Главные вкладки

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.
    презентация к уроку (биология, 9 класс) по теме

    Першина Ольга Владимировна

    Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.

    Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.

    Приведены научные доказательства происхождения человека от животных.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    2

    Слайд 3

    Антропогенез - происхождение человека. (греч. anthropos – человек) – процесс происхождения и формирования человека как биологического вида 3

    Слайд 4

    Гипотезы происхождения человека 4 эволюционные гипотезы космогенные гипотезы креационизм

    Слайд 5

    Карл Линней поместил человека в класс млекопитающие Но mo sapiens . Ламарк предположил происхождение человека от обезьян. 5

    Слайд 6

    В 1857 году Ч.Дарвин высказал гипотезу, а в 1871 году в своем труде <Происхождение человека и половой отбор> убедительно доказал, что люди произошли от обезьяны, а не созданы актом божественного творения, как учит церковь . <Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то при современном уровне знаний сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их>, - писал Ч.Дарвин. 6

    Слайд 7

    Фридрих Энгельс Роль социальных факторов, на которую также указывал Ч.Дарвин, была раскрыта Ф.Энгельсом в работе <Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека> (1896). 7

    Слайд 8

    К 80-м годам нашего столетия многочисленные ископаемые находки позволили значительно прояснить вопросы эволюции человекообразных, хотя и сейчас невозможно с полной уверенностью сказать, от каких именно обезьяноподобных предков произошел человек. 8 Череп Sahelanthropus tchadensis

    Слайд 9

    В зоологической системе вид Человек разумный ( Homo sapiens ) относится к Классу Млекопитающих Отряду Приматов Надсемейству Человекообразных Семейству Гоминид Роду Гомо ( Homo ) Вид Гомо сапиенс ( Homo sapiens ) 9

    Слайд 10

    Без ранга : Вторичноротые Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Инфратип : Челюстноротые Надкласс: Четвероногие Класс: Млекопитающие Подкласс: Звери Инфракласс: Плацентарные Надотряд : Euarchontoglires Грандотряд : Euarchonta Миротряд: Приматообразные Отряд: Приматы Подотряд: Сухоносые обезьяны Инфраотряд: Обезьянообразные Парвотряд: Узконосые обезьяны Надсемейство: Человекообразные обезьяны Семейство: Гоминиды Подсемейство: Гоминины Триба: Хоминини Подтриба : Хоминина Род: Люди Империя: клеточные Надцарство : эукариоты Царство: животные 10

    Слайд 11

    Человек имеет признаки млекопитающих: Волосяной покров. В коже железы – потовые и сальные. Ногти. Развитие плода внутри организма. Питание плода через плаценту. Диафрагма. Ушные раковины. Наличие трёх типов зубов (резцы, клыки и коренные). Две смены зубов. 11

    Слайд 12

    12 шимпанзе горилла гиббон орангутанг

    Слайд 13

    Палеонтологисеккие доказательства 13 Черепа гоминид. A — современный шимпанзе, B–C — австралопитек африканский (2,6–2,5 млн лет), D–E — человек умелый (1,9–1,8 млн лет), F — Homo rudolfensis (1,8 млн лет), G — человек из Дманиси (1,75 млн лет), H — Homo ergaster (1,75 млн лет), I — Homo heidelbergensis (300–125 тыс. лет), J–L — неандертальцы (70–45 тыс. лет), M — кроманьонец (30 тыс. лет), N — современный человек.

    Слайд 14

    Слева : след древнего человека, жившего полтора миллиона лет назад ( слева ). Справа : след современного человека. Фото из обсуждаемой статьи в Science и с сайта www.visitandlearn.co.uk 14


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных Часть 2 Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    Доказательства происхождения человека от животных 2 Морфологические (Сравнительно – анатомические) Физиологические Эмбриологические Палеонтологические Биохимические Цитологические Иммунологические Этологическое

    Слайд 3

    Морфологические доказательства (сходство размеров тела) Размеры тела: человек 175см\70кг, шимпанзе -150см\50кг, орангутанг – 150см\100кг, горилла – 200см/200кг, все остальные приматы размером с собаку или кошку 3

    Слайд 4

    Морфологические доказательства (Сходство в строении тела) Наибольшая близость у человека с шимпанзе и гориллой. У человека и гориллы 385 общих анатомических признаков, У человека и шимпанзе – 369 общих анатомических признаков, У человека и орангутанга -359 общих анатомических признаков 4

    Слайд 5

    Морфологические доказательства (дополнительно) Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки. хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем, Ребер у человека 12 пар, у орангутанга - 13 пар. Обезьяны, как и люди, имеют 5—6 крестцовых позвонков. редукция хвоста, форма глаз и ушей, У обезьян 4 резца — как у человека. 4 клыка, как у человека. 8 коренных зубов, как у человека. 5

    Слайд 6

    Морфологические доказательства (общий план строения) Общность плана строения: скелет, нервная система, системы кровообращения, дыхания, пищеварения и других систем. 6

    Слайд 7

    7

    Слайд 8

    Морфологические доказательства (рудименты) 8

    Слайд 9

    Морфологические доказательства (рудименты) Рудиментов в теле человека около 90. Рудименты принято считать бесполезными для человека наследиями животных предков. копчиковая кость (остаток редуцированного хвоста); складка в уголке глаза (остаток мигательной перепонки); тонкие волосы на теле (остаток шерсти); отросток слепой кишки – аппендикс мышцы уха и поднимающие волос и др. 9

    Слайд 10

    Морфологические доказательства (атавизмы –возврат к предкам) 10 К атавизмам (необычайно сильно развитым рудиментам) относятся наружный хвост, с которым очень редко, но рождаются люди; обильный волосяной покров на лице и теле; многососковость, сильно развитые клыки и др.

