Главные вкладки

    Состав тестовых заданий по биологии и правила их составления
    материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс) по теме

    Малютина Лариса Геннадьевна

    Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_uchashchihsya_rabote_s_testovymi_zadaniyami.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Состав тестовых заданий и правила их составления

    Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий для текущей проверки знаний, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними.

    Тестовое задание – основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для учащихся, текста задания (вопроса), имеет однозначный правильный ответ и характеризуется набором показателей[1]. 

    Тестовые задания должны быть составлены с учетом определенных правил:

    • Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения
    • Вопрос должен содержать одну законченную мысль
    • Вопрос должен быть четко сформулирован
    • Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания
    • Следует использовать короткие, простые предложения, без зависимых оборотов
    • Реже стоит использовать отрицание в основной части вопроса
    • Предпочтительнее использовать длинный вопрос и короткий ответ.
    • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов

    Сделать задания разнообразными, значительно менее утомительными и даже интересными поможет вариативность форм представления заданий; она же дает возможность тестирования нескольких сразу специальных умений, например, умения работать с таблицами и немыми рисунками и умения читать графики можно проверить вместе с проверкой знаний по определенной теме.

    Вопросы или задания могут быть сформулированы в виде фразы, текста, рисунка, схемы.

    Для разных элементов содержания образования подходят разные по форме задания.

    Для сложных определений, проверки понимания фактического материала подходит задания альтернативных ответов, для заданий временных, или пространственных явлений – задания на восстановление последовательности.

    Важно помнить о целях тестирования: для локальных целей тесты с заданиями одного вида вполне допустимы, тогда как тематическая проверка знаний предполагает использование тестовых заданий разных видов.

    Каждый новый вид задания требует обучения работе с ним. На первых этапах применения тестовых заданий важно обучить учащихся работе с каждым новым видом задания.

    I. Тестовые задания закрытого типа

    Задания закрытого типа включают задания четырех видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия, восстановления последовательности.

    Это задания с предписанными ответами, что предполагает наличие ряда предварительно разработанных вариантов ответа на заданный вопрос.

    В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае сильно возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В то же время включение в задание шести-восьми ответов также является неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки – экономия времени. Наиболее целесообразным считается включение в тестовое задание четырех-пяти ответов.

    Тестовые задания множественного выбора

    1.Задания с выбором одного правильного ответа

    По форме такие задания могут быть разнообразными. Чаще всего они требуют утвердительного ответа на вопрос.

    Легче всего обучающиеся справляются с заданиями в которых даются определения и предлагается выбрать их названия.

    Например:

     Цитология – наука, изучающая строение и функции

    1. клеток
    2. тканей
    3. органов
    4. молекул

    Группа клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением называется

                      1) тканью

    2) органом

    3)системой органов

    4)прослойкой между органами

    В животной клетке, в отличие от растительной, имеются

    1. пластиды
    2. вакуоли с клеточным соком
    3. клеточный центр
    4. хромопласты

    Функцию обмена веществ между клетками и межклеточным веществом выполняет

    1. ядро
    2. аппарат Гольджи
    3. плазматическая мембрана
    4. цитоплазма

    Округлые тельца, внутри которых находятся ферменты – это

    1. лизосомы
    2. рибосомы
    3. митохондрии
    4. ядро

    Носителями наследственных свойств организма, передающихся от родителей потомству, являются

    1. белки
    2. углеводы
    3. хромосомы
    4. хроматиды

    Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а необходимо выбрать его правильное определение.

    Например:

    Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются

    1. гормонами
    2. ферментами
    3. катализаторами
    4. индикаторами
    5. мономерами

    Скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы называются

    1.  нервами (нервными волокнами)
    2. нервными узлами (ганглиями)
    3. нервными окончаниями
    4. нервными импульсами

    Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «нельзя», «НЕ следует».При выполнении заданий этого типа школьники часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Чтобы привлечь внимание к отрицанию вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом.

    Например:

    Какие функции НЕ выполняют гормоны?

    1. Обеспечивают рост и развитие организма
    2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды
    3. Обеспечивают гомеостаз
    4. Обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве
    5. Контролируют процессы обмена веществ

    Какие железы НЕЛЬЗЯ отнести к экзокринным?

