Главные вкладки

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Почва. Состав, образование, изучение, типы, рациональное использование". 5-8 класс (В пяти частях)
    презентация урока для интерактивной доски по биологии (5 класс) по теме

    Першина Ольга Владимировна

    Презентацию можно использовать на уроках биологии, естествознания и географии в 5-8 классах.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

    Слайд 2

    «Почва – особое естественно–историческое тело». В.В. Докучаев.

    Слайд 4

    Земля – противоположность водному пространству Земля - почва Земля - планета

    Слайд 5

    ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?

    Слайд 6

    Докучаев Василий Васильевич Создал науку о почвах – почвоведение Написал книгу «Русский чернозем» Называл почву кормилицей человека, считал, что она дороже нефти, угля и золота

    Слайд 7

    Почва Почва - это рыхлый поверхностный слой земли, обладающий плодородием . Почва основа жизни на суше для растений и животных. Это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов. Почва – одно из важнейших богатств, которым располагает человек. Почва - очень сложное природное тело.

    Слайд 9

    Метод - наблюдения Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.

    Слайд 10

    Вывод: В почве есть воздух. Пузырьки воздуха Метод - эксперимент Опыт №1 Назовите части рисунка. Опишите что произошло.

    Слайд 11

    Вывод: В почве есть вода. Капельки воды Опыт №2 Назовите части рисунка. Опишите что произошло. Покровное стекло

    Слайд 12

    Вывод: В почве есть органические вещества - перегной. Опыт №3 Назовите части рисунка. Опишите что произошло.

    Слайд 13

    Вывод: В почве есть песок и глина. Глина Песок Опыт №4 Назовите части рисунка. Опишите что произошло.

    Слайд 14

    Вывод: В составе почвы есть минеральные соли. Опыт №5 Назовите части рисунка. Опишите что произошло. Капля воды из раствора опыта №4 Держатель

    Слайд 15

    Состав почвы 1.Неорганические вещества 2. Органические вещества 3. Живые организмы

    Слайд 16

    1.Неорганические вещества почвы Горные породы: камни глина песок Воздух; Вода; Минеральные соли

    Слайд 17

    Тела отмерших растений и животных: МОВ (мертвое органическое вещество) Перегной или гумус: 2. Органические вещества

    Слайд 18

    3. Живые организмы Корни растений: Животные: - кроты землеройки и др. норные животные дождевые и другие черви насекомые и их личинки Грибы, в т. ч. плесень: Бактерии:

    Слайд 19

    Почва Соли Микробы Перегной Песок Глина Воздух Вода Состав почвы

    Слайд 20

    Почему почву называют «большой многонаселённый дом»? Действительно, почва похожа на большой дом, в котором жильцы самые разнообразные: и микроорганизмы, и насекомые, и черви, и зверьки. Так, в одном грамме почвы до 10 млрд. микроорганизмов.

    Слайд 21

    Условия образования почвы Растения Климат Воды Материнская порода Рельеф Человек Животные ПОЧВА Время

    Слайд 22

    Как же образовался слой почвы на безжизненной горной породе ?

    Слайд 23

    Участники создания почвы. Горные породы Солнце Лишайники Ветер Вода Бактерии

    Слайд 24

    Действие воды

    Слайд 25

    Действие ветра

    Слайд 26

    Действие ветра


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

    Слайд 2

    Действие лишайников Лишайники способны поселятся на голых безжизненных скалах

    Слайд 3

    Лишайники врастают в скалы, выделяя органические кислоты. Эти кислоты разрушают скалы, образуя осадочные горные породы.

    Слайд 4

    Отмирая, лишайники образуют МОВ (мертвое органическое вещество), из которого в последствии образуется перегной

    Слайд 5

    Вслед за лишайниками поселяются мхи и другие растения

    Слайд 6

    Под действием солнца, ветра, воды, лишайников на голых безжизненных скалах образуется почва.

    Слайд 8

    На образование 1 см. почвы надо 300 – 1000 лет, в зависимости от климата.

    Слайд 9

    Плодородный слой В тундре составляет 10 – 15 см. В Подмосковье составляет 20 – 30 см. В степях чернозёмы достигают толщины 50 – 100 см.

    Слайд 10

    Условия почвообразования

    Слайд 11

    Почва располагается на материнской породе. Материнская порода – верхний слой горной породы, на котором могут происходить почвообразовательные процессы.

    Слайд 12

    Схема почвенного профиля Между материнской породой и плодородным слоем почвы расположены горизонты почвы.

