Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
методическая разработка на тему

Пруцкова Ирина Александровна

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка поможет заместителю директора по УВР подготовить педсовет по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«От системы оценки качества образования в деятельности педагога

к системе оценки качества образования в школе»

Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.       В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Условия достижения «нового современного качества образования»:

        введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;

        оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

        обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

        использование нравственного потенциала искусства как средства  духовного развития личности;

        введение профильного обучения в старшей школе;

        усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

        развитие дистанционного образования;

        государственная поддержка школ для одаренных детей;

        создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;

        создание государственной системы оценки качества образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:

        уровень обученности учащихся;

        готовность их к продолжению образования;

        уровень воспитанности учащихся;

        состояние здоровья детей;

        уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

        уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы. Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы в этом году.

Класс

Успеваемость

Качество

I четверть

II четверть

I четверть

II четверть

95,8

100

81

83

95,5

86,3

82

79

100

100

78

77

100

100

84

83

100

100

88

88

100

96

77

81

100

100

76

81

100

100

64

57

96

100

53,8

56,5

100

100

89

90

80,1

95,2

54

50

100

100

61,6

59,7

95,6

100

77,6

73

100

100

60,6

57

87,1

100

60

55

100

100

63

67

10а

Конец 2014-2015 уч.г. - 100

100

Конец 2014-2015 уч.г. - 71

82

11а

Конец 2014-2015 уч.г.- 100

100

Конец 2014-2015 уч.г. - 63

68

Успеваемость                                                            Качество

По школе  - 87,6%                                                     74,1%

АППГ -        99%                                                        74%

В среднем по району – 99,8% (за 2014-2015 уч.г.)

Качество значительно ниже среднеобластных значений.

«Проблема повышения качества является актуальной по району», - отметила Н.В. Кондрашова в Публичном докладе за 2014 – 2015 учебный год.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

        образовательных результатов;

        организации образовательного процесса;

        квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.    

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся: хорошее качество образования связано, в первую очередь:      

        с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

        с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;

        с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов.

Для родителей:

        с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

        со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;

        с умением учащихся применить полученные знания в жизни;

  •     с умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

От чего зависит качество образования:

        качества образовательной программы;

        качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;

        качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно-экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов, транслируемых знаний и др.);

        качества образовательных технологий;

        качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании).

Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования – освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников (Профессиональный стандарт педагога).

Оценка качества образования осуществляется посредством:

1)  системы внутришкольного контроля:

Формы: персональный – помощь молодым специалистам, помощь педагогам, выходящим на аттестацию, для принятия управленческого решения  по состоянию дел по конкретному классу или ученику, обращения, жалобы со стороны др.лиц по поводу нарушений в области образования; контроль за деятельностью учителя через посещение уроков, административные срезы знаний с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения для распространения опыта или устранения ошибок (выявляется уровень знаний учителя в психологии и педагогике; профессиональное мастерство; методы, формы, приемы, т, приемы, технологии, результативность работы учителя)

              Тематический – углубленное изучение какого-то аспекта в разных классах по разным предметам (осуществление подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, уровень сформированности общих умений и навыков, устранение перегрузки учащихся) – посещение уроков, внеклассных мероприятий, объединений дополнительного образования, секций, занятий школьного компонента, выявление уровня воспитательной работы, уровень воспитанности учащихся.

            Классно – обобщающий – состояние образовательного процесса в целом в классе или в параллели, воздействие педагогов на учащихся одного класса (адаптация учащихся 1, 5. 10 классов к новым условиям, включение учащихся в познавательную деятельность, привитие интереса к знаниям, сотрудничество, социально – психологический климат, внеурочная деятельность, система работы классного руководителя))

       Комплексный (фронтальный) – проверка журналов, выполнение учебных программ, обоснованность выставления оценок

2) общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся школы:

Рейтинг образовательного учреждения, внеучебные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования), уровень воспитанности, условия, которые созданы в школе, эффективность управления школой – особенно в финансово – экономической сфере.

