День птиц
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Мероприятие, посвященое Международному Дню птиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «День птиц»,
посвященный Международному Дню птиц
Голубева Инна Валентиновна,
учитель биологии и химии
Цель: повышение уровня знаний обучающихся в области орнитологии.
Задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, пропаганда природоохранной деятельности, раскрытие творческих способностей и развитие коммуникативных качеств личности.
Условия проведения: участвуют четыре команды из обучающихся 6 А и 6 Б классов.
Ход занятия
- Вступительное слово учителя. Добрый день! Ребята, сегодня тема нашего мероприятия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит-плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица).
Учитель: Правильно! Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в ледяной приполярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Многие птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Сегодня мы с вами вспомним тех птиц, которые живут рядом с нами, еще раз поговорим о значении птиц. Слайд № 1 «Наши пернатые друзья». Команды за правильные ответы будут получать по одному баллу.
Сообщение ученика: Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, это в 20 раз больше, чем людей. И уже одно это указывает на их большое разнообразное значение в жизни нашей планеты. Класс ныне живущих пернатых насчитывает примерно 900 видов. Только в России их насчитывается 760 видов. За историю цивилизации прекратили свое существование около 200 видов птиц, причем 43 из них – за последние 200 лет. В Международную Красную Книгу внесено 312 видов птиц.
Конкурс № 1 «Почтовый ящик», слайд № 2
Учитель: Ребята, в наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их написал.
Письмо №1 для первой команды. Слайд № 3 – синица и ее иллюстрация.
«Я – очень полезная и известная всем птица. В России проживаю почти везде. Не улетаю на зиму, а кочую вместе с другими птицами в поисках пищи недалеко от мест гнездования. Уже в марте мы начинаем создавать пары и строить гнезда, а в апреле – откладываем яйца. Питаюсь я разнообразной пищей и растительной, и животной. Летом – перехожу исключительно на насекомых.»
Письмо № 2 для второй команды. Слайд № 4 –кукушка и ее иллюстрация.
«Я тоже очень полезная птица. Вы все пугаетесь волосатых гусениц, а я за час съедаю их до сотни штук. Когда я начинаю петь свою песню, значит наступило настоящее лето».
Письмо № 3 для третьей команды. Слайд № 5 – аист и его иллюстрация.
«Я живу в смешанных лесах. Гнездуюсь отдельными парами. Гнездо устраиваю на высоких деревьях от 6 до 20 метров над землей и использую его много лет подряд. Гнездо строю большое до 1,5 м в диаметре и высотой до 1 м. Улетаю в теплые края в конце августа-начале сентября.»
Письмо № 4 для четвертой команды. Слайд № 6 – дятел и его иллюстрация.
« Я живу в лесах. Поедаю вредных личинок, нахожу их под корой деревьев. Я триста раз в день приношу своим деткам гусениц и взрослых насекомых. В зимний день я уничтожаю до 150 личинок короедов.»
Учитель: Молодцы ребята! Нашли всех авторов писем. Каждая команда зарабатывает по одному баллу. Друзья, а вы знаете, что птицы разговаривают друг с другом и с нами? Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, образовались названия многих птиц.
- Синь-синь! – посвистывает синица.
- Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
- Гра-гра! – представляется грач.
- Сквор-сквор! –поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.
Теперь мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Птичьи разговоры».
Конкурс № 2 «Птичьи разговоры»
Задание. Напротив каждого названия птицы написать как она «разговаривает». За каждый правильный ответ – 1 балл.
(Курица-кудахчет, филин-ухает, ворона-каркает, петух-кукарекает, воробей-чирикает, утка-крякает, гусь-гогочет, кукушка-кукует).
Ответ: слайд № 7 (иллюстрации названных птиц).
Конкурс № 3 «Почему сложились такие поговорки о птицах?» слайд 8
Задание. Каждая команда получает карточку с поговорками. На обсуждение 3 минуты.
- Трясогуска хвостом лед разбивает.
- Как с гуся вода. Вышел сухим из воды.
- Заладил, как дятел.
- Седой как лунь.