    Слайд 13

    О — верхний почвенный слой, состоящий из листьев и веток; А — гниющая подстилка, В — слой, насыщенный разлагающимися органическими веществами, пахотный слой и подпочва; С — обломки Перегнойно – аккумулятивный (плодородный) слой

    Слайд 14

    Профили зональных почв

    Слайд 15

    Анализ почвенного покрова Химический состав (содержание солей, органических остатков - перегной (гумус), почвенный воздух) Механический состав (содержание песка и глины) Структура почвы– способность частиц почвы объединяться в комочки (структурная, бесструктурная)

    Слайд 17

    Свойство почвы. Составьте рассказ по схеме Плодородие Гумус Неплодородные Плодородные

    Слайд 18

    Могут ли быть почвы кислыми? Проведем лабораторный опыт: Как определить кислотность почвы с помощью индикаторной бумаги? Имеющийся образец почвы (2-3 см куб) смешай с 5-8 мл раствором хлорида калия в фарфоровой чашке. Тщательно перемешай стеклянной палочкой и оставь на 1-2 мин. После этого опусти одну индикаторную бумажку в содержимое чашки на 1-2 сек. Сравни полученную окраску с имеющейся шкалой, определи кислотность.

    Слайд 19

    Могут ли быть почвы кислыми?

    Слайд 20

    Механический состав почвы Определите тип почвы: 1. В почве содержится 40% песка. 2. В почве содержится 20 % глины.

    Слайд 21

    Мокрый способ определения механического состава почв Как механический состав почвы влияет на ее главное свойство – плодородие?

    Слайд 22

    Составьте рассказ по схеме. Дайте название рассказу Песок Глина Супесь Суглинок Механический состав

    Слайд 23

    а б в а - если образуется сплошной шнур и он легко сворачивается в цельное кольцо - почва тяжелая, глинистая; 6 - если образуется сплошной шнур, но кольцо с трещинами - почва суглинистая; в - если шнур дробится, образуются только зачатки шнура или шнур не раскатывается - почва легкая (песчаная и супесчаная). Что позволяет узнать этот рисунок, как можно использовать полученные знания?

    Слайд 24

    Свойство почвы Структура Структурная Бесструктурная

    Слайд 25

    Как определить структурную почву? Если взять кусочек почвы, и она в руках начнёт распадаться на отдельные комочки размерами от 2,5 до 10 мм, то такая почва, называется структурной почвой . В каждом этом комочке структурной почвы находятся частички глины и песка, которые прочно склеены. Чем хороша структурная почва, а тем, что может одновременно в себе содержать много воды, и воздуха, которые для жизни растений и почвенных бактерий, преобразующих перегной в минеральные соли. Растения, для питания, не могут использовать перегной. Растения питаются только минеральными солями.

    Слайд 26

    Пробелы между комочками рыхлой почвы заполняются воздухом. Отсюда в структурной почве очень много воздуха, что облегчает дыхание корням растений. Особенно хорошо комочки структурной почвы поглощают воду во время таяния снега либо выпадения дождя. Каждый комочек напрямую пропитывается влагой, избыток воды свободно просачивается между комочками в более глубокие слои почвы и там остаётся. В итоге структурная почва мало испаряет влаги, и потому в ней сохраняются большие запасы воды.

    Слайд 27

    Сухой полив После того, как влага (от снега, дождей или полива) впиталась в почву и сверху образовалась корочка сухой почвы, надо немедленно ее разрыхлить граблями, тяпками или культиваторами на глубину 3-4 см. Рыхление верхнего слоя почвы почти в два раза снижает испарение влаги по сравнению с неразрыхленным участком. Этот прием помогает значительно сохранить влагу.

    Слайд 28

    По капиллярам, по принципу фитиля, с глубины к поверхности притягивается влага, и затем, испаряется. Рыхление почвы вокруг растений, разрушить капилляры. Такое рыхление называют – сухой полив

    Слайд 29

    Как определить бесструктурную почву? Бесструктурная почва не имеет комочков, частички почвы плотно спрессованы, при рыхлении образуется пыль. Такая распылённая почва называется бесструктурной почвой.

    Слайд 30

    Почва теряет свою структуру, потому что в ней погибают бактерии и микроорганизмы склеивающие ее в комочки. Бактерии погибают в результате того, что при вспашке почву оборачивают «с ног на голову», переворачивая ее пласты с помощью плуга. Для почвы полезна безотвальное рыхление. Бактерии погибают в результате внесения избытка минеральных удобрений, реагентов для таяния снега, т. е. избытка солей. Бактерии погибают при чрезмерном поливе, не получая воздуха.

