Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Конспект урока «Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fgos.docx24.19 КБ
Office presentation icon stroenie_kletki.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Урок №9 «Строение растительной клетки. Лабораторная работа №3 «Приготовление  и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом»

УМК:  Пасечник В.В.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о клетке как о живой единице растительного мира

Задачи:

- обучающие: изучить строение растительной клетки; рассмотреть особенности  строения  и  функции  органоидов  растительной клетки;

-развивающие: сформировать умения работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты; описывать ход лабораторной работы,  делать  биологические  рисунки  и  формулировать  выводы;

-воспитательные: формировать познавательный  интерес к предмету, развивать  коммуникативность  учащихся  через  организацию  парной  работы.

Планируемые результаты:

-личностные: формирование познавательных интересов и мотивов,  направленных на изучение живой природы;

-метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из собственных наблюдений.

-предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, вырабатывать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.

УУД:

Личностные:  

1.Принятие социальной роли обучающегося.

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные:  

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно следственные связи.

3.Давать определения понятиям.

Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

Основные понятия:  царство Растения, клетка, органоиды клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, вакуоли, микроскоп, препарат..

Оборудование: компьютеры, доступ Интернет, экран, проектор, учебники Пасечник В.В. «Биология. 5 класс»,  рабочие тетради Пасечник В.В., микроскопы учебные, мензурки с водой, пипетки, марля, разбавленный раствор йода, предметные и покровные стёкла, препаровальные иглы,   фильтровальная бумага, луковицы, мел, доска.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.


Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ресурсы

1.Организационный момент

(2  минуты)

 Приветствует учащихся, настраивает  на работу, предлагает   проверить готовность  рабочего места к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность  к уроку.

2.Актуализация знаний

(4 минуты)

- На прошлом уроке мы познакомились с увеличительными приборами и правилами работы с ними.

- Какие увеличительные приборы вы знаете?

- Когда, где и кем был сконструирован первый совершенный микроскоп, какое увеличение он давал?

- Дома вы изучили правила работы с микроскопом,  проверьте, как выполнил домашнее задание ваш сосед по парте.

- Поднимите руку, кто за домашнее задание получил оценку «хорошо», оценку «отлично».

Фиксирует оценки некоторых учащихся.

Взаимодействуют с учителем , думают, рассуждают, логически выстраивают свой ответ.

Работают  в парах, проверяют  выполнение домашнего задания, при необходимости корректируют ответ товарища, оценивают друг друга.

Учебник:

Рис. 16 «Лупы»

Рис.17«Световой микроскоп»

Стр.32 Информация о А.Левенгуке.

Стр. 32-33«Порядок работы с микроскопом»

3.Целеполагание

(2 минуты)

- Сегодня на урок вы принесли репчатый лук, для урока приготовлены световые микроскопы. Как выдумаете, что мы будем рассматривать под микроскопом?

Что мы можем увидеть?

Для чего нам это необходимо?

- Каковы наши цели на сегодняшний урок?

Взаимодействуют с учителем, рассуждают, делают предположения.

Формулируют цель и задачи урока.

4. Первичное усвоение учебного материала

(5 минут)

- Рассмотрите рис.18  на стр.34учебника, познакомьтесь с порядком приготовления препарата кожицы чешуи лука на стр.36, проговорите в парах порядок работы.

Работают индивидуально.

Работают в паре.

Знакомятся с  понятиями: препарат, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла, кожица чешуи лука.

Учебник стр.36-37

5. Лабораторная работа №3

(12 минут)

Приступайте к выполнению лабораторной работы.

Работают в парах.

Выполняют лабораторную работу №2 «Приготовление кожицы чешуи лука, его изучение под микроскопом»

согласно порядку, указанному на с.36-37 учебника.

Учебник стр.36-37.

Лабораторное оборудование

6. Осознание и  осмысление учебного материала

(5 минут)

Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите?

Окрасьте препарат иодом и вновь рассмотрите препарат. Что изменилось? Хорошо ли видны органоиды клетки? Что можно сделать?

Зарисуйте увиденное.

- Обозначьте органоиды клетки на своём рисунке.

Работают в парах и индивидуально.

Анализ и синтез информации.

Перевод информации  в знаково-символьную систему.