    1. потовые железы
    2. печень
    3. сальные железы
    4. надпочечники

    НЕ следует относить к соединительной ткани

    1. кровь
    2. связки
    3. сухожилия
    4. сердце

    Среди заданий с выбором одного ответа наиболее сложны тесты, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак. Например основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т. д. Ученику в этом случае предстоит определить наиболее точный ответ. Подобные тесты позволяют выявить полноту и глубину знаний, учат анализировать явления и процессы, выделять главное. Их можно использовать для проверки повышенного уровня усвоения.

    Например:

    Свойства молекулы белка зависят от ее:

    1. первичной структуры
    2. вторичной структуры
    3. третичной структуры
    4. четвертичной структуры

    В чем состоит главное значение выделения пота для организма?

    1. В закупорке пор
    2. В увлажнении кожи
    3. В обезвоживании организма, защите от микробов
    4. В выведении из организма солей и излишка воды, в регуляции температуры тела

    Основная функция крови

    1. защитная
    2. транспортная
    3. регуляция температуры тела
    4. гуморальная

    Может быть использован вариант тестовых заданий на определение последовательности событий. Обучающимся предлагается несколько ответов с заданной последовательностью явлений и предлагается определить правильную.

    Например:

    Каков путь передачи нервного импульса в центральную нервную систему?

    1. От рецептора к → чувствительному нейрону → центральной нервной системе.
    2. От чувствительного нейрона к → рецептору → центральной нервной системе.
    3. От рецептора к → двигательному нейрону → центральной нервной системе.
    4. От двигательного нейрона к → вставочному нейрону → центральной нервной системе.

    Тестовые задания на установление последовательности процессов и явлений в живой природе позволяют проверить умение обучающихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами, таксонами. Наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса для определения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

    Например:

    В пищеварительной системе человека желудок располагается вслед за:

                      1) пищеводом

    2) тонкой кишкой

    3) глоткой

    4)тонкой кишкой

    В процессе мейоза профаза второго деления наступает после:

                      1) интерфазы

    2) метафазы первого деления

    3) телофазы первого деления

    4) анафазы первого деления

    2.Задания с выбором нескольких правильных ответов.

    Наиболее простым при этом будет тип задания, когда правильным будет любой порядок записи вариантов ответов.

    Например:

    Чем животные отличаются от растений?

    1. Состоят из клеток
    2. Тесно связаны со средой обитания
    3. Питаются готовыми органическими веществами
    4. Сами создают готовые органические вещества из неорганических.
    5. Обладают рефлекторной деятельностью.

    Белки выполняют в организме

    1. строительную функцию
    2. ферментативную функцию
    3. двигательную функцию
    4. транспортную функцию
    5. терморегуляторную функцию

    Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим

    1. строением
    2. функцией
    3. местом расположения
    4. происхождением

     Жировая соединительная ткань выполняет

    1. запасающую функцию
    2. опорную функцию
    3. защитную функцию
    4. сократительную функцию
    5. дыхательную функцию

    Клетка – это элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица организма, способная к

    1. самообновлению
    2. саморегуляции
    3. самообразованию
    4. самовоспроизведению
    5. самосовершенствованию

    Тестовые задания на восстановление последовательности

    Вопрос может требовать выбора нескольких правильных ответов, при этом предусматривается соблюдение строго определенной последовательности в записи ответа.

    Это требуется чаще всего в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов определить последовательность биологических процессов или явлений.

    Например:

    Как происходит митоз в клетке?

    1. Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.
    2. Хроматиды расходятся к полюсам клетки.
    3. Происходит спирализация ДНК, хромосомы становятся компактными.
    4. К хромосомам прикрепляются нити веретена деления.
    5. В клетке возникает поперечная перегородка.
    6. Вокруг хромосом формируется ядерная оболочка.

                                                                                  Правильный ответ: 3.1.4.2.5.6.

    Если порядок букв будет другим, значит ответ неправильный.

    Как кислород поступает в клетки тела?

    1. Из легких кислород проникает в капилляры легочных пузырьков.
    2. Через носоглолотку, трахею, бронхи кислород поступает в легкие.
    3. Из капилляров кислород вместе с кровью поступает в легочные вены.
    4. Из левого желудочка кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту.
    5. Из легочной вены обогащенная кислородом кровь течет в левое предсердие.
    6. Аорта ветвится, образуется сеть артерий и капилляров, капилляры снабжают клетки тела кислородом.
    7. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек.

