Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Баранова Ирина Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой I/Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.ll, отражающей содержа­ние Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.docx49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой I/Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.ll, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся

Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;  строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

.Место предмета «Биология» в учебном плане МОУ СОШ №2

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №2 на преподавание биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю. Соответственно программа рассчитана на 70 часов.

Данная рабочая программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии, разработана на основе авторской программы по биологии(авторы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко), с учетом примерной учебной программы основного общего образования по биологии. Данная рабочая программа адресована учащимся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2012-2013учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА БИОЛОГИИ В 9 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой I/Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72c.ll, отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го. класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.        

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы выделены в самостоятельные уроки и подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» 9 класс: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. -М.: Вентана-Граф, 2006.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пономарева И.Н., Чернова Н.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений. - М.: Вентана-Граф

Формы организации учебного процесса.

 Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-семинаров как одной из форм обобщающе-повторительных занятий, уроков корректировки знаний учащихся, уроков по развитию связной речи учащихся.

Формы контроля.

В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся предлагаются:

- самостоятельные работы

-лабораторные работы

- тестовые работы

- дидактический материал для самостоятельной работы

- карточки контроля теоретических знаний

- проверка домашнего задания (фронтальная, взаимопроверка, выборочная)

Технологии, методики:

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;

Раздел 2. Учебно-тематическое планирование

Количество часов: Всего 70; 2  часа в неделю.

 Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по биологии, разработана на основе авторской программы по биологии(авторы И.Н. Пономарева, В.С.Кучменко), с учетом примерной учебной программы

Учебник: Биология: учебник для 9 класса общеобразоват. Школы/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой – М.:Вентана-Графф,2005.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Лаборат. и

практ. работы

Экскурсии

Проверочные

(Обобщающие)

1

Введение

2

2

2

Основы цитологии

18

14

2

2

3

Организм, его свойства и развитие.

7

5

1

1

4

Основы генетики

13

10

1

2

5

Основы селекции растений и животных

5

4

1

6

Происхождение жизни и развитие органического вида

6

5

1

7

Эволюционное учение

11

8

2

1

8

Происхождение человека

3

3

9

Основы экологии

3

3

10

Итоговая контрольная работа

1

1

11

Повторение

1

1

Итого

70

56

6

8

Раздел 3.Содержание тем учебного курса ( календарно-тематическое

планирование).

№  п/п

     Дата

Тема

Оборудование

Использо-

вание ИКТ

 Д/З

план

факт

Введение.2 ч

1

Биология–наука о жизни. Общие свойства всего живого.

Портрет Ламарка, таблицы «клетка», «органы  растений»

 1 ,  2

2

Многообразие форм жизни. Уровень организации жизни.

Таблицы «Бакте-

рии», «Вирусы», «Уровни  организации  жизни»

3

Основы цитологии.18 ч

3

Неорганические вещества клетки.

Схема «Неорганические  вещества  клетки»

Презентация учителя

4

4

Углеводы, липиды.

Таблица «Углеводы, липиды»

4

5

Белки, их строение, свойства.

Таблица «Белки»

5

6

Нуклеиновые кислоты Тест «Химический состав клетки».

Модель ДНК, таблица «Репликация  ДНК»

6

7

Строение клетки.

Таблица «Клетка»

7

8

Органоиды клетки. Тест «Строение клетки».

Таблица «Клетка»

Презентация учителя

7

9

Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и живой клетки».

Лабораторное  оборудование

7

10

Лабораторная работа №2 «Плазмолиз и деплазмолиз».

Лабораторное  оборудование

7

11

Прокариоты; эукариоты. Вирусы и бактериофаги.

Таблицы «Вирусы», «Бактерии»,

Диск О.Б.

5

12

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас».

Тетрадь, блокнот, ручка.

13

Обмен веществ – основа существования клетке. АТФ.

Схема «Обмен  веществ»

 Диск О.Б

8

14

Биосинтез белков.

Таблица «Биосинтез  белка»

9

15

Биосинтез белков. Решение задач.

Таблица «Биосинтез  белка».

10

16

Фотосинтез.

Таблица «Фотосинтез».

10, сообщение  «Тимирязев»

17

Энергетический обмен.

Схемы «Обмен веществ»

11

18

Клеточная теория

Портреты ученых

Презентация ученика.

12

19

Обобщение по теме

Таблица  по теме «Цитология».

4-12

20

Зачёт по теме «Цитология». Тест.

Таблица  по теме «Цитология».

Диск О.Б.

4-12

Организм, его свойства и развитие.7 ч

21

Фермы размножения организмов.

