Рабочая программа по биологии, 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Голубева Инна Валентиновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klassbiologiya_po_latyushinu.docx58.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овгортская школа – интернат

 среднего (полного) общего образования»

                   

                              Рассмотрено                                                      Согласовано:                                                         Утверждаю

                         На заседании   МО                                                 зам. директора по УВР                                           директор МБОУ ООШИС(п)ОО

                         «___»___________ 2012г                                        «___»___________ 2012г.                                    «___»__________ 2012г.

                        _________ (_________________)                        ______________ (________________)               __________   (________________)

Рабочая программа

по курсу «Биология», 7 класс 

ГОЛУБЕВОЙ И.В.

на 2012-2013 учебный год

                Наименование предмета: Биология        Класс: 7

                Общее количество часов по учебному плану: 70

                                Практических работ 8

                          Лабораторных работ 6

                        Рабочий план преподавателя составлен на основе программы основного общего образования по биологии для 7 класса                         «Биология»

                   Автор программы: В.В.Пасечник

        Образовательная область:  естествознание

        

Пояснительная записка

        Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственная стандарта общего образования, программы В.В.Пасечника Программы для общеобразовательных учреждений. Биология: 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2009.

        Календарно тематическое планирование ориентировано на использовании:

1.       Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс- М.: Дрофа, 2011.

  1. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2009.
  2. В.Н.Семенцова. Биология 7 класс. Технологические карты уроков:  Метод. пособие, 2007.
  1. CD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия 8 класс»
  2. CD «Большая Советская энциклопедия»

                Требование к уровню подготовки обучающихся:

Должны знать/понимать:

  1. особенности жизни как формы существования материи;
  2.     фундаментальные понятия биологии;
  3.     о существовании эволюционной теории;
  4. основные группы простейших и многоклеточных животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь: пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  1. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  2. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  3. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  4. владеть языком предмета.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Тематическое планирование уроков по курсу

«Биология. Животные». 7 класс.,

 (2 часа/неделю) учебник: Латюшина В.В.

№ урока дата

Тема урока

Содержание темы

Тип урока

Вид  деятельности учащегося

Планируемый результат (знать/уметь)

Информационно методическая обеспеченность

Внесение изменений

1

Введение. История развития зоологии

Представления предков о животных, наскальные рисунки, труды Аристотеля и Карла Линнея; систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, отдел, царство

Вводный

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о мире живых организмов; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Фрагмент с CD о многообразии живых организмов, открытки.

2

Современная зоология

Разделы зоологии, эволюция животных, значение зоологических знаний

Комбинированный

Рассказывают сообщения, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о бинарной номенклатуре; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Портреты ученых зоологов, открытки. Фрагмент с CD по теме.

3

Многообразие организмов. Простейшие 

Прокариоты. Корненожки, радиолярии,солнечники, споровики, циста, раковина

Комбинированный или экскурсия

Отвечают на вопросы, записывают определения, основные систематические еиницы, заполняют таблицу.

Иметь представления о многообразии простейших; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Микроскоп, наборы препаратов по зоологии представителей простейших.

4

Простейшие, продолжение 

Жгутиконосцы, колония, инфузории

Комбинированный

Отвечают на вопросы, записывают определения, выполняют задания по рисункам учебника.

Иметь представления о внешнем строении инфузории; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Наглядные таблицы «Простейшие», Фрагмент с CD по теме.

5

Многоклеточные животные. Беспозвоночные Тип  Губки. 

Губки. Скелетные иглы. Клетки: специализация; слои клеток: наружный, внутренний.

Комбинированный

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности типа Губки; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.

Влажный препарат «Губки», наглядная таблица. Фрагмент с CD по теме.

6

Особенности организации кишечнополостных

Кишечнополостные,

двуслойные, лучевая симметрия, полип, эктодерма, энтодерма, базальная мембрана, пищеварительная полость, эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, железистые, чувствительные, промежуточные, половые клетки.

