разработка урока в 7 классе ФГОС по теме Значение рыб
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Дудка Ирина Александровна

Разработка урока основана на защите мини-проектов  тремя группами 7 - го класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе. ФГОС.

Учитель биологии Дудка Ирина Александровна МБОУ СОШ №10.

Урок - защита проектов «Значение рыб в природе и жизни человека»

Цель урока: получить знания о различных  отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе;  значение в жизни человека /промысловое и эстетическое значение рыб/, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. 
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать знания учащихся об экологическом значении рыб в природе

- сформировать знания учащихся о значении рыб как объекта промысла;
- раскрыть многообразие промысловых и аквариумных рыб;
- сформировать знания учащихся об основные меры по охране рыбных богатств. 
Воспитательные:
- осуществить экологическое воспитание учащихся, показав влияние человека на численность рыб;
- воспитать бережное отношение к природе, рассмотрев основные меры по охране рыб, занесенных в Красную книгу РФ и Краснодарского края;
- сформулировать правила поведения в природе;
- раскрыть эстетическое значение на примерах аквариумных рыб, использование названий рыб в народном творчестве / пословицы о рыбах/, литературных произведений /иносказательные герои/;
- воспитать у учащихся чувство гордости за свой край, рассмотрев Краснодарский край как объект  рыбного промысла.
Развивающие:
- развить у учащихся аналитико-синтетические умения: сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
- развить мыслительную активность учащихся;
- развить умение работать в группах при выполнении проектных заданий, умение работать в коллективе.

Формирование УУД:

Личностные: Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные: 

Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Коммуникативные: Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные: Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

Учащиеся должны знать:

- признаки Хордовых животных;

- общую характеристику Надкласса Рыбы;

-значение рыб  в природе и жизни человека;

-воздействие человека на природу;

Учащиеся должны уметь:

-представлять эволюционный путь развития рыб;

-классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

-применять двойные названия животных при подготовке проекта, презентаций;

-объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете;

-характеризовать экологическую роль рыб;

-характеризовать народнохозяйственное значение позвоночных;

-анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир;

Метапредметные результаты

Учащиеся должны уметь:

-наблюдать  и описывать различных представителей Надкласса Рыбы;

- устанавливать аналогии по различным отрядам Надкласса Рыб, классифицировать представителей видового разнообразия по отрядам, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

-находить в различных источниках необходимую информацию о рыбах;

-пользоваться поисковыми системами интернета.

Личностные результаты: 

Учащиеся должны :

-уметь  ставить цели и строить планы в работе над проектом;

-вырабатывать способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

-иметь сформированность мотивации к обучению по Надклассу Рыбы;

-преобретать сформированность  ценностно-смысловых установок на экологическое воспитание.

Оборудование: проекты учащихся, творческие работы /поделки рыб/учащихся, информационные карты проекта(см. приложение№1), оценочные листы (см. приложение№2), компьютер, мультимедийный проектор, книжная выставка о рыбах.

Задачи проекта:

1. Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности рыб разных отрядов

2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.            

3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека

4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.

5. Продолжить формирование бережного отношения к природе.

План урока: 

1. Организационный момент, подведение к теме, задач урока/вызов, мотивация/.
2. Актуализация знаний по ранее изученному материалу: выполнение задания в рабочих листах (см. приложение№1.
3. Актуализация нового материала (защита проектов); работа с информационными картами проекта(см. приложение№2).
4. Закрепление материала: первичное /предложение дополнить проекты/, общее.

5.Рефлексия /подведение итогов урока/, работа с оценочными листами (см. приложение№3)
6. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 этап Организационный. Учитель. 

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Спасибо. Присаживайтесь. Надеюсь, сегодня вы будете чувствовать себя на уроке как рыба в воде.

И оценки за урок вы получите по принципу : без труда не выловишь и рыбку из пруда

Мотивация учащихся и целеполагание

Перед вами слайд с фото ихтиолога. Кто это? …Что это за наука?

Поговорки, ихтиолог, фото … О чём сегодня пойдёт речь?