Учитель: пока команды готовятся, проведем игру со зрителями. Болельщики отвечают на вопросы. За правильные ответы 1 балл добавляется командам.
Назовите птиц, которые прилетают в нашу местность.
Назовите зимующих птиц нашего села.
Назовите птиц, занесенных в Красную Книгу России.
Учитель: Команды справились с третьим заданием. Молодцы! А сможете ли вы, ребята, узнать птиц по их делам, по характерным признакам? Мы отправляемся на следующий конкурс.
Конкурс № 4 «Птичьи профессии», слайд № 9
Команда № 1 – Птица-плотник. Кто это? (слайд № 9). Почему вы так думаете?
Команда № 2 – Какую птицу называют «лесной кошкой» и за что? (слайд № 10)
Команда № 3 – Птица-строитель. Кто это? (слайд № 11). Почему вы так думаете?
Команда № 4- Птица-акробат. Кто это? За что ее так называют?
Учитель: Хорошо вы справились с этим заданием. Действительно, у каждой птицы есть своя профессия. Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, веселые, звонкие песни оживляют природу, веселят нас. А что мы можем сделать для птиц? Какие «Правила друзей птиц» должны выполнять, чтобы птицам было легче жить?
Команды называют правила по очереди.
Конкурс № 5 «Значение птиц», слайд № 10
Команды по очереди демонстрируют свои знания о роли птиц в природе и жизни человека.
- Уничтожают вредных насекомых.
- Поедают мышей, полевок, портящих всходы растений и плоды бука, дуба, ореха.
- Являются важным звеном в цепи питания.
- Опыляют цветы.
- Уничтожают семена сорных растений.
- Распространяют семена различных растений.
- Являются санитарами - поедают различные отходы.
- Помогают восстановлению лесов.
- Человеку дают яйца, пух, мясо.
- Являясь декоративными радуют в домах (канарейки, попугаи, голуби и др.).
Конкурс № 6 «Театральный»
Это конкурс на лучшую инсценировку стихотворения Р.Рашидова «Дятел». Время на подготовку 3 минуты.
Это кто залез на сук?
Это кто там поднял стук?
Это я – садов приятель,
В красной шапке пестрый дятел!
Ты с ума, наверно, спятил!
Пощади деревья, дятел,
И кору их, а не то –
Превратишь все в решето.
Тук-тук-тук! тук-тук-тук!
Ошибаешься, мой друг!
Не злодей я, не губитель,
А деревьев исцелитель.
И с айвы на алычу
Не напрасно я лечу.
И айву, и алычу
Не гублю я, а лечу.
У яблонек знакомых
Мой острый клюв порой
Превредных насекомых
Находит под корой.
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Я – деревьев старый друг!
Ну тогда, садов приятель,
В красной шапке пестрый дятел,
Клюв получше отточи
И стучи, стучи, стучи,
Чтоб, как музыка вокруг
Раздавалось: тук-тук-тук!
Учитель: Пока команды готовятся, со зрителями проводим конкурс загадок.
- Белая, как снег, черная, как жук.
Вертится как бес, повернулась – и в лес. (сорока)
- Красногрудый, черноклювый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (снегирь)
- Всю ночь летает – мышей добывает.
Спать летит в дупло. (сова)
- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая. Известная персона.
Кто она? (ворона)
- Спинкой зеленовата, животиком – желтовата.
Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
Учитель: подведем итоги конкурсов.
Баллы, которые заработали болельщики суммируются. Команде-победителю вручается грамота, другим командам – дипломы за участие.
Ребята, наш конкурс заканчивается. Все вы отлично справились с заданиями. От того насколько хорошо мы будем заботиться о птицах, настолько они будут помогать нам: защищать наши сады, поля и огороды от вредителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-20311-1487001143.jpg)
День птиц в ДОУ
Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия о различных экологических группах птиц.Мероприятие...
Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.
Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....
Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"
В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....
День птиц
Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/06/picture-174223-1483727469.jpg)
"День птиц и День Земли" классный час
Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...
Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."
Праздник рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет. Его можно провести и в рекреации школы, и в кабинете на занятиях внеурочной деятельностью....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-599671-1425051680.jpg)
День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...