Рабочая тетрадь

Учебник с.35, рис19. «Клеточное строение кожицы лука»

7. Закрепление  и  применение учебного материала

(5 минут)

- Какие сходства и различия вы обнаружили?

- Посмотрите на экран  (демонстрируется клетка кожицы лука

- Сделайте вывод об обязательных клеточных структурах.

Умение слушать и слышать, сравнивать, анализировать и делать выводы, правильно использовать биологические термины.

Озвучивают результаты своих наблюдений и размышлений, делают выводы.

Учебник

Компьютер учителя, проектор, экран, видеофрагмент «Строение растительной клетки»

8. Проверка уровня усвоения знаний и умений

(5 минут)

Перед вами «Интерактивный рисунок растительной клетки с характеристиками составных частей».

Войдите в тестовый режим, определите названия органоидов клетки,  включите режим проверки, если у вас есть ошибки, сравните свои ответы с правильными.

Работа индивидуальная.

Используя ИКТ – технологии, на практике применяют знания, полученные на уроке, выполняют самопроверку знаний о строении растительной клетки.

9. Информация о домашнем задании

(2 минуты)

Запишите в дневник домашнее задание: Базовый уровень: изучить параграф 7. Ответить на вопросы после параграфа 1-3/

Записывают домашнее задание в дневник

10. Рефлексия.

Итоговая часть урока

(3 минуты)

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Достигли ли мы этих целей?

- Что особенно удалось, что не получилось, в чём причина?

- Каковы могут быть наши планы на следующий урок?

Анализируют свою  учебную деятельность,  делают выводы, намечают план работы на следующий урок.


Используемые источники

Пасечник В.В.

Формулирование выводов по проделанной работе.

- кожица чешуи лука состоит из клеток;

- клетки можно рассмотреть под световым микроскопом;

- под световым микроскопом можно рассмотреть;

- органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приготовление препарата кожицы чешуи лука. Работу выполнила: учитель биологии ГБОУ СОШ №301 Шувалова Надежда Михайловна

Слайд 2

Увеличительные приборы – ?

Слайд 3

Как определить увеличение светового микроскопа?

Слайд 4

Определите порядок слов . Живое, все, из, состоит, клеток.

Слайд 5

Правильный ответ : Все живое состоит из клеток.

Слайд 6

Составьте схему из предложенных слов: Ядро, цитоплазма , клетка, вакуоли, оболочка, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, органоиды, хлорофилл.

Слайд 7

Правильный ответ : Клетка органоиды Оболочка ядро цитоплазма вакуоли пластиды хлоропласты хромопласты лейкопласты

Слайд 8

Пластиды Хлоропласты

Слайд 9

Итак, повторите еще этапы приготовления микропрепарата:

Слайд 10

Микроскоп поставили, Препарат - на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек!

Слайд 11

Дольки это клетки клетка ядро С ядрами внутри,

Слайд 12

Вакуоли крупные В клетке рассмотри вакуоли

Слайд 13

Снаружи - оболочка, Под нею - цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно.

Слайд 14

Что нового вы узнали на уроке? 1.Растения состоят из клеток. 2. Разные клетки имеют одинаковое строение: оболочку, цитоплазму, ядро. Запиши выводы в тетрадь.

Слайд 15

Вопросы для закрепления. Как вы готовили препарат кожицы лука?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

Лабораторная работа № 7 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом» Цель работы: познакомиться со строением плесневых грибов на примере мукора, а также со строением дрожжей.Оборудовани...

Конспект урока "Строение растительной клетки"

Конспект урока по ФГОС. Разработан к линии учебников Пасечник В.В....

Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС

STRONG { font-weight: bold; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство ув...

Презентация урока "Строение растительной клетки" 5 класс

Знакомство с новым материалом на данном уроке идёт наряду с выполнением лабораторной работы «Строение клетки кожицы чешуи лука», что очень актуально при изучении курса биологии...

Тема урока: «Строение растительной клетки» 5 rk

(Программа Пасечник Биология .Бактерии. Грибы . Растения . Издательство «Дрофа»)Тема урока: «Строение растительной клетки»Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний...

Презентация открытого урока " Строение растительной клетке"

Открытый урок по теме "Строение клетки" 5 класс по учебнику По редакцией  В.В. Пасечник, А.А. Каменский Г. Г. Швецов Биология 5-6 классУрок представлен в виде презентации....