Что бы чётко определить тему урока, я предлагаю вам «починить цепочку»: (восстановить линейную связь в данной цепочке слов)

Значение, надкласс, Рыбы, человека, и  жизни, в природе, рыб.

Итак тема: Надкласс Рыбы. Значение рыб в природе и жизни человека

Дома вы работали над проектами, цели и задачи которых совпадали с темай сегодняшнего урока.

Давайте определим цель нашего урока (определяют):

 получить знания о различных  отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе;  значение в жизни человека,

Перед нами стоят задачи:

1.Расширить представления о многообразии рыб. Изучить особенности строения рыб разных отрядов

2. Раскрыть биологическое и экологическое значение рыб в природе.            

3. Выяснить практическое значением рыб в жизни человека

4. Рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств.

5. Продолжить формирование бережного отношения к природе

 Т.е. мы должны ответить на главный вопрос: Зачем рыбы в природе?

Нужны ли нам рыбы?

Наш сегодняшний урок пройдёт в необычной форме. Мы будем работать в группах и каждая группа будет защищать подготовленный проект по теме урока. 

Для этого Мы с вами организовали своебразный водный музей, в котором три группы будут представлять различные морские и речные отделы музея, в Импровизированных аквариумах живут рыбы разных отрядов. А для начала каждый из вас займётся индивидуальным заданием.


Работать вы сегодня будете в рабочих листах .

Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты, рогозубы, африканские многопёры и др.) весьма солиден – сотни миллионов лет. Поэтому и неудивительно, что рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству от самых малых водоёмов до великих океанов. Есть среди них и такие, которые отважились выйти на сушу. Разнообразие мест обитаний предоставляет рыбам широкий простор для специализации, выработке ряда приспособлений, порой весьма хитроумных и самых неожиданных.


2 этап Актуализация знаний по ранее изученному материалу.  давайте вспомним основные признаки Типа Хордовых, признаки Надкласса рыб, приспособленность рыб к водной среде обитания .  Для этого выполните задание на соответствие признаков. Вам для этого несколько минут …

Проверяем по слайду:

1 группа- признаки Типа Хордовых.

2 группа- признаки Надкласса рыб,

3 группа- приспособленность рыб к водной среде обитания.

Найдите в своих листах этап «Актуализация знаний» и выполните небольшой тест . команда выбирает правильные ответы.

Проверяем правильность выполнения: (СЛАЙД) за каждую правильную букву вы ставите 1 балл, посчитайте общее число баллов и поставьте в графу .

3 этап. Актуализация нового материала (защита проектов). Теперь давайте перейдем к нашей основной части – защите проектов, которые вы заранее готовили в группах. Начнем с первой группы, которая выполняла мини-проект по теме  «Значение рыб/отрядов Акулы, Скаты/ в природе и жизни человека». Юные ихтиологи расскажут нам о своей работе. Все внимательно слушают, т.к. потом вам предстоит выполнять задания по всем представленным проектам. Время выступления – 5 мин. (только самое основное по вашему вопросу). 


Выступление – защита 1 группы.

Спасибо, ребята. Итак, мы заслушали отчет по проекту первой группы. Теперь командиру группы , совместно с вами предстоит оценить работу всей группы (критерии оценки есть у вас в листах).

ФИЗМИНУТКА:

            Рыбки весело резвятся в чистой тепленькой воде,

то сожмутся, разожмутся, то зароются в песке.


Учитель: Юные ихтиологи второй группы расскажут нам о своей работе в мини-проекте по теме  «Значение рыб/отрядов Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные / в природе и жизни человека».

Выступление – защита 2 группы. 

Спасибо. Выставляете баллы в своей  группе за защиту проектной работы.

Учитель: А сейчас ихтиологи третьей группы расскажут нам о своей работе в мини-проекте по теме  «Значение рыб/отрядов Отряды: Карпообразные, Окунеобразные. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы./ в природе и жизни человека».

Выступление – защита 3 группы.

Индивидуальное выступление:1) о значении рыб 

Таким образом, роль рыб в природе и жизни человека неоценима, поэтому они являются объектами промысла. Одним из направлений по увеличению рыбных запасов является рыбоводство.