    Слайд 31

    В бесструктурной почве мелкие частицы плотно примыкают друг к другу, в итоге между ними мало воздуха и талые воды либо дождь смачивают только саму поверхность бесструктурной почвы и не приникают вглубь почвы. После дождя на поверхности почвы образуется корка, и почва быстро высыхает. В такую почву почти не проникает воздух, который так необходим для дыхания корней растений . В результате необходимого количества воды, воздуха и минеральных веществ в бесструктурной почве нет, а значит, из-за неплодородности и урожаи будут низкими и неустойчивыми.

    Слайд 32

    Структура почв Структурные Бесструктурные -имеют комковатую структуру -в порах таких почв имеется вода и воздух, поэтому они плодородны -хорошо разрыхлены корнями растений и животными-землероями -состоят из мелких пылеватых частиц -впитывая воду, образуют вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха, поэтому они неплодородны -недостаточно разрыхлены

    Слайд 33

    Почвенные ресурсы Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища. Почвенные ресурсы - это часть земельных ресурсов, используемая в сельском и лесном хозяйстве.

    Слайд 34

    Земельные ресурсы ( 45% занята лесами, 13% почвенные ресурсы, 8% пахотные земли) Почвенные ресурсы

    Слайд 35

    Использование почвенных ресурсов Почвы тундры – оленьи пастбища Почвы полупустынь – пастбища верблюдов и олень Почвы степей – выращивание сельско- хозяйственных культур


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

    Слайд 2

    Почвенная карта России. Карта почв России

    Слайд 3

    Типы почв

    Слайд 4

    Есть ли у почвы враги? Оказывается, есть. Это ветер, вода, да, та самая вода, которая так нужна растениям животным и человек.

    Слайд 5

    Эрозия почвы – разрушение почвы и утрата почвой ее структур

    Слайд 15

    Результат вырубки лесов в Мексике

    Слайд 16

    Строительство дорог на склонах

    Слайд 17

    Большая повторяемость пыльных бурь отмечается в Приаралье и Прибалхашье (юг Казахстана ), на побережьях Каспийского моря , в Западно-Казахстанской области , в Каракалпакстан и Туркменистан . на территории Украины — в Луганской , Донецкой , Николаевской , Одесской , Херсонской областях, в Крыму ; в северном, центральном и восточном Казахстане . В России пыльные бури чаще всего наблюдаются в Астраханской области , на востоке Волгоградской области , в Калмыкии , в Тыве , в Алтайском крае и в Забайкальском крае .

    Слайд 18

    В длительные периоды засушливой погоды пыльные бури могут развиваться (не ежегодно) в степной и лесостепной зоне: в России — в Читинской области , Бурятии , Туве , Алтайском крае , Омской , Курганской , Челябинской , Оренбургской областях, Башкирии , Самарской , Саратовской , Воронежской , Ростовской областях, Краснодарском и Ставропольском крае;

    Слайд 19

    Пыльные бури возникают в степных регионах, очень редко — в лесостепных и даже лесных (в последних двух зонах пыльная буря чаще бывает летом при сильной засухе). В степных и (реже) лесостепных регионах обычно пыльные бури бывают ранней весной, после малоснежной зимы и засушливой осени, но иногда бывают даже зимой, в сочетании с метелями.

    Слайд 22

    Эрозия почвы в результате деятельности человека. Следует добавить чрезмерное внесение минеральных удобрений на поля и попадание реагентов для таяния снега в городах.

    Слайд 23

    Эрозия Водные Ветровая

    Слайд 24

    I.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

    Слайд 2

    Проследите, каким путём удобрения и ядохимикаты, используемые в с / х, попадают в атмосферу, в грунтовые воды, в реки и озера. II.

    Слайд 3

    Противоэрозионные мероприятия Мелиорация (от лат. melioratio — улучшение) совокупность организационно-хозяйственных и технических мероприятий, направленных на коренное улучшение земель.

    Слайд 4

    Виды мелиорации орошение, осушение, борьба с эрозией, внесение удобрений.

    Слайд 5

    III.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: Першина О. В. Учитель биологии ГБОУ СОШ №405 Москва. 2012 г.

    Слайд 3

    Обработка поперек склонов Террасирование

    Слайд 4

    Безотвальная обработка почвы Полезащитные полосы

    Слайд 5

    Мероприятия по повышению плодородия почв Орошение

    Слайд 6

    Осушение

    Слайд 7

    Внесение удобрений Органических удобрений Известкование

    Слайд 8

    Минеральных удобрений

    Слайд 9

    Севооборот

    Слайд 10

    Севообороты Чередование пропашных, зерновых и бобовых культур сохраняет структуры почвы и способствует сохранению ее плодородия.

    Слайд 11

    Лабораторная работа. «Изучение высоты подъема воды по капиллярам почвы» Цель работы: проанализировать зависимость высоты поднятия воды по капиллярам почвы от ее структуры и плотности, оценить размеры капиллярных зазоров между частицами почвы.

