Главные вкладки

    Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"
    статья на тему

    Петрова Лариса Валерьевна

    Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно, при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Передо мной, как учителем биологии, стояли вопросы:

    • Какой «дидактический потенциал» развития содержится в каждом виде учебной работы?
    • Как использовать эти знания для проектирования индивидуальной траектории развития ученика?
    • Как оценить совместные усилия – и учителя и ученика –в продвижении к максимальному учебному успеху?
    • Как реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху?

     

    Биология – уникальна как школьный предмет. Непревзойденное разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – все это отражение бесконечного разнообразия Природы. И способы изучения Природы, особенно живой, настолько же разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время для проживания и переживания, и для острого диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как «экология и человечество», теории происхождения человека, проблемы ГМ-продуктов и др.) Потенциально школьная биология не только структурно-ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.

    Так почему же практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику. Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются.

    Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. В данной ситуации мне на помощь пришла технология индивидуального стиля учебной деятельности («ИСУД») Н.Л.Галеевой, в которой отражается структура учебного успеха ученика, состоящая из 10 параметров.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc115.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:

    «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

    Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно, при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Передо мной, как учителем биологии, стояли вопросы:

    1. Какой «дидактический потенциал» развития содержится в каждом виде учебной работы?
    2. Как использовать эти знания для проектирования индивидуальной траектории развития ученика?
    3. Как оценить совместные усилия – и учителя и ученика –в продвижении к максимальному учебному успеху?
    4. Как реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный путь к успеху?

    Биология – уникальна как школьный предмет. Непревзойденное разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – все это отражение бесконечного разнообразия Природы. И способы изучения Природы, особенно живой, настолько же разнообразны, насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время для проживания и переживания, и для острого диалога или полилога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (такие темы, как «экология и человечество», теории происхождения человека, проблемы ГМ-продуктов и др.) Потенциально школьная биология не только структурно-ориентированный предмет, но и смысло- и позиционно-ориентированный.

    Так почему же практически у каждого учителя находятся учащиеся, для которых изучение биологических дисциплин «не интересно»? Почему для учителя, услышавшего такой ученический «вердикт», на этом чаще всего заканчивается активная профессиональная деятельность по отношению к такому ученику. Но и для тех учащихся, которых мы называем «успешными» в освоении предмета, не все формы работы оказываются одинаково комфортными. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать. А есть такие, которым наоборот, легче увидеть в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются.

    Получается «проблемная ситуация»: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной работы, с другой стороны – в образовательном процессе «имеет место» разнообразие учащихся. В данной ситуации мне на помощь пришла технология индивидуального стиля учебной деятельности («ИСУД») Н.Л.Галеевой, в которой отражается структура учебного успеха ученика, состоящая из 10 параметров.

    Ресурсы учебного успеха ученика

    Ресурс учебного успеха

    Параметры ИСУД

    Единица или система измерения

    «знаю»

    обьем и качество знаний

    обученность

    оценка по предмету

    «умею»

    предметные и общеучебные навыки

    организационные навыки

    коммуникативные навыки

    информационные навыки

    мыслительные навыки

    0 (недопустимый уровень)

    1 (недостаточный уровень)

    2 (оптимальный уровень)

    «могу»

    психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы

    внимание

    память


    модальность

    доминирование полушарий мозга

    0 (недопустимый уровень)

    1(недостаточный уровень)

    2(оптимальный уровень)

    А(ауд), В(виз), К(кин)

    Л(лев), П(прав), Р(равн)

    «хочу»

    уровень развития мотивационно-потребностной сферы

    социально-духовный

    социальный

    познавательный

    базовый

    Способы педагогической и психолого-педагогической оценки параметров ИСУД ученика

    Потребность школы в новом учителе: учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учителе, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; короче, в учителе – управленце – четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. И доступность и качество образования, как и эффективность, начинаются несомненно с «учителя нового качества».

    Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД», учителю необходимо и достаточно

    1. уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу;

    1. иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;

    1. уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

    В качестве критериев «дидактического потенциала» каждого приема учебной деятельности ученика используется система необходимых и достаточных характеристик учебного успеха ученика – матрица учебного успеха ученика.(Приложение 1).

    Ниже привожу данные о том, как каждый из выделенных параметров учебного успеха проявляется в деятельности ученика, каково значение каждого параметра для профессиональной деятельности учителя и какими мерами измеряется уровень развития каждого из выделенных параметров.

    Памятка для учителя по параметрам индивидуального стиля учебной деятельности ученика

    Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

    Обученность оценивается в баллах(отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п.

    Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

    1. 111 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.)
    2. 11 уровень обучаемости -  высокий, прикладной уровень обучаемости (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)
    3. 1 уровень – репродуктивный уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму.
    4.    1 – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

            

    Результаты изучения уровней обучаемости учащихся по биологии

    в 2011-2012 учебном году (в % )

    Классы

    Уровни обучаемости

    111

    11

    1

    1


    6-е


    7


    12


    56


    25


    8-е


    5


    10


    73


    12


    9-е


    9


    15


    62


    14

    Средний

    показатель


    7


    13


    65


    15


    Соответствие между доминированием полушария мозга и формой или видом учебной

    работы, комфортным для ученика

    Мотивационный этап

    Учащиеся с явным доминированием правого полушария предпочитают

    Учащиеся с явным доминированием левого полушария предпочитают

    Пространственная

    организация

    Рабочая полусфера доски - левая

    Рабочая полусфера доски - правая

    Цветовая

    организация

    Светлая доска - темный мел

    Темная доска - светлый мел

    Условия, необходимые для возникновения стабильной учебной мотивации

    Гештальт (образы)

    Контекст

    Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм

    Детали

    Технологии

    Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке

    Векторы мотивации

    Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов

    Социальная значимость деятельности

    Стремление к самостоятельности Глубина знаний

    Высокая потребность в умственной деятельности

    Потребность в образовании


    Учебные предметы

    Формы, приемы, технологии обучения, предпочитаемые учащимися с ярко выраженным доминированием

    правого полушария

    левого полушария

    Естественные науки

    Мозговой штурм

    Просмотр фильма Прогнозирование

    Выявление сходства разных объектов

    Сравнение фактов

    Выделение сути

    Выделение важнейших моментов в процессах

    Обобщение

    Экскурсии, путешествия

    Анализ подробностей объектов и процессов

    Анализ результатов

    Логические задания

    Выявление различий

    Выявление деталей

    Создание категорий

    Работа по алгоритму


    Методика определениия модальности входа и модальности выхода

    Модальность входа - сенсорный канал, по которому поступает информация (способ восприятия).

    Модальность выхода - сенсорный канал, по которому демонстрируется понимание, запоминание данной информации (способ «выдачи» информации).

    Вход

    Выход

    Способ диагностики

    Виз

    Кин

    Возьмите набор мелких предметов. которые легко определяются как визуально, так и кинестетически - монетки, скрепки, пуговицы .... Всего по 2 штуки. Разделите этот  набор на две одинаковые части. Сядьте за стол лицом к ребенку. Поставьте на стол ширму или другую перегородку (например, большую книгу).

    Разложите ваш набор в определенном порядке.

    Уберите перегородку и попросите ученика запомнить, в каком порядке они лежат.

    Через мину ту поставьте перегородку и попросите его сложить свои предметы в том же порядке.

    Когда он закончит, уберите перегородку и оцените правильность выполнения задания.

    Виз

    Ауд

    Ученик смотрит на разложенные предметы, потом вы ставите перегородку, а он рассказывает, что он запомнил.

    Дуд

    Кин

    Поставьте перегородку, разложите предметы, а потм расскажите ученику, в каком порядке они лежак Ученик должен разложить предметы, учитывая услышанное.

    Ауд

    Ауд

    Расскажите ученику о порядке лежащих перед вами предме тов. Ученик, не видя из-за перегородки вашей раскладки, должен повторить устно, что вы сказали.

    Кин

    Ауд

    Не глядя, с закрытыми глазами, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом рассказывает в нужном порядке.

    Кин

    Кин

    Не глядя, ученик ощупывает разложенные предметы, а потом открывает глаза и складывает свои в том же порядке.


    Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга - это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария.

    Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как явное доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для ее быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее полушарие».

    1. «Правополушарник» анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации.
    2. «Левополушарник» анализирует информацию по формальным основаниям.
    3. «Равнополушарник» способен руководить «включением» полушарий.

    В своих исследованиях этот параметр я диагностировала с помощью модифицированного теста И.П.Павлова, дополнив его подобными наборами карточек со словами из разных областей знаний и практической деятельности детей. Кроме того, использовала «Тест кафедры психологии обучения университета штата Джорджия (США)».

    Организационные ОУУН

    Организационные ОУУН - это общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий.

    Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося.

    1. Навык планирования собственной деятельности (^определяется и развивается при выполнении учащимися заданий типа проектных).
    2. Навык организации и ведения записей в собственной тетради.
    3. Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат) и другие навыки.

    Для обеспечения педагогической поддержки уровни развития общеучебных навыков достаточно определять как достаточный, критический и недостаточный уровень.

    Уровень развития организационных ОУУН

    недостаточный

    критический

    достаточный

    Самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, контролировать выполнение и оценивать адекватно результаты своей работы практически не может, все это делает только с помощью учителя.

    Может сам организовать рабочее место, работает по плану, способен к самоконтролю по алгоритму, но самостоятельно ставить учебную задачу и выбирать оптимальный способ работы не может

    Приняв и осознав цель работы, может самостоятельно приготовить рабочее место, спланировать последовательность действий, выбрать оптимальный способ работы, оценить результат.

     В старших классах может сам конструировать учебные цели.

    Информационные ОУУН определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации.

    Для учителя определяют выбор форм подачи материала на этапе объяснения и диагностики. А также выбор системы задании для целенаправленного развития информационных ОУУН.