Таблицы «Формы  размножения  организмов»

Презентация учителя.

13

22

Клеточное деление. Митоз.

Таблица «Деление клеток»

14

23

Мейоз. Гаметогенез. Тест «Воспроизведение клетки».

Таблица «Деление  клеток»

15

24

Оплодотворение. Роль бесполого и пологого размножения.

Таблица «Оплодотворение  цветковых  растений»

13, сообщение «Навашин»

25

Онтогенез.

Таблица «Онтогенез»

Презентация учителя.

15

26

Лабораторная работа №3 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Особенности цветковых растений на разных этапах онтогенеза».

Микроскоп, микропрепараты

27

Обобщение по теме. Тест «Размножение организмов».

Таблица «Размножение организмов»

Таблицы по теме

13-16

Основы генетики.13 ч

28

Основные понятия генетики.

Динамические пособия  по генетике,

Диск О.Б.

Сообщение «Мендель» 17-18

29

1 и 2 законы Менделя.

Таблица «Законы Менделя»

19

30

3 закон Менделя. Дигибридное скрещивание.

Таблица «Законы Менделя», динамические  пособия

20

31

Решение задач. Тест «Законы Менделя»

Таблица «Законы Менделя»

20

32

Сцепленное наследование.

Таблица «Сцепленное наследование»,

Диск О.Б.

21

33

Взаимодействие генов.

Динамическое пособие.

Диск О.Б.

22

34

Наследование признаков, сцепленных с полом.

Таблица «Наследование признаков, сцепленных с полом».

23

35

Решение задач.

Видеофильм « Законы Менделя».

23

36

Наследственные болезни

Видеофильм «Наследственные болезни».

Презентация ученика.

37

Наследственная изменчивость

Таблица «Наследственная  изменчивость».

25

38

Модификационная изменчивость. Л.р.№4 «Генотипические и фенотипические проявления признаков у особей вида, произрастающих в неодинаковых условиях».

Гербарии растений.

26

39

Обобщение по теме «Основы генетики».

Таблицы  по генетике

 Диск О.Б.

17-26

40

Зачет по теме. Тест .

Таблицы по теме

17-26

Основы селекции растений и животных.5 ч

41

Генетические основы селекции организмов.

Видеофильм «Селекция»

27, сообщение «Вавилов»

42

Селекция растений.

Таблица «Опыты Мичурина»

 

43

Селекция животных.

Таблица

Видеофильм «Селекция животных»,

30

44

Селекция микроорганизмов.

Схема

Видеофильм

31

45

Обобщение по теме.

Таблицы по теме

Проектная деятельность.

Происхождение жизни и развитие органического вида.6ч

46

Представление о возникновении жизни на Земле.

Видеофильм «Происхождение жизни».

32

47

Современная теория возникновения жизни.

Видеофильм «Происхождение жизни».

33

48

Значение фотосинтеза в развитии жизни.

Таблица «Фотосинтез»

Диск «О.Б»

34

49

Этапы развития жизни на Земле.

Видеофильм «Этапы развития жизни на Земле».

35

50

Эволюция  жизни на Земле.

Видеофильм «Этапы развития жизни на Земле».

35

51

Обобщение по теме.

Таблицы по теме.

Презентация ученика.

32-35

Эволюционное учение.11 ч.

52

Развитие эволюционного развития.

Портреты учёных

36

53

Теория Ч.Дарвина.

Портрет Дарвина

37

54

Движущие силы эволюции.

Гербарий по О.Б.

Диск О.Б.

38

55

Л.р. №5 «Виды изменчивости. Статистические закономерности изменчивости».

Набор листьев разных растений

38

56

Современные представления об эволюции органического мира.

Портреты учёных-генетиков

38

57

Вид, его критерии, структура.

Гербарии растений

диск О.Б

39

58

Видообразование. Микроэволюция.

Таблица «Видообразование»

Презентация

40

59

Макроэволюция Результат микроэволюции.

Таблица «Видообразование»

41

60

Основные направления и закономерности эволюции.

Таблица «Соотношение основных направлений эволюции»

42

61

Л.р.№6 «Приспособленность организмов и её относительность». Л.р.№7 «Доказательство эволюции растений и животных».

Коллекция насекомых, ископаемых  животных, растений

43

62

Обобщение по теме. Тест.

Таблицы

Диск О.Б.

36-43

Происхождение человека.3 ч

63

Доказательства происхождения человека.

Таблица «Скелет человека», «Скелет  млекопитающих»

44

64

Эволюция приматов. Этапы эволюции человека.