Комбинированный

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления об особенностях организации кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации.

Презентация  о строении гидры.

7

Тип Кишечнополостные. Класс Сцифоидные.

Полип, медуза, коралл, атолл, регенерация.

Комбинированный. Объяснение нового материала

Отвечают на вопросы, заполняют

таблицу, записывают определения, выполняют задания по карточкам.

Иметь представления о класе Сцифоидные; знать определения темы; уметь работать с муляжами, рисунками и текстом учебника.

Влажный препарат Медуза. Кораллы. Фрагмент с CD по теме.

8

Особенности жизнедеятельности кишечнополостных

Регенерация, экто -

энтодерма, диффузная нервная система, безусловный рефлекс, яйцеклетка, зигота, сперматозоид, дробление, гаструляция, гермафродиты, раздельнополые.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления об особенностях жизнедеятельности кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации.

Таблица «Строение гидры»

9

Многообразие кишечнополостных, их значение в природе и жизни человека.

Прогрессивные изменения, относительный характер приспособленности, полипы, медузы, актинии, мезоглея, реактивное движение, симбиоз.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о многообразии кишечнополостных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации.

Веточки, кораллы, бусы, видеофрагменты с CD.

10

Тип Плоские черви. Особенности организации плоских

червей

Плоские черви, ресничные черви, мезодерма, кожно-мускульный мешок, системы органов, гермафродиты, яичники, семенники, звёздчатые клетки.

Комбинированный/

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Иметь представления об особенностях организации плоских червей; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации.

Таблица «Плоские

черви»

11

Плоские черви - паразиты

Класс Сосальщики, класс Ленточные черви, финна, основной хозяин, промежуточный хозяин, относительный характер приспособленности. Организм - среда обитания.

Комбинированный

Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы о паразитах

Иметь представления о плоских червях как о паразитах; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации.

Таблица «Класс Сосальщики, класс Ленточные черви».

12

Тип Круглые черви: особенности организации

Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и

промежуточный хозяин.

Комбинированный

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.

Иметь представления о Типе Круглые черви; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Таблица «Тип Круглые черви»,

влажные препараты.

13

Тип Кольчатые черви. Полихеты

Параподия, замкнутая кровеносная система. Полихеты. Щетинки, окологлоточное кольцо. Брюшная нервная цепочка, сегменты, параподии, щетинки, жабры, метанефридии, замкнутая кровеносная система, забота о потомстве.

Обобщающий, лабораторный

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы  в раб.тетраде.

Иметь представления о многообразии кольчецов; знать определения темы; уметь работать с рисунками, презентации.

Таблица . Фрагмент с CD по теме. Презентация

14

Тип Кольчатые черви. Олигохеты.

Олигохеты, диапауза, защитная капсула. Гумус. Детритофаги.

Комбинированный

Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы что дождевые черви – уникальные организмы-детритофаги.

Иметь представления о классе Олигохеты; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.

Рельефные таблицы «Строение дождевого червя.

15

Тип Молюски 

Моллюски, мантия,

мантийная полость,

раковина, тёрка, надглоточный узел, пищеварительная железа, сердце, предсердие, желудочек, лёгкие, жабры.

Комбинированный

Тестовая работа, записывают определения, заполняют таблицу.

Иметь представления об общей характеристики типа Моллюсков; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Фрагмент с CD по теме. Влажный препарат Моллюски.

16

Классы Моллюсков

Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.  Реактивное движение, перламутр, чернильный мешок. Жемчуг.

Комбинированный

Л/р, записывают определения, заполняют сравнительную таблицу.

Иметь представления о классах Моллюсков; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами и рисунками учебника.

Влажные препараты, раковины моллюсков, искусственный и натуральный жемчуг.

17

Многообразие моллюсков, их значение в природе,

Моллюски, брюхоногие, головоногие, двустворчатые, раковина, мантия, щупальца, мантийная полость,

надглоточный узел.

