ФГОС оценка качества образования
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Показатели и индикаторы мониторинга оценки качества основного общего образования в сфере метапредметных результатов в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Показатели и индикаторы мониторинга оценки качества основного общего образования в сфере метапредметных результатов в соответствии с ФГОС

Группа показателей

Показатель

Индикаторы

Сквозные образовательные результаты как основа ключевых компетентностей

1. Сквозные образовательные результаты

1.1.Образовательная самостоятельность

1.1.1. Создание и использование образовательных средств для собственного  личностного развития

1.1.2. Действия ученика в учении (обучение) по заранее спланированному плану

1.2.Образовательная инициатива

1.2.1. Построение своей образовательной траектории (маршрута)

1.2.2. Создание необходимых для собственного развития учащегося ситуаций и адекватное их  реализация

1.3.Образовательная ответственность

1.3.1. Принятие для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

1.3.2. Определение готовности учащегося к предъявлению результатов  учения (обучения) другим (учителя, сверстникам и т.д.)

Учебная грамотность как основа учебной (образовательной) компетентности

2. Компетентность в решении задач (проблем) как основа учебной грамотности

2.1.Рефлексия как способность теоретического мышления

2.1.1. Самостоятельное определение границы собственного знания /незнания

2.1.2. Самостоятельное без оценки учителя установление собственных «дефицитов» в предметных способах действия/средствах, соотнося его со схемой действия

2.1.3. Самостоятельный выход за пределы своих знаний и умений для поиска новых способов действия, определение точных границ

2.1.4. Организация письменного диалога с другим человеком, обсуждая свои проблемы и достижения в учебе, организация необходимого запроса на индивидуальную помощь

2.2. Поисковая активность (определение возможных путей решения задачи)

2.2.1. Действие с новым понятием: понять его устройство и с помощью него решать новых круг задач; решение новые задачи на основе заданного  правила или алгоритма

2.2.2. Формулировка предположений о том, как и где искать недостающий способ действия (недостающее знание)

2.2.3.  Самостоятельное определение познавательного интереса к чему-либо в рамках учебной деятельности  и подбор себе индивидуальных заданий для расширения своего познавательного интереса (избирательная «проба»)

2.2.4. Высказывание предположений о неизвестном, предложение способов проверки своих гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий / средств

2.2.5. Изготовление необходимых модельных средств для поиска решения задач

2.3. Организация присвоения способов действия / средств

2.3.1. Определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий те, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

2.3.2. Определение последовательности действий для решения предметной задачи, осуществление простейшего планирования своей работы

2.3.3. Отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планирование их выполнения, определяя темп и сроки, выбирая уровень сложности заданий (мотивация)

2.3.4. На основе выявленных «дефицитов» в отдельных содержательных линиях учебного предмета построение индивидуального плана («маршрута») по преодолению своих трудностей, а также маршрутов на расширение своих действий в рамках отдельной темы, учебного предмета

3. Понимание и мышление как основа учебной грамотности

3.1. Работа с моделями

3.1.1. Соотнесение разных знаковых форм описания  объектов, выражающееся в переводе одних знаков в другие и фиксация смысловых изменений при изменении знаковых форм

3.1.2. Переход от одного вида моделей к другим при решении учебных задач

3.1.3. Конструирование разных видов моделей (знаковых форм) при решении новых задач

3.2.Позиционное видение изучаемых объектов, процессов и явлений

3.2.1. Создание обобщений, установление аналогов, классификаций, выбор оснований и критериев для классификации

3.2.2. Установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений, умозаключений и формулирование выводов

3.3. Системность и обобщенность предметных знаний

3.3.1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели  и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение переносить общий способ решения задач на большой круг частных задач

3.3.2.Умение учащимся самостоятельно преобразовывать исходный способ действия, уже освоенного в обучении, применительно к новому подклассу задач.

4. Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся как основа учебной грамотности

4.1. Учебные действия контроля и оценки

4.1.1. Самооценка и оценка действий другого человека на основе заданных критериев (параметров), формулировка адекватного общего вывода о правильности / неправильности решения задачи на основании частных критериев

4.1.2. Рефлексивный контроль за выполнением способа действия / средства

4.1.3. Определение критериев для оценки результатов деятельности и  их оценка

4.1.4. Прогностическая оценка (перед решением задачи может оценить свои возможности: факт – знает он решение или нет, возможность изменения известных ему способов действий)

4.1.5. Самостоятельное «регулирование» процесса учения без помощи взрослого; обращение для оценки другого только по запросу на внешнюю оценку

4.1.6. Критичное и содержательное оценивание хода учащимся своей предметной работы и полученного результата

4.2. Обнаружение и  работа с ошибками при осуществлении учебной деятельности

4.2.1. Определение возможных ошибок при выполнении конкретного способа действия и внесение корректив в способ действия

4.2.2. Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы.

4.3.Публичное предъявление результатов и достижений в обучении

4.3.1 Осуществление свободного выбора продукта, предъявляемого «на оценку» учителю и классу, назначение самостоятельно учащимся критерии оценивания

4.3.2.Оформление достижений и результатов (и не только учебных) учащихся в форме «портфолио» и предъявлять на публичную оценку

4.3.3. Оформление и предъявление на внешнюю оценку достижений учащихся, обоснование этих достижений, а также формулирование дальнейших шагов по работе над остающимися проблемами и трудностями.

5. Умение учиться как основа учебной грамотности

5.1. Рефлексивные действия и операции

5.1.1. Опознание учащимся новой задачи для решения которой ученику недостает его знаний и умений и ответ на первый вопрос самообучения, чему учиться

5.1.2. Выход учащегося за пределы собственных возможностей, за границы данной наличной ситуации и переход к поиску общего способа действия во всех аналогичных ситуациях.

5.1.3. Новая задача для учащегося выступает как задача с недостающими условиями. «Это мне известно, а вот это неизвестно. Если я это узнаю, то смогу решить задачу»

5.2.Продуктивные действия и операции

5.2.1. Приобретение недостающих умений, знаний, способностей для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться

5.2.2. Учащийся не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не требует, чтобы его научили, не объявляет задачу неинтересной и не отказывается от нее.

5.2.3. Изобретение недостающего способа действия, переводя учебную задачу в творческую или экспериментально-исследовательскую

5.2.4. Поиск недостающей информации в любом «хранилище» - в учебнике, справочнике, книге, в сети Интернете, у учителя.

5.2.5. Поиск таких задач, которые учащийся не может решить

5.3. Поисковая активность (субъект учебной деятельности)

5.3.1. Активное, целенаправленное, результативное поведение в неопределенных учебных и житейских ситуациях. Степень участия ребенка в ситуациях решения новой учебной задачи, насколько ребенок активен, когда нужно искать новые способы действия, предлагает свои гипотезы, догадки.

5.3.2. Поддержка инициативы ученика, направленной на поиск новых способов действия. Взаимо- активное сотрудничество, строящегося по двум замыслам. Встречное движение двух инициатив – детской и взрослой. Воспитание установки на поиск.

Информационная грамотность как основа информационной компетентности

6. Чтение информационных текстов как основа информационной грамотности

6.1. Воспроизводящее понимание информационного текста

6.1.1.Реконструкция эмпирической картины жизни, описанной автором. Визуализация  картины жизни, которая описана в тексте

6.1.2. Отнесение отдельных единиц информации к реальности (например, отнесение термина к факту)

6.1.3. Связывание единиц информации в целостную картину

6.1.4. Отделение авторского сообщения от иной информации, не содержащейся в тексте и/или противоречащей тексту

6.2. Понятийное понимание информационного текста

6.2.1. Реконструкция учащимся логической схемы рассуждения автора текста о той картине жизни, которую он представил

6.2.2. Выделение авторской логики текста. Воспроизведение авторской мысли, эксплицитно изложенной в тексте.

