Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Надин Андрей Иванович

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В этом возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы формирования здорового образа жизни младших школьников

Особенности развития детей младшего школьного возраста

Значение возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности организма позволяет эффективно использовать профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка.

При организации игр, занятий физкультурой, труда, питания, составления расписания и т. д. необходимо знать функциональные возможности организма и уровень его здоровья на данном возрастном этапе (С. Якобсон, 2008).

Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Под ростом понимают увеличение размеров развивающегося организма, прибавление массы. Под развитием понимают дифференцировку тканей и органов, то есть совершенствование функций детского организма. Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания и т. д.) факторов. В ходе индивидуального развития организма непрерывно изменяются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость индивида (Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин, 1990).

На младший школьный возраст приходится интенсивный рост и развитие организма. В первые 7 лет жизни ребенка быстро увеличивается масса головного мозга, идет формообразование больших полушарий. Вслед за морфологическими изменениями наступает и функциональное созревание: благодаря корковому контролю над спинным мозгом более координированными становятся движения, достаточно хорошо функционируют анализаторы, быстро образуются рефлексы первой и второй сигнальной систем. Однако функциональная незрелость полушарий в этом возрасте проявляется в относительной слабости процессов торможения и в относительной легкости распространения процессов возбуждения (В. И. Кирпичев, 2002).

Эти возрастные особенности высшей нервной деятельности детей отражаются на их поведении на уроках, для которого характерно:

  • малая концентрация (большая отвлекаемость);
  • неусидчивость;
  • импульсивность поведения;
  • подражаемостъ, внушаемость.

В процессе развития происходит постепенное изменение соотношений между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы, когда ребенок овладевает речью, сменяется второй сигнальной системой, которая постепенно становится ведущей. Однако первая сигнальная система еще сохраняет свое значительное влияние к моменту начала обучения в школе, что необходимо учитывать в работе, не злоупотреблять словом, сочетать его с действием конкретных раздражителей (наглядные пособия, конкретные предметы и т.д.) Относительно малая работоспособность коры головного мозга требует строгого соблюдения режимов труда и отдыха.

Возраст 7 – 10 лет - период относительно «спокойного» развития высшей нервной деятельности: достигнутый уровень развития силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов обеспечивают возможности широкого обучения и воспитания ребенка (М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина, 2000).

Словесная сигнализация значительно ускоряет образование условных рефлексов и в некоторых случаях даже не требует безусловного (молодец, хорошо и т.д.) подкрепления, что имеет большое значение для эффективного словесного педагогического воздействия (В. В. Давыдов, 1988).

Все вышесказанное касается соматического здоровья, но при формировании здорового образа жизни мы не должны забывать о психическом здоровье младшего школьника. Под понятием «психическое здоровье» обычно подразумевается общее состояние и функционирование здоровой психики, что проявляется в качестве протекания познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), в эмоциональных реакциях, в поведении и т. п.

Психика человека формируется и функционирует в предметной деятельности и социальном общении (А. Дробинская, 2008). Для младшего школьника ведущей деятельностью - двигателем его психического развития — является обучение. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой - школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, влияющими на психику ребенка

 (Л. Д. Гуткина, 2002). Ведущая деятельность - учеба, должна включать много элементов игры и проходить на положительном эмоциональном фоне.

Психическое здоровье зависит от ряда факторов биологического, психологического и социального. Важное  значение имеют соответствие уровня психического развития возрасту, зрелости мозговых структур, динамическим свойствам нервной системы. Л. С. Выготский (1991) отмечал, что психическое развитие ребенка есть процесс развития у него человеческих способностей.

Биологические факторы включают и состояние физического здоровья.

Таким образом, можно сказать, что источником развития личности является взаимодействие ребенка с действительностью, которая способствует усвоению им социального опыта жизнедеятельности. А условиями психического развития личности являются общечеловеческие и индивидуальные особенности, формируемые в течение жизни человека в совокупности с социальными условиями (Е. П. Ильин, 1987).

Младший школьный возраст характеризуется изменениями в отношениях детей друг к другу. Возникают межличностные связи, формируются взаимная требовательность и оценка. В это время в его психике уживаются любовь к себе и любовь к окружающим. Укрепляется Супер-эго: ребенок более или менее знает свое место в мире, но заботиться в должной мере о себе еще не умеет.

Также формируются романтические чувства, которые проявляются в виде игр, в которых происходит соприкосновение девочек и мальчиков («салки», «ручеек», «дочки-матери», «путаница» и другие. Это хорошо просматривалось в телепередаче «Телепузики» при игре: «щечки» - дети соприкасаются щеками, «носики», «ручки», «пяточки» и др. У детей снимается раздражительность, заряд напряженности. Дети после таких игр чувствуют себя комфортнее.

К социальным факторам относится влияние семьи, которое проявляется в воспитательных воздействиях. Большое влияние оказывает город (урбанизация, неконтролируемый поток массовой информации, технизация и т. д.

