Разработка урока "Строение растительной клетки" 5 класс ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Кужугет Саяна Валерьевна

Урок по теме «Строение клетки» проводится в 5 классе после изучения темы «Усройство увеличительных приборов». Всего в 5 классе учатся 13 детей, уровень обученности высокий, неуспевающих в классе нет. Ученики любознательные, самостоятельные.

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Даная программа по биологии предусматривает 36 учебных часов в год (1 час в неделю)

Знакомство с новым материалом на данном уроке идёт наряду с выполнением лабораторной работы «Строение клетки кожицы чешуи лука», что очень актуально при изучении курса биологии в 5 классе,так как очень мало лабораторных работ с использованием микроскопа и это не позволяет выделить достаточно времени для фомирования и развития навыков работы с микроскопом . Это является основных трудностей, которые ожидают учащихся при выполнении практической части олимпиад по биологии. Таким образом, данный урок важен как для ученика, так и для учителя, т. к. позволяет формирование и развитие практческих навыков.

Выполняя лабораторные работы на этом уроке, учащиеся продолжают развивать коммуникативные навыки, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения. Кроме того урок способствует развитию биологического мышления и воспитывает биологическую культуру учащихся.

Реализации поставленных на уроке задач способствуют следующие методы и методические приёмы: проблемное обучение, использование познавательных лабораторных работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc988.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Барлык» Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

_______________________________________________________________________________

  

                       

Разработка урока по биологии

на Всероссийский конкурс

профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»

«Строение растительной клетки»

(5 кл)

                                                                        Учитель: Кужугет С.В.- учитель биологии МБОУ СОШ с. Барлык

Барлык 2016 г.


Предмет: биология

Класс: 5

Тема : Строение растительной клетки

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи:

- изучить строение растительной клетки и зачение ее частей

- развивать умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

- воспитывать осознанного достижения поставленной цели, аккуратность в работе с оптическими приборами, продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение

Планируемые результаты

Предметные:

- знать строение клетки и роли органиодов

Метапредметные:

- регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути их решения и средства достижения цели

- комуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, высказыать свои мысли и идеи

- познавательные: работать с учебником и тестом, находить отличия, сравнивать и выделять признаки

Личностные: оценивать результат своей работы

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия,
  3.  работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
  4. Продолжить формирование умения работать по алгоритму, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Формы работы: индивидуальная,фронтальная,

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: учебник, рабочие листы, ПК, лук - репка, микроскоп, предметные и покровные стекла, стакан с водой, пипетка,

Основные термины и понятия: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль, органоиды

                      Структура урока

  1. Организационный момент: приветствие и организация готовности у чащихся к уроку

Учащиеся: приветствие, подготовка к уроку

  1. Мотивация к учебной деятельности. Показ слайда

Учитель: Что вы видите?

Учащиеся: красивый дом

Учитель: из чего построен дом, из чего он состоит.

Учащиеся: из кирпича

Учитель: Что изображено на картине?

Учащиеся: растения

Учитель: из чего все растения состоят?

Учащиеся: из клетки

Учиеть: Какую тему мы сегодня будем изучить?

Учащиеся: клетка

Учитель: Да вы правильно догадались

  1. Формулирование темы урока: Строение растительной клетки

Учащиеся записывают тему на тетрадях

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель: Теперь мы знаем, что все растения состоят из клеток, теперь я вас прошу нарисовать в тетрадях клетку.

- Что из собой представляет «клетка»?

- Из каких частей она состоит?

Поднимите руки , кто смог нарисовать клетку

(Учащиеся затрудняются нарисовать)

Учащиеся не могут нарисовать клетку, так как они никогда не видели что собой представляет собой «клетка»

Учитель: молодцы, кто попытался изобразиь клетку, но у всех возникли затруднения

Почему и какие затруднения у вас возникли? Почему вы не справились с заданием?

