наглядно-словесный, эвристический, практический,

наглядно - эллюстративный.

Форма организации

в классе:

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели урока: Образовательные:

  1. актуализировать понятия «пищевые продукты», «питательные вещества».
  2. повторить строение пищеварительной системы.
  3. изучить строение ротовой полости
  4. раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости
  5. уяснить роль ферментов при пищеварении в ротовой полости.
    Развивающие:
  6. способствовать развитию навыков исследовательской деятельности.
  7. активизировать познавательный интерес к предмету
  8. формировать умение самостоятельного приобретения знаний
  9. развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память
  10. помогать развитию речи при ответах детей.
  11. продолжить формирование умений делать выводы, обобщение, сравнение.
  12. учить использовать и применять учебный материал в практической жизни.
    Воспитательные:
  13. воспитывать ответственность за свои знания;
  14. формировать коммуникативность при общении учащихся на уроке;

  1. воспитывать взаимопомощь при изучении трудных участков темы;
  2. способствовать экологической культуре;
  3. продолжить формирование научно-философского мировоззрения;
  4. воспитывать экономичность и рациональность в практической деятельности.

Оборудование:

  1. рабочие тетради
  2. лист самооценки
  3. компьютерные слайды (рисунки, схемы, таблицы)
  4. крахмальные квадраты, раствор 12, ватные палочки
  5. печенье

-бутылка воды, стаканчики -бейджики

- лист каланхоэ

- вата, бинт

- пищевая пленка

План урока

1.        Организационный этап

(приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания, эмоциональный настрой)

  1. этап актуализации опорных знаний
    (интерактивные схемы: «Строение ротовой полости», «Пищеварительные железы», «Общий план строения пищеварительной системы»)
  2. Этап изучение, систематизации и расширения нового материала (Релаксационное упражнение
  3. Этап закрепления (Выполнение лабораторной работы)
  4. Этап Рефлексии (заполнение листа самооценки)
  5. Этап информации учащихся о домашнем задании    Этап выставления оценок

Учитель: Здравствуйте ребята! Общее приветствие. Нацеливает ребят на урок. Озвучивает задачи урока:

  1. повторить общий план строения пищеварительной системы
  2. изучить процессы пищеварения в ротовой полости.

Учитель вызывает к доске ученика, который выполняет следующее задание:

на доске написаны следующие слова и словосочетания. Они расположены в столбик. Ученик должен выбрать из информативных полосок подходящие.

  1. Желчный пузырь —печень
  2. Тонкий кишечник        всасывание
  3. Легкие—дыхание
  4. Желудок        тонкий кишечник
  1. Пищевод—желудок
  2. Питательные вещества        белки, углеводы, макароны

Между понятиями существует определенная связь её нужно высказать устно. Фронтальная работа с классом по интерактивным схемам (слайд 6, слайд 7, слайд 5)

Учитель:

Ребята, тема нашего урока: Пищеварение в «ротовой полости». Цитата к нащему уроку слова И.П.Павлова: «Вот те и госпожа слюна! Ишь, какая прелесть!»( слайд 8)

Сегодня я пригласила экспертов из НИИ питания. Они помогут вам ответить на вопросы, касающиеся нашей темы. (Класс делится на 5 рабочих групп) Посмотрите на эти вопросы (Написаны разным цветным мелом на доске):

  1. В каком отделе пищеварительного канала человека начинается пищеварение? Какие физические и химические изменения происходят с пищей в ротовой полости?
  2. Где образуется слюна?
  3. Что такое фермент? Какие условия наиболее благоприятны для действия ферментов слюны?
  4. Дайте физиологическое обоснование народной мудрости: «Кто хорошо жует, тот долго живет»
  5. В каком отделе головного мозга находится слюноотделительный
    центр? Каков механизм его работы?

Ученик №1 (эксперт НИИ питания). Этот ученик заранее готовит ответ на вопрос. Его задача помочь ребятам ответить па ответить доставшийся их группе.

Ответ на вопрос № 1(слайд 9, 10, 11)

Пищеварение начинается в ротовой полости. Здесь же пища пережевывается и измельчается зубами. Слизистая оболочка снабжена вкусовыми рецепторами и вместе с языком происходит ее вкусовой анализ. Язык формирует пищевой комок. В ротовой полости пища смачивается слюной.

