«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»
методическая разработка по биологии

Петрова Лариса Валерьевна

                       Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные формы учебных заданий «хорошо»: есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать, а другие наоборот, быстрее увидят в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются; т.е. не все формы работы на уроках для учащихся комфортны. Психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под возможности и особенности ребенка. В настоящее время разработана и апробирована педагогическая технология «ИСУД» (индивидуального стиля учебной деятельности) как своеобразный дидактический ресурс личностно-ориентированного образования (автор Галеева Наталья Львовна), которую активно использую на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pechat.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                       Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные формы учебных заданий «хорошо»: есть дети, для которых легче построить таблицу, чем ее проанализировать, а другие наоборот, быстрее увидят в таблице закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются; т.е. не все формы работы на уроках для учащихся комфортны. Психолого-педагогический инструментарий, любая методика или технология подбираются под возможности и особенности ребенка. В настоящее время разработана и апробирована педагогическая технология «ИСУД» (индивидуального стиля учебной деятельности) как своеобразный дидактический ресурс личностно-ориентированного образования (автор Галеева Наталья Львовна), которую активно использую на своих уроках.

     Данная технология предполагает использование матрицы параметров индивидуального стиля учебной деятельности для каждого ученика (или матрицу учебного успеха ученика). К данной матрице относятся следующие параметры ИСУД:

1 Обученность и обучаемость

Обученность - объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.
Обучаемость проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

3-й уровень обучаемости - наиболее высокий, творческий уровень.
2-й уровень - высокий, прикладной.
1-й уровень - репродуктивный
Ниже 1-го уровня - случаи, когда ученик не может на уроках  проявить даже минимальные возможности.

2. Внимание и его характеристики:

  • объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью;
  • распределение внимания - одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнением действий с ними (слушать-смотреть, писать-анализировать услышанное и т.д.);
  • концентрация внимания- сила сосредоточения на деятельности (если любой шепот отвлекает - концентрация внимания низкая);
  • устойчивость внимания - время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание;
  • переключение внимания - известно, что флегматики переключаются медленнее; меланхолики теряются; холерики готовы переключиться, но при этом бросить неоконченную работу; успешнее всех переключаются сангвиники.

3. Память

  1. словесно-логическая;
  2. образная;
  3. двигательная, моторная память;
  4. эмоциональная память - у разных людей преобладает тот или иной вид памяти.

4. Модальность - предпочитаемый, наиболее комфортный для ребенка канал приема информации (предпочитаемый способ переработки и выдачи информации)

  • Визуал - ученик, обращающий внимание на вид своей тетради, свой внешний вид, его раздражает беспорядок на столе, доске и т.д.
  • Аудиал - часто произносит вслух то, что хочет понять, прислушивается к себе, ведет монолог с собой. Часто смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит все, что говорит учитель. Он лучше расскажет, чем напишет.
  • Кинестетик - чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен, однако часто может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач.

5. Функциональная ассиметрия полушарий головного мозга.

6. Организационные общеучебные умения и навыки (ОУУН)

  1. Навык планирования собственной деятельности.
  2. Навык организации и ведения записей в собственной тетради.
  3. Навык самооценки.

7. Коммуникативная ОУУН

  1. Монологическая речь.
  2. Способность вести конструктивный диалог.
  3. Способность работать в команде.

8. Информационные ОУУН

  1. Навык смыслового чтения.
  2. Навык «сворачивания» и « разворачивания» информации.
  3. Навык использования ТСО для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы.

9. Мыслительные ОУУН

Способность к:

  1. анализу,
  2. синтезу;
  3. сравнению;
  4. логике;
  5. выводам

10. Уровень мотивации:

  1. базовый (биологический, эмоциональный) - ученик избегает опасностей; положительно реагирует на ласку и похвалу; интерес к окружающему миру проявляется в примитивных ориентировочных рефлексах - потрогать, попробовать на вкус;
  2. познавательный (биосоциальный) - активно ищет ситуации, приносящие удовольствие, эмоциональное насыщение, свободу выхода энергии; стремится все сделать «сам» без оценки возможных отрицательных результатов;
  3. социальный – активно ищет способы самоутверждения; потребность в познании проявляется в любознательности, без стойких интересов; социум подбирается для удовлетворения самовыражения или самоутверждения;
  4. социально-духовный – человек сознает свои достоинства и свои недостатки; стремится анализировать смысл происходящего и осознавать цели своих действий; активно пользуется нравственно-этической лексикой, понимает разницу между добром и злом и стремиться соответствовать «хорошему».

