Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО) в повышении педагогической компетентности учителя
статья на тему

В статье представлен 2-двухлетний опыт работы педагогического коллектива по формированию системы оценки качества образования в гимназии, которая в настоящее время проходит в рамках эксперимента «Система оценки качества образования гимназии (ГСОКО): апробация модели и технология внедрения». Описаны пути достижения профессиональной компетентности педагогов гимназии относительно параметров и весовых коэффициентов, по которым проводится анализ и интерпретация результатов ГСОКО в МБОУ гимназии №19 г. Липецка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

«Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО)

 в   повышении педагогической компетентности учителя»

                Автор статьи:

                Дымова Оксана Владимировна,

                заместитель директора по информатизации

                МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

                г. Липецка, Российская Федерация

Липецк – 2012


«Роль гимназической системы оценки качества образования (ГСОКО)

в  повышении педагогической компетентности учителя»

Заместитель директора по информатизации

Дымова Оксана Владимировна

В контексте концепции развития образования РФ до 2020 года представление о качестве жизни человека неотделимо от качества его образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет образование как важнейшую жизненную ценность, главный фактор развития. Исходя из этой взаимосвязи, качество образования можно рассматривать как средство социализации личности, предполагающей реализацию её основополагающих потребностей при активном взаимодействии с социумом.

Федеральная целевая программа по развитию образования на 2011-2015 годы определяет стратегическую цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, среди которых и задача формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг путем создания:

- прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

- прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

- механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Необходимость создания системы оценки качества образования школьного уровня обусловлена и введением новых образовательных стандартов.  В общеобразовательном учреждении должна быть создана система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами,  на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

Школьная система оценки качества образования должна отражать не только  образовательные достижения учеников, но и образовательный процесс. Это интегральная характеристика системы, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личным ожиданиям.

Школьная система оценки качества образования включает в себя две согласованные между собой системы оценок:

1. Внешнюю оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами. На сегодняшний момент сотрудники информационно-аналитического отдела (ИАО) гимназии сопровождают информационно следующие электронные мониторинги:

        - федеральный уровень: КПМО в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

        - региональный уровень: Информационно-аналитическая система «Барс. Web-мониторинг образования»; «Информационная система комплексной системы безопасности и готовности к новому учебному году инфраструктуры системы образования Липецкой области»;

        - муниципальный уровень: муниципальная система оценки качества образования;

2. Внутреннюю оценку (самооценка), осуществляемую самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией. Сегодня сотрудники  ИАО гимназии ведут следующие электронные мониторинги: База гимназии №19, 1С: ХроноГрафШКОЛА2.5Проф, АСУ-Посещаемость, Автоматизированные информационные системы обеспечения подготовки и проведения ЕГЭ, Базы данных выпускников 9 классов.

При формировании школьной системы оценки качества образования перед каждым образовательным учреждением возникает минимум три проблемы:

  • определение подходов к построению школьной системы оценки качества образования с учетом особенностей каждого общеобразовательного учреждения;
  • формирование внутришкольной организационно-правовой базы для создания школьной системы оценки качества образования;
  • определение критериев, показателей и индикаторов для получения объективной и достоверной информации о результатах деятельности учреждения.

Работа по формированию системы оценки качества образования в гимназии №19 проходит в рамках эксперимента «Система оценки качества образования гимназии (ГСОКО): апробация модели и технология внедрения» и началась она в феврале 2010 года с подготовительного этапа, на котором решалась основная задача: определение и обоснование сущности, принципов, структуры, содержания и функций гимназической системы оценки качества образования. Была разработана и представлена к утверждению нормативно-правовая база и программа экспериментальной деятельности, определена стратегия и тактика дальнейшей деятельности, принято решение о составе педагогов-экспериментаторов.

Организационно-исследовательский этап начался в сентябре 2010 года. Приоритетная  задача на данном этапе - опытно-экспериментальная проверка жизнеспособности и эффективности модели оценки качества образования на  уровне гимназии. В течение учебного года апробацию в режиме эксперимента модель ГСОКО проходила в рамках деятельности кафедры иноязычной культуры. Были выявлены некоторые недочеты, одним из которых явилось отсутствие на момент введения данной системы программного продукта. Только в январе 2011 года мы, являясь сетевым партнером  гимназии №64 г. Липецка,  получили необходимую программную составляющую.

