Создание виртуального пространства взаимодействия с помощью интерактивной доски на уроках биологии.
статья (биология) по теме

Цымбал Елена Николаевна

Данная статья помогает осмыслить и понять важность использования интерактивной доски на уроках билогии. Описаны различные способы работы с интерактивной доской на уроках. В статье приведены примеры методов работы с доской, которые нравятся ученикам больше всего. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание виртуального пространства взаимодействия с помощью интерактивной доски на уроках биологии.

Цымбал Елена Николаевна, учитель биологии

Лицея 126 г.Санкт-Петербурга

Развитие творческого потенциала личности не может быть основано только на школьном образовании, необходимо учитывать особенности среды, в которой растет и развивается, в широком смысле этого слова, ребенок.

Социокультурная среда как сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека, оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Образовательная среда, представляя целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Именно поэтому в образовательных учреждениях необходимо заинтересовывать и правильно мотивировать обучающихся во время учебного процесса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования обозначены требования, обязательные при реализации основной образовательной программы: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре программы, в том числе требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; и к условиям ее реализации, включая материально-технические условия. В соответствии с этим от учителя требуется освоение новых педагогических технологий [Интернет http://standart.edu.ru/ ]

На мой взгляд, основной педагогической задачей по ФГОС второго поколения, в соответствии с идеей системно-деятельностного подхода, является организация условий, инициирующих детское действие. Это подразумевает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

В ходе изучения школьного курса изучения биологии в интеграции с другими предметами у ученика должны выработаться: умение работать с большим объёмом информации, коммуникативные навыки, способность переобучаться,  навыки творческой деятельности. Формированию этих умений и качеств может способствовать работа с интерактивной доской.

Для формирования умения работать с большим объёмом информации мы организуем работу с текстами. На доску можно выводить материалы и сразу же на доске работать с текстом: искать и исправлять биологические ошибки, выстраивать правильную последовательность высказываний, отражающую последовательность биологических процессов и явлений (подобные задания есть в ГИА), преобразовывать текст, подчеркивать нужную информацию. Можно также организовать индивидуальную или групповую работу, для выполнения которой требуется работа с текстом, имеющим гиперссылки.

Такая работа способствует и формированию коммуникативных навыков. Например, можно давать дистанционное задание для группы. Я предпочитаю группы в 4 человека, так как в группе с таким количеством обучающихся проще отследить работу, которую ученики распределяют между собой, выполняя данное задание. В группах с большим количеством детей обязанности распределяются не равномерно и кто-то, возможно, будет не участвовать в выполнении задания или выполнять свою часть задания не добросовестно. Работа с текстом тоже может быть групповой или парной, например работу с текстом «Пресмыкающиеся» выполняет  пара учеников: первый создает свою версию ответа на экране, затем второй вносит коррективы, позже созданная версия обсуждается классом и, наконец, на экран выводится идеальный ответ, заранее запрограммированный.

Способы предъявления правильных ответов, которые предоставляет интерактивная доска, многообразны: от простого убирания «шторки» и появления стрелок до сложных звуковых и мультипликационных движущихся решений. Так, учащимся очень нравятся «воронки», которые позволяют определить и распределить признаки двух исследуемых предметов, например «Особенности внешнего строения Земноводных и Пресмыкающихся» (записанные признаки), систематизировать растения по признакам строения (фотографии растений) на классы Однодольные и Двудольные. Так как правильные ответы «влетают» в «воронку», а не верные ответы «вылетая», возвращаются на тоже место, где были записаны изначально, все получается довольно красочным и эффектным. Конечно при этом требуется значительная квалифицированная предварительная работа от учителя.

Вообще красочность и подвижность графических изображений очень ценна именно при изучении биологии. Так, я использую слайд-шоу при изучении многообразия и систематики растений и животных. Работа организуется так: каждую 1-2 сек сменяются картинки с изображением какого-нибудь растения, как только ученик выбирает картинку, нажав на нее, слайд-шоу останавливается и ребенку необходимо определить что это за растение и к какому семейству оно принадлежит, или если это, к примеру, насекомое, то необходимо охарактеризовать по признакам отряда данного представителя царства животные. Тем удобен данный вид работы, что пока ученик не определит правильные ответы, слайд-шоу не запустится вновь.

