Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
статья по биологии (7 класс) по теме

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Слайд 1 (на экране пока собираются гости)

Слайд 2 (читает тему выступления):

            «Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии»

Слайд 3

                  Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. В настоящее время учителя сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности школьников на уроке, нежеланием самостоятельно работать, да и просто учиться, что влияет на эффективность и качество учебного процесса.

     Учение – очень сложная деятельность. Дело взрослых – организовать ее: определить ее содержание, продумать формы, пути и средства подачи учебного материала, направить ребенка на поиск наиболее рационального способа действия с ним, оказать необходимую помощь.

Слайд 4

                    Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

     Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников.

Слайд 5

                    Поэтому моя задача как  учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения.

 Слайд 6

          Каким же должен быть современный урок, чтобы он вызвал живой отклик у ребят? Ответ один: он должен быть всегда творческим. Только творческий подход к построению урока, его неповторяемость, насыщенность могут обеспечить эффективность.

Слайд 7

     Психологам известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку это:

  1. идущие от содержания;
  2. вызываемые видами и характером деятельности учащихся на уроке;
  3.  вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке.

     Для активизации познавательной активности учащихся в своей практике использую различные методы, приёмы, формы  работы, придерживаюсь эффективных принципов обучения. С некоторыми из них хочу поделиться с вами.  Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Слайд 8

          Наибольший активизирующий эффект на моих уроках дают ситуации, в

которых учащиеся сами:

  1. отстаивают свое мнение;
  2. принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
  3. ставят вопросы своим товарищам и учителям;
  4. оценивают ответы и письменные работы товарищей;
  5. объясняют более слабым учащимся непонятные места;
  6. находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  7. создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий

 Слайд 9

       У учащихся наблюдаю следующие уровни познавательной активности:

Первый уровень - воспроизводящая активность. 

Здесь учащиеся понимают, запоминают и воспроизводят знания, овладевают способом его применения по образцу. Но у учащихся отсутствует интерес к углублению знаний, отсутствуют вопросы типа: «Почему?»

 Второй уровень - интерпретирующая активность.

 Учащиеся стремятся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Здесь учащийся  при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень - творческий.

Ребята с интересом  стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Слайд 10

 В целях повышения уровня активизации познавательной деятельности учащихся использую следующие принципы обучения:

1. Принцип проблемности.

 Путем последовательно усложняющихся  вопросов создаю в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.  

2. Принцип обеспечения соответствия учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.

 Суть данного принципа заключается в том, что организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближается к реальной деятельности, то есть переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

3. Принцип взаимообучения.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Учащиеся в процессе обучения  обучают друг друга, обмениваясь знаниями. Здесь учащиеся не только анализируют и обобщают изучаемые явления, факты, информацию, но и творчески подходят к использованию этих знаний;  делают выводы из своих и чужих ошибок; умеют актуализировать и развивать свои знания и умения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

Стараюсь, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы  носят исследовательский характер.

5.Принцип самообучения.

       Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

6.Принцип мотивации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отвожу мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности

учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса.

Слайд 11

            Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности на уроке, можно назвать следующие:

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации учащихся. Интерес ученика резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Здесь ребята работают с дополнительной литературой, готовят доклады, рефераты.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер про ведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффек-тивный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, стараюсь активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям,  прежде всего у учащихся вызывает интерес к урокам, так как предугадать учителя не возможно.

Слайд 12

              Степень активности учащихся является реакцией на методы и приемы работы преподавателя.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

        В своей практике применяю следующие методы обучения:

  1. словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дидактический материал, метод словесного обучения);
  2. наглядные  (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов);  
  3.  практические (лабораторные и практические работы).

Слайд 13

          В группе словесных методов подробнее остановлюсь на методе проблемного обучения. На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Данный метод включает в себя:

- выдвижение проблемного вопроса,

- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

   Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

Слайд 14 и Слайд 15

       При использовании наглядных методов, стараюсь, чтобы они носили частично-поисковый характер. При показе демонстрационного материала, не только сама комментирую его, но и организую работу учащихся таким образом, чтобы часть новых знаний они добыли сами путем наблюдения и обсуждения.

Слайд 16

         Для активизации учебно – познавательной деятельности широко применяю практические методы. Один, из которых ,частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. А выводы делают после работы.

Слайд 17

   Активно использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся на разных этапах урока:

  1. На этапе проверки домашнего задания
  2. На этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому        материалу
  3. На этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала
  4. На этапе воспроизведения полученных знаний
  5. На этапе домашнего задания.

Слайд 18

  1. Приемы на этапе проверки домашнего задания.

Письмо Незнайки. Найдите и исправьте ошибку в тексте

Слушай, не зевай! Ученики сигналят «светофором», если вопрос - утверждение учителя кажется им правильным.

Слайд 19

Пока не звенит колокольчик или Оратор. Сообщение,  подготовленное учеником, звучит в течение 1 минуты. За одну минуту надо сказать много и интересно.

Ты мне, я тебе. Вопросы по домашнему заданию.

Спор – конкурс (сократический прием).

Что бы это не значило? На картинке, слайде какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ.

Горячий стул. Один ученик садится перед классом. Остальные задают ему вопросы по домашнему заданию

В кабинете у врача. Один ученик изображает пациента, который с жалобами обращается к «врачу». «Врач» задает вопросы, ставит диагноз и дает рекомендации.(8 класс)

Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) Объясните выражение: «Долго жуешь – долго живешь». (8 класс. Регуляция пищеварения )

Слайд 20

  1. Приемы на этапе восприятия и способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

Прочитайте зашифрованную тему урока. 5 класс. Как питаются паразиты.