Комбинированный

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о многообразии моллюсков; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Таблица «Многообразие моллюсков», раковины, влажные препараты.

18

Тип Иглокожие

Водно-сосудистая система. Известковый скелет. Классы Морские лилии, морские звезды, морские ежи, голотурии, офиуры.

Комбинированный, проверочная работа

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют творческую работу в раб.тетради.

Иметь представления о многообразие иглокожих; знать определения темы; уметь работать с рисунками, презентацией.

Фрагмент с CD по теме. Известковые скелеты морских звезд и морских ежей

19

Общая характеристика типа Членистоногие

Хитин, сложные глаза. Мозаичное зрение. Развитие без превращения. Паутинные бородавки. Легочные мешки и трахеи. Партеногенез.

Комбинированный

Самостоятельно пишут терминологический диктант, записывают определения, проводят лабораторную работу и делают выводы о принципах строения типа Членистоногие.

Иметь представления об общей характеристике типа Членистоногие

Таблица Ракообразные , Паукообразные , коллекция «Насекомые»

20

Класс Ракообразные

Членистоногие, ракообразные, головогрудь, фасеточные глаза, зелёные железы, хитин, гемолимфа, ногочелюсти, развитие с превращением, некрофаги, связь строения и функции.

Комбинированный. Объяснение нового материала

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности членистоногих; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Таблица « Тип

Членистоногие.

Класс Ракообразные», влажные препараты.

21

Многообразие ракообразных, их роль в

природе

Связь с окружающей

средой,относитель-

ность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог, гидробиолог,

диетолог, эколог, регенерация.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о многообразии ракообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Таблицы

22

Многообразие ракообразных, их роль в

природе

Связь с окружающей

средой,относитель-

ность приспособленности к условиям жизни, охрана окружающей среды, океанолог, гидробиолог,

диетолог, эколог, регенерация.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о многообразии ракообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

23

Класс Паукообразные, особенности

строения и жизнедеятельности. Многообразие паукообразных, их роль в природе.

Паукообразные, пауки, скорпионы, клещи,

паутина, кокон, хелицеры, педипальпы, приспособления к среде обитания, связь строения и функции

органов.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о Паукообразных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Видеофрагменты.

24

Класс Насекомые. Отряды насекомых

Насекомые, систематические группы, ротовые аппараты насекомых. Энтомология.

Комбинированный, лабораторная работа

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления о классе Насекомые; знать определения темы; уметь работать с увеличительными приборами, коллекциями и рисунками учебника.

Л/р: «Изучение внешнего строения Насекомых». Коллекции.

25

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые,

Уховертки, Поденки, особенности

строения и жизнедеятельности.

Многообразие насекомых, способы борьбы с вредными насекомыми; вредители полей- саранча; развитие с неполным превращением; организмы-биоиндикаторы

Комбинированный

Отвечают на вопросы, заполняют сравнительную таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления об отрядах и типичных представителях; знать определения темы; уметь работать с коллекциями и рисунками учебника.

Иллюстрации, презентация. Л/р: «Изучение внешнего

строения прямокрылых».

26

Особенности строения и жизнедеятельности Жуков, Клопов, Вшей, Стрекоз. Их роль в жизни человека

и в природе, практическое значение.

Отряды Жесткокрылых, Полужесткокрылых; среды обитания; развитие с полным превращением – метаморфоз. Паразитические насекомые, переносчики заболеваний

Комбинированный

Отвечают на вопросы учебника, составляют схему жизненного цикла жуков, заполняют сравнительную таблицу.

Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности отрядов; знать определения темы; уметь работать с текстом учебника.

Таблица Насекомые, наборы открыток, иллюстрации

27

Отряд Чешуекрылые особенности строения и

жизнедеятельности,

происхождение

Отряды Равнокрылые, Двукрылые, Блохи, Бабочки. Гусеница, куколка.