Исходя из данных параметров (для сбора информации на помощь всегда привлекаю педагогов-психологов), строится матрица приемов и методов учебной деятельности ученика на уроках биологии.

Например, учитель дает определенной группе учащихся следующие задания:

  1. самостоятельное изучение нового материала по тексту в группах (для визуалов и левополушарных детей);
  2. цифровой диктант на «слух» для аудиалов со 2-м уровнем обучаемости и социальным уровнем мотивации - ответить на вопросы письменно (да-1, нет-0):
  • Если салат из помидоров с огурцами полить оливковым маслом, то все компоненты будут иметь разные центры происхождения.(1)
  • Основной компонент манной каши имеет только один центр происхождения.(0)
  • Лучшее сырье для производства макарон делается из пшеницы, центр происхождения, которой находится там, где берет начало Голубой Нил.(1)
  • Древние китайцы любили пить чай с черешневым вареньем.(0) Растение из которого итальянцы делают полету, молдаване-мамалыгу, грузины мчади, росло в диком виде на территории современного Мехико 60 тысяч лет назад.(1);

3) буквенный диктант (на слух) для аудиалов с 3-м уровнем обучаемости:

  1. группа нуклеиновых кислот, «работающая» в цитоплазме клеток. (Рибонуклеиновые)
  2. Символ элемента, присутствие которого делает из дезоксирибозы - рибозу. (О)
  3. Без какого типа молекул ДНК не может чувствовать себя «живой молекулой». (Без белков)
  4. Части молекулы, определенным образом взаимодействующие друг с другом и ориентированные относительно друг друга. (Структура)
  5. Нуклеотид, комплементарный тимину. (Аденин)
  6. Название художественного культового фильма 90-х годов однокоренное с принципом синтеза ДНК и белка. (Матрица)
  7. «Содержание» молекулы ДНК. (Информация) - учащиеся записывают только первые буквы терминов или понятий в том порядке, в котором учитель их произносит. Затем они переписывают буквы в таком порядке: 1732465 (получается: рибосома).

4) Числовой диктант (на слух):

1. К количеству уровней организации живой материи прибавить количество букв в фамилии автора закона гомологических рядов наследственной изменчивости.(9+7=16)

2. Количество этапов в синтезе белка умножить на число разных пар нуклеотидов в ДНК (3 * 2=6)

3. От количества букв в имени автора атомистической теории строения мира отнять количество букв в названии систематической категории, к которой относится слово « лесной» в названии «Колокольчик лесной».(8-3=5)

4.От количества типов доказательств эволюции отнять количество букв в фамилии автора эволюционной теории.(7-6=1) и т.д.

      Таким образом, роль учителя в учебном процессе меняется с роли транслятора знаний на роль управленца,  способного к глубокому и грамотному педагогическому анализу не только содержания предмета, но и педагогических условий и ситуаций, средств, приемов и методов учебной работы, и самого субъекта учебной деятельности – ученика. Таким образом, учитель , изучив личностные особенности каждого ученика,  дифференцированно подходит к обучению, преследуя главную цель - создать все условия, чтобы каждому ученику было интересно и комфортно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизации познавательной деятельности обучающихсю на уроках географии, через использование ИКТ"

На данном этапе проведение уроков в школе не возможно без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Особенно это касается предметов естественно - научного цикла, так как именно о...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Программа «Использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности в образовательном учреждении»

Сегодня технология ИСУД может быть использована в качестве ресурса решения педагогических задач как минимум в семи ситуациях, реализуя не только дидактический, но и управленческий потенциал:&midd...