Анализ результатов апробации программного продукта показал, что в ближайшее время нельзя вводить данную работу в статус постоянной и обязательной для всего педагогического коллектива. Поэтому в текущем учебном году эксперимент распространился на кафедры гуманитарных и обществоведческих наук.

Основной этап предполагает стабильное функционирование оценочной системы. Задача, решаемая на этом этапе, заключается в разработке и приведение в действие механизмов управления качеством образования на основе объективных, многоаспектных, непрерывно обновляемых данных о состоянии и результативности деятельности образовательной системы гимназии.

Модель системы оценки качества образования гимназии №19 включает в себя три блока:

- качество образовательных услуг;

- качество условий организации образовательной деятельности;

- качество результатов образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты эксперимента предполагают:

  • удовлетворение потребности субъектов образования, общества в получении объективной информации о деятельности гимназии, тенденциях спада и роста в ее состоянии, качестве предоставляемого образования;
  • обеспечение объективности в оценке достижений обучающихся, педагогических коллективов, гимназии в целом;
  • повышение технологичности процессов подготовки и предоставления информации для управления качеством образования;
  • обеспечение обоснованности принимаемых решений на всех уровнях управления образовательной системой гимназии;
  • усиление мотивации педагогов к деятельности по достижению современного качества образования, их заинтересованности в самоорганизации и развитии;
  • повышение конкурентоспособности гимназии среди других общеобразовательных учреждений муниципальной системы образования города Липецка.

В определении подходов к построению системы оценки качества образования каждому общеобразовательному учреждению необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:

  1.  C какой целью будет использоваться создаваемая система? Что будет оцениваться?
  2. Какие проблемы могут возникнуть в процессе разработки инструментария и проведения оценки?
  3. Насколько объективными, надежными и обоснованными должны быть результаты? Возможна ли их интерпретация?
  4. Какие выводы должны быть сделаны на основе этих результатов?

Анализируя ситуацию с ведением эксперимента «Система оценки качества образования гимназии (ГСОКО): апробация модели и технология внедрения» в нашей гимназии, уже сейчас можно получить ответы на эти вопросы. Проблемы сбора необходимой информации решаются, алгоритм разработан и реализуется. Уже сегодня руководитель образовательного учреждения может анализировать результаты и принимать управленческие решения на основе полученных данных. Таким образом, гимназическая система оценки качества образования призвана помочь гимназии решить ее проблемы и способствует:

  • принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования;
  • повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (выбора дальнейшего профиля обучения);
  • обеспечению единого образовательного пространства;
  • обеспечению объективности промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
  • созданию системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно достичь основных целей системы качества образования.

Одним из первоначальных компонентов в любой системе школьной оценки качества образования являются показатель  уровня кадрового состава.

Мониторинг кадров – это многоуровневая система диагностических и аналитических процедур, повторяющихся с определённой периодичностью и выявляющих уровень компетентности преподавательского состава.  

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться еще в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Пришли «иные времена»: введены новые стандарты. Настало время учить детей по-новому, учитывая не накопленные знания, умения и навыки, а формировать универсальные учебные действия, которые будут способствовать успешной социализации обучающихся. Проблема профессиональной компетенции педагога не чужда и гимназии №19. В гимназии всегда уделяли первостепенное значение созданию оптимальных условий для саморазвития и повышения уровня педагогической компетенции учителей.

В 2008 году темой одного из педагогических советов явилась следующая: «Инновационная деятельность педагога в системе методической работы». Цель педсовета: разработка стратегии профессионального развития педагога. В основу стратегии развития были положены следующие педагогические компетентности:

  • специальная (предметная);
  • методическая;
  • социально-психологическая;
  • управленческая;
  • образовательная.

Исходя из современных требований, в гимназии определены основные пути развития профессиональной компетентности педагога, а именно:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская, экспериментальная деятельность;
  • инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование информационно-коммуникационных технологий и др.

