Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.
статья по обж (10 класс) по теме

Мохов Виктор Георгиевич

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        В.Г. Мохов

Преподаватель ОБЖ и физической культуры, МБОУ СОШ№3,города Петровска Саратовской области

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  при изучении ОБЖ и внеклассной работе -  основа формирования здорового образа жизни.

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

 в физическом плане - умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

 в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, имеет воображение, склонность к саморазвитию личности;

в нравственном плане -  честен, самокритичен;

 в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

 в эмоциональном плане -  уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»  можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования  выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.                          

1.Медико-гигиенические технологии.    

 2.Физкультурно-оздоровительные технологии.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

5.3доровьесберегающие образовательные технологии.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2.  Духовно-нравственное
  3. Социальное
  4. Общеинтеллектуальное
  5. Общекультурное.

 Внеурочная деятельность является важной частью изучения предмета ОБЖ.

Так на протяжении многих лет в нашем районе проходит ряд мероприятий среди них: спартакиада допризывной молодежи (соревнования по военно-прикладным видам спорта),  учебно – полевые   сборы.

 Спартакиада допризывной молодежи включает следующие этапы:

1.полиатлон, посвященный Дню Единства (октябрь)

2.гимнастическая военно-прикладная полоса препятствий, посвященная герою Советского Союза генерал- майору И.В.Панфилову, нашему земляку  (ноябрь)

3.конкурс « А ну-ка парни», посвященного Дню Защитника Отечества (февраль)

4.стрельба из пневматической винтовки (апрель)

5.военно-полевые сборы ( май).

        В целях закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков по основам военной службы, совершенствования допризывной подготовки проводятся учебные сборы и стрельбы из автомата боевыми патронами (в конце мая). К сборам привлекаются юноши 10 классов. Занятия проводят преподаватели - организаторы ОБЖ,  сотрудники  отдела военного  комиссариата и врач « Скорой медицинской помощи».

         В ходе сборов закрепляются на практике знания по медицинской, строевой, тактической подготовке и огневой подготовке (выполнение первого упражнения учебных стрельб из автомата Калашникова), радиационной, химической и биологической защите. Принимаются  зачеты по нормативам уровня физической подготовленности обучающихся.

    Программа сборов выполняется в соответствии составленного плана. Учебные сборы проводятся с соблюдением норм охраны жизни и здоровья учащихся.

Традиционно проводится мониторинг у выпускников школы.

На вопрос: что для Вас явилось самым запоминающимся в изучении курса ОБЖ? Среди полученных ответов самые распространенные:

изучение основ военной службы,

военно-полевые сборы,

стрельба из автомата,

действие при ЧС (практические занятия).

Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента  с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). 

Весь процесс нашей большой работы достигает поставленных целей:

   - формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью;

  - формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

И трудно не согласится с высказыванием «Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер

               Используемые ресурсы:

http://openclass.ru›node/47746

http://otherreferats.allbest.ru›Педагогика

http://schsad115.ru›…172…v…obrazovatelnom-protsesse.html

http://korkino-school3.narod.ru›p55aa1.html

http://nsportal.ru›…zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПО СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа...

Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.

Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла....

Внеклассное занятие по формированию здорового образа жизни

Что такое здоровье и как его сохранять и поддерживать...

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования привычки к систе...

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования прив...