    1. Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: «читать и понимать, что не написано»). Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д.
    2. Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации ('составление и «чтение» таблиц, графиков, схем и т.д.).
    3. Навык использования технических средств /ГСО. ПК, мультимедиа) - для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы и другие навыки.

    Мыслительные ОУУН

    Мыслительные ОУУН - это реализованные в онтогенезе психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся.

    Уровень развития того или иного мыслительного навыка у учащихся устанавливается психологами, но учитель должен определять его хотя бы раз в год на материалах своего предмета с помощью специального контрольно-методического среза.

    Методика определения уровня владения учащимися

     общеучебными мыслительными навыками

    Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой уровня мыслительных

    О УУН уч ащ и.хся

    Когда: после зачетной работы по теме.

    Как: в виде письменной работы определенного вида.

    1. Анализ:

    Найдите соответствие        

    Выберите только то, что относится        

    Чем отличаются ... ?

    1. Синтез:

    О чем идет речь? (перечень терминов)

    Назовите одним словом ....

    Что общего?

    1. Сравнение:

    Сравни два объекта, два процесса, две личности.

    1. Установление причинно-следственных связей:

    Что пропущено?

    Восстановите порядок этапов процесса.

    Закончите перечень терминов, дат. чисел.

    1. Вывод:

    Сделайте предположение о причинах процесса.

    Сделайте вывод на основании результатов опыта.


    Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер

    Уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер - это один из важнейших параметров ИСУД, так как выявляет степень заинтересованности ученика в моем предмете.

    Для меня, как учителя, эти данные еще и основа для подбора содержания и форм работы, мотивирующих детей и развивающих их волю.

    В связи с этим мной была проведена диагностическая работа, результаты которой позволили мне оценить истинность моих представлений о степени развития мотивации у моих учеников. И помогли ученикам более объективно оценить собственный достигнутый уровень развития потребностной сферы. Учащимся было предложено проанализировать предоставленный им список учебных приемов и разных форм учебной работы и выписать их номера в порядке личного предпочтения. По выбранным номерам можно в первом приближении судить о том, какова структура уровня развития мотивационно- потребностной сферы в данный момент у данного ученика.

    Результаты изучения уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер

    Классы

    Уровни

    развития

    Социально

    духовный

    Биосоциальный

    (познавательный)

    Социальный

    Базовый

    7-е классы

    39%

    33%

    17%

    11%

    9-е классы

    21%

    41%

    32%

    6%

    10-е классы

    19%

    38%

    26%

    17%

    Данные диагностирования свидетельствуют о том, что количество учащихся с возможностью выхода на самый высокий уровень развития мотивационно-потребностной сферы невелико. В диагностируемых классах преобладают уровни развития биосоциальный (познавательный) и социальный.

    Таким способом помогаю подросткам еще раз задуматься, поговорить, поспорить о своем «хочу» и вооружить его своеобразными единицами измерения этого важнейшего фактора учебного успеха.

    В дальнейшем все выделенные параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика заносятся в матрицу индивидуального стиля учебной деятельности ученика (ИСУД ученика), как показано в таблице 5.


    Таким образом, представленная технология учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика на уроках биологии позволяет мне достичь необходимого и достаточного уровня индивидуализации учебного процесса на своих уроках. Данная технология позволяет реализовать профессиональную потребность в обеспечении выбора таких приемов и форм работы ученика, которые обеспечат каждому ученику свой, индивидуальный, путь к успеху.

    Работа над данной темой самообразования будет продолжена и в следующем 2011-2012 учебном году. В настоящее время составлен алгоритм деятельности:

    1. Диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика - заполнить матрицу ИСУД ученика.
    2. Выписать все параметры, уровень которых определяется как недостаточный и критический.
    3. Подобрать к этим навыкам по таблице формы заданий и виды работ, выполнение которых обеспечит их развитие. Использовать эти формы заданий, приемы учебной работы на этапах отработки и обобщения учебного материала.
    4. Выписать параметры ИСУД, уровень которых определен как достаточный и оптимальный - подобрать задания и формы деятельности, опирающиеся на эти навыки и психофизиологические особенности. Использовать на этапах объяснения и диагностики учебного материала.
    5. Оформить полученную информацию на отдельном листе как программу развития ученика средствами моего предмета. Использовать для индивидуализации учебного процесса и как исходный материал для мониторинга результатов учебного процесса.

    Функциональная ассиметрня полушарий головного мозга

    Информационные ОУУН


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

    стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

    Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"

    Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для а...

    Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

    В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

    Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем

    В арсенале современных педагогических технологий обучения физики определенное место занимают опорные конспекты.С моей точки зрения, технология опорных конспектов используется как средство прочного зап...

    Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"

    Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...

    Использование образовательного комплекса «1С:Образование 4.Дом» как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

    Данный материал раскрывает возможности использования образовательного комплекса  «1С:Образование 4.Дом» как  средства активизации познавательной деятельности учащихся на уро...