И. В. Дубровина (1999) утверждает, что самым мощным фактором психического здоровья младшего школьника является школа. Трудно переоценить влияние учителя (не только как профессионала, но и его личности, авторитета, его принципов обучения и отношения к ученикам), детского коллектива, в котором есть свои лидеры, в котором ребенок должен находить свое место. Для психического здоровья младшего школьника вредны крайние проявления педагогической некомпетентности.

Психическое развитие ребенка взаимосвязано с физиологическими особенностями, которые формируют ту самую устойчивую систему социально значимых черт человека, называемых личностью. В первые школьные годы мальчики и девочки мало различаются по физическому развитию, хотя девочки немного начинают обгонять мальчиков в своем развитии, но в последствии это выравнивается.

Общая характеристика младшего школьного возраста - совершенствование двигательных качеств, функций внутренних органов; усиленный рост в длину, изменение пропорции тела.

Дети в 7—10 лет любят уроки физической культуры. Этот период — один из самых эффективных для формирования привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. В этом возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений. Особенность восприятия младших школьников — целостность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения. В этом возрасте усиливается роль слова. Слова служат ориентиром и поэтому педагог должен опираться на объяснение, вводить специальные термины, предлагать выполнить задание только по объяснению. Однако при этом нужно соблюдать меру, не забывать пополнять знания различными зрительными представлениями.

Для развития восприятия большое значение имеют приводимые сравнения различных действий, расчленение их на важнейшие детали. Дети еще недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие промежутки времени они обычно недооценивают. Много затруднений вызывает у них и ориентировка в пространстве. Они путают правую и левую стороны. Поэтому рекомендуется систематически тренировать детей в этих сложных для них процессах. Объем внимания младших школьников узок: они одновременно могут воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание их часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность оказывается следствием переутомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать (Л. Д. Глазырина, Т. А. Лопатик, 2002).

Таким образом, приведенные анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста, понимание процессов, лежащих в основе возрастных изменений, помогут избежать ошибок в методике преподавания, в подборе и дозировании средств обучения и воспитания, а также в формировании здорового образа жизни. Ведь, здоровый образ жизни определяется как индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворение врожденных биологических и социальных потребностей, вызывающих при этом положительные эмоции и способствующих профилактике болезней, т. е. полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Понятие  и сущность здорового образа жизни в современной науке

Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни (и, в частности, обучения) ребенка, но и в силу того, что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском возрасте. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, если не принимать определенные меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно сказаться на продолжительности жизни (Л. В. Кузнецова, Г. С. Семенов, 2002).

Сведения о состоянии здоровья учащихся и его динамике являются одним из важнейших критериев при оценке эффективности и качества учебно-воспитательного процесса и потому должны находиться в центре внимания школы (С. Г. Молчанов, 2004).

Следует отметить, что до настоящего времени такое сложное, интегральное понятие, как «здоровье», не имело единого общепринятого определения. В отечественной литературе это понятие чаще всего трактуется как естественное состояние организма, которое характеризуется равновесием его с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Адаптацией принято называть совокупность физиологических реакций, обеспечивающих приспособление организма к изменению окружающей среды (Ю. В. Менхин, А. В. Менхин, 2002).

Всемирная организация здравоохранения определяет «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней (В. И. Кирпичев, 2002).

При этом под физическим здоровьем понимают совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов.

Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.

Таким образом, подчеркивается  интегральный характер понятия здоровье.

Обратимся к результатам конкретных исследований здоровья, факторов, влияющих на его состояние, и убедимся, что здоровье человека зависит от:

  • состояния медицины – на 10 %;
  • влияния экологических факторов – на 20 %;
  • генетических факторов – на 20 %;
  • условий и образа жизни – на 50 % (Е. А. Бабенкова, 1999).

Образ жизни — условия и режим труда и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье. При этом факторами риска болезни, связанными с образом жизни, являются: нерациональная организация досуга, несбалансированное питание, вредные привычки, злоупотребление лекарствами, плохие материально-бытовые условия, недостаточная физическая активность (гиподинамия), стрессовые ситуации, низкий образовательный и культурный уровень семьи и др. (Б. Т. Величковский, И. Т. Суравегина, 1997).

Совершенно четко просматривается взаимосвязь между состоянием здоровья и здоровым образом жизни человека.

Здоровый образ жизни – используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптационные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а также выполнению профессиональных функций (Ю. И. Евсеев, 2002).

Известный немецкий ученый Иммануил Кант, проживший 80 лет и оставивший человечеству богатейшее философское наследие, видел сохранение здоровья в умении сочетать нагрузку на желудок и ноги с умственным напряжением. Искусство быть здоровым в те времена называли диетеикой.

Великий Авиценна считал наиболее главными условиями здоровой жизни уравновешенность натуры, выбор здоровой пищи, очистку тела от излишков, сохранение правильного телосложения, чистый воздух, одежду и равновесие между умственной и физической работой.

Хотя голод во многих странах мира является и сегодня острой социальной проблемой, возникла и другая, связанная с перееданием, — ожирение. Еще Гиппократ, указывая путь к укреплению здоровья, считал одинаково важным и пищу, и упражнения, а также пропорции между ними.