Ученик №2 (эксперт НИИ питания). Задача этого ученика та же, что и ученика № 1

Ответ на вопрос №2 (слайд 12,13, 14)

Слюна образуется в слюнных железах. Их три пары. Пара околоушных, пара подъязычных, пара подчелюстных. Околоушные выделяют самую жидкую слюну. За сутки у человека выделяется в среднем около 1л. слюны.

Ученик №3. Ответ на вопрос №3(слайд 15): ферменты это белки, обладающие биохимической и каталитической активностью. Проще, говоря, они ускоряют химические реакции, ферменты активны при щелочной реакции и температуры тела здорового человека, например ПТИАЛИН превращает крахмал в сахар, АМИЛАЗА обладает тем же свойством. Эксперт делает дополнение:

- мне хочется, чтобы ребята дома это проверили (слайд 16,17,18). Взяли кусочек ржаного хлеба, из мякиша скатали шарик и не разжевывая катали его во рту. Почувствовать сладкий вкус. Отметить время с момента употребления шарика до появления сладкого вкуса. На следующий урок я приду к вам, и мы посмотрим результаты исследования целого класса.

Учитель: прежде чем нам ответит следующая группа. Давайте поставим эксперимент (слайд 19). Выходят 3 человека и  получают по одинаковому кусочку печенья. Задание: считать жевательные движения до первого акта глотания, результаты записываются в таблицу:

Число

жевательных

движений

Ученик

№1

Ученик

№2

Ученик

№3

7

10

1

Учитель: А теперь давайте послушаем ответ на вопрос №4.

Ученик №4. Народная мудрость совершенно права (слайд 20). Чем дольше человек жует, тем лучше измельчается пища и она лучше смачивается слюной, а значит и лучше будет переварена, потому, что увеличивается контактная площадь с ферментами.

Учитель; Ребята, чтобы перейти к следующему вопросу нам просто не обойтись без одного человека. Мы сегодня на урок эпиграфом взяли цитату великого ученого.

Ученик выступает- делает сообщение о биографии И.П.Павлова, (на компьютерном слайде 21 - фотография И.П.Павлова)

ИВАН ПЕТРОВИЧ ПАВЛОВ (1849—1936)

Академик Иван Петрович Павлов -советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения.

Из русских ученых он первым был удостоен Нобелевской премии в 1904 г. за многолетний труд по исследованию механизмов пищеварения. И. П. Павлов изучил характер секреции главных пищеварительных желёз при переваривании различных видов пищи и участие нервной системы в регуляции пищеварительного процесса, заново создав физиологию пищеварения. Для этого ему пришлось разработать целую серию остроумных операций, позволивших, не нарушая пищеварительных процессов, увидеть, что происходит в пищеварительных органах, скрытых в глубине тела.

И. П. Павлов внес важный вклад во многие разделы физиологии, в том числе в физиологию сердечнососудистой системы, исследовав особенности рефлекторной регуляции и саморегуляция кровообращения. Главная его заслуга

изучение функций больших полушарий головного мозга, создание учения о высшей нервной деятельности. В процессе этих исследований Павлов открыл особый тип рефлексов, образующихся у животных в индивидуальной жизни. Впоследствии их назвали условными рефлексами. С одной стороны, условные рефлексы представляют собой физиологические реакции и могут быть изучены физиологическими методами, а с другой — элементарное психическое явление.

Ни один физиолог мира не был так знаменит, как Павлов. Он был избран членом академий наук 22 стран и почетным членом 28 научных учреждений.

Все творчество Павлова было проникнуто горячей любовью к Родине. «Что ни делаю, — писал он, — постоянно думаю, что служу этим, сколько позволяют мои силы, прежде всего моему отечеству, нашей русской науке».

Ученик выступает о работах И.П.Павлова и его учениках «исследования работы слюнных желез» (на компьютерном слайде 22 схематичное изображение собак с околоушными фистулами).

Проток околоушной железы был выведен наружу. На проток надевалась фистула из которой капала слюна. Слюна собиралась в пробирку и можно было легко проанализировать действие железы.

Опыты показали, что на разную пищу выделяется слюна, неодинаковая по количеству и составу.( слайд 23)

Продукт

Количество слюны

Качество слюны

мясо

мало

густая, богатая слизью

хлеб

много

жидкая, много ферментов (птиалин,амилаза)

жидкая пища

мало

жидкая, мало ферментов

Учитель: слушаю ребят из группы №5

Ученик №5 Ответ: работа слюнных желез обеспечивается рефлекторно нервной системой. Пища раздражает нервные рецепторы слизистой оболочки рта, возникшие импульсы по чувствительным нервам поступают в ЦНС в пищевой центр продолговатого мозга, мозг по другим нервам посылает ответные импульсы к слюнным железам.