Практическая работа «Изуче-ние многообразия Насеко-мых»

Выполняют практическую работу, делают рисунки, творческие задания, отвечают на вопросы, представляют творческие задания.

Иметь представления об отрядах насекомых, называть типичных представителей местной энтомофауны работать с информационным материалом,  рисунками учебника.

П/р: ««Изучение многообразия Насекомых», коллекции, наборы открыток, цифровые фотографии, презентация в слайдах

28

Отряд Перепончатокрылые. Муравьи. Пчелы.

Их роль в природе и практическое значение.

Пилильщики, муравьи, наездники; пчела медоносная, трутни, роение, улей, прополис, воск, мед. Муравейники, термитники.  

Обобщающий

Письменная работа по карточкам, дискуссия по вопросам, выполнение заданий в раб.тетр

Иметь представления о многообразии видов Перепончатокрылых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Таблицы, коллекция «Пчелы», презентация

29

Многообразие насекомых, их роль в

природе и практическое значение.

Первичнобескрылые,

крылатые насекомые,

полиморфизм, общественные насекомые,

круговорот веществ в природе, колорадский жук.

Лабораторный

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления о многообразии насекомых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Л/р: «Изучение

внешнего строения

и многообразия

членистоногих».

30

Обобщение

Итоговая игра «Знатоки насекомых»

Классы и отряды Насекомых. Черты сходства. Значение в природе и жизни человека. Редкие, охраняемые насекомые. Насекомые –вредители сада и огорода.

Комбинированный

Отвечают на вопросы, набирая баллы. Заполняют таблицу.

Иметь представления об особенностях строения и жизнедеятельности Насекомых.

Презентация, задания викторины, призы

31

Особенности организации хордовых. Бесчерепные животные,

Хордовые, бесчерепные, оболочники, позвоночные, хорда, череп, позвоночник, спинной и головной мозг, двусторонняя

симметрия, нервная

трубка, замкнутая

кровеносная система.

Комбинированный. Объяснение нового материала

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр..

Иметь представления об особенностях организации хордовых; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Таблица «Ланцетник»

32

Подтип Позвоночные Рыбы - водные

позвоночные животные

Ихтиология, плавники, чешуя, орган боковой линии, жабры плавательный пузырь, костный скелет, двухкамерное сердце, печень.

Лабораторный

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления о Подтипе Позвоночными; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами.

Л/р: «Особенности

внешнего строения

рыб в связи с образом жизни». Влажные препараты.

33

Основные группы

рыб, их роль в природе и практическое

значение.

Хрящевые, костные,

лучепёрые, хрящекостные, двоякодышащие, кистепёрые рыбы.

Комбинированный/

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют задания в раб.тетради.

Иметь представления об основных группах рыб и их роль в природе; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами.

Фото, видео.

34

Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных животных

Класс Земноводные (амфибии), плечевой и тазовый пояс, грудина, воронья кость, трёх-камерное сердце, лёгкие, среднее ухо, барабанная перепонка, клоака, мочевой пузырь, приспособления.

КомбинированныйЛабораторный

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.

Иметь представления о Классе Земноводные; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами.

Таблица «Класс Земноводные». Л/р: «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».

С.186-191.

35

Размножение и развитие земноводных, их многообразие и роль в природе.

Отряд безногие, бесхвостые, хвостатые, зигота, гамета, развитие с превращением.

Комбинированный

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр..

Иметь представления о размножении и развитии земноводных; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами.

Видео, влажные

препараты.

Г. 194-195.

36

Класс Пресмыкающиеся, особенности

их строения и жизнедеятельности как

первых настоящих наземных позвоночных

Класс Рептилии, серпентология, роговая чешуя, кора головного

мозга, мелкоячеистые

лёгкие, тазовые почки, кожистые яйца.

Комбинированный

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Иметь представления о Классе Пресмыкающиеся; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами.

Таблицы «Класс

Рептилии», влажные препараты.

С. 198-200, сооб-

щения.