6.2.3. Реконструкция мысли автора по ее отдельным элементам, сформулированным в тексте

6.2.4 Реконструкция мысли автора, не сформулированной в тексте, но подразумеваем

6.2.5. Критическое отнесение к авторской логике

6.3. Творческое или продуктивное понимание информационного текста

6.3.1. Использование  учащимся авторской фактологии и логики для построения новых картин жизни

6.3.2. На основе логики автора текста учащийся предлагает интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте

7. Решение задач с применением ИКТ технологий как основа информационной грамотности

7.1. Получение  информации

7.1.1. Планирование поиска информации, формулирование поисковых запросов, выбор получения информации (поисковые системы Интернета, к информационному человеку, к справочникам и другим цифровым источникам - гипермедиа-объектам)

7.1.2. Нахождение в сообщении информации: конкретные сведения, разъяснение значения слова или фразы, основной темы или идеи; указание на время и место действия; объяснение, обобщение, установление связей между событиями

7.1.3. Выделение из сообщения информации, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивание лишней информации

7.1.4. Обнаружение недостаточности или неясности данных, формулирование нового запроса на поиск к другим источникам информации

7.1.5. Сопоставление и сравнение информации из разных частей сообщения, находимую во внешних источниках (в том числе информацию, представленную в различных формах – в тексте, графике, таблице, диаграмме, рисунке и т.п.)

7.2. Создание, представление и передача информации

7.2.1. Планирование создания сообщения, выбор сочетания различных форм (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео, звук, личная презентация) представления информации и инструментов ее создания и организации

7.2.2. Обработка имеющихся сообщений (своих и других авторов): преобразование записи устного сообщения, интервью, дискуссии в письменный текст, формулировка выводов из изложенных фактов, краткое резюмирование, комментирование, выделение отдельных линий, иллюстрирование, преобразование в наглядную форму

7.2.3. Создание текстовых описаний объектов, явлений, событий, наблюдаемых и зафиксированных на изображениях (наблюдений экспериментов), фиксирование в графической форме схемы и планы наблюдаемых или описанных объектов и событий, понятий и связей между ними.

7.3. Проектирование, моделирование и прогнозирование объектов и событий

7.3.1.Создание проектов и планов в различных формах (текст, чертеж, виртуальная модель) с использованием информационных технологий и цифровой техники

7.3.2. Постановка виртуального эксперимента на основе моделирования и прогнозирования развития объектов и явлений

7.3.3. Для  записи (фиксации) объектов и процессов в окружающем мире выбор правильных инструментов и действий такой  фиксации (фиксация хода эксперимента, дискуссии и т.п.) с необходимым технологическим  качеством

Коммуникативная грамотность как основа коммуникативной компетентности

8. Учебное сотрудничество как основа коммуникативной  грамотности

8.1. Способность держать позицию и понимать позиции других участников коммуникации

8.1.1. Подготовка адекватных коммуникационной задаче наглядных материалов и грамотное использование их в решении поставленной задачи

8.1.2. Высказывание мнения (суждения) и запрос мнения партнера в рамках диалога, отношение к мнению партнера, углубление своей аргументации за счет мнений партнеров

8.1.3. Создание письменных текстов, содержащих аргументацию за и против предъявленной для обсуждения  позиции

8.1.4. Использование в своей речи логических и риторических приемов, приемов обратной связи с аудиторией

8.1.5. Определение цели и адресата  письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности

8.1.6. Фиксация хода личной/коллективной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);

8.1.7. Публичное выступление с аудио-видео поддержкой

8.2.Способность  действовать в кооперации

8.2.1. Потребность запроса на внешнюю (экспертную) оценку деятельности группы (ученика). Использование взрослого как субъекта межгруппового взаимодействия

8.2.2. Соблюдение процедуры обсуждения внутри группы, фиксация и обобщение промежуточных результатов работы группы

8.2.3. Организация работы малой группы методом кооперации (распределение ответственности между всеми членами группы), сборка общего результата из работы отдельных членов малой группы

8.2.4. Понимание детьми своей роли и действия отдельных членов группы в соответствии с этими ролями

8.3. Способность регулировать и разрешить конфликты

8.3.1. Определение областей совпадения и расхождений позиций, выявление сути разногласий, сравнительная оценка предложенных идей относительно цели групповой работы

8.3.2. Поиск путей разрешения конфликта в том числе и в качестве третьей стороны, использования некоторых способов поведения в ситуации неизбежного конфликта и столкновение интересов, достижение компромисса внутри группы

8.3.3. Интеллектуализация конфликта, разрешение его не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера и не стремясь обособиться и действовать индивидуально.

