Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
статья по биологии по теме

Манпиль Ирина Николаевна

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manpil_i.n._statya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков здорового образа жизни

на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Манпиль И.Н. МБСО школа № 23 г. Орла, Россия

Manpil I.N., school 23, Orel, Russia

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла.

The article deals with the problem of children’s health care while teaching certain subjects as well as methods and techniques used in school 23(Orel).

За  последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников, связанное с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (осанки), заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, расстройствами в деятельности НС с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. К окончанию школы хронические заболевания имеют от 70 до 80% школьников [1], [2].

Проведенный в школе № 23 г. Орла мониторинг состояния здоровья учащихся показал, что количество больных детей составляет 30% от общего числа учащихся. Эти данные в целом соответствуют сложившейся по стране картине с заболеваемостью учащихся. Именно поэтому, улучшение ситуации со здоровьем учащихся за период обучения в школе является одной из главных задач педагогических коллективов страны. Только здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Решению этой задачи в значительной мере способствует использование здоровьесберегающих технологий, представляющих собой совокупность мер педагогического, медицинского и психологического характера. Реализация здоровьесберегающих технологий предполагает обеспечение сохранности здоровья, формирование необходимых знаний, привитие умений и навыков в области здорового образа жизни (ЗОЖ). К числу компонентов ЗОЖ большинство специалистов относят: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; двигательный режим; закаливание; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий; положительные эмоции.

Преподавание предмета «Биология» позволяет использовать целый ряд принципов здоровьесьерегающих технологий, включая их в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время внеклассной работы. В своей деятельности учителям необходимо сформировать у учащихся  прочные знания о строении и жизненных процессах организма человека, акцентируя внимания на возможностях нарушения функционирования органов при несоблюдении им основ ЗОЖ, стремимся мотивировать учащихся на ведение ЗОЖ и сохранение здоровья, формировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учить использовать полученные знания в повседневной жизни. Это можно проиллюстрировать примерами изучения  материала. В рамках ежегодно проводимой в школе предметной недели по биологии и экологии среди учащихся 5 – 11 классов проводится конкурс стенных газет под девизом «За здоровый образ жизни». В 6-7 классах наиболее успешно усваиваются темы: «Знакомьтесь - мир злаков» (урок – игра); «Наше здоровье и от чего оно зависит» с заполнением анкеты «Как я отношусь к своему здоровью?» (классный час); «Школа здорового питания» (обобщающий урок); «Человек и его здоровье» (урок-викторина). В 8 классе при изучении темы «Опорно- двигательная система» особое внимание уделяется  значению физических упражнений. При изучение темы «Дыхание» я рекомендую детям ряд упражнений для тренировки дыхания в течение  урока, что способствует совершенствованию работы органов дыхания. В 8 классах проводятся урок-лекция «Предупреждение стоматологических заболеваний» с приглашением врачей.  При изучении темы «Пищеварение» мною рассматриваются вопросы, связанные с особенностями состава пищевых продуктов и системы пищеварения. При этом ученики должны понять необходимость правильного и рационального питания. Возникает понимание того, что невыполнение требований по питанию может вызвать целый ряд заболеваний, таких как гастрит, язвенная болезнь, гипертония, ожирение и т.д. Под моим руководством обучающиеся учатся составлять меню, используя знания о составе пищевых продуктов, их энергетической ценности. С целью создания здорового психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету я постоянно использую активные формы обучения такие: игровые методы (викторины, КВН) и проблемные задания. Будучи вовлеченными в активную познавательную деятельность, учащиеся существенно меньше утомляются, дольше находятся на пике работоспособности. В 9 классах успешно проходят уроки-семинары «Здоровый образ жизни в традициях моей семьи», в 10 - урок-викторина «Человек: культура, традиции, здоровье» (духовные, социальные и биологические факторы в жизни человека). В старших классах для активизации познавательной деятельности учащихся в рамках организации внеклассной работы я использую метод проектов, позволяющий решить проблему в ходе самостоятельных действий учащихся. В числе выполненных информационно - поисковых исследовательских проектов в контексте здоровьесберегающей направленности можно указать: «Строение и особенности развития опорно-двигательной системы. Анализ состояния ОДС учащихся средней школы №23»; «Рациональное питание как одна из составляющих здорового образа жизни»; «Основные факторы, влияющие на зрение человека. Анализ состояния органов зрения учащихся средней школы №23»; «Роль пожарной безопасности в снижении угрозы жизни детей»; «Компьютер и здоровье детей»; «Исследование влияния экологических факторов на иммунную систему человека на примере Орловской области». Презентация упомянутых проектов проведена в рамках предметной недели по биологии и экологии.

Для повышения уровня знаний о ЗОЖ в старших классах, важное значение я придаю проведению интегрированных уроков «биология - ОБЖ», «биология - физическая культура» в контексте здоровьесберегающей направленности.

На уроках биологии я стремлюсь к созданию благоприятных условий для сохранения здоровья детей, реализуя мероприятия по профилактике нарушения осанки (физкультминутки), утомления зрительного аппарата (офтальмопаузы). Во время проверки домашнего задания, а  также закрепления изученного материала, я часто использую такой прием здоровьесбережения как «двигательная активность во время урока», когда к доске поочередно, сменяя друг друга,  выходят один-два учащихся. Большое внимание уделяю недопущению перегрузок в домашних заданиях. Для улучшения гигиенических условий обучения и соответственно укрепления здоровья учащихся большое значение имеет экологическое пространство кабинета биологии школы №23, в котором создан зеленый уголок с комнатными растениями.

В заключение хочу отметить, что только своим личным примером поведения и образом жизни учитель может мотивировать учащихся к соблюдению норм и правил здорового образа жизни.

Литература.

  1. http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/spa/117
  2. http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1169959&s=260000451


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...

Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...

Доклад на тему: "Адаптивные технологии формирования навыков здорового образа жизни у подростков".

Раскрывает сущность адаптации здоровьесберигающих технологий в формировании здорового образа жизни у воспитанников коррекционных школ....

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химии

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии и химииЦЕЛЬ:Привлечь внимание школьников, к проблеме курения, алкоголизма, наркомании и повысить стремление учащихся к психическому...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....