Главные вкладки

    Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»
    план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

    Петухова Галина Александровна

    Использование интерактивной доски на уроке при проведении лабораторной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_petuhova_ga.docx33.98 КБ
    Office presentation icon rast_kletka_6_kl.ppt2.73 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа №3  г. Чехова.

    Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»

    Автор: учитель биологии

    МБОУ СОШ №3 г. Чехова

    Петухова

    Галина Александровна

    Чехов- 2013

    Тема урока: Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»

    Цель: отработать   практические навыки  работы с микроскопом и микропрепаратами.

    Задачи:

    образовательные: 

    1. изучить строение растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;
    2. сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;

    воспитательные: 

    1. закрепить - навык исследовательской работы;
    2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

    развивающие: 

    1. продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
    2. формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
    3. конкретизировать основные понятия темы.

    Тип урока: комбинированный

    практическое применение знаний (практическая групповая работа)

    Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа (один  на пару), репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные и покровные (для каждого), стаканчики с водой, пипетки, фильтровальная бумага, тряпочки, иод; таблицы «Строение растительной клетки», «Увеличительные приборы». Компьютер, проектор, интерактивная доска. Ресурсы сети Интернет

          Ход урока

    Этапы урока

    слайда

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1.

    2.

    3

    4

    5

    6

    Орг. момент.

    Проверка дом. задания.

    Контроль знаний и умений учащихся

    Актуализация новых знаний

    Изучение нового материала

    Закрепление материала.

    Подведение итогов

    Домашнее задание

    Рефлексия.

    №1

    №2

    № 3,4,5

    №7

    №8

    №9

    №10

    №11 и 12

    №13

    №14 и 15

    №16

                Приветствие. Постановка цели урока.

    Проверка домашнего задания. Так как тема «Строение клетки» достаточно сложная, то задания для проверки знаний предусматривают не только проверить уровень усвоения, но и откорректировать и закрепить полученные сведения у всех детей. Поэтому задания выполняются у интерактивной доски с использованием плакатов «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки».

    Используя таблицу «Увеличительные приборы» рассказать строение микроскопа»

    Используя таблицу «Строение клетки» рассказать о строении клетки»

    Подготовить микроскоп к работе.

    На интерактивной доске выполнить следующее задание «Найти лишнее» (необходимо подчеркнуть лишнее понятие и объяснить почему так решил).

    а/ ядро, вакуоль, цитоплазма, клетка.

    б/ микроскоп, телескоп,  ручная лупа, штативная лупа.

    в/ хлоропласты, лейкопласты, вакуоль, хромопласты.

    г/ клеточная стенка, ядро, митохондрии, вакуоль.

    На интерактивной доске написаны термины, в которых пропущены буквы, необходимо вставить их и объяснить значение термина:

    Ц_т_плазма, в_куоль, _б_лочка, хл_р_пласт, хл_р_фи__, м_т_хондрия, хр_м_пласт, ц_л_юлоза, п_гмент.

    Фронтальный опрос

    Назовите части светового микроскопа и их значение.

    назовите основные правила работы с микроскопом.

    Как приготовить микропрепарат.

     (беседа учителя с просмотром презентации на интерактивной доске «Особенность растительной клетки»)

    Клетка – структурная единица организма.

    Основные части клетки: оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком, вакуоли и пластиды  

    Цитоплазма как внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки.

    Клеточное ядро и его ведущая роль в процессах жизнедеятельности клетки.

    Вакуоли и их роль в клетках растительных организмов: вакуоль как резервуар, содержащий клеточный сок, запасные питательные вещества и ненужные продукты жизнедеятельности клетки. Пластиды  

    Наличие хлоропластов, крупной вакуоли и клеточной стенки – отличительная особенность клеток растений

    Понятие ткани, виды ткани растений.

    Выполнить задание № 2 в рабочей тетради №1. Выполнить лабораторную работу №3 – «Знакомство с клетками растений» 

    При выполнении лабораторной работы применяются  методы, которые наиболее полно  реализуют способности ребенка, учащиеся делают вывод, оформляют рисунок в тетради на печатной основе.

    Учитель: Вспомним правила приготовления микропрепарата. Для приготовления временного влажного препарата кожицы лука вам необходимо в первую очередь настроить микроскоп. После этого на предметное стекло я капаю каплю воды. Зачем?

    Учитель комментирует каждую версию (тактично подводя к правильному ответу).

    Учитель: Я беру  небольшой кусочек сочной кожицы лука. Почему небольшой? 

    Учитель: Пинцетом с внутренней стороны снимаю тонкую кожицу. Кладу в каплю на предметном стекле и аккуратно расправляю препаровальной иглой. Накрываю сверху покровным стеклом. Зачем?

    Учитель: Верно. Но и для того, чтобы не запачкать объектив, если при настройки резкости он коснется препарата. И ставим наш препарат под микроскоп. Сейчас вы сами приготовите микропрепараты кожицы лука, покажите мне и самое главное, вы составите отчет по результатам нашей лабораторной работы. В тетради на печатной основе задание №   вам необходимо зарисовать несколько клеток, что вы увидите под микроскопом, обозначить ее части (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

    При рассмотрении клеток они не увидят ядро и тогда учитель объясняет, что в таком препарате ядро увидеть крайне сложно, а вот если добавить слабый раствор иода (капнуть на край покровного стекла), то через некоторое время можно увидеть окрашенное ядро.

    Учитель: Ребята, вы выполнили эту работу. Скажите, какие органоиды вы не увидели в данном препарате?

