Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Усольцева Наталья Дмитриевна

Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для проведения мероприятий, например, в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pigmen1.doc20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок и использованием ИКТ

Тема. Пигменты – красящие вещества растений.

Цели: 1. Выявить причины разнообразия цвета у цветковых растений.

               Дать представление о пигментах цветковых растений.

           2. Развивать мышление, речь учащихся, умение работать в группах.

           3. Формировать научное мировоззрение.

                Воспитывать чувство ответственности и коллективизма при работе в группах.

Оборудование: Презентация к уроку на основе ЭОР «1 С: Школа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс», цифровой микроскоп, кислота, щелочь, карточки с кроссвордом, кисточки, альбомные листы, отвары зверобоя и коры ольхи, свекла, морковь, калина, смородина, листья комнатных растений.

Ход урока.

                                                                                                         Чтобы жить, нужны солнце,

свобода и маленький цветок.

  1. Проверка домашнего задания. (отгадать кроссворд)                                    

6

7

1

2

3

5

4

                     

                                                                                     

По горизонтали:

1.Из мечей гладиаторов вырос этот цветок.

2. Лучезарный цветок, появившийся в честь нимфы,

    которую чуть не сжег лучами солнца Аполлон.

3. Этот цветок носит имя древнегреческого врача,

    превзошедшего по знаниям эскулапа.

4. Цветы – символ невинно пролитой крови.

По вертикали:

5. Красоту этого цветка признали даже боги в споре

    между собой.

6. Цветок назван в честь влюбленного юноши, превращенного

    в дельфина.

7. Цветок, символизирующий, красоту, скромность и точность

           

  1. Изучение нового материала. (презентация к стихам)

  1. Уч-ся читают стихи.

Стихотворение С. Маршака  слайды 2-9 под музыку Чайковского «Вальс цветов».

Чернеет лес теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики

Еще закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею

И всю счастливую тоску,

И все свое благоухание

Он отдал горькому цветку.

  1. Стихотворение сл. 10

О, ландыш, отчего так радуешь ты взоры,

Другие есть цветы роскошней и пышней

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей.

             - А как вы думаете, что бы сделал П. И. Чайковский, если бы он оказался в чудесном весеннем лесу?

  1. А. Фет

О первый ландыш! Из под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей.

Сообщение уч-ся

             - Красота ландыша, его чудесный аромат всегда привлекали внимание людей. Не случайно именно о ландыше у каждого народа мира есть свое сказание.

         А) Украина – цветок вырос там, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из далекого похода.

          Б) Русь – цветок связан с именами Садко, Любавы. Своим появлением он обязан слезам царевны политым, когда ее разлюбил купец.

          В) Скандинавия – цветок богини восходящего Солнца, в честь него разжигались костры и устраивались праздники. Эти цветы приносили в жертву богам.

Неудивительно, что даже П. И. Чайковский написал стихи, посвященные цветам. Ведь они – самое удивительное чудо природы, которое не может оставить равнодушными людей. Не случайно свои стихи цветам посвятили многие поэты.

  1. Стихотворение Е. Серовой сл. 11

На солнечной опушке фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки тихонько подняла,

В траве она хоронится, не любит лезть вперед.

Но кто-то ей поклонится и бережно возьмет.

  1. Стихотворение А. Толстого сл. 12

Колокольчики мои, цветики степные!

Что глядите на меня темно-голубые?

И о чем звените вы в день веселый мая,

 Средь некошеной травы головой качая?

  1. Стихотворение В. Рождественской  сл. 13

Вся в белое наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки… Ромашки… Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

  1. Стихотворение сл. 14-15

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой.

        - А почему же цветы столь разнообразны?

  1. Сообщение о пигментах цветка. (презентация)

Специальные красящие вещества (пигменты) придают красоту цветам. Все разнообразие окрасок обеспечивается их небольшим набором. Красная, желтая и оранжевая обусловлена каратиноидами. Однако  «главные» пигменты флаваноиды.В определении окраски цветков ведущую роль играют антоцианы. К ним относится большинство красных и синих растительных пигментов. Они растворимы в воде и находятся в вакуолях. Каратиноиды напротив жирорастворимы и содержатся в пластидах.

Белый цвет лепестков  обусловлен наличием обширных межклетников, заполненных воздухом.