Индивидуальное выступление: 2) о значении необходимости охраны рыбных ресурсов; 3) о принципы  охраны рыб.; 4) Рыбы Краснодарского края.

 Основные принципы охраны рыб

  1. Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
  2. Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
  3. Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
  4. Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
  5. создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.

4 этап. Закрепление материала: Вы прослушали все выступления по подготовленным проектам, а теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задания по изученной теме, за которые оценки буду выставлять вам я. В рабочих листах найдите этап «Закрепление материала» и выполните задания по всем представленным проектам. 

составление интеллект-карты, используя выражения

Значение РЫБ.

В природе…

В жизни человека…

  1. Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.
  2. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.
  3. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
  4. Регулируют численность водных позвоночных животных.
  5. Регуляция численности водных беспозвоночных.
  6. Являются объектом промысла людей.
  7. Источник рыбьего жира.
  8. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.
  9. Диетическое питание (животные белки и углеводы).
  10. Минеральные удобрения. Кормовая мука.
  11. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.
  12. Эстетическое значение.
  13. Как модели в инженерных конструкциях.
  14. Использование в литературных произведениях.
  15. Для исследований в медицине.
  16.  Санитары природы.
  17.  Эволюционное развитие жизни на планете.
  18. Участвуют в Круговороте веществ в природе


 Учитель: 

А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее:  

вывод:

Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...


Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу, результат стоил того, так как сегодня на уроке были раскрыты вопросы, выходящие за рамки школьного учебника биологии, очень интересные и познавательные. 

5 этап. Рефлексия.

Ребята, давайте ответим на вопросы, что теперь я:

«Знаю, умею, могу, хочу….»

Оценочная деяельность.

6 этап. Домашнее задание. Запишите в дневник задание на дом:

  1. Выяснить, какие самые распространённые виды рыб обитают в нашей местности, в Кущёвском районе. 
  2. подобрать

Дополнительный материал «Самые интересные рыбы»

Например:

Четырехкрылая  летучая рыба способна совершать самые дальние перелеты. Дальность такого рекордного полета – 109 метров, высота – 11 метров, а продолжительность 90 секунд.

Самая ядовитая рыба яд  японской раздувающейся рыбы фугу в 200 тысяч раз сильнее кураре, который используется для отравленных стрел. Человек, случайно съевший эту рыбу, умирает через 2 часа.

В глазах черный малакост, живущий в полной темноте на глубине 500 – 1500 метров обнаружен особый зрительный пигмент. Это несколько измененный хлорофилл, больше нигде не встречающийся. Под каждым глазом  малакоста имеется светящаяся железа, испускающая темно-красный свет. Жертвы хищника его не видят, а рыба с помощью хлорофилла видит их в красном свете "как средь бела дня". Это первый случай, когда оказывается, что хлорофилл играет активную физиологическую роль в организме животного.

Бенчне, красной рыбке с тигровой окраской, больше подошло бы название «золотой». В июле 1980 года она была оценена коллекционерами в … 500000 долларов.

Приложение №1. Этап 2 урока Актуализация   пройденного материала

1.Задание на соответствие.

1.Признаки хордовых животных.

2. Надкласс рыбы. Признаки:

3.Приспособление рыб к жизни в воде

А. Обтекаемая форма тела. Наличие слизи на покровах тела. Наличие плавников. Жаберное дыхание. Боковая линия. Наличие у многих плавательного пузыря.

Б. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. Обтекаемая форма тела. Тело покрыто чешуёй. Органы передвижения – плавники. Органы дыхания – жабры. Двухкамерное сердце. Оплодотворение наружное или внутреннее.

В. Внутренний осевой скелет хорда(опорная  ось у низших ) или позвоночник у высших.

Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной  и головной мозг).Кровеносная система замкнута.  Тело имеет двухстороннюю симметрию.

Запиши ответы:

  1. –                 2. –                 3.  –

2.Задание. Выбрать правильное  утверждение.

