"Глистные заболевания"
план-конспект урока по биологии по теме

Данилова Таисия Викторовна

 

Входе данного урока у учащихся сформировать представление о гельминтозах, рассмотреть различные формы глистов, познакомить учащихся с профилактикой глистных заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon glistnye_zabolevaniya.zip14.65 КБ
Office presentation icon glistnye_zabolevaniya.ppt2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Глистные заболевания

Цели урока:  сформировать представление о гельминтозах, рассмотреть различные формы глистов, познакомить учащихся с профилактикой глистных заболеваний.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, рассказ, тестирование, демонстрация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация, опорный конспект, фрагменты видеофильмов.

Последовательность этапов урока:

1.Организационный

2.Проверка домашнего задания

3.Подготовка к усвоению нового материала

4.Усвоение новых знаний

5.Закрепление новых знаний

6.Информация о домашнем задании

7.Рефлексия

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

  1. Что такое инфекция и как она может передаваться? Как развиваются инфекционные заболевания?
  2. Что такое иммунитет? Какие бывают виды иммунитета?
  3. Какие патогенные микроорганизмы являются возбудителями кишечных инфекций?
  4. Какие микроорганизмы вызывают бактериальные интоксикации?
  5. Что может быть причиной возникновения пищевых заболеваний на хлебозаводах и кондитерских предприятиях?
  6. Почему острые кишечные инфекции называют болезнями «грязных рук»?
  7. Назовите общие санитарно-гигиенические правила, предупреждающие пищевые инфекционные заболевания.

Изучение нового материала:

Глистные заболевания (гельминтозы) возникают у человека в результате поражения организма глистами (гельминтами), яйца или личинки которых попали с пищей, приготовленной с нарушением санитарных правил.

Глисты – простейшие черви, паразитирующие в различных органах и тканях человека. Они бывают разных форм (круглые, плоские, кольчатые) и размеров (от нескольких миллиметров до нескольких метров). Мелкие глисты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике.

Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д.

Глисты в своем развитии проходят три стадии – яйца, личинки и взрослого гельминта. В большинстве случаев взрослую стадию развития глисты проходят в организме человека (основной хозяин), а личиночную стадию — в организме животных или рыб (промежуточный хозяин).

Здоровый человек заражается от больного, который с испражнениями выделяет во внешнюю среду яйца глистов. Яйца глистов, попадая с кормом в организм животных или рыб, превращаются в личинки, поражая у них различные органы и мышцы. В организме человека личинки превращаются во взрослых глистов. Чаще всего человека поражают следующие глисты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, эхинококк.

Аскариды – круглые черви длиной 15-40 см, паразитируют в кишечнике человека. Самка аскарид ежедневно выделяет до 200 тыс. яиц. Затем яйца, оплодотворенные самцом аскарид, попадают из кишечника больного человека во внешнюю среду, а затем с загрязненной пищей или руками заносятся в организм здорового человека. В основном человек заражается аскаридами через овощи, фрукты, ягоды, воду открытых водоемов.

Цепень бычий и свиной (солитер) – ленточные плоские черви длиной от 4 до 7 м, состоящие из члеников и головки с присосками. Основным хозяином этих глистов является больной человек, глисты паразитируют у него в кишечнике; промежуточным хозяином – крупный рогатый скот или свиньи. Заражение здорового человека происходит через финнозное (пораженное финнами-личинками) говяжье или свиное мясо, плохо проваренное и прожаренное. При обнаружении трех финн на 40 см2 поверхности мяса оно считается условно годным и идет только в переработку на мясокомбинатах, а свыше трех – идет для технической утилизации.

Трихинеллы – круглые микроскопические глисты, основным хозяином их являются свиньи, кабаны, промежуточным – человек.

Эти глисты вызывают очень тяжелое заболевание, при котором мышцы человека поражаются личинками трихинелл. Заражение идет через трихинеллезное свиное мясо.

Широкий лентец – глист длиной 10 м, плоский, паразитирует в кишечнике человека. Промежуточным хозяином его является рыба, через которую здоровый человек заражается, если она плохо проварена или прожарена.