 (На цифровом микроскопе показать лепестки цветка белого цвета)

Абсолютно черного пигмента у растений нет, черная окраска вызвана большим скоплением пигмента – антоцианов, придающих лепесткам темно-фиолетовую или темно-красную окраску. Цвет антоцианов зависит от кислотности клеточного сока в вакуолях. Например, цианидин красный в кислой среде, фиолетовый -  в нейтральной и синий -  в щелочной. У многих растений окраска цветка меняется после опыления – они становятся менее заметными для насекомых.

  1. Практическая работа.

Нарисовать новогоднюю открытку разными частями цветкового растения.

  1.  Сообщения уч-ся о красителях. (презентация)

До 19 века люди не знали иных красителей, кроме тех, которые поставляла им природа. Для красок брали размолотые камни, обожженные земли, цветные глины. А когда надо было окрасить ткань для одежды, то употребляли красильные растения. Иногда кору, иногда листья, корни, стебли, цветы. Сейчас почти все красители делают на химических заводах. Лишь иногда, очень редко, кое-какие природные вещества используют для художественных красок и все реже можно встретить названия, которые прежде были общеизвестны: красный сандал, индиго, кампешевое дерево, кармин. Любопытно бы проверить, в самом ли деле старинные красители так хороши. Но кампешевое дерево растет в Южной Америке. И все же кое-что можно раздобыть, не отправляясь в далекие страны. В привычных нам растениях тоже есть красящие вещества. Их то мы и извлечем. А чтобы не зря стараться, приготовим самодельные акварельные краски.

Красный цвет – можно приготовить из отвара стеблей зверобоя, корней подмаренника, корней конского щавеля ил из ольховой коры.

Желтый цвет -  тоже распространен в природе. Для красителя годятся цветы подмаренника, кора ольховидной крушины, любые части дрока красильного. Если взять плоды барбариса, то получится краситель лимонного оттенка. А из стеблей и листьев чистотела – оранжевый.

Перейдем к зеленому красителю. Казалось бы его можно сделать из любых листьев. Но это совсем не так. Хлорофилл, который можно добыть из листьев, в воде не растворяется и для акварельных красок не годится. Ярко-зеленый отвар получается из листьев трилистника, чуть более тусклый серовато-зеленый краситель можно добыть из стеблей и листьев манжетки.

Синий краситель готовят из цветов живокости или корней птичей гречишки. Но самый яркий цвет получается из корней девясила. Происхождение фиолетового красителя очевидно: из ягод черники или ежевики.

Из сухой коры жостера можно сделать коричневый краситель, а еще проще приготовить отвар из высушенной шелухи репчатого лука. Черный цвет можно приготовить из отвара корней воронца.

  1. Практическая работа. Работа с акварельными красками. Нарисовать орнамент к ковру.

  1. Сообщение уч-ся. (презентация)

       В прошлом веке была такая мода: писать имена гостей на цветочных лепестках и раскладывать лепестки на столе, возле тарелок, чтобы каждому гостю было ясно, какое место за столом ему предназначено.

       Принцип здесь тот же, что при работе с индикаторами: под действием кислоты или щелочи красящее вещество цветка приобретает новый оттенок. Если взять,    

      лепестки   розы, то написанное кислотой обычно краснеет, а щелочью – синеет или зеленеет.

  1. Закрепление

      Игра «Что? Где? Когда?»

1Любимый цветок П. И. Чайковского.

2. Как называются вещества, придающие красоту цветам?

3. Какой пигмент меняет окраску в зависимости от кислотности?

4. Как называется краситель, придающий синий цвет джинсам?

5.Какого цвета краску можно приготовить из шелухи лука?

IV. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Красная книга растений" 5 класс

Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы; Показать необходимость создания Красной книги  растений. Во...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА «РОСТОВЫЕ ВЕЩЕСТВА РАСТЕНИЙ»

Второе факультативное занятие по теме "Рост и развитие растений" . занятия факультатива "Физиология растений", "Ботаника". Может применяться на уроках биологии в профильном классе 10-11 при изучении т...

разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."

Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....

Методическая разработка урока "Плотность вещества"

Методическая разработка урока "Плотность вещества" включает в себя план-конспект и презентацию к уроку....

Методическая разработка, Предмет химия. Вещества.

Разработка первого урока по химии в 8 классе. Тема урока: Предмет химия. Вещества....