Презентация к уроку биологии в 11 классе "Проблемные темы при подготовке к ЕНТ"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (11 класс) по теме
В данном разделе я разместила презентации, созданные мною лично (без помощи кого бы то ни было), которые могут помочь учителям, особенно начинающим, при проведении уроков 1) в 8 классе по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы" (в презентации использованы материалы из Посланий Презедента Казазахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева к народу Казахстана-2030 и из выступления главы Государства "20 шагов к обществу всеобщего труда", а так же представлены статистические данные по заболеваемости населения РК сердечно-сосудистыми патологиями.); 2) в 11 классе при подготовке к сдаче Единого Национального Тестирования дан разбор задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; "; 3) педагогические теории известных зарубежных учёных-педагогов-наваторов для повышения качества теоретических знаний в рамках самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_temy_po_biologii_pri_podgotovke_k_ent.pptx | 960.07 КБ |
gigiena_sss.pptx | 200.89 КБ |
govard_gadner.pptx | 1.21 МБ |
piramida_potrebnostey_po_maslou.pptx | 590.37 КБ |
teoriya_piazhe.pptx | 815.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача № 1. В медико-генетическую консультацию (МГК) обратилась молодая пара, собиравшаяся вступить в брак, но обеспокоенная здоровьем будущих детей. Их тревога объясняется тем, что молодые люди – троюродные брат с сестрой. Юноша (пробанд) страдает рахитом, который не излечивается обычными дозами витамина Д. Эта форма рахита наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом.
Сестра пробанда здорова. Мать - больна рахитом, отец – здоров. У матери пробанда двое братьев - оба здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабка здорова. Дед имел двух братьев – здорового и больного. У здорового брата деда от здоровой жены было два здоровых сына. У больного брата деда жена была здорова, от их брака родились две больные дочери и здоровый сын. У одной больной дочери брата деда пробанда от здорового мужа родилась здоровая дочь; у другой больной дочери состоящей в браке со здоровым мужчиной , родились два сына, один из которых болен и больная дочь. У здорового сына брата деда пробанда жена здорова, здоровы и их дети : мальчики-близнецы.
Примечание 1: рахит, резистентный к витамину Д ( фосфат-диабет ). Клиническая картина сходна с рахитом. Характерно искривление длинных трубчатых костей, голеностопные и коленные суставы деформированы. При отсутствии лечения дети утрачивают способность ходить. Отмечается необычно низкая концентрация неорганического фосфора в крови. Наследуется по доминантному типу, сцепленному с полом .
Примечание 2: планирование пола будущего ребёнка можно осуществить с помощью формулы, взятой из брошюры А.А. Медведевой «Мальчик или девочка?»(Москва: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1994), со ссылкой на журнал «Наука», США, 1989. 49 – [ 3х – ( y + 1 ) ] = чётное число – девочка 49 – [ 3х – ( y + 1 ) ] = нечётное число – мальчик , Где х – полный возраст матери на момент рождения ребёнка (к моменту зачатия прибавить 40 недель), y – порядковый номер месяца зачатия ребёнка.
Примечание 3: При образовании гамет в ходе мейоза каждая яйцеклетка получает 22 аутосомы и одну Х-хромосому, то есть все яйцеклетки одинаковы. В отличии от них половина сперматозоидов имеет 22 аутосомы и одну Х-хромосому, а другая половина – 22 аутосомы и одну Y- хромосому. Каковы возможные сочетания гамет при оплодотворении? Яйцеклетка с одинаковой вероятностью может быть оплодотворена как сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, так и сперматозоидом с Y- хромосомой. В первом случае в зиготе оказывается две Х-хромосомы (ХХ), и из неё формируется женский организм, во втором случае в зиготу попадают Х и Y- хромосомы, и из неё формируется мужской организм.
Примечание 4: Пол, образованный одинаковыми гаметами, называется гомогаметным и обозначается ХХ. Пол, образованный разными гаметами, называется гетерогаметным и обозначается Х Y. Выделяют три основных типа хромосомного определения пола. У млекопитающих, в том числе у человека, и у некоторых насекомых (например, у мухи дрозофилы) женский пол гомогаметный (ХХ). В этом случае особи женского пола имеют один тип гамет, содержащих только Х-хромосому. Мужской пол – гетерогаметный (Х Y ), то есть у особей мужского пола образуется два типа сперматозоидов, содержащих или Х-хромосому, или Y- хромосому.
Примечание 5: Различия в хромосомном наборе у мужского и женского организмов служат причиной различий и по другим признакам. У человека известен ряд наследственных заболеваний, чаще встречающихся у определённого пола, и обусловленных генами, расположенными в половых хромосомах. Наследование признаков организма, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах, называется наследованием, сцепленным с полом . У большинства организмов, Y- хромосома не содержит генов, имеющих отношение к развитию признаков. Её иногда называют генетически инертной, так как в ней очень мало генов.
Примечание 6: Х-хромосома, наоборот, содержит много генов. К заболеваниям – признакам, сцепленным с Х-хромосомой относятся: дальтонизм ( ахроматопия , или частичная цветовая слепота; различают протанопию – слепота на красный цвет , дейтеронопию – слепота на зелёный цвет и тританопию – слепота на синий цвет), близорукость , раннее облысение , гемофилия , рахит , резистентный к витамину Д (фосфат - диабет), гемералопия (ночная, или куриная слепота, выражается в отсутствии способности видеть при сумеречном или ночном освещении )
Задание к задаче 1: составить родословную; определить вероятность рождения здоровых детей в семье пробанда , если он вступит в брак со своей троюродной сестрой, родившейся 1 июня 1977 года, учитывая, что молодые люди обратились в МГК 1 декабря 1998 года спланировать пол будущего ребёнка .