    Слайд 11

    Морфологические доказательства (атавизмы –возврат к предкам) 11

    Слайд 12

    Биохимические доказательства У обезьян есть АВО система крови (у шимпанзе — АВО, как у человека, у других человекообразных обезьян АВ). Резус фактор сначала был обнаружен у макаки резус. Кровь карликового шимпанзе – бонобо можно переливать человеку. У человека и человекообразных обезьян очень близкая структура гемоглобина и других белков. 12

    Слайд 13

    Биохимические доказательства (дополнительно) гормон соматотропин взаимозаменяем у человека и шимпанзе; молекула гормона инсулина человека и макаки отличается двумя аминокислотными заменами. аминокислотная последовательность белка - цитохрома С (104 аминокислоты) у человека и шимпанзе одинаковая; Сравнение белков человека и шимпанзе показало, что в 44 белках последовательности аминокислот отличаются у них лишь на 1%. 13

    Слайд 14

    Биохимические доказательства степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона — 76 %, человека и макаки - 66 %; 14


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных Часть 3 Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    Цитологические доказательства у гиббонов – 44 хромосомы, у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48 хромосом. Однако, установлено, что первая хромосома у человека образовалась слиянием двух хромосом, гомологичным таковым у шимпанзе. ; по некоторым источникам человек отличается от шимпанзе на 2% генов; 2

    Слайд 3

    3

    Слайд 4

    Схематично изображены окрашенные хромосомы человека и шимпанзе (расположены попарно). В каждой паре слева – хромосома человека, справа – гомологичная ей хромосома шимпанзе. Вторая хромосома человека, возможно образовалась при слиянии двух хромосом общих предков человека и шимпанзе. 4

    Слайд 5

    Цитологические доказательства (дополнительно) в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрический участок; дифференцированная окраска хромосом выявила, что имеется 13 пар идентичных хромосом в кариотипах человека и шимпанзе. 5

    Слайд 6

    Иммунологические доказательства (дополнительно) Иммунологический метод основан на реакции антиген-антитело. Из современных человекообразных обезьян к человеку иммунологически наиболее близок шимпанзе, наиболее далек орангутанг. Иммунологически было обнаружено, что белки рамапитека (ископаемой человекообразной обезьяны) более сходны с белками орангутанга, чем с белками человека и шимпанзе. Эти данные, вместе с морфологическими и палеонтологическими, заставили отказаться от рамапитека в качестве прямого предка человека. 6

    Слайд 7

    Физиологические доказательства Близкие сроки продолжительности беременности и сроки полового созревания. 7

    Слайд 8

    Физиологические доказательства Сходные болезни и их течение (туберкулез, грипп, оспа, холера, СПИД, воспаление легких, сифилис, проказа), паразиты например, головная вошь. 8

    Слайд 9

    Эмбриональные доказательства На ранних стадиях развития у человеческого зародыша проявляются признаки, характерные для низших позвоночных – хорда, жаберные дуги, хвост. В дальнейшем развитии проявляются несколько пар сосков, наличие волос на поверхности тела. 9

    Слайд 10

    Эмбриональные доказательства Головной мозг закладывается сначала в виде трёх, затем пяти равных по величине пузырей. 10 Мозг четырёхнедельного эмбриона

    Слайд 11

    Мозг зародыша сбоку (3-й месяц) - пять мозговых пузырей; 1 - концевой мозг (первый пузырь); 2 - промежуточный мозг (второй пузырь); 3 - средний мозг (третий пузырь); 4 - задний мозг (четвертый пузырь); 5 - продолговатый мозг (пятый мозговой пузырь) 11

    Слайд 12

    Эмбриональные доказательства 12

    Слайд 13

    Эмбриональные доказательства На его ранних этапах зародыш человека трудно отличить от зародышей других позвоночных животных. Очень долго сохраняется сходство зародышей человека и обезьяны. Специфические (видовые) человеческие особенности возникают лишь на самых поздних стадиях развития. 13


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных Часть 4 Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    Сходство человека с приматами У человекообразных обезьян и человека коллективный (стадный) образ жизни. 2

    Слайд 3

    Этологические доказательства Тщательное изучение высшей нервной деятельности человекообразных обезьян выявило близость этих животных к человеку и по ряду их поведенческих реакций. 3

    Слайд 4

    Этологические доказательства Зачатки интеллекта. Обезьяны нежно ласкают детенышей. Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание. Возможность обучения обезьян речи при помощи жестов 4 Сходное проявление эмоций. Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

    Слайд 5

    У обезьян хорошо развита память. Обезьяны имеют высокоразвитую ВНД. Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия. Обезьяны имеют конкретное мышление. 5

    Слайд 6

    Зачатки мышления 6

    Слайд 7

    Зачатки мышления Орудия труда 7


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных. Часть 5. Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    Стопа обезьяны и человека 2 Последовательность распределения нагрузки на отдельные области стопы («перекат») при ходьбе.

