Главные вкладки

    Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
    план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

    Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_fgos.docx24.19 КБ
    Office presentation icon stroenie_kletki.ppt2.45 МБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока

    Урок №9 «Строение растительной клетки. Лабораторная работа №3 «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»

    УМК:  Пасечник В.В.

    Тип урока: комбинированный

    Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мира

    Задачи:

    - обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности  строения  и  функции  органоидов  растительной клетки;

    -развивающие: сформировать умения работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты; описывать ход лабораторной работы,  делать  биологические  рисунки  и  формулировать  выводы;

    -воспитательные: формировать познавательный  интерес к предмету, развивать  коммуникативность  учащихся  через  организацию  парной  работы.

    Планируемые результаты:

    -личностные: формирование познавательных интересов и мотивов,  направленных на изучение живой природы;

    -метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.

    -предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, вырабатывать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.

    УУД:

    Личностные:  

    1.Принятие социальной роли обучающегося.

    2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

    4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

    Регулятивные:  

    1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

    2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

    4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

    Познавательные:

    1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

    2. Устанавливать причинно следственные связи.

    3.Давать определения понятиям.

    Коммуникативные:

    1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

    2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

    3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

    4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

    Основные понятия:  царство Растения, клетка, органоиды клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, вакуоли, микроскоп, препарат..

    Оборудование: компьютеры, доступ Интернет, экран, проектор, учебники Пасечник В.В. «Биология. 5 класс»,  рабочие тетради Пасечник В.В., микроскопы учебные, мензурки с водой, пипетки, марля, разбавленный раствор йода, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы,   фильтровальная бумага, луковицы, мел, доска.

    Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.


    Структура и ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Ресурсы

    1.Организационный момент

    (2  минуты)

     Приветствует учащихся, настраивает  на работу, предлагает   проверить готовность  рабочего места к уроку.

    Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку.

    2.Актуализация знаний

    (4 минуты)

    - На прошлом уроке мы познакомились с увеличительными приборами и правилами работы с ними.

    - Какие увеличительные приборы вы знаете?

    - Когда, где и кем был сконструирован первый совершенный микроскоп, какое увеличение он давал?

    - Дома вы изучили правила работы с микроскопом,  проверьте, как выполнил домашнее задание ваш сосед по парте.

    - Поднимите руку, кто за домашнее задание получил оценку «хорошо», оценку «отлично».

    Фиксирует оценки некоторых учащихся.

    Взаимодействуют с учителем , думают, рассуждают, логически выстраивают свой ответ.

    Работают  в парах, проверяют  выполнение домашнего задания, при необходимости корректируют ответ товарища, оценивают друг друга.

    Учебник:

    Рис. 16 «Лупы»

    Рис.17«Световой микроскоп»

    Стр.32 Информация о А.Левенгуке.

    Стр. 32-33«Порядок работы с микроскопом»

    3.Целеполагание

    (2 минуты)

    - Сегодня на урок вы принесли репчатый лук, для урока приготовлены световые микроскопы. Как выдумаете, что мы будем рассматривать под микроскопом?

    Что мы можем увидеть?

    Для чего нам это необходимо?

    - Каковы наши цели на сегодняшний урок?

    Взаимодействуют с учителем, рассуждают, делают предположения.

    Формулируют цель и задачи урока.

    4. Первичное усвоение учебного материала

    (5 минут)

    - Рассмотрите рис.18  на стр.34учебника, познакомьтесь с порядком приготовления препарата кожицы чешуи лука на стр.36, проговорите в парах порядок работы.

    Работают индивидуально.

    Работают в паре.

    Знакомятся с  понятиями: препарат, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, кожица чешуи лука.

    Учебник стр.36-37

    5. Лабораторная работа №3

    (12 минут)

    Приступайте к выполнению лабораторной работы.

    Работают в парах.

    Выполняют лабораторную работу №2 «Приготовление кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом»

    согласно порядку, указанному на с.36-37 учебника.

    Учебник стр.36-37.

    Лабораторное оборудование

    6. Осознание и  осмысление учебного материала

    (5 минут)

    Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите?

    Окрасьте препарат иодом и вновь рассмотрите препарат. Что изменилось? Хорошо ли видны органоиды клетки? Что можно сделать?

    Зарисуйте увиденное.

    - Обозначьте органоиды клетки на своём рисунке.

    Работают в парах и индивидуально.

    Анализ и синтез информации.

    Перевод информации  в знаково-символьную систему.

    Рабочая тетрадь

    Учебник с.35, рис19. «Клеточное строение кожицы лука»

    7. Закрепление  и  применение учебного материала

    (5 минут)

    - Какие сходства и различия вы обнаружили?

    - Посмотрите на экран  (демонстрируется клетка кожицы лука

    - Сделайте вывод об обязательных клеточных структурах.

    Умение слушать и слышать, сравнивать, анализировать и делать выводы, правильно использовать биологические термины.

    Озвучивают результаты своих наблюдений и размышлений, делают выводы.

    Учебник

    Компьютер учителя, проектор, экран, видеофрагмент «Строение растительной клетки»

    8. Проверка уровня усвоения знаний и умений

    (5 минут)

    Перед вами «Интерактивный рисунок растительной клетки с характеристиками составных частей».

    Войдите в тестовый режим, определите названия органоидов клетки,  включите режим проверки, если у вас есть ошибки, сравните свои ответы с правильными.

    Работа индивидуальная.

    Используя ИКТ – технологии, на практике применяют знания, полученные на уроке, выполняют самопроверку знаний о строении растительной клетки.

    9. Информация о домашнем задании

    (2 минуты)

    Запишите в дневник домашнее задание: Базовый уровень: изучить параграф 7. Ответить на вопросы после параграфа 1-3/

    Записывают домашнее задание в дневник

    10. Рефлексия.

    Итоговая часть урока

    (3 минуты)

    - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

    - Достигли ли мы этих целей?

    - Что особенно удалось, что не получилось, в чём причина?

    - Каковы могут быть наши планы на следующий урок?

    Анализируют свою  учебную деятельность,  делают выводы, намечают план работы на следующий урок.


    Используемые источники

    Пасечник В.В.

    Формулирование выводов по проделанной работе.

    - кожица чешуи лука состоит из клеток;

    - клетки можно рассмотреть под световым микроскопом;

    - под световым микроскопом можно рассмотреть;

    - органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Работу выполнила: учитель биологии ГБОУ СОШ №301 Шувалова Надежда Михайловна

    Слайд 2

    Увеличительные приборы – ?

    Слайд 3

    Как определить увеличение светового микроскопа?

    Слайд 4

    Определите порядок слов . Живое, все, из, состоит, клеток.

    Слайд 5

    Правильный ответ : Все живое состоит из клеток.

    Слайд 6

    Составьте схему из предложенных слов: Ядро, цитоплазма , клетка, вакуоли, оболочка, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, органоиды, хлорофилл.

    Слайд 7

    Правильный ответ : Клетка органоиды Оболочка ядро цитоплазма вакуоли пластиды хлоропласты хромопласты лейкопласты

    Слайд 8

    Пластиды Хлоропласты

    Слайд 9

    Итак, повторите еще этапы приготовления микропрепарата:

    Слайд 10

    Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек!

    Слайд 11

    Дольки это клетки клетка ядро С ядрами внутри,

    Слайд 12

    Вакуоли крупные В клетке рассмотри вакуоли

    Слайд 13

    Снаружи - оболочка, Под нею - цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно.

    Слайд 14

    Что нового вы узнали на уроке? 1.Растения состоят из клеток. 2. Разные клетки имеют одинаковое строение: оболочку, цитоплазму, ядро. Запиши выводы в тетрадь.

    Слайд 15

    Вопросы для закрепления. Как вы готовили препарат кожицы лука?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

    Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

    Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

    Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

    Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

    Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» Цель работы: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, а также со строением дрожжей.Оборудовани...

    Конспект урока "Строение растительной клетки"

    Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В....

    Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС

    STRONG { font-weight: bold; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство ув...

    Презентация урока "Строение растительной клетки" 5 класс

    Знакомство с новым материалом на данном уроке идёт наряду с выполнением лабораторной работы «Строение клетки кожицы чешуи лука», что очень актуально при изучении курса биологии...