Описторхисы (кошачья двуустка) – гельминты длиной 1 см, паразитируют в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе человека (или кошки). Основным хозяином служит человек, а промежуточным – рыба. Причина заражения – блюда из рыбы, подвергнутые недостаточной тепловой обработке.

Эхинококк – ленточный червь длиной 1 см. Основным хозяином его являются собаки, волки, лисы, у которых гельминт паразитирует в кишечнике. Промежуточный хозяин – человек, в организме которого личинки эхинококка поражает мозг, легкие, печень. Заражение человека происходит через плохо обработанные овощи, фрукты, воду открытых водоемов и через грязные руки после контакта с больными животными.

Для профилактики глистных заболеваний на предприятиях общественного питания необходимо:

1. Проверять кондитеров и других работников на глистоносительство не реже одного раза в год.

2. Соблюдать правила личной гигиены, особенно важно содержать в чистоте руки.

3. Тщательно мыть овощи, фрукты, ягоды, особенно употребляемые в пищу в сыром виде.

4. Кипятить воду из открытых водоемов при использовании ее в пищу.

5. Проверять наличие клейма на мясных тушах.

6. Тщательно проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

7. Соблюдать чистоту на рабочем месте, в цехе, уничтожать мух.

Закрепление:

  1. Каковы меры предупреждения заражения человека аскаридами?
  2. Каковы основные меры предупреждения глистных заболеваний?

Тесты по теме

1. Возбудители пищевых отравлений:

1 – бациллус цереус (bac.cereus)

2 – энтеровирусы

3 – сальмонеллы

4 – энтеропатогенные стафилоккоки

5 – клостридиум ботулинум (Cl.botulinum)

Из перечисленных выше правильно:

А – 4,5 Б – 1,2,4 В – 1,2,3,4 Г – 1,4,5 Д – 3,4,5

2. Споры  погибают при температуре:

А – 600С через 30 минут

Б - 600С мгновенно

В - 1200С через час

Г - 1200С мгновенно

Д - 1200С через 20 минут

3. Максимальная длительность инкубационного периода при пищевых токсикоинфекциях:

А – 12-24 часа

Б – 2-3 дня

В – 4-5 дней

Г – 6-7 дней

Д – 7-10 дней

4. Шигеллезы относятся к

А – антропонозам

Б – зоонозам

В – сапронозам

Г – зооантропонозам

5. Основные продукты питания, с которыми чаще всего связаны пищевые отравления стафилококковой этиологии:

А – рыба домашнего посола

Б – хлебобулочные изделия

В – гусиные яйца

Г – кондитерские изделия с кремом

Д – компоты домашнего приготовления из косточковых плодов

6. Гельминтозы, передающиеся человеку при употреблении в пищу мяса:

1 – тениидоз

2 – описторхоз

3 – аскаридоз

4 – энтеробиоз

5 – трихинеллез

6 – дифиллоботриоз

7 – эхинококкоз

Из перечисленного выше правильно:

А – верно 1,5 Б – верно 1,2,6 В – верно 1,4,5 Г – верно 1,2,6,7

7. Заболевания животных, которые могут передаваться человеку с молоком:

1 – бруцеллез

2 – ботулизм

3 – сальмонеллез

4 – туберкулез

5 – эхинококкоз

6 – трихинеллез

Из перечисленного выше правильно:

А – верно 1,3,4 Б – верно 1,2,3 В – верно 1,4,5,6

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе с использованием ИКТ. Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем.

Тип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профи...

Технологическая карта урока биологии "Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"

Предмет: биологияКласс: 8Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путемТип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наслед...

Урок -проект по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

В проекте  учащиеся 8 класса исследуют причины заболеваний органов дыхания, их течение, последствия, возбудителей. Прослеживают связь между образом жизни человека и здоровьем дыхательной системы. В хо...

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов,  ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

Презентация "Глистные заболения"

Презентация "Глистные заболевания". Составитель: Позднякова Н.Г., учитель КГБОУ "Зеленогорская школа - интернат"...