     Учитель: Для того чтобы увидеть хлоропласты мы приготовим еще один препарат листа элодеи. Принцип приготовления тот же самый. Приготовьте препарат. Посмотрите его под микроскопом и зарисуйте одну клетку, обозначив ее составные части.

     По завершению работы учащиеся убирают рабочее место, сдают тетради с выполненной работой. Для закрепления правила приготовления препарата можно использовать задание №   в тетради на печатной основе.

    Учитель: Сегодня на уроке мы с вами отработали навык работы с микроскопом, приготовления влажных препаратов, повторили строение клеток, устройство микроскопа и правила работы с ним. Молодцы! Подводятся итоги урока, выставляются оценки

    § 7-8, вопросы после параграфа.

    Слушают, записывают цель  урока в

    тетради

    Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения.

    Отвечают по очереди

    Слушают объяснение учащихся и делают записи в тетрадях.

    Учащиеся: (предлагают несколько версий )

    Чтобы лучше было видно.

     Свет проходил.

    Просто так.

    Чтобы клетка не высохли и не погибли.

    Учащиеся: Чтобы кожица не высохла.

    Учащиеся приступают к работе.

    Учащиеся: Хлоропласты, хромопласты.

    Записывают домашнее задание в дневник.

      Технологическая карта урока с использованием ИКТ

    Предмет

    биология

    Класс

    6

    Тема урока

     Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом», «Пластиды в клетках листа элодеи».

    № урока по теме

    2

    Тип урока

    Комбинированный.

    Практическое применение знаний (практическая групповая работа)

    Цель урока

    Сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма

    Задачи урока

    образовательные: 

    1. изучить строение растительной клетки и протекающие в ней жизненно важные процессы;
    2. сформировать в процессе урока представление о клетке как самостоятельной живой системе;

    воспитательные: 

    1. закрепить - навык исследовательской работы;
    2. развивать чувство взаимопомощи, умение слушать друг друга;

    развивающие: 

    1. продолжить - развитие умений работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты и схематически изображать строение клетки;
    2. формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах;
    3. конкретизировать основные понятия темы.

    Структурный элемент урока

    Использование средств ИКТ

    Продукт

    Примечание

    1

    Организация начала занятия.

    Используемые средства ИКТ

    Видео

    видеофрагмент «Растительная клетка»  

    Цель использования ИКТ

    Создать эмоциональный настрой учащихся на урок

    Методическое назначение ИКТ

    Демонстрация

    Вид деятельности учащихся с ИКТ

    Фронтальная работа (просмотр видеофрагмента)

    Длительность работы с ИКТ

    1 мин

    Программное обеспечение ИКТ

    Проигрыватель Windows Media, Internet Explorer

    Аппаратное обеспечение ИКТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска

    Ресурсы сети Интернет

    http://school-collection.edu.ru/

    2

    Актуализация новых знаний

    Используемые средства ИКТ

    презентация

    презентация «Особенность растительной клетки»

    Используется готовая презентация с имеющегося диска

    Цель использования ИКТ

    Наглядное пособие

    Методическое назначение ИКТ

    Демонстрация

    Вид деятельности учащихся с ИКТ

    Фронтальная работа

    Длительность работы с ИКТ

    10 мин

    Программное обеспечение ИКТ

    Microsoft Office PowerPoint

    Аппаратное обеспечение ИКТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска

    3

    Изучение нового материала

    Лабораторная работа

    Используемые средства ИКТ

    иллюстрация

    Микропрепарат «Клеточное строение кожицы лука»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 

    Цель использования ИКТ

    Наглядное пособие

    Методическое назначение ИКТ

    Демонстрация

    Вид деятельности учащихся с ИКТ

    Фронтальная работа

    Длительность работы с ИКТ

          10 мин

    Рисунок демонстрируется в ходе выполнения лабораторной работы

    Программное обеспечение ИКТ

    Internet Explorer

    Аппаратное обеспечение ИКТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска

    Ресурсы сети Интернет

    http://school-collection.edu.ru/

    4

    Закрепление материала

    Используемые средства ИКТ

    мультимедиа, тест он-лайн

    Интерактивная схема http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/   

    Цель использования ИКТ

    Отработка понятий, закрепление материала

    Методическое назначение ИКТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска

    Вид деятельности с ИКТ

    Индивидуальная работа

    Длительность работы с ИКТ

     

         5 мин

    Программное обеспечение ИКТ

    Internet Explorer

    Аппаратное обеспечение ИКТ

    Компьютер, проектор, интерактивная доска.

    Ресурсы сети Интернет

    http://school-collection.edu.ru/

    5

    Домашнее задание

    Вид деятельности учащихся

    Фронтальная работа

    Запись в дневник

    6

    Рефлексия

    Вид деятельности учащихся

    Индивидуальная, выставление оценок в дневник.

    Самоанализ.

    Подведение итогов

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    1. Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6  класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011.
    2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
    3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
    4. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.
    5. Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

    Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

    Лабораторная работа "Изучение клеток кожицы лука"

    Презентация к лабораторной работе в 6 классе "Строение растительной клетки"...

    Приготовление препарата чешуи кожицы лука

    урок биологии в 6 классе. Лабораторная работа .2 Приготовление и рассматривание чешуи кожицы лука....

    Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

    Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»...

    Презентация "Приготовление препарата кожицы чешуи лука" 5 класс

    Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мираЗадачи:- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности  строения  и...