Творческий отчёт о работе над методической темой "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии через нестандартные формы уроков"
по географии (7 класс) на тему

Орлова Елена Алексеевна

Данная работа рассказывает о целях и этапах работы над методической темой.Она будет полезна и интересна учителям географии,которые используют в своей работе нестандартные формы проведения уроков для активизации познавательной деятельности учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot_o_rabote_nad_metodicheskoy_temoy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Творческий отчёт о работе над методической темой

учителя географии  высшей категории ГБОУ СОШ № 448  ВАО  ДО  г.Москвы  Орловой Елены  Алексеевны.

Название методической темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии через создание игровых ситуаций.»

Цели работы над данной методической темой:

1.Выявление возможности  через игровые ситуации при изучении географии

активизировать познавательную деятельность учащихся.

2.Разработка методики проведения игровых ситуаций на уроках географии и во внеурочных мероприятиях.

3.Создание игровых ситуаций при изучении географии и проведение анализа их влияния на успеваемость и качество обученности учащихся.

Срок работы над темой 3 лет. Начало работы в 2010-2011 учебном году.

План работы:

1.Изучение проблемы данной темы по методическим материалам и разработкам учителей –предметников, передового опыта педагогов-новаторов.

2.Разработка игровых моментов для использования при изучении географии.

3.Применение игровых ситуаций  на уроках географии с целью активизации  познавательной учебной деятельности учащихся.

4.Анализ итогов применяемых методик игровых ситуаций при изучении географии.

5.Проведение открытых мероприятий с использованием игровых ситуаций на уроках географии с целью обмена передовым опытом.

6.Систематизация игровых ситуаций по классам и обобщающим темам.

7.Создание библиотеки по данной теме в кабинете географии.

На мой взгляд, выбранная мной тема является на сегодняшний день одной из самых актуальных. С помощью игровых ситуаций можно активно развивать познавательную  деятельность учащихся в любом изучаемом в школе  предмете, что особенно важно в настоящее время, когда дети утрачивают интерес к учению в целом, и учатся в основном по принуждению родителей и учителей.

Ситуация ,близкая к жизненной, создаваемая на уроке, позволяет в ненавязчивой, необычной, нестандартной форме  вести учебный процесс.

С детских лет ребёнок ,находясь в состоянии игры, с её помощью легче познаёт

окружающий мир, взрослую жизнь. Поэтому я уверена, что игровые ситуации в самых разнообразных формах на уроках и во внеурочное время должны использоваться наряду со всем многообразием других форм и методов обучения  в школе, причём на всех её ступенях (начальная, средняя, старшая.)

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей, применяя её, я добиваюсь решения многих учебных задач. Если для моих учеников урок географии становится интересным, и они с удовольствием готовятся к нему,

Значит, я достигла главной цели - приобретенные знания учащимися по моему предмету будут на высоком уровне.

При выполнении опережающих заданий для уроков с игровыми ситуациями ребята развивают и закрепляют навыки в работе с научно-популярной литературой, интернетом и другими средствами массовой информации. При этом они учатся отбирать главное, интересное из огромного потока информации. Формируется логическое мышление, активный поиск необходимого  материала заставляет детей думать  и видеть плоды своего труда.

Задача каждого учителя – превратить свой урок в праздник науки, решить её мне помогает применение игровых ситуаций, которые вызывают у детей интерес к географии как науке о природе Земли ,без которой невозможно существование человечества ,позволяют раскрыть свой талант, помогают связать науку с реальной жизнью.

Даже самые трудные и слабые дети раскрываются в игровых ситуациях, стараются внести свой вклад в работу группы или бригады, в состав которой они входят, с другой стороны, сильные ученики, как правило, выполняющие роль ведущего, стараются помочь им в выполнении географических заданий.

Тем самым реализуется дифференцированный подход к обучению учащихся и контролю знаний, кроме этого решается очень важный воспитательный момент-развитие дружеских взаимоотношений в детском коллективе, взаимопомощь в различных ситуациях.

 При подготовке к ролевым играм или игровым урокам, внеклассным мероприятиям, учащимся необходимо применение знаний по другим предметам: истории, химии, математике; часто дети художественно оформляют свои работы, что даёт широкие возможности для осуществления межпредметных связей. Участвуя в серьёзных деловых играх (например урок-пресс конференция и т.п.),ребята чувствуют себя в роли взрослых людей, это вырабатывает чувство ответственности за других, за решение ,которое они принимают, за выполнение поставленных задач.

Игровые ситуации могут очень сильно варьироваться в зависимости от поставленных целей, по времени и технологии проведения.

Например, предлагаю ребятам найти географические ошибки в «Путевых заметках непутёвого барона Мюнхгаузена»,они по ходу чтения рассказа выписывают допущенные ошибки.