    Слайд 12

    Оборудование: 1) трубки стеклянные диаметром 5…8 мм и длиной 10…15 см – 4 шт.; 2) стакан химический вместимостью 75 мл; 3) образцы с мелким песком, крупным песком и почвой; 4) сосуд с водой; 5) бумага промокательная; 6) линейка измерительная ; 7) деревянная палочка. Таблица 4. Сделать вывод о зависимости высоты поднятия воды в капиллярах почвы от ее структуры и плотности. 5. Ответить на контрольные вопросы.

    Слайд 13

    Показатели Мелкий песок Крупный песок Уплотненная почва Почва Высота поднятия, м Радиус капилляра, м

    Слайд 14

    Теоретические сведения Капиллярные явления играют большую роль в природе. По капиллярам почвы вода поднимается из глубинных в поверхностные слои почвы. Уменьшая диаметр почвенных капилляров путем уплотнения почвы (прикатывания), можно увеличить приток воды к поверхности почвы, т.е. к зоне испарения, и этим ускорить высушивание почвы. Наоборот, разрыхляя поверхность почвы (разрушая капилляры), можно задержать приток воды к зоне испарения и замедлить высушивание почвы.

    Слайд 15

    Следует иметь в виду, что в почвах с малой влажностью испарение происходит во всем объеме почвенного слоя. В этом случае для предотвращения диффузии водяного пара через почвенные поры надо уменьшить ее пористость, что достигается путем уплотнения почвы, например специальными катками. Высота h поднятия смачивающей жидкости в трубчатых капиллярах равна: h = 2σ/ρgr, где σ = 0,073 Н/м – коэффициент поверхностного натяжения воды; ρ = 1000 кг/м3 – плотность воды; g = 9,8 м/с2 – ускорение свободного падения; r – радиус капилляра. Отсюда радиус капилляра: r = 2σ/ρgh (*).

    Слайд 16

    В данной работе лишь грубо оцениваются размеры зазоров между частицами почвы, приближенно считая капилляры трубчатыми. Уровень воды в трубке и стакане сначала выравнивается в соответствии с законом сообщающихся сосудов, а дальше поднимается вследствие явления капиллярности, поэтому отсчет необходимо производить от поверхности воды в стакане. Для того, чтобы точно определить высоту поднятия воды, глаза наблюдателя должны располагаться на уровне жидкости в стакане, трубку нельзя прижимать к стенке стакана, так как по образовавшемуся капилляру между трубкой и стаканом вода поднимется и затруднит отсчет.

    Слайд 17

    Выполнение работы 1. Заполнить три стеклянные трубки мелким, крупным песком и почвой на высоту 5…8 см. В четвертой трубке почву утрамбовать при помощи деревянной палочки. После заполнения нижние концы трубок закрыть пробками из неплотно свернутой промокательной бумаги. 2. Налить в химический стакан воду слоем 1 см и опустить в него трубки с образцами почв. Через 3…5 мин измерить высоту поднятия воды в каждой трубке. Отсчет производить от поверхности воды в стакане, при этом трубки из стакана не вынимают и не прижимают к стенкам стакана. 3. Вычислить значения радиусов капилляров в четырех случаях по формуле (*). Данные измерений и вычислений занести в таблицу.

    Слайд 18

    Контрольные вопросы 1. Что понимают под капиллярами почвы? 2. Какова роль капиллярных явлений в земледелии? 3. В каких почвах высота подъема воды по капиллярам наибольшая? 4. Почему боронование почвы значительно уменьшает испарение из нее влаги? 5. Могло бы наблюдаться явление капиллярности, если бы не существовало явления смачивания?

    Слайд 19

    V.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивный тест по теме "Сложение и вычитание рациональных дробей". Алгебра 8 класс

    Интерактивный тест по теме "Сложение и вычитание рациональных дробей"  (алгебра 8 класс) содержит 9 заданий двух видов: с выбором правильных ответов из 4-х предложенных и вписыванием ответа...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Антропогенез. Гипотезы возникновения человека. Сходство и различия человека и животных". (В шести частях). 9 класс.

    Рассматриваются основные гипотезы возникновения человека на Земле.Аназиз сходств и иотличий человека и животных, человекообразных обезьян.Приведены научные доказательства происхождения человека от жив...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Ткани человека". 8 класс (В пяти частях)

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Ткани человека". 8 класс (В пяти частях)...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Развитие человека". 8 класс (В пяти частях)

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Развитие человека". 8 класс (В пяти частях)...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Химический состав клетки" 10 класс.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Химический состав клетки" 10 класс...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Химический состав клетки". 10 класс.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. "Химический состав клетки"....