Опыт по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ"
материал на тему

Яковлева Надежда Викторовна

для учителей математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx74.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7

Обобщение опыта работы учителя математики

Яковлевой  Надежды Викторовны

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникативных технологий».

 Цель знания – не запоминание огромного

фактического материала в мельчайших подробностях,

а способность легко и быстро

 ориентироваться в этой области.

Условия возникновения опыта

                Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать свой внутренний потенциал.           Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий».

Актуальность  опыта.

               Федеральные  государственные стандарты (ФГОС)  устанавливаются в Российской Федерации  в  соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

                Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к  концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

             Основная цель  современного  образования  состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным  инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:

  • Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства.
  • Широким внедрением ИКТ –технологий во все сферы жизни.

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части  общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование интеллектуальной  честности и объективности , способности к преодолению мыслительных стереотипов,  вытекающих из обыденного  опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта  математического моделирования; формирование общих  способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования , изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Важнейшим условием и  одновременно средством  формирования новой системы образования является информационно-образовательная среда (ИОС).

        Одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.

Педагогическая  идея.

Цели использования компьютера на уроках математики следующие:

  • развитие межпредметных связей математики и информатики;
  • формирование компьютерной грамотности;
  • развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Мои задачи как учителя математики следующие:

  • обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей;
  • формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся;
  • подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.

   Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Теоретическая база опыта.

                В образовательном процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством неё осуществляется усвоение содержания обучения.               Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Конечные цели информатизации образования - обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью. Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Средства информационных и коммуникационных  технологий (средства ИКТ) – это програмнные, программно-аппаратные и технические средства и устройтсва, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного  обмена, обеспечивающие операции по  сбору, продуцировнию, накоплению, хранению, обработке, передаче  информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • во время проведения урока;
  • в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;
  • при выступлении на собраниях, педсоветах и т. п.;
  • в процессе создания и передачи общешкольной информации;
  • в процессе научной деятельности;
  • при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

  • для более глубокого восприятия учебного материала;
  • в проектной деятельности;
  • при создании мультимедийных сочинений;
  • в презентационной деятельности;
  • в локальной и глобальной сети.

        Возможности современных информационных технологий обучения позволяют учителю существенно интенсифицировать процесс овладения учеником учебной информацией, передав компьютеру роль транслятора учебного материала и беспристрастного экзаменатора, максимально высвободив при этом время на уроке.

Новизна опыта.

Cовременное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях,
  • самостоятельно критически мыслить;
  • грамотно работать с информацией;
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах;   самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной  из  насущных  проблем  для современного общества. Но применение ИКТ не решает автоматически эту проблему без наличия условий для их использования    

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. 

Возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляют материальную базу информационно-коммуникативных технологий.

 ИКТ на мой взгляд, могут быть использованы для обучения математике в различных форматах      

— самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;

— самостоятельное обучение с помощью учителя-консультанта;

— частичная замена (фрагментарное, выборочное использование допол-нительного материала);

— использование тренинговых (тренировочных) программ;

— использование диагностических и контролирующих материалов;

— выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;

— использование компьютера для вычислений, построения графиков;

— использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;

— использование игровых и занимательных программ;

— использование информационно-справочных программ.

  Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения

— графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения;

— возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств и коммуникативных связей головного мозга.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

     Кроме перечисленного, имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик,

  • во-первых, постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека.
  • во-вторых, повсеместное внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед дилеммой: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь и уходишь из профессии.

Технология опыта.

             Области применения информационных технологий при изучении математики разнообразны. Рациональное использование новых информационных технологий способствует повышению интереса к предмету, лучшему усвоений знаний, формированию компьютерной культуры подростков. Одновременно актуальным становится вопрос выявления оптимальных способов организации урока.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

— наличие соответствующих изучаемой теме программ;

— количество компьютеризированных рабочих мест;

— готовность учеников к работе с использованием компьютера;

— возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Виды реализации ИКТ

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.      Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

  • создание уроков с использованием ИТ;
  • творческая проектная работа учащихся;
  • дистанционное обучение, конкурсы;
  • библиотека, ресурсы Интернет.