9. Проектная (исследовательская) деятельность учащихся как основа для формирования компетентности  решения проблем

9.1. Участие в проектировании (исследовании)

9.1.1. Проявление активности учащегося в соответствии с его возможностями. Совместный характер принимаемых решений

9.1.2. Взаимная поддержка участников проекта, умение отвечать оппонентам.

9.1.3. Умение делать выбор и осмыслять последствия выбора, результаты собственной деятельности

9.2.Выполнение проекта (исследования)

9.2.1. Планирование этапов выполнения проекта (исследования)

9.2.2. Обсуждение возможных средств решения задач: подбор способов решения, проведения исследования, методов исследования

9.2.3. Способы реализации проекта (исследования)

9.3. Подготовка итогового  продукта

9.3.1. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций защиты творческих отчетов, просмотров и т.п.)

9.3.2. Сбор, систематизация и анализ полученных результатов

9.3.3. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

10. Социальный опыт как основа социальной компетентности

10.1. Социальное проектирование  как условие личностного развития подростков

10.1.1. Проведение социальных проб как вида социального взаимодействия в рамках учебных дисциплин

10.1.2. Участие в социальных практиках для освоения, отработки социальных навыков

10.1.3. Участие в социальных проектах как способ преобразования социального объекта, явления, ситуации

10.2. Профориентация подростков как условие для самоопределения

10.2.1. Проектирование с помощью тьютора собственной индивидуальной образовательной программы (ИОП)

10.2.2. Выбор индивидуального и профессионального маршрута для реализации ИОП

10.2.3. Освоение способов работы с открытыми источниками информации о рынке труда, трендах ее развития и перспективных потребностях экономики

10.3. Формирование здорового и безопасного  образа жизни

10.3.1 Знание о здоровье, здоровом образе жизни; понимание угроз и рисков для здоровья, преимуществ здорового образа жизни, опыт осознанных усилий по управлению своим здоровьем как ресурсом

10.3.2. Мотивация на принятие культурной нормы – образа здоровой жизнедеятельности; поведение, адекватное правильной оценке жизненных явлений в молодежной суб- и анти-культуре, продуцирующих поведенческие риски среди подростков и влияющих на отношения взрослых

10.3.3. Включенность  учащегося в здоровьесберегающую деятельность

11. Формирование и развитие экологического мышления

11.1.Экологическая  грамотность

11.1.1.Участие в принятии решений, относящихся к защите окружающей среды, возложение на себя экологической ответственности, умение регулировать конфликты между насущными социальными нуждами и экологической целесообразностью;

11.1.2. Осознание важности сохранения окружающей среды, восприятие философских и культурных оснований экологического мировоззрения, способность жить в мире с природой;

11.1.3. Формирование способности познавать новые экологические знания на протяжении всей жизни и умение донести их до окружающих в доступной для них форме.

11.2. Экологическое проектирование

11.2.1. Освоение базового алгоритма социального поведения на основе экологизации сфер общественной и производственной деятельности

11.2.2. Использование  методов научного познания применительно к окружающей среде

11.2.3. Сознательный выбор тех или других процессов и средств для решения конкретной экологической проблемы

11.3. Экологическая культура

11.3.1.Наличие у учащихся установки на бережное отношение к природе, понимание самоценности природы

11.3.2.Оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).

11.3.3. Умение поставить возникающие экологические проблемы, выбор способа решения, его планирования и рефлексии с позиций экологического императива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС.

Статья об оценке качества образования в сфере физической культуры в контексте требований ФГОС....

Школьная оценки качества образования,как инструмент перехода к новым ФГОС в основной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731410","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4731418","at...

Новые формы оценки качества образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Презентация содержит информацию о новых формах оценки качества...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Система оценки качества образования по предмету "Английский язык" по ФГОС

КИМы по английскому языкуКонтроль на уроке английского языкаПланируемые результаты по английскому языку НОШПрограмма формирования УУД по английскому языку НОШСистема оценки достижений планируемых резу...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...