Образование половых клеток. Мейоз.
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Хохлова Марина Николаевна

Разработка урока по биологии 9 класс учебник И.Н. Пономаревой

Тема. «Образование половых клеток. Мейоз».

Урок построен на изучении новой темы в малых группах.

Цели:

- развить логическое и критическое мышление, совершенствовать умение работы с текстом и подготовки выступления за короткое время;

- развитие умений задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять;

- научить сотрудничеству в группах;

- свести к минимуму участие педагога в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока.

                      В результате работы малых групп осуществляется проработка всей новой темы, так же повторяется предыдущая тема. Ученики на уроке исполняют различные роли. В группах осуществляется коллективная работа. Воспитываются навыки сотрудничества, а у руководителей групп формируются умения управлять малыми группами. Участники экспертной группы так же получают полезные навыки: секретарь – умение заполнять ведомости и учитывать данные; технический руководитель - умение контролировать дисциплину, следить за этапами работы, активизировать работу групп; Научный эксперт – учится быстро  оценивать выступления,  вопросы, ответы, дополнения, владение информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokobrazovanie_polovyh_kletok.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии 9 класс (учебник И.Н. Пономаревой)

Учитель биологи Хохлова М.Н.

МБОУ СОШ № 35 пгт. Новомихайловский Туапсинского района

Тема. «Образование половых клеток. Мейоз».

Урок построен на изучении новой темы в малых группах.

Цели:

- развить логическое и критическое мышление, совершенствовать умение работы с текстом и подготовки выступления за короткое время;

- развитие умений задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять;

- научить сотрудничеству в группах;

- свести к минимуму участие педагога в занятии и максимально включить каждого ученика в ход урока.

 Задачи урока:

- сформировать знания о сущности процесса мейоза;

- выяснить  биологическое значение мейоза.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

- реализация организационных моментов ( пояснение процесса проведения урока);         психологическая установка учащихся на предстоящую работу;

- объявление темы занятия;

- очерчивание круга вопросов подлежащих изучению.

                «Сегодня на занятии вы самостоятельно изучите одну из важных тем биологии – «Образование половых клеток. Мейоз». Половое размножение дает огромные эволюционные преимущества. Генотип потомков возникает в результате комбинации генов двух родителей. Это позволяет новым организмам успешней приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Ваша задача выяснить, как образуются гаметы – половые клетки. Ведь в результате их слияния образуется организм сочетающий признаки двух родителей.

                    Урок будет проводить  экспертная групп, класс будет самостоятельно изучать новый материал в малых группах. Экспертная группа будет выставлять баллы малым группам. Баллы превратятся в отметки, которые будут выставлены в журнал».

         2.     Н а следующем этапе класс выбирает экспертную группу:

1. Научный эксперт – оценивает содержание выступлений, вопросов, ответов, дополнений (инструкция № 1)

2. Технический руководитель обеспечивает порядок, соблюдение дисциплины  в классе и руководит занятием ( инструкция № 2)

3. Секретарь  - заносит оценки научного эксперта с специальную таблицу (инструкция № 3).

  1.  Затем учащиеся класса формируют группы по 3-4 человека. Большее число участников не желательно, так как появятся пассивные члены группы. Группа выбирает руководителя. Технический руководитель раздает инструктивные карточки одинаковые для всех групп (приложение 4). Далее жеребьевкой определяется порядок выступления групп.
  2.  Технический руководитель объявляет первый этап. Учащиеся изучают материал первого этапа. Группа № 1 готовит выступление. После выступления другие группы атакуют выступавших вопросами, есть возможность заработать баллы дополнениями.
  3.  Технический руководитель последовательно объявляет дальнейшие этапы. Группы готовятся и выступают в свою очередь, им задаются вопросы. Так проходят все шесть этапов изучения нового материала.
  4.  Научный эксперт оценивает каждый этап проработки нового материала , секретарь выставляет баллы, заработанные группами в специальную таблицу ( приложение 5).
  5.  После выступления всех групп подводятся итоги, подсчитываются баллы. Группа, занявшая первое место, получает отметку «15» - по пятерке на каждого члена группы. Группа, занявшая второе место, получает отметку «14» - две пятерки и одна четверка(кто какую отметку получает -  решает группа).Далее снижение отметки происходит на один балл, то есть количество пятерок уменьшается.
  6.  В качестве закрепления изученного материала малые группы атакуют вопросами экспертную группу. За тем оценивается работа экспертной группы: объективность, вежливость, краткость, владение информацией. Требовательность к дисциплине, тактичность при управлении учебным процессом. Экспертная группа так же получает отметки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

                      В результате работы малых групп осуществляется проработка всей новой темы, так же повторяется предыдущая тема. В группах осуществляется коллективная работа. Воспитываются навыки сотрудничества, а у руководителей групп формируются умения управлять малыми группами.

                      Участники экспертной группы так же получают полезные навыки: секретарь – умение заполнять ведомости и учитывать данные; технический руководитель - умение контролировать дисциплину, следить за этапами работы, активизировать работу групп;

Научный эксперт – учится быстро  оценивать выступления,  вопросы, ответы, дополнения, владение информацией.

                      Прием хорошо применяется для изучения нового материала, повторения и обобщения пройденного. Однако этот прием не годится при изучении новой темы, содержащей много новых понятий или умений. То есть в случаях, когда учащиеся не обладают достаточной информацией.

                       По окончании занятия каждый участник получает отметку, а так же оценку своих знаний, активности, коммуникативности, дисциплинированности.

