Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.
статья по биологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Заговорчева Нина Евгеньевна

Обзорная статья, раскрывающая перспективы формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учебных заведений через предметы естественнонаучного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh_statya.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

автор: Заговорчева Н.Е., учитель ГБОУ ЦО № 100

Естественнонаучные дисциплины, как основа формирования Здорового Образа Жизни у учащихся средней и старшей школы.

Современные статистические данные показывают резкое снижение здоровья учащихся. Исходя из определения  всемирной организации здравоохранения, что здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов на школу  ложится огромный груз  в области формирования у учащихся поведения нацеленного на сохранение здоровья.

Учебно-воспитательная  здоровьесберегающая образовательная технология включает  в себя мероприятия по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей

В рамках уроков естественнонаучных дисциплин, учебно - воспитательная здоровьесберегающая технология,  в силу особенностей содержательной части предметов, позволяет максимально широко и продуктивно воздействовать на учащихся с целью формирования поведения направленного на сохранение не только собственного здоровья, но и оказание влияния на отношение к здоровому образу жизни окружающих. Для химии и биологии рассмотрение вопросов  касающихся здорового образа жизни отличается. Я рассмотрю  основные особенности формирования знаний о здоровье для различных ступеней обучения предметов естественнонаучного цикла, опираясь на классы, в которых  веду уроки.

В рамках уроков химии учащиеся рассматривают не только важность химии как науки, но и рассуждает о значимости ее для сохранения и поддержания здоровья человека и человечества. В восьмом классе учащиеся знакомятся с простыми веществами, что позволяет систематизировать и скорректировать свои знания  про металлы и неметаллы, начать рассматривать их роль в жизни человека. Рассматривая темы «Соединение химических элементов» и «Теория электролитической диссоциации» подростки учатся находить связь между знакомыми веществами, их применением в своей жизни и особенностями химических соединений; получают возможность обобщить информацию об особенностях внутренней среды живого организма, опираясь на знания химических процессов.
Основные темы 9 класса это  «Металлы» и «Неметаллы», что позволяет формировать целостное представление о веществах и их соединениях, в контексте значимости  поддержания благополучного состояния человеческого организма и окружающей среды в целом. Таким образом, знания по химии поддерживают темы, изучаемые в биологии, и позволяют более глубоко говорить с ребятами о взаимосвязи веществ и их влиянии не только напрямую на наше здоровье, но и через воздействие окружающей среды.

Уроки химии в десятом классе нацелены на детальное изучение органической химии, а следовательно учащиеся получают знания непосредственно о веществах, составляющих живые организмы. Содержательная часть  химии  в 11 классе направлена на систематизацию уже изученного материала, что дает возможность осознать связи между живой и неживой природой, задуматься о степени взаимовлияния человека и окружающей среды.

В рамках уроков в биологии в старшей школе идет формирование знаний об организмах как целостных системах. Рассмотрение начинается с темы «Основы цитологии», позволяющей получить  и систематизировать сведения о нормальном функционировании клеток , как важнейших структурных единиц организма, условиях поддержания жизнеспособности организмов целом. Следующая тема «Размножение и развитие живых организмов» позволяет уделить особое внимание здоровью репродуктивной системы живых организмов, рассмотреть  факторы, оказывающие влияние на  нормальное развитие и формирование новых живых организмов.  Заключительная тема 10 класса «Основы генетики» позволяет рассмотреть не только основные механизмы наследственности, но и поговорить со старшеклассниками о влиянии различных веществ на процессы сохранения и передачи наследственной информации, дать возможность задуматься об ответственности за своих будущих детей. В целом курсы 10 класса по химии по химии и биологии позволяют на качественно новом уровне рассмотреть основные механизмы сохранения и поддержания собственного здоровья. В одиннадцатом классе завершается изучение школьной  программы, происходит повторение и закрепление изученного материала, через который мы можем найти отражение взаимосвязей всех живых организмов как единого целого, подтвердить взаимное влияние организмов друг на друга. В курсе биологии следует выделить тему антропогенез позволяющую наглядно показать взаимосвязь способов питания человека и уровень развития вида, проиллюстрировать необходимость сбалансированного питания, показать важность здорового образа жизни для исторического и индивидуального развития человека. Тема «Основы экологии» позволяет заострить внимание на проблемах загрязнения продуктов питания и окружающей среды, формирует понимание взаимосвязи поддержания здоровья конкретного человека, окружающей среды  и проблем рационального природопользования. Тема «Эволюция биосферы и человек» рассказывает о глобальности процессов жизнедеятельности живых организмов, их взаимном влиянии и зависимости благополучия организмов  от деятельности рядом живущих.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что изучение различных механизмов взаимодействия живых организмов и их влияния друг на друга позволяют прогнозировать повышение общего уровня грамотности в области здоровьесбережения у учащихся и их родителей и о формировании готовности осознанно передавать знания следующему поколению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе при изучении ОБЖ и внеклассной работе - основа формирования здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельнос...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПО СРЕДСТВАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

"Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь". Древнее изречение Гиппократа...

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...