Решение: Начать решение задачи необходимо с определения её типа . Эта задача на моногибридное скрещивание (т.к. в задаче говорится только об одном признаке – рахите, резистентном к витамину Д ) и на наследование признака, сцепленного с полом.
Обозначим рахит – А (так как из условия задачи и примечаний нам известно, что болезнь наследуется по доминантному типу), отсутствие болезни – а; но, поскольку из условия задачи и примечаний нам известно ещё и то, что это – признак, сцепленный с полом, то обозначим генотип мужчины – Х А Y , потому что он болен, а генотип женщины Х а Х а , потому что, согласно условию задачи, она здорова.
Тогда данный мужчина образует два типа гамет: ХА и Y , а женщина – только один тип гамет: Ха. Следовательно, у этой пары могут рождаться как мальчики, так и девочки, но здоровыми в этом браке могут быть только сыновья, они будут иметь генотип Ха Y , а девочки, рождённые в этом браке все в 100% случаях будут больны. Теперь необходимо спланировать пол будущего ребёнка
Для планирования пола ребёнка будем отталкиваться от даты 1 декабря 1998 года, это время обращения данной пары в МГК ( медико – генетическую консультацию). Используем формулу из примечания 2 . Подставляем в неё значения: х = 22 (находим это число так: 1999 – 1977=22, это возраст матери на момент рождения ребёнка, поскольку родить его в 1998 году она уже не успеет, а 1 июня 1999 года, ей исполнится 22 года); а y =1 (2 , 3, 4, 5, 6,7 – это порядковые номера месяцев года до июля включительно):49– [ 66 – (1+1) ]=-15 ( это нечётное число, указывающее на рождение мальчика; 66 – произведение 3 х 22; 1 – это порядковый номер первого месяца года – января.
Подставляя в формулу вычисления пола будущего ребёнка порядковые номера месяцев года, мы получим ответ , что мальчик (а только мальчики в этом браке могут быть здоровы) родится, если беременность наступит в январе, марте, мае, июле 1999 года.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 1. Систематизировать и расширить Ваши знания о системе кровообращения; 2. Познакомить Вас с правилами гигиены сердечно-сосудистой системы; 3. Сформировать у Вас ценностное отношение к своему здоровью
ЦЕЛИ ДЛЯ ВАС: 1. Вооружить себя знаниями правил гигиены сердечно-сосудистой системы, чтобы сохранить свое здоровье; 2. Выработать умения и навыки в оказании первой медицинской помощи при кровотечениях, чтобы вовремя помочь человеку, оказавшемуся в беде.
Проверочная работа Тот, кто уверен в своих глубоких и разносторонних знаниях, возьмите задание на розовых бланках; тот, кто знает материал только хорошо – возьмите синие бланки; для тех, кто не уверен в своих знаниях – белые бланки. Время на работу - 4 минуты.
Ключи к вариантам ответов. Шифр\Вариант В 1 на «5» В 2 на «5» В 1 на «4» В 2 на «4» В 1 на «3» В2 на «3» А1 3 1 2 1 1 3 А2 2 3 1 1 3 2 А3 2 2 2 2 4 3 А4 2 2 4 2 А5 1 1 В4 1,3,4 2,4,5 В5 А1 Б2 В2 Г1 А1 Б2 В1 Г2 2,4,6 1,4,6
Критерии оценок. Количество ошибок Варианты Оценка 1 Вариант 1 на «5» Вариант 2 на «5» 5 1 Вариант 1 на «4» Вариант 2 на «4» /Вариант 1 на «3» 4/3 2 Вариант 1 на «5» Вариант 2 на «5» /Вариант 2 на «3» 4/3 2 Вариант 1 на «4» Вариант 2 на «4» /Вариант 1 на «3» 3 3 Вариант 1 на «5» Вариант 1 на «4»/ Вариант 1 на «3» 3/2 3 Вариант 2 на «5» Вариант 2 на «4» /Вариант 2 на «3» 3/2 4 Вариант 1 на «5» Вариант 1 на «4» Вариант 1 на «3» 2 4 Вариант 2 на «5» Вариант 2 на «4» Вариант 2 на «3» 2
Эпидемическая распространяемость сердечно-сосудистых заболеваний в Республике Казахстан вызывает тревогу не только у врачей кардиологов, но и у всей общественности республики в целом. В настоящее время общеизвестно, что высокая смертность и госпитальная летальность от кардиологических заболеваний негативно влияет на основные демографические показатели республики.
Так, в последние четверть века до сих пор сердечно-сосудистые заболевания занимают первое место среди причин смертности, инвалидности и заболеваемости населения республики. По прогнозам ВОЗ, к 2030 году около 23,6 миллионов человек умрет от ССЗ, главным образом, от болезней сердца и инсульта, которые останутся единственными основными причинами смерти. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Казахстане выводит нас на лидирующие позиции в странах СНГ.
Ежегодный ущерб из-за сердечно-сосудистых заболеваний в Казахстане составляет в среднем около 89 миллиардов тенге, отмечают специалисты Министерства здравоохранения РК. Казахстан занимает первое место по уровню смертности от болезней системы кровообращения среди стран Европейского союза, Центральной и Восточной Европы и Центрально-Азиатского региона. По данным мировой статистики, сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место среди причин смертности и инвалидности людей.
КАКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЦА И СОСУДОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Заболевания сердечно-сосудистой системы: Сердечно-сосудистые заболевания представляют собой группу болезней сердца и кровеносных сосудов, в которую входят: ишемическая болезнь сердца – болезнь кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу; болезнь сосудов головного мозга – болезнь кровеносных сосудов, снабжающих кровью мозг;
болезнь периферических артерий – болезнь кровеносных сосудов, снабжающих кровью руки и ноги; ревмокардит – поражение сердечной мышцы и сердечных клапанов в результате ревматической атаки, вызываемой стрептококковыми бактериями; врожденный порок сердца – существующие с рождения деформации строения сердца; тромбоз глубоких вен и эмболия легких – образование в ножных венах сгустков крови, которые могут смещаться и двигаться к сердцу и легким.
видите, сколько заболеваний переносит наша сердечно-сосудистая система. А знаете ли вы, что ежегодно на нашей планете от поражения сердца погибают миллионы людей, многие – в возрасте 30-40 лет. Значит борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями – одна из основных проблем современного поколения людей.
Для каждого казахстанца высшей ценностью должно быть его здоровье и здоровье его близких. «Государство должно прилагать нарастающие усилия в том, чтобы наши граждане были здоровы на протяжении всей своей жизни, и их окружала здоровая природная среда…» Н.А. Назарбаев «Послание народу Казахстана 2030»
Программа социальной модернизации Казахстана «Для каждого казахстанца высшая ценность – его здоровье. Поэтому все годы Независимости я уделяю пристальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на моем контроле.
С другой стороны, есть вопрос об ответственности за здоровье самих людей. Если бы казахстанцы , особенно мужчины, вовремя лечились, то их средний возраст жизни повысился. Однако многие халатно относятся к своему здоровью, по сути, не хотят быть здоровыми.
Сердечно-сосудистым патологиям подвержена самая перспективная и работоспособная часть населения. Наибольшее количество больных и умерших по этой причине приходится на мужчин в возрасте от 35 до 65 лет.
Свое личное здоровье надо формировать, прежде всего, самому человеку.И принимаемые государством меры будут иметь в тысячу раз больший эффект, если забота о здоровье станет делом каждой семьи. Н.А.Назарбаев «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» .
Сердце. Тебя я помучил немало. Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, моё сердце, меня Как плетью, ах, будь я неладен, Твоё подгонял колотьё. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце моё. За то, что железным ты мнилось И мог я подставить под копьё Тебя я, безумно на милость, Прости меня, сердце, моё. Кружит, как над полем сраженья, Порой над тобой вороньё. За подвиги долготерпенья Прости меня, Сердце моё! Расул Гамзатов.
ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗАБОЛЕВАНИЯМ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ 1.КУРЕНИЕ 2. АЛКОГОЛЬ 3. НЕРВНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ 4. МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
ВЛИЯНИЕ АЛКОГОЛЯ НА СЕРДЦЕ И СОСУДЫ Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс учащается, а сила и скорость сокращения сердца уменьшается, нагрузка на него возрастает, т.к.алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь. Он даже в небольших количествах влияет на обмен веществ в клетках сердца. В них накапливается жир, уменьшается содержание белка и, в конце концов, мышечные волокна сердца отмирают.
Курение или здоровье – выбирайте сами, но знайте, что в табачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления. Сердце работает напряжённее. Статистика свидетельствует, что у курящих людей, вероятность возникновения инфаркта миокарда втрое выше, чем у некурящих.
МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ гиподинамия вызывает ослабление мышц, увеличивает количество жировой ткани, снижает выносливость. Попробуйте, даже во время урока найти время для физических упражнений.
Создайте буриме. Буриме (от французского - рифмованные концы), литературная игра; стихотворение, чаще экспромт шуточного характера на заранее заданные и неожиданные рифмы (рифмующиеся слова). Иногда даётся и тема.
Буриме «Измени свою жизнь». ___________________ лежите ____________________ глядите _____________________ встать ______________________начать .
Экологические факторы Очень важной причиной, влияющей на сердечно-сосудистую систему, является состояние окружающей среды. Прочитайте текст «………….» и выделите экологические факторы, которые повышают риск возникновения заболеваний сердца и сосудов. Названия экологических факторов занесите в схему.
Экологические факторы: 1. … 2. … . . .
ТЕКСТ 1. 1.Загрязнённый атмосферный воздух промышленными выбросами и выхлопными газами автомобилей, содержащий угарный газ, отрицательно влияет на процесс газообмена в лёгких и тканях человека, т.к. гемоглобин образует прочную связь с угарным газом.
ТЕКСТ 2. 2. В результате радиационного облучения клетки красного костного мозга – опустошаются, изменяется их строение. Они как бы лишаются каркаса, расплавляются, ядра сморщиваются, уменьшаются, клетки погибают, на их месте образуются мертвые пустоты. А красный костный мозг – своеобразная фабрика клеток крови - эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов разрушается.
ПРОВЕРКА СХЕМЫ: 1. ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫБРОСЫ, ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ. 2. РАДИАЦИОННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ.
- Здоровье – это не личное дело каждого. - Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Мы должны стремиться к здоровому образу жизни. А как бы вы сформулировали, что представляет собой здоровый образ жизни?
- Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включающая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Лабораторная работа № 9. ТЕМА: «Виды кровотечений, оказание первой медицинской помощи» (20 мин.) Каждый из нас рождается с чувством откликаться на чужую боль. Иногда очень важно вовремя и правильно оказать помощь. Сегодня мы проведём лабораторную работу .
ПРОБЛЕМА При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Для того, чтобы грамотно помочь пострадавшему, надо уметь, знать, тренироваться.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВИДАМИ КРОВОТЕЧЕНИЙ И ПРИЁМАМИ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ.
Кровотечения обусловлены рядом причин. Это могут быть повреждения сосудов при травмах или разрушение стенки сосудов при болезнях, увеличение проницаемости сосудов и нарушение свертываемости крови, при ряде заболеваний. Если кровь начинает вытекать из сосуда, то вместе с ней, как говорят, утекает жизнь. При потере одной третьей объёма крови человек может получить смертельные осложнения.
ВИДЫ КРОВОТЕЧЕНИЙ 1. Внутренние. 2. Внешние : А) капиллярные; Б) венозные; В) артериальные.
инструкция по проведению лабораторной работы. Работайте индивидуально и в парах. Ход работы: 1. Наложите марлевую повязку на указательный палец, при капиллярном кровотечении. 2. Сделайте скрутку на конечность (руку или ногу) при артериальном кровотечении. 3. Наложите давящую повязку при венозном кровотечении. 4. Используйте страницы учебника 154-155 и рисунок 104.
Заполните таблицу: Вид кровотечения. Характеристика кровотечения. Меры первой помощи. 1. 2. 3. 4.
Проверяем таблицу. Внутреннее кровотечение — кровотечение в полости организма, сообщающиеся с внешней средой — желудочное кровотечение, кровотечение из стенки кишечника, лёгочное кровотечение, кровотечение в полость мочевого пузыря и т. д. Первая помощь – постановка тампона.
Капиллярное кровотечение. Кровотечение поверхностное, кровь по цвету близка к артериальной, выглядит как насыщенно красная жидкость. Кровь вытекает в небольшом объёме, медленно. Так называемый симптом «кровавой росы», кровь появляется на поражённой поверхности медленно в виде небольших, медленно растущих капель, напоминающих капли росы или конденсата. Остановка кровотечения проводится с помощью тугого бинтования . При адекватной свертывающей способности крови свертывание проходит самостоятельно без медицинской помощи.
Венозное кровотечение характеризуется тем, что из раны струится темная по цвету венозная кровь. Сгустки крови, возникающие при повреждении, могут смываться током крови, поэтому возможна кровопотеря. При оказании помощи на рану необходимо наложить марлевую повязку. Если есть жгут, то его нужно накладывать ниже раны(под жгут необходимо положить мягкую подкладку, чтобы не повредить кожу)и записку с точным временем, когда был поставлен жгут.
Артериальное кровотечение легко распознается по пульсирующей струе ярко-красной крови, которая вытекает очень быстро. Оказание первой помощи необходимо начать с пережатия сосуда выше места повреждения. Далее накладывают жгут, который оставляют на конечности максимум на 1 час (зимой — 30 минут) у взрослых и на 20-40 минут — у детей. Если держать дольше, может наступить омертвление тканей.
Запишите вывод лабораторной работы. Входе лабораторной работы мы научились оказывать доврачебную медицинскую помощь при различных видах кровотечений: - … - … - …
Домашнее задание. Творческое задание – оформите в буклете страничку рекламы здорового образа жизни или электронную презентацию – рекламу здорового образа жизни, или сообщение по этой теме.
ПОМНИТЕ: ИЗ ЗДОРОВЬЯ КАЖДОГО ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА СКЛАДЫВАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ, ЗДОРОВЬЕ НАРОДА. ЗДОРОВЬЕ НАРОДА – БОГАТСТВО СТРАНЫ, А ЧЕМ БОГАЧЕ ОБЩЕСТВО, ТЕМ ЛУЧШЕ ЖИВУТ ЕГО ЧЛЕНЫ! ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ КАЗАХСТАНА!
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель биологии высшей категории школы-лицей №8 с классами для одарённых детей города Павлодара Синицына Ирина Юрьевна
…Существует более, чем один способ учить тому, что вы считаете важным.» Г. Гарднер Гарднер , Говард Говард Гарднер англ. Howard Gardner Дата рождения: 11 июля 1943 (69 лет) Место рождения: Пенсильвания, США Страна: США Научная сфера: психология, нейропсихология Альма-матер: Гарвардский Университет Награды и премии Стипендия Макартура (1981) Говард Гарднер (англ. Howard Gardner , род. 11 июля 1943, Пенсильвания) — американский психолог, известный как автор понятия Множественный интеллект ( Multiple Intelligences ), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.
Родители Гарднера переехали в США из нацистской Германии (1938), спасаясь от преследований вместе с волной третьей еврейской эмиграции. В 1961 Говард поступил в Гарвардский Университет, намереваясь изучать историю . Однако, под влиянием Эрика Эриксона он заинтересовался психологией и другими смежными дисциплинами. После знакомства с Джеромом Брюнером ( Jerome Bruner ) и работами Пиаже, Гарднер еще раз поменял специализацию. В 1971 он защитил докторскую диссертацию по теме детской сенсорики . Совместно с Нельсоном Гудманом разработал т. н. Проект Зеро. [Связь «интеллектов Гарднера » с «уровнями абстрактного интеллекта» и «кодировками» показал Яков Фельдман
Говард Гарднер изучал особенности человеческого мозга и изначально вовсе и не предполагал с помощью своих открытий внести какие-либо изменения в систему образования.
Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в письменной форме) и логико-математических . И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации).
Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо, в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться, на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром.
В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном образовании. Об эффективности школы принято судить по академической успеваемости учеников , а сегодня главный критерий еще и результаты ЕГ (ЕНТ) . Но за этими цифрами и процентами не разглядишь многого. О главных результатах школы говорят лица ее учеников и учителей. Уверенность в своих силах и чувство защищенности, любознательность и веселые искорки в глазах, готовность постигать новое, прийти на помощь, повести за собой, найти способ, и при этом понимать, что ты не хуже и не лучше остальных, ты – это ты, просто другой, потому что мир вокруг многообразен до бесконечности. Именно это вы увидите в фотографиях детей и педагогов New City School
Эта школа – лидер не только в своей стране. Она известна далеко за ее пределами, благодаря стремлению коллектива не просто учить детей, но помочь каждому обрести себя и найти свой путь. И своим успехом в этом школа отчасти обязана теории множественности интеллекта Говарда Гарднера , на основе которой вот уже более 20 лет строится образовательный процесс.