                       Роль преподавателя в данной приеме должна быть не видна. С разрешения технического руководителя и по просьбе малой группы, преподаватель может оказать  ей помощь при затруднениях  в проработке нового материала – на что обратить внимание, что необходимо осветить в своем выступлении. Преподаватель может оказывать помощь научному эксперту в оценивании работы группы. Но нельзя допускать навязывания своего мнения. Это может отрицательно повлиять на всех участников работы. Чрезмерная опека экспертной группы со стороны преподавателя снижает их уверенность.

                        Применение этого приема окрашивает занятие эмоциональными красками, так как элемент соревнования не дает ученикам заскучать в течение всего урока. Состояние самоуправления на занятии и малые группы не позволит спрятаться за спины одноклассников.

  Приложение 1.

         Инструкция для научного эксперта.

Обязан:

  1. Следить за ходом учебной деятельности, направлять учебную деятельность.
  2. Оценивать содержание выступлений, вопросов, ответов, дополнений.

Выступление до 3 мин.   – от +3 до  -3, ответ на вопрос кратко   -  от +2 до -2, вопрос   - от +1 до -1, дополнение  -   от +1 до -1.

  1. Совместно с техническим руководителем и секретарем по полученным результатам распределять места и оценивать работу групп.

Имеет право:

  1. Давать распоряжения секретарю.
  2. Принимать участие в решении проблемы
  3. Задавать вопросы и возражать.          

                                                                                   

Приложение 2.

           Инструкции для технического руководителя.

Обязан:

      1.  Оценивать организационную сторону учебной деятельности.

Выступление до 3 мин.   – от +3 до  -3, ответ на вопрос кратко   -  от +2 до -2, вопрос   - от +1 до -1, дополнение  -   от +1 до -1.

  1. Обеспечивать вместе с секретарем объективность т наглядность оценок.
  2. Совместно с научным экспертом и секретарем по полученным результатам распределять места и оценивать работу групп.
  3. Оглашать результаты в конце занятия.
  4. Контролировать дисциплину.

Имеет право:

  1. Давать распоряжения секретарю.
  2. Принимать участие в решении проблемы
  3. Задавать вопросы и возражать.  

    Приложение 3.

              Инструкции для секретаря.

Обязан:

      1.   Оценивать вместе с техническим руководителем организационную сторону занятия.

Выступление до 3 мин.   – от +3 до  -3, ответ на вопрос кратко   -  от +2 до -2, вопрос   - от +1 до -1, дополнение  -   от +1 до -1.

  1. Оценивать вместе с научным экспертом содержание учебной деятельности.
  2. Заполнять ведомость и выносить результаты оценок в таблицу на доске (приложение 5).
  3. В конце работы вместе с экспертами поводить итоги и давать данные техническому руководителю для оглашения.

Имеет право:

5.      Давать распоряжения секретарю.

  1.    Принимать участие в решении проблемы
  2.    Задавать вопросы и возражать.

                                                                                                         

    Приложение 4.

             Инструктивная карточка для малых групп.

Этапы

Раздел в тексте

Примерное содержание выступления

1.

В § 15 прочитать раздел «Набор хромосом

в клетке»

Характеристика соматических клеток и гамет, гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Объяснить разницу. Для чего необходим гаплоидный? В каком процессе сохраняется  диплоидный набор хромосом?

2.

В § 15 прочитать раздел «Мейоз как особый тип деления клетки» абзацы 1,2,3

Дать определение мейоза, объяснить для чего происходит редукционное деление, привести пример (человек), значение оплодотворения, объяснить что такое гомологичные хромосомы

3.

Значение мейоза, три абзаца  стр. 53 и

рис. 23,    стр.49-50

Значение мейоза (!), сравнить с митозом стр. 50(!), перечислить фазы митоза и кратко описать , что в них происходит

4.

Прочитать раздел «Первое деление мейоза» абзацы 2,3,4

Сущность кроссинговера, объяснить, как происходит кроссинговер. Выделить значение кроссинговера в эволюционном процессе.

5.

Прочитать раздел «Первое деление мейоза» абзацы 1,5,6

Описать события происходящие в профазе I, метафазе  I, анафазе I , телофазе I. Результат первого деления

6.

Прочитать раздел «Второе деление мейоза»

Описать события происходящие в профазе II, метафазе  II, анафазе II , телофазе II. Результат второго деления.

Объяснить , что такое сперматогенез и овогенез.

         

  Приложение 5.                              

                Ведомость результатов оценок

Вид учебной деятельности

Г   Р   У   П   П   Ы  

1

2

3

4

5

6

Выступление

Ответ на вопрос

Постановка вопроса

Дополнение

Пассивность( -1)

Задержка ответа     (-1)

Нарушение дисциплины (-1)

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие половых клеток. Мейоз

Конспект урока по теме "Развитие половых клеток. Мейоз". Можно использовать в 9,10 классах...

Образование половых клеток и оплодотворение

На данном уроке новый материала учащиеся узучают самостоятельно, работая в группах....

Презентация "Мейоз. Образование половых клеток"

Данная презентация может использоваться на уроках в СПО....

Образование половых клеток. Мейоз

Комбинированный урок (изучения нового материала и первичного закрепления знаний), целью которого является изучение основных этапов гаметогенеза и фаз мейоза, выявление отличительных особенностей этого...

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»

Карточка на закрепление материала «Размножение — важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.»...

Образование половых клеток

Урок изучения нового материала...