Мы не знаем какую форму имеет клетка и из каких частей она состоит

Учитель: молодцы, вы сами выяснили, что вы не знаете

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: мы выяснили, что многое не знаем о клетке

и какова наша цель сегодняшнего урока

Учащиеся: изучить строение растительной клетки

учитель: как вы будете достигать цель урока, что вам необходимо для достижения поставленной цели?

Учащиеся: нам необходимо микроскоп, учебник и состваить план достижения цели

Учитель: давайте вместе сосавим план дальнейшей нашей работы:

  1. изучить по учебнику строение растительной клетки
  2. выполнить лабораторную работу
  3.  подписать составные части клетки

                     6. Реализация построенного проекта.

 Учитель: цель поставлена, план составлен и давайте следовать по данному плану

Учащиеся читают учебник, изучают строение клетки

Учитель: из каких частей состоит клетка? (ядро, цитоплазма, оболочка, вакуоль)

Учитель: приступаем к выполнению лабораторной работы по алгоритму, котрые имеется у вас на столах. В течении урока вы должны приготовить три микропрепарата по алгоритму.

Задание №1

Приготовление микропрепарата  кожицы чешуи лука по интструкции лабораторной работы в учебнике. Показ слайда

Учитель: что вы видите под микроскпом

Учащиеся: продолговатые клетки

Учитель: как они расположены по отношению друг к другу, есть ли промежутки между клетками? Показ слайда

 Учащиеся (делают вывод): плотно прилегают друг к друга, не образуют промежуток 

Учитель: находим структурные части: ядро, цитоплазму, оболочку и вакуоль

Учитель: сделайте вывод из каких частей состоит клетка?

Учитель: у вас на столах имеются рабочие листы, подпишите и выполните задание №1

  1. Первичное закрепление знаний. Показ слайда

Учащиеся по желанию выходят на доску и называют структурные части клетки. Проверяют правильно ли подписали рисунок в задании №1 в рабочих листах

Эталон ответа учащихся: кожица чешуи лука состоит из продолговатых плотно прилегающих друг к другу клеток. Клетка снаружи покрыта оболчкой, в которой местами есть более тонкие участки- поры. Под оболочкой находится бесцветное вязкое вещество- цитоплазма. В  цитоплазме находится небольшое плотное тельце- ядро. Во всех клетках хорошо заметны полости- вакуоли, заполненные клеточным соком.

Учитель: приступаем к выполнении следующего задания №2 в рабочих листах с помощью учебника заполняем таблицу

Задание №2 «Сравнительный анализ размеров клеток кожицы чешуи лука, взятых из разных участков одной чешуи»

  1. Взять небольшую луковицу
  2. снять все чешуи
  3. приготовить микропрепараты взятых из разных участков одной чешуи:                а) верхушечной части

              б) средней части

              в) основания чешуи

  1. Посмотреть под микроскопом и сделать сравнительный анализ

Учитель: внимательно рассмотрев микрпрепараты из разных участков одной чешуи выполните задание №2 в рабоочих листах

Эталон вывода учащихся: проанализировав изменения размеров клеток кожицы  в пределах одной чешуи мы обнаружили, что размер клеток увеличивается от основания чешуи к ее верхушке. У основания чешуй находится зона, где происходит интенсивное деление клеток, а ближе к верхушке клетки не делятся, а лишь растягиваются.

Задание №3 «Измерение величины клетки»

           1. снять кожицу чешуи лука

           2. взять предметное стекло и пипеткой капнуть водой

           3. положить кожицу на предметное стекло и покрыть пленкой с решеткой

           4. подсмотреть под микроскопом

           5. Подсчитать сколько клеток умещается, в длину, между ее метками

           6. Разделить 1 мм на полученное число

           7. Подсчитать сколько клеток умещается ,в ширину, между ее метками. Разделить 1 мм на полученное число

           8. Определить ширину и длину клетки

Учитель: выполните задание №4

Эталон записи учащихся:

                            1 мм                                   1 мм

длина=  -------------- ; ширина = ---------------

                            пол. число                         пол. число  

Учитель: молодцы вы  справились  всеми заданиями  

7. Закрепление полученного знания

Учитель: для закрепления полученного знания выполним задания №5 «Продолжи предложение» в рабочих листах. Прочитаем первое предложение, какое слово пропущено. Так учащиеся месте с учителем проговаривают строение растительной клетки.