1.Рыбы, обитающие в  разные периоды своей  жизни в морях и пресных водах называются:

А) Морскими       Б) Проходными    В) Пресноводными

2.К парным плавникам ерша относится:

А) Спинные плавники    Б) Подхвостовой плавник     В) Грудной плавник

3.  Направление течения и давления воды рыбы  определяют:

А) Органами зрения и слуха    Б) Осязательными клетками   В) Органами боковой линии

4 . Температура тела рыб:

А)Постоянная и не зависит  от внешней среды

Б)Непостоянная,   но  от   темп. внешней среды не зависит  

В) Непостоянная и зависит     от температуры  среды.

5. Надкласс рыбы – это самый многочисленный надкласс подтипа :

А)бесчерепные     Б)членистоногие      В)черепные (позвоночные)

6. Плодовитость рыб связана с:

А) Размерами тела     Б) Заботой о потомстве     В) Средой обитания

  1. -                2.-                3.-                4.-                5.-                6.-

3.Задание. Выбрать правильное  утверждение. Запиши ответы:

1.Рыбы видят близко расположенные предметы

2.У рыб нет органов слуха.

3.По чешуе можно узнать возраст рыб.

4.Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.

5.Имеются рыбы у которых хорда сохраняется  всю жизнь.

6.Нервная система состоит из головного мозга и брюшной  нервной цепочки.

7.Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.

8.Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.

9.Рёбра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.

10. Кровеносная система замкнута.

Этап 4 урока.  Актуализация   нового материала

1.Выберите значение, которое подходит  Группе №1- Отряд Осетрообразные

Группе №2- Отряд Окунеобразные. Группе №3- Отряд Акулы.

1.        Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие.

2.        Звено в пищевых цепочках биогеоценозов.

3.        Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.

4.        Регулируют численность водных позвоночных животных.

5.        Регуляция численности водных беспозвоночных.

6.        Являются объектом промысла людей.

7.        Источник рыбьего жира.

8.        Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe.

9.        Диетическое питание (животные белки и углеводы).

10.        Минеральные удобрения. Кормовая мука.

11.        Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания.

12.        Эстетическое значение.

13.        Как модели в инженерных конструкциях.

14.        Использование в литературных произведениях.

15.        Для исследований в медицине.

16.     Санитары природы.

17.     Эволюционное развитие жизни на планете.

18.         Участвуют в Круговороте веществ в природе.

2.Задание на соответствие.

1)ЗМЕЕВИДНЫЕ                                         А.(скаты, камбала),

2)ПЛОСКИЕ                                                     Б.(угри, мурены),

3)ДИСКОВИДНЫЕ                                        В. (акулы, тунцы),

4)ТОРПЕДООБРАЗНЫЕ                                 Г.(кузовок, рыба-шар).

5)ШАРООБРАЗНЫЕ                                         Д.( рыба-луна),

1-

2-

3-

4-

5-

  1. Выбрать номера правильных суждений:

1.Развитие рыб происходит только в воде.

2.Основная функция плавательного пузыря – гидростатическая.

3.Жаберные крышки есть у всех рыб.

4.Кровеносная система рыб замкнутая.

5.Сердце рыб однокамерное.

6.Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

7.Рыбы способны к образованию условных рефлексов.

8.Органами выделения у рыб служат почки.

9.Для большинства рыб характерно наружное оплодотворение.

10.Температура тела рыб постоянная.

Основные принципы охраны рыб

  1. Сохранение уникальных водных экосистем путем создания заповедников, заказников, национальных парков и т.д.
  2. Охрана верховьев многих рек, где обитают редкие виды (например, хариус, ручьевая форель, подкаменщик).
  3. Мелиорация водоемов, расчистка нерестовых рек.
  4. Искусственное воспроизводство. Таким способом поддерживается численность многих видов осетровых, лососевых рыб.
  5. создание низкотемпературных генетических банков, где половые клетки могут храниться в течение десятилетий и даже столетий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой – Они им чуют, слышат воды...” Ф.И. Тютчев

Слайд 2

Без труда не вытащишь рыбку из пруда Как рыба в воде Скользкий как угорь Нем как рыба Пословицы и поговорки

Слайд 3

Ихтиолог – учёный, изучающий рыб.