Философия школы проста: преданные делу люди, объединив свой ум и талант, в силах изменить мир к лучшему. Ее задача – идти вперед в поисках лучшего способа подготовить детей к будущему.
«В Нью Сити Скул тебя не учат, тебе дают возможность. Каждый имеет возможность думать самому, думать иначе, по-своему. Среда школы побуждает и позволяет каждому познавать то, что «зацепило» его ум. …. Ученики Нью Сити не любят вопросы с множественным выбором не за их сложность, формулировки или занудство, а за их ограниченность. Мало на что в жизни есть пять вариантов ответов, и эта школа очень хорошо дает это понять. Недостаточно знать, что происходит, важно понимать как и почему это происходит. Мир – это не учебник, упражнение или математический тест; он абстрактен, необъятен и хаотичен». (Джордж Зиглер , выпускник школы, студент Чикагского университета).
«В каждом человеке есть своя душевная нота. И велика ценность тех, кто способен услышать ее звучание, помочь обрести ей нужную тональность.» Л.Н.Толстой
Число школ, применяющих теорию множественности интеллекта, в мире растет. Их опыт интересен не только своей непохожестью, но, главным образом, способностью создать образовательную среду в школе, где каждый успешен. И взращиваемое в этой среде понимание маленьким человеком сильных сторон своей личности и своих способностей становится фундаментом их дальнейшей взрослой жизненной успешности.
«… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского
Говард Гарднер длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем.
Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера»
Напомним, согласно Гарднеру , интеллект это: - способность создавать эффективные продукты или предлагать услуги, представляющие культурную ценность; - набор навыков, позволяющий индивидууму решать жизненные проблемы; - способность приобретать новые знания через решение проблем .
Как говорит Гарднер : «Старайтесь знать о детях, как можно больше вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и то же игольное ушко».
Вербально-лингвистичес кий Логико-математичес кий Пространствен ный Музыкальный Внутриличностный Телесно-кинестический Межличност ный Типы интеллекта по Гарднеру : Натуралистический
Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов интеллекта может быть развит и усилен , окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.
Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов, 1. Вербально-лингвистический интеллект. Легко восприим чив к языку и чув ствителен к ню ансам , порядку и ритму слов. Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать, рассказы вать истории Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.), богатым лексическим запасом. Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, офис-менеджеров , секретарей, педагогов,актёров , поэтов .
2. Логико-математический интеллект. Выражены способности дедуктивного и индуктивногоконкретного и абстрактного, мышления. Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическим навыками и навыкамии решения проблем. Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы. Такой тип интеллек та доминирует у учёных, математиков, программистов, юристов, бухгалте ров.
3. Визуально-пространственный интеллект. Включает способ ность к визуально-пространственному отраже нию мира. Чтобы лучше воспринять и понять информацию такие дети нуждаются в зрительных образах (карты, схемы,диаграммы ), любят пазлы , головолом ки . Они сильны в рисовании, черчении, пректировании , моделирова нии . Средипрофессий , где востребован этот тип интеллекта: художники, картогафы , архитек торы, скульпторы, конструкторы.
4. Музыкальный интеллект. Заключает в себе чувствительность к уровню, тембру и ритму звука. Предполагает эмоциональную воспримчивость к музыке. Дети, запоминающие мелодии и музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями хорошо развитого муз. нтеллек та. Этот тип доминирует у певцов, композиторов, музыкантов,танцовщи ков, учителей музыки.
5.Телесно-кинестетический интеллект. Решает поставленные задачи, создаёт и передаёт идеи и эмоции посредством движений тела. Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координациейдвижений . Они очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью. Актёры, мимы, танцовщи ки , хирурги, музыкан ты, изобрета тели использу ют этот тип интеллек та.
6. Межличностный интеллект. Относится к способности активно взаимодействовать с людьми, понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Такие дети с удовольствием работают в сотрудничестве, явл . лидерами и дипломатами. Хотя этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации. Не все экстраверты обнаруживают этот тип интеллек та. Иногда встречаются и слабые в этой области. Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, в политике, советники, священни ки , бизнесме ны .
Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие сильно развитого внутриличностного интеллекта 7. Внутриличностный интеллект. Сопряжён с пониманием собственных эмоций, целей, намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом обострённое чувство собственного достоинства, они уверены в себе, любят работать в одиночестве. Такие дети реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта нелегко распознать, пожалуй, единственный способ сделать это – наблюдение за детьми. Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как филосо фы , религиоз ные лидеры, психиат ры , исследователи мозга.
8. Натуралистический интеллект. Он предполагает способность к изучению флоры и фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности, такой, как охота, фермерство или занятия биологическими науками. Томас Армстронг объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотноше ний , присущих природе, жизненные циклы природы. Чарльз Дарвин, Джон Мюир , Е.О.Уилсон обладали разви тым натуралистическим интеллектом. Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботани ков, натуралистов, физиков.
Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том, что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям . Вместо отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей , максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу.
«Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом», – эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера . На наш взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей , в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы преимущественно через вербальные и логико-математические способности ученика .
Зачем школе теория множественности интеллекта? Опыт применения ТМИ в школе зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы.
Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов.
Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение родителей – родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.