37

Многообразие пресмыкающихся, их

роль в природе и

практическое значение,

Динозавры, чешуйчатые, сухопутные и

морские черепахи, Галапагосские острова,

биосферный заповедник, роговая чешуя.

Комбинированный

Отвечают на вопросы, заполняют схему, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления о  многообразии Класса Пресмыкающиеся; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами.

Видео, фото.

С.202-203.

38

Класс Птицы, особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Класс Птицы, крылья, перо (контурное, пуховое, пух), стержень, опахало, клюв, киль, копчик, цевка, археоптерикс, орнитология.

Лабораторный/

Выполняют сам/раб. по раб.тетр., отвечают на вопросы, выполняют л/р в раб.тетраде.

Иметь представления о Классе Птицы; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения.

Таблица «Класс Птицы». Л/р: «Особенности внешнего строения птиц в связи с об-

разом жизни». Чучела, фото.

39

Особенности организации птиц, связанные с полётом

Отделы головного

мозга, безусловные и

условные рефлексы, инстинкты, 4-камерное сердце, артериальная и венозная

кровь, голосовые связки, губчатые лёгкие,

воздушные мешки,

железистый и мускульный отделы желудка, зоб, тазовая почка, оболочки яйца.

Комбинированный/

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр..

Иметь представления об особенности организации Птиц; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения.

Таблица «Класс

Птицы», влажные

препараты.

40

Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека,

Экология экологические группы, биоценоз.

Комбинированный/

Письменная работа по карточкам, дискуссия по вопросам, выполнение заданий в раб.тетр

Иметь представления об экологической группе птиц; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения.

Рисунки, видео.

41

Класс Млекопитающие особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Млекопитающие, первозвери, настоящие звери, сумчатые, плацентарные, диафрагма,

волосяной покров, вибриссы, зверозубые рептилии.

Комбинированный. Объяснение нового материала

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, выполняют задания в раб.тетр..

Иметь представления о Классе Млекопитающие; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения.

Чучела, рисунки.

42

Класс Млекопитающие особенности их строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных

Теплокровные, плацентарные, плацента, матка, влагалище, молочные железы, извилины коры, головного мозга, зубы (резцы, клыки, коренные), наружное ухо, альвеолы лёгких, левая дуга аорты, тазовые почки.

Лабораторный/

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления о Классе Млекопитающие; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, чучелами животных, проводить сравнения.

Л/р «Изучение

строения млекопитающих». Чучела, рисунки.

43

Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение.

Млекопитающие, яичники, семенники, матка, плацента, внутриутробное развитие, роды, млечные железы, первозвери, сумчатые, плацентарные,

приматы.

Комбинированный/

Работают по карточкам «какие утверждения верны?», записывают определения, л/р в раб.тетр., смотрят презентацию и делают выводы

Иметь представления о плацентарных Млекопитающих; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации,  макетами, проводить сравнения.

Чучела, рисунки.

44

Сумчатые и первозвери.

Сумчатые и первозвери

Лабораторный, обобщающий/

Тестовая работа, записывают определения, л/р, заполняют таблицу.

Иметь представления о сумчатых и первозверях; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками презентации, влажными препаратами, макетами, проводить сравнения.

Л/р: «Распознава-

ние животных сво-

ей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека». Рисунки.

45

Покровы тела.

Плоский эпителий. Кутикула. Эпидермис. Собственно кожа.

Наружный скелет. Внутренний скелет. Осевой скелет. Позвоночник. Позвонок. Скелет конечностей, пояса конечностей. Сустав.

Комбинированный, практическая работа 

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу, записывают определения, рассматривают микропрепараты под микроскопом, выполняют задания в раб.тетр.

Иметь представления об общей характеристике покровов тела; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Таблица «Кожа», микропрепараты, микроскопы, альбомы для рисования

46

47

Опорно-двигательная система

Комбинированный

Обсуждают ответы на вопросы дом. задания, записывают определения, дописывают схему, таблицу, работают с раб.тетр.