Муляжи черепов, конечностей человекообразных обезьян

Презентация учителя.

45-47

65

Человеческие расы.

Рисунки «Человеческие расы»

48

Основы экологии 3 ч

66

Общие законы действия факторов среды на организм.

Диск «Экология»

50-52

67

Биогеоценозы, экосистемы, биосфера.

Та блицы «Виды биоценозов»

56-58

68

Основные законы устойчивости живой природы.

Схемы круговоротов веществ

59-60

69

Итоговая контрольная работа

70

Повторение «Основы цитологии», «Основы генетики».

Таблицы по теме

Презентация ученика.

4-26

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 9классов.

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)реализация установок здорового образа жизни;

 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1)        овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую  информацию  в  различных  источниках(тексте учебника, научно-популярной литературе ,биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);

   - приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологические объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентацонной сфере:

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни:

анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.        В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 Учащиеся должны знать:

-положения клеточной теории, основные функции ядра, оболочки, цитоплазмы, органоидов.

  1. роль основных неорганических и органических веществ, липидов, АТФ, биополимеров, генов в клетке, принцип удвоения ДНК;
  2. особенности строения клеток прокариот и эукариот, сущность энергетического обмена веществ и превращения энергии, пластического обмена (фотосинтеза, биосинтеза белков), матричный и ферментативный характер реакций обмена веществ, значение деления клеток, мейоза и оплодотворения в осуществлении и преемственности между поколениями, закономерности индивидуального развития;
  3. типы скрещиваний, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы  ,хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции и медицины;
  4. норму реакции, причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, загрязнение природной среды мутагенами, вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;
  5. особенности методов селекции растений, животных, успехи селекции, основные направления биотехнологии основные положения учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира: движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, естественный отбор), результаты эволюции (приспособленность организмов, многообразие видов), процессы формирования приспособлений, видообразование;
  6. критерии вида, определение понятия популяции, факторы вызывающие изменение численности популяций, мероприятия по охране видов;
  7. основные ароморфозы в эволюции растений и позвоночных, идиоадаптации в эволюции птиц и млекопитающих, покрытосеменных растений;
  8. биологические и социальные факторы антропогенеза, основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека человека современного типа, генетическое единство человеческих рас;
  9. характеристику биогеоценоза, агроценоза, цепи питания правила экологической пирамиды.

Учащиеся должны уметь:

  1. применять знания о клетке, размножении, онтогенезе, закономерностях наследования, селекции для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу, приемов выращивания и выведения сортов растений и пород животных;
  2. генетически обосновывать вред курения, употребления алкоголя и наркотических веществ;
  3. использовать биологические знания для доказательства единства живой природы, диалектического характера биологических явлений, всеобщего характера связей в природе;
  4. размножать растения различными способами;
  5. пользоваться микроскопом, готовить ^рассматривать микропрепараты;
  6. узнавать основные компоненты клетки;
  7. сравнивать растительную и животную клетки, разные типы деления клеток, исходные формы с потомством, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;
  8. самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.
  9. применять знания о движущих силах, направлениях, экологических закономерностях, теории антропогенеза для объяснения формирования приспособлений, видообразования, происхождения растений, животных и человека; для обоснования мер по охране видов, биогеоценозов, оценки последствий деятельности человека на природу, для критики расизма и «социального дарвинизма»;
  10. принимать участие в охране природы;
  11. наблюдать за растениями и животными с целью выявления
    у них изменчивости, черт приспособленности;

 наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, выявлять их причины, определять черты приспособленности видов к среде обитания, причины изменения численности популяций, смены биогеоценозов, составлять схемы цепей питания, выявлять основные компоненты биогеоценоза;

—        сравнивать виды растений, животных, биогеоценозы и агроценозы.

Раздел 5. Система оценки достижений учащихся;

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Раздел 6.    Список литературы(основной и дополнительной)

      .

  1. Государственный образовательный стандарт по биологии для основной школы          

  1. . Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента   государственного стандарта общего образования»;
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Примерная программа основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений
  3. Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997..
  4. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Ишкина И.Ф.  Биология. 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002..
  7. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  8. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002..
  9. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  10. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  11. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по общей биологии.

  1. Литература для учащихся:
  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
  3. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Заяц Р.Г., Рачковская И.В., Стамбровская В.М. Пособие по биологии для абитуриентов. – Мн.: Вышэйшая школа, 1996.
  5. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
  6. Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  7. Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
  8. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
  9. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
  10. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  11. Полянский
  12. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
  13. Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Слюсарев А.А. Биология. – Киев: Высшэйшая школа, 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...