Слайд 4

««Значение рыб в природе и жизни человека.» Цель: получить знания о различных отрядах Надкласса Рыбы; о видовом многообразии, раскрыть биологическую и экологическую роль рыб в природе; значение в жизни человека /промысловое и эстетическое значение рыб/, рассмотреть основные меры по охране рыбных богатств. .

Слайд 5

Актуализация знаний Выполните задания в приложении №1

Слайд 6

Ответы. 1. б) проходными 2. в) грудной плавник 3.в) Органами боковой линии 4.в) Непостоянная и зависит от температуры среды . 5.в) черепные 6.Б) Заботой о потомстве 7. 1 3 5 7 9 10

Слайд 7

Тип Хордовые ( Chordata ) 4. Тело имеет двухстороннюю симметрию. (40 тысяч видов) обратно 1. Внутренний осевой скелет хорда(опорная ось у низших ) или позвоночник у высших. Признаки: 2. Нервная трубка расположена над хордой (может дифференцироваться на спинной и головной мозг). 3. Кровеносная система замкнута.

Слайд 8

Надкласс рыбы Признаки: 1. Среда обитания, пресные и морские водоёмы. 2. Обтекаемая форма тела. 3. Тело покрыто чешуёй. 4. Органы передвижения – плавники. 5. Органы дыхания – жабры. 6. Двухкамерное сердце. 7. Оплодотворение наружное или внутреннее. (20 тысяч видов)

Слайд 9

На Земле около 200 тысяч видов разных рыб, но есть такие, которые уничтожаются человеком. Их заносят в Красную книгу. Как человек использует рыбу? Но есть место, где рыб не используют в еду, ею любуются. Где это?

Слайд 12

В Чёрном море водится чуть более 2500 видов живых организмов. 160 видов рыб и позвоночных, около 500 видов ракообразных, около 200 видов моллюсков.

Слайд 13

По количеству рыбы Азовское море превосходит моря, большие и по площади, и по глубине. Есть здесь и лещи, и бычки, и хамса, тарань, и осетровые, и морской судак, , и серебряный карась, и сельдь.

Слайд 15

Значение рыб в природе Один из элементов биогеоценозов, поддерживающих их равновесие. Звено в пищевых цепочках биогеоценозов. Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Регулируют численность водных позвоночных животных. Регуляция численности водных беспозвоночных. Санитары природы. Эволюционное развитие жизни на планете. Участвуют в Круговороте веществ в природе

Слайд 16

Значение рыб в жизни человека: Являются объектом промысла людей. Источник рыбьего жира. Источник витаминов и минеральных веществ D, Na, K, P,Mg,S, Cl, Fe. Диетическое питание (животные белки и углеводы). Минеральные удобрения. Кормовая мука. Рыбы используются для очистки водоёмов от зарастания. Эстетическое значение. Как модели в инженерных конструкциях. Использование в литературных произведениях. Для исследований в медицине. Спортивная рыбалка - вид отдыха

Слайд 17

Знаю, умею, могу, хочу …… РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 18

Домашнее задание Выяснить, какие самые распространённые виды рыб обитают в нашей местности, в Кущёвском районе. 2. Подобрать материал о самых интересных рыбах. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока биологии по ФГОС в 6м классе на тему: «Прорастание семян»

Цель урока:- формировать УУД. Задачи урока:- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)- развивать умение проговаривать пос...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты

Тема урока :       Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древн...

Разработка урока по русскому языку по теме:" Прямое и переносное значение слова"

Разработка урока по русскому языку по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Разработка урока 7 класс ФГОС. Практическая работа № по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Практическая работа по теме: Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения. Данная работа проводится после изучения семейств Однодольных и...

Разработка урока по технологии, раздел кулинария, тема "Значение яиц в питании человека. Блюда из яиц".

Урок по ФГОС рассчитан на два часа, имеет лабораторное исследование и практическую работу. Изюминкой разработки является возможность участия старших учащихся в разработке и проведении урока. Музыкальн...