    Слайд 3

    Кисть Кисть человека способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения. 3 Мускулатура большого пальца кисти развита сильнее у человека, так как кисть обезьян предназначена в основном для лазания по деревьям

    Слайд 4

    Отличия человека от человекообразных обезьян (дополнительно) Мозговая часть черепа больше лицевой. Площадь коры мозга у человека в 3,5 раза больше, чем у обезьян. У человека сильнее развиты мозговые борозды. У человека сильнее развиты лобные и височные доли — центры ВИД. Человек имеет подбородок. Крестец усилен в связи с перенесением на него центра тяжести. Туловище у человека короче, а у обезьян длиннее нижних конечностей. Ноги у человека длиннее рук, у обезьян — наоборот. Ноги у человека более мощные, выпрямленные в коленном суставе. Стопа у человека не приспособленная для хватания. Волосяной покров у человека редуцирован. Человек имеет помимо первой сигнальной системы вторую. Человек имеет языковую форму общения. Человек обладает не только конкретным, но и отвлеченным мышлением. Человек способен обобщать. Человек способен абстрагировать. Человек обладает сознанием. Основу жизни человека составляет труд в коллективе. Человек подчиняется общественным законам. Человек развивает науку и искусство. Значительно увеличены участки коры связанные с звуковой и письменной речью, абстрактным мышлением 4

    Слайд 5

    Речь Только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной , теменной и височной долей мозга , наличие особого головного мускула в гортани и других анатомических особенностей. Шимпанзе не способны к звуковой речи, их можно обучить только языку жестов. 5

    Слайд 6

    Отличия при изготовлении орудий труда Орудие труда непременно должно специально изготавливаться. Человек орудия труда изготавливает впрок, то есть еще до их применения. Такая деятельность вредна так как «впустую» затрачиваются время и энергия, и только предвидение возникновения таких ситуаций, оправдывает эту деятельность. Современные человекообразные обезьяны, неспособны постичь такие отношения. 6

    Слайд 7

    Для обезьян предмет, служивший орудием при решении задачи в конкретной ситуации, вне этой ситуации теряет всякое функциональное значение и обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия. Человек же, напротив, не только хранит изготовленные им орудия труда 7

    Слайд 8

    Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие зубами, руками, а другим предметом, то есть другим орудием (например, камнем). Предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека. 8


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Антропогенез Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных. Часть 6. Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва 2012 1

    Слайд 2

    Найди соответствие Впервые выдвинул идею, что человек – «родственник животных», выявил различия между человеком и животными 2. Поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один отряд – приматы 3. Описывал происхождение человека: исходный предок человека «четверорукое» существо, которое спустилось на Землю и постепенно стремясь к совершенству превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению 4. Доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов 5. Писал «Труд создал самого человека» 2 Жан Батист Ламарк Чарльз Дарвин Карл Линней Аристотель Фридрих Энгельс

    Слайд 3

    Ответ 1. Аристотель 2. Карл Линней 3. Жан Батист Ламарк 4. Чарльз Дарвин 5.Фридрих Энгельс 3

    Слайд 4

    Определите систематическое место человека в природе Царство: Тип: Подтип: Класс: Подкласс: Отряд: Подотряд: Семейство: Род: Вид: 4 Млекопитающие, приматы, позвоночные, узконосые обезьяны, животные, человек, хордовые, гоминиды(люди), плацентарные, человек разумный

    Слайд 5

    Ответ Царство Животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Обезьяны Семейство Гоминиды Род Человек Вид Человек разумный 5

    Слайд 6

    6

    Слайд 7

    7

    Слайд 8

    Спасибо за внимание ))) 8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Почва. Состав, образование, изучение, типы, рациональное использование". 5-8 класс (В пяти частях)

    Презентацию можно использовать на уроках биологии, естествознания и географии в 5-8 классах....

    "Происхождения человека. Сходства и различия с животными"

    Презентация раскрывает вопрос происхождения человека с эволюционной точки зрения. Материал ориентирован на учащихся 11классов....

    О различии человека и животных

    Заметки о сознании человека и проблесках сознания у животных...

    Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) "Западная Европа в IX-XI вв. Возникновение славянских государств" (6 класс)

    Данная презентация содержит сравнение исторических фактов, связанных с историей Англии, Франции, Германии, Болгарии, Польши IX-XI вв....

    Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11).СССР в конце 1920-х- 1930-е гг. (9,11 классы)

    Представлена хроника событий внутренней и внешней политики в СССР в конце 1920-х 1930-е годы. . Материал можно использовать как в качестве изучения нового материала, так и при его закреплении (9, 10,1...