А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель биологии высшей категории школы - лицей №8 с классами для одарённых детей города Павлодара Синицыны Ирина Юрьевна
Пирамида потребностей по Абрахаму Маслоу . Маслоу , Абрахам Харольд Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) Abraham Maslow Дата рождения: 1 апреля 1908 Место рождения: Бруклин, Нью-Йорк Дата смерти: 8 июня 1970 (62 года) Место смерти: Менло-Парк , Калифорния Научная сфера: психология, основатель гуманистической психологии
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу .— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу » — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).
Пирамида потребностей по Маслоу Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу . Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей ( need theory ) или теория иерархии ( hierarchy theory ). Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и личность» (« Motivation and Personality »).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила учитель биологии высшей категории школы - лицей №8 с классами для одарённых детей города Павлодара Синицыны Ирина Юрьевна
Теория Жана Пиаже Пиаже, Жан Жан Пиаже́ Jean Piaget Дата рождения: 19 августа 1896 Место рождения: Невшатель , Швейцария Дата смерти: 16 сентября 1980 (84 года) Место смерти: Женева, Швейцария Страна: Швейцария Научная сфера: психология Место работы: Институт Руссо; Женевский университет; Лозаннский университет; Сорбонна Альма-матер: Невшательский университет Известен как: создатель теории когнитивного развития
Краткая информация об учёном: ЖанВильям Фриц Пиаже́ (фр. Jean William Fritz Piaget ; 19 августа 1896, Невшатель , Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания — генетическую эпистемологию.
Биография: Жан Пиаже родился в городе Невшатель , столице франкоговорящего кантона Невшатель Швейцарии. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Свою долгую научную карьеру Пиаже начал в возрасте десяти лет , когда опубликовал в 1907 небольшую заметку о воробьях-альбиносах. За свою научную жизнь Пиаже написал более 60 книг и несколько сотен статей. Пиаже начал рано интересоваться биологией, особенно моллюсками, опубликовал несколько научных работ до окончания школы. В результате ему даже предложили престижную должность смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее Натуральной истории .
Биография: К 20 годам он стал признанным малакологом . Пиаже защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете, также он какое-то время учился в Цюрихском университете. В это время он начинает увлекаться психоанализом, очень популярным в то время направлением психологической мысли. После получения учёной степени Пиаже переезжает из Швейцарии в Париж, где преподаёт в школе для мальчиков на улице Гранд-о-Велль , директором которой был Альфред Бине , создатель теста IQ.
Биография: Помогая обрабатывать результаты IQ теста, Пиаже заметил, что маленькие дети постоянно дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Однако он фокусировался не столько на неправильных ответах, сколько на том, что дети совершают одинаковые ошибки, которые не свойственны более старшим людям. Это наблюдение привело Пиаже к теории, что мысли и когнитивные процессы , свойственные детям, существенно отличаются от таковых, свойственных взрослым.
Научные труды: В дальнейшем, он создал общую теорию стадий развития, утверждающую, что люди , находящиеся в одной стадии своего развития, проявляют схожие общие формы познавательных способностей . В 1921 году Пиаже возвращается в Швейцарию и становится директором Института Руссо в Женеве.
Научные труды: В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире: неразделённость мира и собственного Я, анимизм (вера в существование души и духов и в одушевлённость всей природы), артификализм (восприятие мира как созданного руками человека).
Научные труды: В начальный период своей деятельности Пиаже описал особенности представлений детей о мире:
Значение трудов: В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре систем Пиаже стоял интеллект . Развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
Значение трудов: Жан Пиаже принадлежал к тем редким ученым, кому еще в самом начале исследовательской работы удалось поставить центральную проблему и наметить основной путь ее решения, кому время и необычайная работоспособность дали возможность построить теорию, охватившую множество проблем, связанных основной линией исследования общих закономерностей развития интеллекта. Его главной темой стало изучение истоков научного познания. По числу поставленных вопросов, написанных книг и статей, эрудиции в различных областях знания, влиянию на исследования в разных странах и, наконец, по числу последователей и противников его идей среди современных самых выдающихся психологов, пожалуй, нет равных Пиаже.
Значение трудов: Жан Пиаже был одним из первых исследователей, проливших свет на вопрос о том, как развиваются умственные способности детей, Пиаже заметил, что прогресс детских когнитивных навыков проходит ряд стадий. Хотя теория Пиаже сыграла очень важную роль, психологи продолжают развивать его идеи. Кроме того, многие психологи заинтересовались вопросы о том, как дети овладевают интеллектуальными навыками, высоко ценимыми в их культуре. Как правило, дети делают это под руководством опытных «наставников.
Значение трудов Жан Пиаже считал, что все дети проходят различные стадии интеллектуального развития. Он почерпнул многие свои идеи из наблюдения за собственными детьми, когда они решали различные мыслительные задачи . Пиаже был убежден, что интеллект развивается в процессе ассимиляции и аккомодации. Теории Пиаже в значительной степени определили наши представления о детях.
Пиаже был убежден, что интеллект развивается в процессе ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция - это применение существующих психических паттернов в новой ситуации. Скажем, у мальчика по имени Бенджамен любимая игрушка — пластмассовый молоток. Бенджамен правильно держит молоток, и ему нравится стучать молотком по кубикам. На свой день рождения Бенджамен получает большой игрушечный гаечный ключ. Если он станет бить им по кубикам, то этим он ассимилирует понятие о ключе в уже имеющуюся структуру знаний. В аккомодации существующие идеи модифицируются в соответствии с новыми требованиями. Например, ребенок помладше может считать, что десятицентовая монета обозначает меньшее количество, чем пятицентовая монета (ее размер больше). Когда ребенок начинает тратить деньги, то он вынужден изменить свои представления о том, что значит «больше», а что — «меньше». Таким образом, новые ситуации ассимилируются с уже существующими идеями, а новые идеи формируются для того, чтобы приспособиться к новому опыту.
Осуществление интеллектуальных операций в виде целостных структур представляет собой главную идею , которую Пиаже доказывал во всех своих экспериментальных и теоретических разработках.
Рассматривая интеллект как совокупность операций, которые постепенно складываются в процессе развития ребенка , Пиаже считает точкой отсчета в акте познания внешнее материальное действие . Это действие проходит ряд преобразований и затем становится операцией, или интериоризированным действием. Причем, на этапе сформированности эти интериоризированные действия должны быть скоординированы друг с другом в целостную систему.
«Операция не сводится к любому действию; и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстояние между актами остается еще весьма значительным Единичная операция не могла бы быть операцией, так как сущность операции состоит в том, чтобы образовывать системы».
Операция как центральное понятие концепции Ж.Пиаже имеет следующие характеристики и условия ее выполнения: 1. Операции - это действия, которые осуществляются в уме, но источником их являются физические действия. 2. Действия, от которых ведут свое происхождение операции - не любые физические действия; это действия типа комбинирования, упорядочения, разделения и перестановки предметов, то есть они есть действия общего характера. 3. Операция не может существовать сама по себе, но только внутри упорядоченной системы операций; упорядоченность всегда имеет форму «группы» или «группировки». Любая группа состоит из множества элементов. Группа представляет собой математическую структуру, но у Пиаже она имеет психологический смысл и используется для описания структур интеллекта. Пиаже вводит понятие “группировка” как вариант группы, который адаптирован к анализу структур классификации, включения, сериации и др.
4. Чтобы производить определенную операцию с элементами множества необходимо выполнять некоторые условия: - композиция (если операция производится с любыми двумя элементами системы, то ее результатом должен быть также элемент данной системы); - ассоциативность (порядок выполнения двух последовательных операций не имеет значения); - тождество (среди элементов системы всегда есть один и только один тождественный элемент, который не изменяет никакой другой элемент системы); - обратимость (каждому элементу системы соответствует другой, обратный ему. Когда элемент системы сочетается с обратным ему элементом, то результатом будет тождественный элемент).
Это - одно из ключевых положений теории Пиаже. Более высокий уровень развития интеллекта связан с достижением более высокой степени обратимости. Именно с отсутствием обратимости (или с психологической необратимостью) связаны трудности достижения операционального уровня развития интеллекта.
Развитие мышления по Пиаже - это формирование системы операторных структур. У ребенка сначала формируются средства отделения действий от объектов, а затем возникает особая логика этого отделения и оперирование его результатами, т.е. абстракциями, идущими от самих действий. Именно внутри этой логики интеллект ребенка приобретает свойство обратимости, а логичность мышления связана с выполнением обратимых операций. Процесс развития мышления, согласно Пиаже, включает три больших периода, на каждом из которых происходит зарождение и становление трех основных структур: сенсомоторных, конкретных операций и формальных операций.
Периоды развития интеллекта: Зарождение и становление трёх основных структур. Сенсо-мотор ные . Конкретные операции. Формальные операции.
Жан Пиаже предложил периодизацию познавательного развития ребенка, связанную с созреванием психо-моторных и когнитивных структур психики человека. В соответствии с этой периодизацией выделяются 4 стадии развития, сменяющие поступательно одна другую.
Стадии развития интеллекта согласно теории Пиаже: Подпериод конкретных операций (7—11 лет ) Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет) Формальные операции (11—15 лет) Сенсо-мотор ный интеллект (0—2 года
1. Сенсорно-моторная стадия развития интеллекта (0-2 года): Сенсомоторная стадия (0-2 года). В первые 2 года жизни интеллектуальное развитие ребенка проходит по большей части на невербальном уровне. Ребенок учится координировать целенаправленные движении и информацию, которую ему предоставляют органы чувств. В это время возникает понятие постоянства предмета (понимание того, что петь по-прежнему существует, даже если не видна). Приблизительно к 18 месяцам ребенок начинает активно следить взглядом за исчезающими предметами. К 2 годам ребенок может предвидеть, куда будет двигаться предмет за экраном. Например, наблюдая за электропоездом. В целом развитие на этой стадии показывает, что понятия ребенка стабилизируются. Предметы перестают исчезать и появляться по волшебству, и спутанные и бессвязные ощущения младенчества сменяет более правильный и предсказуемый мир
Сенсо-моторный интеллект (0—2 года) На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
2. Предoпeрациональная стадия (2-7 лет). Во время предоперационального периода дети начинают мыслить символически и пользуются языком. Однако мышление ребенка еще очень интуитивно — а нем мало используются рассуждение и логика. Кроме того, ребенок использует язык не таким уж сложным способом, как это могло бы показаться. У детей есть тенденция путать слова с предметами, которые они обозначают. Если ребенок называет игрушечный кубик «машиной», а вы возьмете этот кубик, чтобы сделать «поезд», то ребенок может сильно расстроиться. Для детей название предмета — как бы часть предмета, такая же, как его размер, форма и цвет, В этот период ребенок прежде всего занимается тем, что называет предметы. Ребенка на предоперациопальной стадии оскорбительное имя может обидеть не меньше, чем тычки и затрещины. Возьмем, к примеру, одну маленькую девочку, которая рассердилась на своего старшего брата. Чтобы расквитаться с более сильным и большим противником, она выкрикнула: «Ты — резинка от трусов!» Это было самое худшее, что она могла себе представить. Во время предоперациональной стадии ребенок еще довольно эгоцентричен (не способен понять точку зрения других людей), Эго ребенка, по-видимому, стоит в центре его мира. Концепция эгоцентризма помогает нам понять, почему дети временами кажутся отчаянно эгоцентричными или не желающими делать то, что им говорят
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
Еще один важный навык, который приобретается в это время, — применение обратимости мыслей и психических операций. Разговор с 4-летним мальчиком, находящимся на данной стадии развития, показывает, что происходит, когда у ребенка не хватает способности к обратимости. «У тебя есть брат?» «Да», «Как его зовут?» «Джим». «У Джима есть брат?» «Нет». Обратимость мышления позволяет детям на операциональной стадии развития понимать, что если дважды четыре будет восемь, то четырежды два тоже будет восемь. Детям помладше приходится запоминать каждую операцию отдельно. Так что ребенок на предоперациональной стадии развития может знать, что девятью четыре будет 36. Но может не понимать, что четырежды девять тоже будет 36.
3.Конкретная операциональная стадия (7-11 лет). Важный этап развития, во время которого ребенок усваивает понятие о том, что масса, вес и объем остаются неизменными, когда форма предметов меняется. Дети усваивают принцип инвариантности, когда начинают понимать, что если раскатают шарик глины в змейку, то это не увеличит количество глины. Точно так же, если мы нальем жидкость из высокой узкой емкости в плоскую тарелку, это не уменьшит количество ЖИДКОСТИ. И в том и в другом случае объем остается постоянным, хотя форма или видимость изменяется. Первоначальное количество вещества остается неизменным. Во время конкретной операциональной стадии дети начинают применять понятия времени, пространства и числа. Ребенок может думать логически об очень конкретных предметах или ситуациях, категориях и принципах.
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных. 4. Формальные операции (11—15 лет).
Иногда после 11 лет дети начинают отрываться от конкретных предметов и примеров. Мышление больше основывается на абстрактных принципах (символических идеях), таких как «демократия», «честь» или «соотношение». Дети, которые достигают этой стадии, думают о своих мыслях и становятся менее эгоцентричными. Дети постарше и подростки также постепенно учатся думать о гипотетических возможностях (гипотезах, догадках или представлениях). Например, если вы спросите ребенка помладше: «Что, по-твоему, произойдет, если люди смогут летать?», ребенок, вероятно, ответит: «Люди не могут летать». Дети постарше уже в состоянии представить такие возможности и рассуждать о последствиях. На стадии формальных операций у ребенка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого. Подростки постарше способны к индуктивному И дедуктивному мышлению, они разбираются в математике, физике, философии, психологии и других абстрактных пауках. Они могут научиться проверять гипотезы научным способом. Разумеется, не каждый достигает этого уровня мышления. Многие взрослые также могут формально думать на некоторые темы, но их мышление становится конкретным, если тема им незнакома. Это подразумевает, что формальное мышление может быть скорее результатом культуры и обучения, чем созревания. В любом случае в конце подросткового периода усовершенствования в интеллекте основываются на приобретении знания, опыта и мудрости, а не на неожиданном качественном изменении мышления.
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Язык и мышление Что касается соотношения языка и мышления в когнитивном развитии, Пиаже полагает, что «язык не полностью объясняет мышление, поскольку структуры, которые характеризуют это последнее, уходят своими корнями в действие и в сенсомоторные механизмы более глубокие, чем языковая реальность. Но всё же очевидно, что чем более сложными становятся структуры мышления, тем более необходимым для завершения их обработки является язык. Следовательно, язык — это необходимое, но не достаточное условие построения логических операций»
Критика Ж. Пиаже в отечественной психологии В книге «Мышление и речь» (1934) Л. С. Выготский вступил в заочную дискуссию с Пиаже по вопросу об эгоцентрической речи. Рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, Л. С. Выготский упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. К сожалению, Пиаже смог ознакомиться с взглядами Выготского лишь много лет спустя после ранней смерти Выготского [2]. Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития.
Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже.
Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (Запорожец А. В., Гальперин П. Я., Эльконин Д. Б.) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
Значение трудов: В 1955 году Пиаже развил гипотезу о стадиях интеллектуального развития ребенка и подростка. Согласно этой гипотезе, в интеллектуальном развитии можно выделить три больших периода: сенсомоторный, период подготовки и период реализации конкретных операций, формальных операций. Эти периоды, в свою очередь разделяются на подпериоды подготовки и реализации структур интеллекта, характерных для периода в целом. В каждом подпериоде Пиаже описывал возрастные стадии развития, позволявшие шаг за шагом проследить достижение интеллектуальных операций.
Значение трудов: Дальнейшие работы Пиаже, вышедшие в последующие 25 лет, были посвящены развитию памяти, формированию умственного образа у ребенка, общим проблемам биологии и психологии, теории познания(эпистемологии) и философии, анализу развития сознания у ребенка. Как и восприятие, процессы памяти и воображения Пиаже также рассматривал в их отношении к интеллекту. Поэтому стадии интеллектуального развития-, намеченные Пиаже, можно трактовать как стадии психического развития в целом, поскольку развитие всех психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Органы пищеварения".
Презентация к року биологии 8 класс....
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости".
Презентация к уроку биологии, 8 класс на тему " Пищеварение в ротовой полости"...
Презентация к уроку биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике".
Презентация к уроку биологии 8 класс....
Презентация к уроку биологии 8 класс тема "Витамины"
Презентация используется при изучении темы "Витамины" в курсе биологии 8 класса...
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Условия прорастания семян"
Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме "Условия прорастания семян". Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника "Бактерии. Грибы. Растения"...
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: "Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?" к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова "Биология" 5 класс...
Презентация к уроку биологии 5 класс Тема "Животные" "Передвижение животных"
Презентация подготовлена учеником 5 класса к уроку по теме " Животные" В данной презентации описаны три способа передвижения собаки. Шаг, рысь, иноходь....