Иметь представления о вирусах как возбудителей заболеваний человека; знать определения темы; уметь работать с текстом и рисунками учебника.

Муляжи скелетов птиц, млекопитающих, рельефная таблица

48

Органы дыхания и газообмен.

Диффузия. Газообмен. Жабры. Трахеи. Бронхи. Легкие. Альвеолы. Диафрагма. Легочные перегородки.

Комбинированный

Письменная работа по карточкам, выполнение заданий в раб.тетр

Знать определения; уметь работать с текстом учебника и рисунками

Рельефная таблица, муляжи дыхательной системы человека

49

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Обмен веществ. Превращение энергии. Ферменты.

Комбинированный

Письменная работа по карточкам, выполнение заданий в раб.тетр

Знать определения; уметь работать с текстом учебника и рисунками

Рельефная таблица, муляжи пищеварительной системы

50

Кровеносная система. Кровь.

Сердце. Капилляры. Артерии. Вены. Кровеносная система: незамкнутая, замкнутая. Круги кровообращения. Аорта. Фагоцитоз. Плазма. Форменные элементы крови. Лейкоциты. Эритроциты. Тромбоциты. Гемоглобин. Кровь: артериальная, венозная.

Комбинированный, лаборат. работа

Выполняют сам.работу по тексту учебника, выполняют лаб.работу

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, уметь проводить наблюдения с помощью микроскопа

Микропрепараты, микроскопы, таблица «Кровеносная система», рельефная таблица

51

Органы выделения

Канальцы – извилистые трубочки. Почка. Мочеточник. Мочевой пузырь. Моча.

Комбинированный

Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, сравнивать строение головного мозга по муляжам

Таблица «Выделительная система»,  рельефная таблица «Строение почки»

52

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Раздражимость. Нервная ткань, нервный узел. Нервная цепочка. Нервное кольцо. Нервы. Головной мозг. Большие полушария и кора головного мозга. Спинной мозг. Рефлекс. Инстинкт.

Комбинированный

Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, отвечают на вопросы

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, сравнивать строение головного мозга по муляжам

Муляжи головного мозга рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающего

53

Органы чувств. Регуляция деятельности организма

Глаз. Простой глазок. Сложный фасеточный глаз. Монокулярное зрение. Бинокулярное зрение. Нервная регуляция. Жидкостная регуляция.

Комбинированный

Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника, составлять иллюстрированные схемы

Муляж «Строение глаза», рельефная таблица «Нервная система»

54

Продление рода. Органы размножения.

Размножение: есполое, половое. Половая система. Половые органы. Гермафродитизм. Раздельнополость. Яичники. Яйцеводы. Матка. Семенники, семяпроводы. Плацента.

Комбинированый, лаб.работа

Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, сравнивают этапы развития животных

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника

Влажные препараты «Онтогенез рыбы», рельефные таблицы «Филогенез»

55

Периодизация и продолжительность жизни животных

Стадии развития организма. Половое созревание. Периодизация онтогенеза.

Комбинированный

Выполняют сам.работу по тексту учебника, составляют таблицу в раб.тетради, выполняют етсты «Верно ли утверждение»

Знать определения темы; уметь анализировать текст учебника составлять информационную таблицу

Рельефные таблицы. Влажные препараты «Эмбриональное развитие птиц, лягушки»

56

Доказательства эволюции животных

Филогенез. Переходные формы. Эмбриональное развитие. Гомологичные органы. Рудиментарные органы. Атавизм.

Комбинированный

Выполняют сам.работу, сравнивают по рисункам стрение органов, делают выводы

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, сравнивать по таблицам

Рельефные таблицы. Влажные препараты «Эмбриональное развитие птиц, лягушки»

57

Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира

Наследственность. Изменчивость: определенная, неопределенная. Борьба за существование. Естественный отбор.