8. Контролирующее задание: выполняют тестовые задания в рабочих листах.

Если все выполнили поменялись рабочими листами и проверяем работу своего товарища (взаимопроверка) Показ слайда с правильными ответами.

9. Рефлексия:

Учитель: какова была цель нашего урока

Учащиеся: изучить строение растительной клетки

Учитель: достигнули ли вы своей цели

Учащиеся: да

Учитель: что вы узнали о клетке

 

9. Оценка своей деятельности на уроке: заполнение дневника

10. Домашнее задание: составить кроссворд «Строение клетки»

Приложение 1

Рабочий лист учащегося 5 класса______________________________________

Тема урока:---------------------------------------------------------------------------------------------

1. Выполните Задание №1 «Строение растительной клетки»

 Обозначьте части клетки на схеме. Что можно обозначить цифрой ?

        

1.______________________________

2.______________________________

3.______________________________

4.______________________________

5.______________________________

2. Выполните задание  №2 «Функции органоидов клетки»

Заполните таблицу

Название органоида

Выполняемая функция

Оболочка

Сохраняет целостность клетки, придает форму

Цитоплазма

Ядро

Вакуоль

ЗАДАНИЕ №3. Всавьте пропущенные слова

Клетки отличаются друг от друга по....(а) .В различных частях кожицы размер клеток.....(б) . Размер клеток  от основания чешуи к ее верхушке …....(в) У основания чешуй находятся ….. (г)клетки.

а)

б)

в)

г)

           Задание №4.

                            1 мм                                      1 мм

длина=  -------------- =  ; ширина = --------------- =

                            пол. число                         пол. число

Задание №5. Продолжи предложение

          1.Плотное образование округлой формы, хранитель наследственной   информации....... .

          2. Полужидкое слизистое содержимое клетки, имеющее сложное строение.... .

          3. Полость, заполненное клеточным соком ….. .

         4. Мельчайшая частица живого организма ….. .

Задание №6

     

1. Бесцветное вязкое вещество внутри клетки (строение клетки):

  1. Цитоплазма
  2. Оболочка
  3. Ядро
  4. Все ответы правильны

2. Бесцветное вязкое вещество внутри клетки (строение клетки):

  1. Цитоплазма
  2. Оболочка
  3. Ядро
  4. Все ответы правильны

3. Мельчайшая единица живого

       1. клетка
      2. орган
      3. ткань
      4. организм

                                                Лист оценивания

Фамилия Имя

Работа с микроскопом

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Тест

Итоговая оценка

Оценка учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 5 класса ФГОС

Даанный урок разработан в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами для 5 класса по программе Критской.Тема урока "Волшебная палочка дирижера"...

разработка урока математики 5 класс ФГОС по теме "Порядок выполнения действий"

полный конспект урока математики с картинками и заданиями...

разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб

Разработка урока основана на защите мини-проектов  тремя группами 7 - го класса....

разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.

Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...

разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса по учебнику М.З.Биболетовой и Н.Н. Трутневой предназначена для итогового контроля знаний английского языка за курс 7 класса, а так же контроль навыков ауди...

разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку (аудирование)

дорожка 1 для аудироваиня диалога 1 к итоговой контрольной работе за курс 7 класса к учебнику М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубаневой...

разработка итогового контроля 7 класс ФГОС по английскому языку (аудирование)

дорожка 2 для аудирования диалога 2 к итоговой контрольной работе за курс 7 класса к учебнику М.З. Биболетовой и Н.Н. Трубаневой...