Эксперт НИИ У меня есть дополнение. Когда пища попадает в рот, возникает рефлекторное отделение слюны. Это рефлекс врожденный.

Учитель: Теперь давайте немного отдохнем- ученики встают.( слайд 25) Выполним релаксационное упражнение. Это упражнение то же задействует ротовую полость, и имеет рефлекторную природу. Давайте немного позеваем. Прилично это делать, закрыв рот ладонями. Когда человек позевает, у него раздражаются нервные окончания горла и импульсы идут в ЦНС в центр возбуждения и торможения вызывая расслабление нервной системы. Вот почему когда, мы устаем, переутомляемся  нам хочется позевать - нервная система таким образом снимает напряжение.

Эксперт НИИ (слайд 26)Ребята, если мы посмотрим на других млекопитающих, например кошек, собак, то увидим, что животные зализывают рану, для того, чтобы очистить ее и обезвредить от микробов, т.к. в слюне обнаружено особое вещество -ЛИЗОЦИМ, которое растворяет гибель микробов. Человеческая слюна то же содержит это вещество и его больше в слюне на голодный желудок; но все таки не стоит раны обрабатывать слюной, без особой надобности (ситуация когда нет бактерицидных средств, а ранку действительно нужно почистить). А вот пользоваться лечебным свойством слюны через непораженные участки кожи можно. Например при лечении суставов, синяков. Рецепт: приготавливают кашицу из каланхоэ и  смешивают ее с собственной слюной. Прикладывают, как компресс на 2-3часа. Я считаю это безопасно и можно попробовать такой недорогой способ лечения.

Учитель: Ребята , мы с вами достаточно полно изучили тему: «Пищеварение в ротовой полости», и сейчас давайте закрепим материал практически. Я хочу, чтобы вы работали самостоятельно. Все приборы рассчитаны на 2 человека.

Лабораторная работа Тема:   «Действие слюны на крахмал»  
(слайд 28, 29)

Ход работы:

  1. Возьмем накрахмаленный квадратик.
  2. Смочите слюной палочку с ватой
  3. В центре квадрата нарисуйте круг' и его заштрихуйте.
  4. Подержите тряпочку между ладонями.
  5. Быстро смочите тряпочку раствором йода
    Задание:

  1. Напишите, что наблюдаете
  2. Зачем выполнять п.4?
  3. Сделайте вывод по работе.

Учитель проводит этап рефлексии (учащиеся заполняют лист самооценки). (слайд 30)

Подводит итоги урока. Задает ребятам вопрос: «Что же мы узнали на уроке?»

Учитель просит: «Озвучьте еще раз домашнее задание» (слайд 31)

В конце урока учитель комментирует оценки учеников. Говорит всем большое спасибо за работу. Знакомит с библиотекой книг.

Литература:

Биология. Большой энциклопедический словарь /гл. ред. М.С.Гиляров, М.:науч.изд. «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Зуйкина Т.Н. «Гигиена питания»/Биология в школе, 2000, №7

Конь И.Я Без особого труда, но не детская еда/ Классный руководитель, 2004 №4.

Корнер Т.В. Задания для учащихся. Биология в школе 2004 №2.

Павлова Е.А. Носкова Н.В. «Вредным привычкам - нет!» /Биология в школе, 2003, №2.

Лист самооценки

  1. Как ты удовлетворен усвоением темы урока?
  2. Для сохранения своего здоровья я получил новые знания.
  3. Мне важно записать рецепты здоровья этого урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Питание и пищеварение

Почему отсутствие пищи в течение нескольких недель приводит к смерти?  2. В чём же заключается значение пищи? Почему человек не может без неё существовать?  3. Из чего должна состоять пища и...

Питание и пищеварение

В данной презентации представленны разработанные схемы процессов питания и пищеварения у разных животных. Это способствует лучшему усвоению материала и помогает рассматривать материал в сравнении.Все ...

по биологии "Питание и пищеварение"

Презентация подготовлена по теме "Питание и пищеварение" по учебнику Н.И. Сонина "Биология. Живой организм". Может использоваться для объяснения тем "Питание растений и  животных"....

Тема урока:"Питание и пищеварение"

Данный материал обеспечивает сопровождение урока....

Питание и пищеварение

Интегрированный урок биология + химия в 8 классе....