По данным статистики, 47% населения обладает избыточной массой тела, Ожирение чревато дополнительными нагрузками на сердечно-сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат (Я. Н. Гулько, 1994).

Также причинами развития заболеваний и сокращения продолжительности жизни являются алкоголь и табакокурение. Доколумбовская Европа не знала табака. На Руси в XVII – XVIII вв. табак применялся при простудных заболеваниях. Примечательно, что в то время за употребление табака были введены строгие наказания. О курящих в народе говорили: «Кто курит табак, тот хуже собаки».

Злоупотребление алкоголем приводит к необратимым изменениям печени, вызывает заболевания сердца, почек, психические расстройства.

Основными причинами ухудшения здоровья детей школьного возраста являются: перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность части учителей, недостаточное внимание к двигательной активности. Опыт образовательных учреждений показывает, что рациональная организация учебно-воспитательного процесса, чередование умственных и физических нагрузок, оптимизация режима дня, индивидуальный подход позволяют не только сохранить, но и в ряде случаев повысить уровень здоровья учащихся. Поэтому именно педагоги в первую очередь должны чувствовать профессионально-этическую ответственность за здоровье детей. Это должно стать предметом постоянной профессиональной заботы учителя.

Неправильно и малоэффективно рассматривать здоровье детей вне здоровья педагогов (Э. М. Казин, С. В. Масько, 1989).

В связи с тем, что на учителя возлагается основная ответственность за формирование здорового образа жизни младших школьников, следует постоянно совершенствовать свои знания. Профилактическая и корректирующая деятельность педагогов состоит в том, чтобы следить за отклонением в здоровье учащихся, проводить мероприятия по устранению негативных явлений и психофизиологической нагрузки. Для оздоровления и развития организма учащихся используются игровые методы и формы ( Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких, 2000).

Э. М. Казин (1989) утверждает, что психолого-педагогические подходы к проблеме здоровья и развития следует рассматривать на основе принципов комплексности, системности, поэтапности и непрерывности.

Забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничности физических и духовных сил, а венцом этой гармонии является радость творчества (К. Д. Ушинский, 1989).

Продолжая мысль великого педагога, можно сделать вывод, что задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти формы и методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления.

Конечная цель воспитательно-образовательного процесса - сформировать личность, умеющую вести здоровый образ жизни.

Система формирования здорового образа жизни должна завершаться анализом эффективности средств и методов, диагностики, коррекции и реабилитации с точки зрения параметров здоровья, успешности обучения, показателей развития личности школьников. Существует целый комплекс показателей здоровья – их более 100.

Консультативная работа должна проходить в трех направлениях - с учащимися, учителями, родителями. При составлении плана работы школы на год нужно разбить всю работу на несколько этапов: подготовительный, организационный, практический, отслеживание результатов, как идет формирование здорового образа жизни.

При формировании здорового образа жизни нужно использовать эффективные, несложные в осуществлении методы. Каждое занятие должно носить не только содержательный характер, но и интересный. Возможна следующая структура занятия для учащихся младших классов:

1. Приветствие.

2.Разминка (голосовая, двигательная, речевая, физкультминутка.)

3. Игровой блок.

4. Информационный блок.

5. Развитие навыков (индивидуальная и групповая работа).

6. Анализ и коррекция.

7. Подведение итогов.

Наиболее результативными приемами, методами и формами для младших школьников могут быть: сказкотерапия, куклотерапия, инсценирование стихов, песен, сказок, музыкальное сопровождение, игры и другое. Кроме этого написание сказок «Я - доктор», рисование под музыку «Семья на ладони», «Жил — был...», «Что тебе снилось?».

Беседа - интересное, эффективное средство формирования здорового образа жизни, так как в ней участвуют все присутствующие. С родителями можно провести лекции, вечера вопросов и ответов, ящик вопросов и доска ответов, конференции.

Наглядный метод воспитания исключительно богат по числу входящих в него произведений, предметов, средств: фотографии, рисунки, плакаты, сочинения, диаграммы, газеты. Этот метод адекватно влияет на отношение к личному здоровью. Формы тематических занятий могут быть следующими:

1. по радио, в газете. - цикловые и эпизодические публикации;

2. кинопоказы, кинодекадники;

3. театрализованные представления;

4. устные журналы;

5. составление кроссвордов;

6. написание сообщений по темам: «Мой сон», «Мое питание», «Мой распорядок дня» и др.

7. составление памятки «Правила здоровья».

Формы, методы и средства формирования здорового образа жизни разнообразны. Однако, главным достижением должны являться осознание личного участия школьника в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Ведущими видами деятельности для детей начальных классов являются игровая (командная, парная, индивидуальная) и творческая деятельность. Что же касается традиционных учебных действий, то они рассматриваются в качестве средств достижения учащимися игровых и творческих целей. В результате такого подхода происходит обоснованное саморазвитие целей

(А. П. Гузенко, 2007).

Таким образом, здоровый образ жизни – используемые формы повседневной жизнедеятельности для сохранения и укрепления здоровья. Факторы здорового образа жизни: разумный режим труда и отдыха, сбалансированное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек.