рабочая программа биология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Михалко Татьяна Леонидовна

составлена на основе авторской программы по биологии Пасечника В.В

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_9_kl.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –


основная общеобразовательная школа №9


г .Клин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по биологии

(базовый уровень)

9 класс

Составитель: Михалко Татьяна Леонидовна,

учитель  биологии первой категории

2013 г


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета биологии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и основе авторской программы «Биология 6-9», разработанной  Пасечником В.В, В. В. Латюшиным, В. М. Пакуловой, которая предназначена для работы по учебнику «Биология 9кл. введение в общую биологию и экологию» Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М., «Дрофа».

9 класс

Введение в общую биологию (68 часов. 2 часа в неделю)

Введение (2 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие  «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

РАЗДЕЛ 1

Уровни организации живой природы (54 часа)

Тема 1.1.

Молекулярный уровень (10 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды)- Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.

Клеточный уровень (15 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение анергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстраций модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках. 

  • Лабораторная работа

Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

Тема 1.3.

Организмениый уровень (14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.  

  • Лабораторная работа

Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов»

Тема 1.4.

Популяционно-вндовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция —форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

  • Лабораторная работа

Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида»

Тема 1.5.

Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

  • Экскурсия №1 в биогеоценоз.

Тема 1.6.

Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

РАЗДЕЛ 2

Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. М а к роэ во л ю ц и я.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

  • Экскурсия №2

Причины многообразия видов в природе.

РАЗДЕЛ 3

Возникновение и развитие жизни (5 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

  • Лабораторная работа

Л\р №4  « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО ОПРОСА

Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ ученика полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- учащийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов;
-- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу биологии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.

Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.

Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.

Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- учащийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;


Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.

Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.

Учебно – тематический план 

Темы курса

Количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

Введение

2 ч

Молекулярный уровень

10 ч

Клеточный уровень

15 ч

1

Организменный уровень

14 ч

1

Популяционно- видовой уровень.

3 ч

1

Экосистемный уровень

8 ч

1

Биосферный уровень

4 ч

Эволюция

7 ч

1

Возникновение и развитие жизни

5 ч

1

Итого

68

4

2

1 триместр     1 лабораторная работа

2 триместр      2 лабораторные работы

3 триместр       1 лабораторная работа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции; приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности  растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые сняли в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и живот-

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и с\х животных;

результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

Календарно- тематическое планирование по биологии  9 класс

(2 часа)

№п\п

№ в теме

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-

ванные сроки прохождения

1 триместр

Введение 2 ч

1

1

Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. Значение биологии в деятельности человека.

2

2

Сущность жизни и свойства живого

Молекулярный уровень 10 ч

3

1

Молекулярный уровень: общая характеристика.

4

2

Углеводы.

5

3

Липиды.

6

4

Состав и строение белков

7

5

Состав и строение белков

8

6

Нуклеиновые кислоты.

9

7

АТФ и другие органические соединения клетки.

10

8

Биологические катализаторы.

11

9

Вирусы.

12

10

Обобщающий урок.

Клеточный уровень 15 ч

13

1

Основные положения клеточной теории.

Л\р № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

14

2

Химический состав клетки.

15

3

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

16

4

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

17

5

Эндоплазма-тическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

18

6

Лизосомы. Метахондрии. Пластиды.

19

7

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

20

8

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

21

9

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

2 триместр

22

10

Энергетический обмен в клетке.

23

11

Типы питания клетки.

24

12

Фотосинтез и хемосинтез.

25

13

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

26

14

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

27

15

Деление клетки. Митоз, мейоз.

Организменный уровень 14 ч

28

1

Размножение организмов. Оплодотворение.

29

2

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

30

3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

31

4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

32

5

Закон чистоты гамет. Цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании.

33

6

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

34

7

Дигибридное скрещивание.

35

8

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

36

9

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

37

10

Модификационная изменчивость.

 Л\р №2 «Выявление изменчивости организмов»

38

11

Мутационная изменчивость

39

12

Основы селекции. Работы

 Н. И. Вавилова.

40

13

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

41

14

Контрольно-обобщающий урок.

Популяционно- видовой уровень. 3 ч

42

1

Вид. Критерии вида.

Л\Р №3 « Изучение морфологического критерия вида»

3 триместр

43

2

Структура вида. Популяция.

44

3

Экология как наука. Экологические факторы.

Экосистемный уровень 8 ч

45

1

Биоценоз. Экосистема.

46

2

Биогеоценоз.

47

3

Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

48

4

Состав и структура сообщества

49

5

Потоки вещества и энергии в биогеоценозе.

50

6

Цепи питания.

51

7

Искусственные биоценозы.

52

8

Экскурсия №1 в биогеоценоз.

Биосферный уровень 4 ч

53

1

Биосфера, ее структура, свойства и закономерности.

54

2

Круговорот веществ в биосфере.

55

3

Круговорот энергии в биосфере.

56

4

Экологические кризисы.

Эволюция 7 ч

57

1

Положения теории эволюции.

58

2

Движущие силы эволюции.

59

3

Приспособленность и ее относительность .

60

4

Искусственный отбор. Селекция.

61

5

Микроэволюция. Видообразование.

62

6

Макроэволюция.

63

7

Экскурсия «2« Причины многообразия видов в природе»

Возникновение и развитие жизни 5 ч

64

1

Гипотеза возникновения жизни.

65

2

Развитие представлений о возникновении жизни.

66

3

Развитие жизни на Земле.

67

4

Развитие жизни на Земле.

68

5

Доказательства эволюции.

 Л\р №4  « Изучение палеонтологических доказательств эволюции.»

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию».
 М., «Дрофа»,  2007 г. 
Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
В. В. Пасечник. «Введение в общую биологию и экологию». М., «Дрофа»,  2007 г.
Правильные ответы на вопросы учебника «Введение в общую биологию и экологию».
В. В. Пасечник, Т. М. Ефимова, Г. Г. Швецов. «Готовые домашние задания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Биология рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа ФГОС 6 класс, по учебнику В.В.Пасечника...

Рабочая программа 5 класс «Биология. Введение в биологию»

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельностиРабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным государственным об...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...