Содержание инновационной деятельности

Мною  было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления.

Была проведена диагностика сформированности учебной деятельности классов, в которых я работаю.

По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:

  • положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
  • положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.

Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием компьютерных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице 1.

Таблица 1.

7класс

10  класс

11 класс

 1. Какой вид организации урока больше нравится ?

Обычный урок.

5%

12%

15%

Урок с компьютерной поддержкой

85%

93%

94%

 2. Какой вид работы предпочитаете?

Работать с учителем.

47%

38%

42%

Работать в группе.

35%

17%

10%

Самостоятельно работать с программой.

18%

35%

48%

               Как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа между классами нет. Если в классах средней школы преобладает скорее интерес, дух соревнования, то ученики старших классах руководствуются личными интересами, умениями, навыками работы.

Формы использования ИКТ

      В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • подготовка к ЕГЭ и ОГЭ;
  • внеурочная деятельность.

Использование на уроках мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов Интернет вызывает интерес учащихся старших классов. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков- презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности.Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного. При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации.   На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением  презентации  или  ЭОР (ЦОР).  Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.  Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  

      Мною созданы  презентации уроков по  некоторым  темам программного материала 5, 6, 7, 8,9,10,11 классов. Собрана большая коллекция ЦОР.  Компьютер, мультимедиа-ресурсы позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.

Контроль знаний на уроке

В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Тестирование с использованием компьютера.

Заранее ввожу в компьютеры тест и предлагаю учащимся выполнить его. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.

На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ  и ОГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты.

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ?

Первое - это вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред (исключение составляют темы, где необходим калькулятор). Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел (например на 11), возведения в квадрат и др.

Так, после изучения теоремы Виета в 8 классе, приучаю ребят использовать ее при решении приведенных квадратных уравнений. Считаю, что в старших классах знание этой теоремы выручает на каждом шагу при решении показательных, логарифмических уравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремой Виета, то можно решать очень быстро.

Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ - это обязательное знание правил, формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).

Третьим условием успешной подготовки к ЕГЭ является необходимость внести в программу некоторые коррективы. Так как мы можем до 20% изменять календарно-тематическое планирование, то за счет часов, выделенных на повторение, я увеличиваю количество часов на изучение некоторых очень важных тем, добавляя задания из КИМов.

Четвертым условием подготовки к ЕГЭ является проведение факультативных занятий. Поэтому для проведения занятий беру разработала программу подготовки к ЕГЭ.

Внеурочная деятельность

       Основой для развития математики с древних времен считаются практические задачи и практические работы. Поэтому также использую

- лабораторно – практические работы,

- зачетные работы по теме, выполненные учащимися в виде презентации, творческого отчета, математических проектов.

В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики заранее готовят к уроку презентации или кроссворды, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты.

Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебный проект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров. Уже с 5-го класса учащиеся пробуют готовить свои тематические проекты.

Применяя информационные технологии, организую таким учащимся работу над презентациями, проектами. Во время выполнения такой работы учащиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, применение к решению практических задач в физике, химии. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.

               Школьный урок — это социальный заказ общества в системе образования, который обусловлен социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития, нравственными и моральными ценностями этого общества. К сожалению, процесс модернизации в системе образования проходит трудно. Связано это с тем, что педагоги нацеливают учащихся только на получение твердых теоретических знаний, часть которых, на мой взгляд, не получит практического применения в будущей жизни.

Не секрет, что сложившуюся практику преподавания математики характеризуют традиционное изучение математических формул, абстрактность математических понятий, которые обычно запоминаются механически.

На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования компьютерных технологий, которые:

 во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование компьютера на уроках и является одним из таких средств.

в-третьих, я считаю, что обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Результативность опыта.

      Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются проекты, выполненные учащимися на уроках и во внеурочное время. Технология работы в сотрудничестве почти всегда используется в сочетании с современной проектной технологией.Выполняя учебный проект, каждый ученик проходит путь от идеи до её воплощения под оптимальным контролем и при консультации учителя. Главной задачей для меня является развитие у детей основы исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников считаю:

      • умение использовать различные источники информации, методы исследования и т.д.;

      • коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям.

Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.Считаю, что личностный смысл для ученика каждого выбранного проекта повышает учебную мотивацию.Уже на протяжении нескольких лет  мои учащиеся занимаются исследовательской деятельностью и участвуют в школьных  научно – практических конференциях, защищая свои работы : «Золотое сечение» , «Пьер Ферма – великий математик», «Системы счисления». Для того чтобы научить детей этому, необходимо самому учителю овладеть навыками работы с информацией. У учащихся есть возможность работать в компьютерном классе, где есть выход в Интернет, интерактивная доска, что повышает познавательную активность учащихся и способствует рационализации учебного времени

         Но я не ограничиваюсь только этими технологиями. Учитывая возраст учащихся, использую также и технологии проблемного и опережающего обучения, игровые технологии, технологию тестового контроля – в связи с тем, что итоговая аттестация проходит в тестовой форме.

           Для побуждения, стимулирования к учебной деятельности я использую игровую деятельность в следующих случаях:

 - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 - в качестве фрагмента урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

        Данный  опыт работы по обсуждаемой теме в настоящее время дает возможность оценить эффективность использования ИКТ при контроле усвоения пройденных тем по математике в сравнимых значениях (качество обучения, данные анкетирования учащихся и т. д.):

— повысился интерес учеников к изучению математики — на 15%;

— качество обучения математики повысилось на 10-15%;

Применяя информационные технологии, мне удалось  индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.  В классах  как правило 10-22 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

      Итогом внедрения  ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования  наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.  

Качественные показатели эффективности работы

Уровень эффективности обучения и качества обученности можно проследить в динамике  последних лет. (Таблица 2, 3)

            Таблица 2.

Уровень обученности и качество знаний по математике (алгебра, геометрия) за последние два года.

2012-2013

2013-2014

5 кл

7кл

8 кл

9 кл

6 кл

8 кл

9 кл

10 кл

Уровень обученности (%)

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Качество знаний (ср. %)

73%

45%

60%

55%

61%

45%

63%

65%

Таблица 3.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета являются:
- Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
- Количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися.
- Позитивная динамика уровня качества обучения.
- Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.

1.Увеличение числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней

Учебный год

Школьный уровень

Муниципальный уровень

2012-2013

30

1

2013-2014

43

2

2.Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.)

Учебный год

Название  конкурса

Результат

2010-2014

Школьный этап олимпиады по математике.

6кл.-призер

6 кл. - победитель

2011-2014

Муниципальный этап олимпиады по математике

7кл. – победитель

8кл. - призер

9кл.- призер

10кл. - призер

Международный математический конкурс "Кенгуру".

9кл. –победитель

7кл. - победитель

Участие в научно-практической конференции «Исследовательская деятельность как основа развития творческой личности»

Участники – 3 чел.

Проектные работы 8, 9 класс

3.Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице 3 приведены результаты опроса родителей в 2012-2014 уч.г

2012-2013

2013-2014

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

67%

75%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

70%

85%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

Повысился интерес вашего ребенка к

предмету при использовании компьютерных технологий?

43%

54%

 На основании данных таблиц, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.

Обобщение и представление опыта

           Опыт моей работы обобщен и представлен в банке методических идей нашей школы. Это и открытые уроки, например, с  использованием  компьютера на уроках математики в 6, 7, 8 классах и уроки с использованием ЭОР. У меня есть  личный сайт  учителя математики, содержащее собственные разработки к урокам, презентации по темам к предметам: математика, алгебра, геометрия.

Сайт является моей методической копилкой,  я стараюсь его пополнять.

Адресная направленность

 Опыт рекомендуется  всем коллегам, желающим уменьшить загруженность учебного процесса, ориентировать обучение на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности и его  личностных качеств и достижение высоких результатов в обучении ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии, как результат применения технологии развивающего обучения

  Данный педагогический опыт по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии как результат применения технологии  развивающего  обучения»  является актуальным и перспект...

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...

Опыт работы "Организация познавательной деятельности учащихся на уроках физики через использование технологии опорных конспектов и схем"

Физика сформировала свой язык символов, схем, графиков, рисунков, условных обозначений, поэтому нет необходимости поиска новых сокращений. Опорная схеме - это база для творческой работы учителя. Именн...