Способность переобучаться позволяют осуществлять переход от простых знаний к более сложным. Так работа с терминами может выглядеть как задание с анаграммами таблица из 12 букв. Ученикам предлагается вопрос, на который можно ответить, составив слово из предложенных программой букв, некоторые буквы повторяются, что вводит в заблуждение, но и заставляет учащихся продумывать сразу несколько вариантов ответа.

Развитию креативности учащихся, которая характеризуется готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных,  способствует работа с рисунками. Технологии позволяют детям самим сделать рисунок и подписать все его составляющие, что развивает память на рисунки и форму изображаемых объектов. На перемене очень просто проверить знания у детей, которые по тем или иным причинам не смогли присутствовать на уроке.

При работе с доской можно создавать библиотеку изображений и шаблонов. Так мы делаем шаблоны тычинок;

Доска может позволить ребенку писать на ней пальцем или стилусом, так как не у всех детей сразу получается писать на доске стилусом, то возможность писать на ней пальцем воспринимается детьми очень радостно, а со временем они быстро учатся писать и стилусом.

Можно управлять демонстрацией визуальных материалов, например, во время просмотра видеофильма можно остановить просмотр на интересующем кадре, сделать к нему подписи, зарисовать в тетради и т.п., после возобновления просмотра, все записи, сделанные до этого на слайде, скрываются.

Записывать изменения происходящее и сохранять их, в результате имеется возможность вернуться к изображениям любого этапа урока для сохранения времени урока.  В программе Pover Point необходимо либо выйти из режима просмотра слайдом, либо несколько раз совершать щелчок мыши, чтоб найти нужный слайд, а программа Smart Notebok для интерактивной доски, в свою очередь показывает все слайды сразу, в отдельном окошке доски, что создает определенные удобства для учителя в управлении материалом.  

Таким образом, интерактивная доска, на мой взгляд, самым лучшим способом выполняет требование к эффективному использованию технических средств обучения. Использование интерактивной доски позволяет повысить интенсивность и насыщенность урока, повысить интерес и мотивацию у детей, индивидуализировать обучение, возможны неограниченные ресурсы использования интерактивной доски. У ребенка развиваются различные каналы восприятия: текст, видео, анимация, графика, звук. Школьникам очень нравиться работать с интерактивной доской, они очень часто приходят во время перемен и просят потренироваться с теми или иными темами, чтоб лучше запомнить или повторить материал программы. Когда начинаешь урок, и ученики видят включенную интерактивную доску, почти у всех появляется желание выйти к доске и поработать. Конечно, у учителя занимает относительно много времени подготовка заданий и материала для заданий, но когда видишь результат, то понимаешь, что время потрачено не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Применение интерактивной доски на уроке биологии в 8 классе при изучении темы: «Типы нервной деятельности»

Здесь представлен материал, который можно использовать на интерактивной доске при изучении темы Типы нервной деятельности...

Интерактивная доска на уроках истории как средство создания развивающей среды для школьников

В данной статье я хочу познакомить Вас с практическими приёмами использования интерактивной доски на уроках истории. ...

Использование интерактивной доски на уроках биологии

статья по использованию интерактивной доски на уроках биологии....

Использование интерактивной доски на уроках биологии.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личности школьника, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценности к различным личностным проявлениям школьника....

Использование интерактивной доски на уроках биологии.

Использование интерактивной доски на уроках биологии....

Презентация для интерактивной доски к уроку по биографии и творчеству писателя "Удивительный мир Х. К. Андерсена"(в помощь учителю литературы)

-«погружение» в удивительный мир сказочника;-постижение нравственных проблем и эстетической ценностисказок Андерсена;-воспитание нравственных качеств личности, приобщениек общечеловеческим...

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»...