 3) профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит):

ЕГЭ. ОГЭ, аккредитация образовательного учреждения, лицензирование,  результаты медицинских обследований.

В связи с переходом на ФГОС меняется и система оценивания. И в начальной, и в основной, и в старшей школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

На сегодняшний день в нашей школе уже 50% классов обучаются, а значит, и оцениваются по-новому. Во – первых, мы обязательно проводим стартовую диагностику первоклассников «Школьный старт», далее ежегодно  по полугодиям диагностику сформированности УУД, итоговые комплексные межпредметные диагностические работы.

Результаты обязательных диагностик этого года:

  1. «Школьный старт» - стартовая диагностика первоклассников (проводится с целью выявления уровня готовности учащихся к обучению на 1 ступени):

Высокий уровень – 62% - 1а класс

                                  44% - 1б класс.

Средний уровень – 34% - 1а класс

                                  52% - 1б класс.

Низкий уровень    – 4% - 1а класс

                                  4% - 1б класс.

  1. Входная диагностика учащихся 9 –х классов в формате ОГЭ:

Успеваемость – 82, 6%

Качество – 41,6%

  1. Входная диагностика учащихся 11 класса в формате ЕГЭ:

Успеваемость – 72,8%

  1. Диагностика формирования УУД.

Класс

Высокий уровень, %

Средний уровень, %

Низкий

уровень, %

55

36

9

50

32

18

45

50

5

47

47

6

67

12

21

32

24

44

72

20

8

59

14

27

24

57

19

14

57

29

Среднее по школе

46,5

35

18,5

Как уже говорилось,  при выставлении итоговой оценки за начальную и за основную  школу теперь будут учитываться  все результаты -  предметные, метапредметные, личностные; учебные и внеучебные.    А  все эти результаты реализуются в рамках накопительной системы –  в  Портфолио ученика за  все четыре года обучения в начальной школе и за 5 лет основной школы.  Поэтому  использование педагогической технологии "Портфолио учащихся" приобрело сейчас особую актуальность, ведь только с помощью  портфолио можно проследить        динамику образовательных достижений обучающихся за весь  период обучения.

Оценка качества обученности по ступеням обучения:

- Начальная ступень: Итоговая оценка за ступень начальной школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты итоговых работ по русскому языку и математике + результаты итоговой комплексной межпредметной диагностической работы.

-  Основная ступень: Итоговая оценка за ступень основной школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты ОГЭ.

- Средняя ступень: Итоговая оценка за ступень средней школы = комплексная накопленная оценка (вывод по портфолио) + результаты ЕГЭ.

Итак, в настоящее время крайне важно усвоить чётко сначала для себя, а потом  уж пояснить родителям и ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами и не склад рисунков, проектов  и сочинений.  Портфолио – это вид оценки! Подтверждение тому  - наше с вами портфолио,   как на стимулирующую, так и на аттестацию.  Собрать большее количество баллов  вовсе не означает собрать папку  как можно  солиднее и увесистее. Работу нужно проводить по принципу  - Лучше меньше, да лучше.

Мы привыкли слышать, что качественное образование – это будущее России. А значит, оно не сводится исключительно к качеству обучения. Не менее важная задача: воспитание человека духовного.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества.   И задача учителей – и совместно, и каждому -  искать пути повышения качества образования, ведь  качество образования это – итог деятельности школы.

В заключение позвольте немного образности. Говорят, что если не решается задача, надо поменять способ решения. Если перепробовали все способы, а решения все нет – вы решаете не ту задачу. Пусть никто, хотя бы в ближайшей перспективе, не будет иметь оснований обвинить нас с вами в том, что неверно, не теми способами мы решаем главную задачу образования – повышение его качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях качество образования является важной характеристи­кой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом....

Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя

В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Систе...

Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....

Многоуровневая система оценки качества образования в школе

Материалы методического семинара по актуализации использования в работе учителя модуля "МСОКО" в АСУ РСО СГО, знакомство с основными понятиями внутренней системы оценки качества оразования ....

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...