Комбинированный

Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы

Иллюстрации, натуральные экспонаты, портрет Ч.Дарвина

58

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Дивергенция. Разновидность. Видообразование. Галапагосские вьюрки.

Комбинированный

Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, схему-кластер

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные схемы, таблицы

Таблица «Видообразование» фотографии

59

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Ареал. Виды: эндемики, реликтовые, космополиты. Миграции: возрастные, периодические , непериодические

Комбинированный

Работают с текстом учебника, выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, заполняют таблицу, схему-кластер

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы, схемы

Презентация «Ареал снежного барса», «Растения и животные Красной книги»

60

Естественные биоценозы.

Биоценоз, естественный биоценоз. Ярусность. Продуценты. Консументы. Редуценты, детритофаги.

Комбинированный

Выполняют сам.работу в тетради, отвечают на вопросы, изображают схему биоценоза тундры (кластер)

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять иллюстрированные схемы

Презентация «Биоценоз хвойного леса», набор открыток, фотографий

61

Искусственные биоценозы

Биоценоз искусственный, экологическое равновесие

Комбинированный

Выполняют сам.работу в тетради, составляют таблицу, отвечают на вопросы, решают кроссворды

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы, кроссворды

Презентация «Школьный двор», биоценоз класса

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Факторы среды, биотические, абиотические , антропогенные, оптимальные

Комбинированный, практич. работа

Работают с текстом учебника, заполняют таблицу, отвечают на вопросы, составляют схему «фишбоу»

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять информационные таблицы

Презентация «Экологические факторы», фотографии села Овгорт, иллюстрации

63

Цепи питания. Поток энергии.

Цепь питания. Пищевая пирамида, или пирамида биомассы. Энергетическая пирамида.

Комбинированный

Выполняют задания в тетради по карточкам, составляют пирамиды биомассы

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять пищевые цепи

Наборы открыток, иллюстрации, презентация «Пищевые сети и схемы»

64

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Трофические связи, цепи питания. Экологические группы.

Комбинированный

Выполняют задания по карточкам в раб. тетр., составляют схемы по иллюстрациям

Знать определения темы; уметь работать с текстом учебника и рисунками, составлять пищевые сети

Наборы открыток, иллюстрации, презентация «Пищевые сети и схемы»

65

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

Промысел, промысловые животные, заказники, заповедники, национальные парки

Комбинированный

Выполняют самостоятельную работу, отвечают на вопросы, решают кроссворды

Знать определения темы, называть промысловых животных, уметь работать с иллюстрациями, таблицами, текстом учебника.

Таблицы «Млекопитающие»,  презентация «Звери»

Сообщения о промысловых животных Ямала

66

Одомашнивание животных.

Одомашнивание, отбор, селекция. Разведение.

Комбинированный

Выполняют самостоятельную работу, заполняют таблицу

Знать определения темы, называть домашних животных, уметь работать с иллюстрациями, таблицами.

Таблицы «Породы животных», презентация «Животноводство»

67

Законы России об охране животного мира.

Российское законодательство. Система мониторинга. Природоохранные организации. «Гринпис»

Комбинированный

Знать определения темы, называть редких животных России и Ямала, уметь работать с иллюстрациями и рисунками презентации

Красная Книга животных. Презентация «Редкие животные России и мира»

68

Повторение и обобщение.

Типы и классы организмов. Системы органов.

Обобщающий

Сравнительная таблица. Игра

« Знатоки зоологии»

Базовые знания. Отвечают на вопросы, набирая баллы.

Презентация, рельефные таблицы, жетончики

69

Итоговая контрольная работа.

Контрольный

Выполняют сам.работу по вариантам

Знать определения; уметь работать с карточками сам.работы, коллекциями, муляжами, чучелами, влажными препаратами.

70

Развитие организма и окружающая среда (обобщение знаний)

Окружающая среда, биоценоз, условия внешней среды.

Обощающий

Выполняют творческие задания

Базовые знания.

Темы рефератов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...