Все эти пути достижения профессиональной компетенции педагога в гимназии перекликаются с параметрами, по которым происходит анализ и интерпретация результатов ГСОКО. Рассмотрим соотношение параметров ГСОКО с  содержанием профессиональных компетенций педагогов.

Уровень специальной или предметной компетентности в области преподаваемой дисциплины отражены в параметрах первого блока «Качество образовательных услуг» таких как: программа профильного уровня, работа в научном обществе учащихся, деятельность в кружковых объединениях. Данную компетентность отражают практически все параметры третьего блока «Качество результатов образовательной деятельности», а именно: результаты внутренней и внешней оценки качества и доступности образования (качество знаний, успеваемость по предметам, показатели ЕГЭ) и результаты интеллектуальных состязаний (олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции и т.д.).

Показатели, относящиеся к методической компетентности, т.е. компетенции в области способов формирования знаний и умений у обучающихся, отражаются в показателях  второго блока ГСОКО «Качество условий организации образовательной деятельности»: использование в образовательной деятельности развивающих технологий, использование ИКТ  в процессе обучения предмету, наличие рабочих программ на различном уровне.

Социально-педагогическую компетентность педагог проявляет, работая, в первую очередь, с обучающимися и их родителями. Иными словами, выполняя функции  классного руководителя. Данные показатели в гимназической системе оценке качества встречаются в блоках «Качество образовательных услуг» и «Качество условий организации образовательной деятельности»: работа с родителями, участие в мероприятиях различного уровня, самоуправление в классе.  

        Управленческую компетенцию можно отследить в рамках ГСОКО, если педагог осуществляет руководство методическими объединениями различного уровня, является участником семинаров, творческих лабораторий, педагогических мастерских, творческих и проектных групп, является активным участником Управляющего совета, НМС, профсоюзного комитета, членом жюри различных внутригимназических конкурсов.

        Образовательная компетенция - это способность непрерывно совершенствовать свой профессионализм, развиваться в личной и общественной жизни. Отследить уровень сформированности данной компетентности в рамках ГСОКО можно по показателям второго блока: аттестационная категория и прохождение курсов повышения квалификации в системе.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы стать конкурентоспособным в профессиональной деятельности, необходимо видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. В течение трудовой деятельности приветствуется смена профессий, но если человек остаётся в одной профессии на долгие годы, то ему приходится постоянно совершенствоваться, осваивать новые приёмы, учиться всю сознательную жизнь.

Учитель становится менеджером в образовании. Он управляет учебным процессом, опираясь на свои компетенции и методические пристрастия. А чтобы идти в ногу со временем, педагогу необходимо развиваться. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В гимназии создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и формы педагогического мониторинга (гимназическая система оценки качества образования) и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентации собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе. Принципы работы в гимназии способствуют созданию условий для повышения уровня профессиональной компетентности учителей и качества образования.

Список литературы:

  1. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5.

  1. Создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: методические рекомендации / авт.-сост. Г.А. Шешерина, Н.К. Солопова, О.В. Селиванова, Е.Ю. Бойко, Н.И. Баскаков, С.К. Кравцов, Л.В. Шилдяева, Е.Е. Куликова. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2011. – 55с.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт http//:standart.edu.ru/

  1. Формирование школьной системы оценки качества образования: сборник методических материалов. МБО «СЦОКО» 2011г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях качество образования является важной характеристи­кой, определяющей конкурентоспособность как отдельных учебных заведений, так и национальных систем образования в целом....

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Опыт внедрения системы оценки качества образования учителя английского языка МОУ Зайковской СОШ №1 Ереминой А.А.

Основная цель: получение и распространение достоверной информации о качестве иноязычного образования для всех участников образовательного процесса.Задачи: 1. Эффективно обеспечить  отражение...

Сценарий педагогического совета "Внутришкольная система оценки качества образования (ВСОКО)"

Сценарий педагогического совета содержит материал для ознакомления педагогов с целями, задачами и функциями, отрганизационной структурй и механизмами функционрирования ВСОКО...