        4 2 1 2 5 6 3 7   (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы)

Ассоциация. Перед уроком написать ассоциации со словом………. и поместить их на доске.

Третий лишний. Тренировка логического мышления. 6 класс. Разнообразие и значение плодов. Плоды: слива, фасоль, абрикос, персик.

Закончи предложение.

Рассказик или сказка. По ролям с минимальным текстом и оформлением, подготовка прямо на уроке

Загадки.

Верите ли вы, что… (прием новизны) 9 класс. Моногибридное скрещивание. У праворуких родителей может родиться ребенок левша?

Мозговая атака (штурм) Напиши все, что ты знаешь по этой теме.

Групповая атака. Я думаю так...(прием создания проблемной ситуации)

Вставь пропущенные слова (с неизвестными для учащихся терминами).

Слайд 21

  1. Приемы на этапе воспроизведения полученных знаний

Мини – эксперимент (исследовательский прием)

Работа с учебником

Решение биологических задач.

Тест как инструмент обучения.

Работа с терминами (прием семантизации)

Слайд 22

Отгадай кроссворд

Чудо-дерево или цветик-семицветик. На обратной стороне листьев задания или занимательные вопросы.

Аукцион «Кто больше?»

Да – нет, дай ответ (мини - викторина) Репродуктивный метод. Задаются вопросы на утверждения по диагонали, по периметру, через одного, зигзагом.

Переводчики. На выбор учеников термины на слайдах, карточках (прикрепленные к магнитной доске). Дать определение понятия.

Кто лишний?

Чьи детки на этой ветке? (прием натурализации) Выдается набор побегов, цветков, листьев, плодов. Задание: собрать все одного вида. (6 класс Семейства цветковых растений.)

Установи последовательность (прием моделирования)

Игра «Поиск». Ученики ищут в учебнике новые термины

Слайд 23

  1. Приемы на этапе домашнего задания

Составь кроссворд. После завершения изучения темы проводится «Базар кроссвордов» (головоломок, ребусов и т.п., составленных учениками)

Составь тест

Сочини сказку (прием символизации)

Проделай опыт или наблюдение. На следующем уроке ученики демонстрируют и объясняют результаты.

Составь вопросы одноклассникам

Подумай над вопросом (эвристический прием)

Слайд 24

     Активизация познавательного интереса зависит также от разнообразных форм работы на уроке. Использую такие формы работы, как

  1. коллективная;
  2. групповая
  3. работа в парах
  4. индивидуальная

 

Слайд 25 и Слайд 26

      Хотелось бы заметить, что особенно ребятам нравятся групповая форма работы и также рабата в парах.

      Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Слайд 27

          Известно, что познавательная деятельность - это единство  эмоционального восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Поэтому стараюсь вызвать интерес к учению через эмоции ребят. С этой целью  использую произведения искусства, стихи, музыку, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.

Слайд 28

Например, в 7классе урок на тему «Царство растений» начинаю со стихотворения:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я не жалея ног,

А если вдруг устану,

Присяду на пенёк.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит!

В конце урока читаю следующее стихотворение:

Лес – не только для нашей забавы,

Он – богатство родимой страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите ребята,

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Слайд 29

Очень тронуло ребят стихотворение «Берегите землю!», что нашло отражение в рисунках учащихся.

Берегите землю. Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях, играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю. Берегите!

Слайд 30

     Хороший результат для активизации познавательной активности учащихся на уроках биологии показывает проведение нетрадиционных уроков. Такие уроки как:  урок аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар,  путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

Слайд 31

      Активизируют познавательную деятельность   внеклассные мероприятия. Важнейший путь активизации обучения биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Он показывает учащимся практическую нужность получаемых знаний и позволяет активизировать их мышление и интерес на каждом этапе урока. Проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, результаты летних заданий,  всё это способствует активизации познавательного интереса учащихся.

   Слайд 32 и  Слайд 33 и Слайд 34

  Плоды активизации познавательной деятельности моих учащихся можно увидеть в результатах районной олимпиады по биологии. Евлоев Мусса ученик 7а класса занял 3-е место, Найманов Темирлан ученик 8а класса также занял 3-е место в районной олимпиаде. Стали участниками олимпиады по биологии республиканского уровня: Кумратов Курман – Али, 10б класс.

Слайд 35

      Итак, конечная цель моей работы – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире, что, безусловно,  повышает уровень обученности школьников.

Помимо своей работы мне хочется коротко рассказать о работе учителей  моего МО на протяжении многих лет с одаренными детьми активную работу ведут учителя историки Муртазалиева З.Ю. и Казакова З.М.  Они используют различные формы и жанры урока, интегрированные уроки ,применяют разнообразные формы работы: ролевые тренинги , « мозговые штурмы», интеллектульные  марафоны. По мере возможности они проводят индивидуальные занятия с учащимися высокой учебной мотивацией . Особое значение они придают подготовке к предметным олимпиадам. В итоге  их ученики  имеют призовые места на районном уровне. Активно участвуют в различных интернет- конкурсах .

Они являются лауреатами общероссийского  конкурса «Альбус», 2 –го Всероссийского конкурса « Образы Наук»

Также активную работу с одаренными учащимися ведет учитель географии Абазова Л.А. ее учащиеся занимают места в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады, участвуют в различных конкурсах.

Слайд 36

      Закончить своё выступление хотелось бы словами древнегреческого философа «Ученик - это не только сосуд, который надо наполнить, но и факел, который надо зажечь»

Слайд 37

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? ...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...