 Один из вариантов для 7 класса по теме «Евразия»: «Итак, мы отправляемся в кругосветное путешествие вокруг Евразии. Начало нашего маршрута в Чёрном море, откуда наш корабль через Гибралтарский пролив попадает в Средиземное море, здесь на острове Занзибар мы пополнили наши запасы и отправились дальше по пути экспедиции Афанасия Никитина. Через пролив Босфор, обогнув Скандинавский полуостров, мы вышли в холодный и суровый Атлантический океан. И т.д.»

При проведении  географических КВН или других внеклассных мероприятий я обязательно включаю такие диктанты в качестве одного из конкурсов. Дети и сами прекрасно составляют такие диктанты. Часто предлагаю ученикам такой вид диктантов : «Помоги барону Мюнхгаузену или капитану Врунгелю правильно определить к какому материку относятся данные географические названия» (в 7 классе, обобщающий урок по материкам). Перечисляю географические названия и понятия, а дети группируют их по материкам в заранее подготовленные карточки.

 Например: вади,вельвичия,Килиманджаро,кенгуру,пингвин,бумеранг,Дарлинг,Виктория,и,айсберг,Беллинсгаузен,жираф,Атлас,Лазарев,Анды,Анхель,ехидна,Эребусс,Тасмания,Лабрадор и т.д.Этот вариант диктанта можно использовать после прохождения большого раздела или темы в 6-9 классах. В этой работе продолжаю игровую ситуацию, предложив ученикам самоконтроль или взаимопроверку результатов работы с выставлением оценок.

Создание игровой ситуации на уроке может быть вызвано проблемой изучаемой темы, поставленной перед учащимися, это позволяет заинтересовать ребят и показать необходимость её изучения. Так, например, в 6 классе при изучении темы «Географические координаты» в начале урока я предлагаю детям помочь судну ,терпящему бедствие «Русское научно-исследовательское судно «Ермак» терпит бедствие, в эфир передан сигнал SOS и координаты места катастрофы     с.ш.,      в.д. Нам необходимо узнать откуда быстрее придёт помощь морякам. А для этого мы должны , как можно быстрее научиться определять координаты. Итак, приступим к работе.»

Далее идёт объяснение нового материала, а в конце урока решается проблема, поставленная в его начале. Такое проблемно-игровое обоснование темы можно использовать во всех параллелях при изучении самых различных тем.

 В  2011-2012   учебном  году работа над методической темой проходила по следующим этапам:

1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета.

2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 6-7 классах.

3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.)

4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций  на уроках географии в 6-7 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 25% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов).

5.Проведён открытый урок в форме  урока-зачёта, полностью построенный на игровых ситуациях.(проходил в День открытых дверей в ГОУ СОШ №448 на базе 8 А класса по теме «География России. Обобщение».)

На уроке присутствовали  родители учащихся 8 А класса, учителя, администрация школы. Урок был высоко оценен детьми и взрослыми.

 Отзывы сданы завучу СОШ № 448.

6.Созданы методические разработки:

1.Открытого урока «Гидросфера. Обобщение.» 6 класс.    

2. Внеурочного мероприятия «Звёздный час.»

3.Урок брейн- ринг «Южные материки.» 7 класс.

4.Урок-зачёт «География России. Обобщение.»

7.Посещение уроков учителей-предметников и открытых мероприятий с целью изучения передового опыта по данной методической теме.

В этом учебном году  2012-2013  работа над методической темой проходила по следующим этапам:

1.Изучение передового опыта учителей ,использующих в работе игровые ситуации по методической литературе и на соответствующих сайтах интернета.

2.Подбор материалов и разработка собственных материалов игровых ситуаций на уроках географии в 8 классах.

3.Применение игровых ситуаций на уроках географии, во внеурочных мероприятиях (олимпиада по географии, неделя географии в школе.)

4.Проведён анализ результатов применения игровых ситуаций  на уроках географии в 8 классах (выявлено повышение активности и результативности учащихся в среднем на 15% по сравнению с аналогичным уроком без включения игровых моментов).

5.Проведён открытый урок на базе 7а класса по теме «Обобщение. Северная Америка» в форме «Брейн-ринга» на День открытых дверей. Присутствовали родители учащихся ,председатель МО Плешко Н.В.Урок получил хорошие отзывы от учеников и гостей.

6.Созданы и размещены на моём мини-сайте на nsportal.ru  методические разработки уроков с использованием игровых ситуаций:

1.Географическая викторина 6 класс.

2.Географический КВН 7 класс.

7.Включение игровых ситуаций на уроках географии в 6-10 классах с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся.

8.Выполнение творческих заданий учащимися в форме презентаций. При изучении темы : «Страны мира» - предложено быть экскурсоводом и освещать самые интересные достопримечательности .Задания такого плана активизируют деятельность учеников по добыванию новых знаний.

9.Посещение открытых мероприятий на День открытых дверей с целью изучения опыта учителей по данной методической теме.

Учитель географии ГБОУ    СОШ  № 448                           Орлова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении географии на уроках и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизм...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...