                                                                                   Правильный ответ: 2.1.3.5.7.4.6.

    . Тестовые задания на установление соответствия

    Задания, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества, можно назвать заданиями на установление соответствия.

    1. Тестовые задания на классификацию объектов и процессов

    Задания, в которых даются только правильные ответы, а требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относятся к разряду сложных.

    Например:

    Назовите признаки, которые характеризуют митоз и мейоз. Соответствующие буквы впишите в таблицу.

    1. После интерфазы клетка делится один раз.
    2. 2) после одной интерфазы клетка делится два раза.
    3. В профазе первого деления происходит коньюгация хромосом.
    4. Коньюгация хромосом в профазе не происходит.
    5. Образуются две клетки с таким же числом хромосом, как и в материнской клетке.
    6. Образуются четыре клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом.

    митоз

    1.4.5.

    мейоз

     2.3.6.

    Определите место расположения костной, хрящевой, волокнистой соединительных тканей.

    1. скелет
    2. органы дыхания
    3. ушная раковина
    4. связки
    5. сухожилия
    6. дерма
    7. прослойки между органами

    костная

    1.

    хрящевая

    1.2.3.

    волокнистая

    4.5.6.7.

    Определите функции рибосом, лизосом, митохондрий и укажите особенности их строения

    1. плотные тельца, содержащие белок и РНК
    2. уплощенные тельца с внутренними складками (кристами)
    3. округлые тельца, внутри которых находятся ферменты
    4. в них синтезируется белок
    5. они расщепляют белки, жиры, углеводы
    6. в них синтезируется вещество, богатое энергией (АТФ)

    рибосомы

    1.4.

    лизосомы

    3.5.

    митохондрии

    2.6.

    Определите, в каких сосудах течет венозная, а в каких артериальная кровь.

    1. в венах малого круга
    2. в венах большого круга
    3. в артериях большого круга
    4. в артериях малого круга

    артериальная кровь

    1.3.

    венозная кровь

    2.4.

    Тестовые задания альтернативных ответов

    Задания альтернативных ответов АО (верно – неверно, правильно – неправильно), являются самыми простыми, но не самыми распространенными при составлении тестов. Это связано со специфичностью того материала, которому соответствует эта форма заданий.

    Задания альтернативных ответов применяют для оценки одного элемента знаний. Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к возможности на 50 % отгадать правильный ответ на вопрос. Взятые отдельно вопросы альтернативных ответов не очень эффективны. Эта форма наиболее целесообразна при использовании заданий в серии, когда для одного элемента знания задается несколько вопросов.

    Задания в форме АО подходят для выявления уровня овладения определениями различной сложности, сложными процессами, теми элементами знаний, которые могут быть структурированы или разбиты на более мелкие. Вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения.

    Например:

    Инструкция. Обведи ответ «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в окошке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»).

    Вопрос 1. Гормоны – биологически активные вещества…

    Варианты ответа:

    да

    нет

    - выделяемые железами внутренней секреции

      да

    нет

    - действующие только на живые клетки

    да

    нет

    - действующие на определенные органы-мишени

    да

    нет

    - обладающие низкой биологической активностью

    да

    нет

    - обеспечивающие гомеостаз

    Ответ: да – да – да – да – нет – да.

    Вопрос 2. Введение инсулина в кровь человека…

    Варианты ответа:

    да

    нет

    - уменьшает синтез гликогена

      да

    нет

    - увеличивает потребление глюкозы мышцами

    да

    нет

    - усиливает распад гликогена

    да

    нет

    - увеличивает концентрацию глюкозы в крови

    Ответ: нет – да - нет – нет.

    Задания в форме альтернативных ответов представленные в виде серии заданий могут быть эффективно использованы для текущей и итоговой проверки знаний. Их можно назвать заданиями на определение правильности суждения.

    II. Тестовые задания открытого типа

    Задания обычно сформулировано так, что готового ответа нет. Каждому испытуемому во время тестирования ответ приходится вписывать самому, в отведенном для этого месте. После дополнения задания определенным ответом получается истинное или ложное высказывание.

    В свою очередь задания открытого вида делятся на подгруппы, в зависимости от обстоятельности предполагаемого ответа Принципиальной разницы между заданиями с коротким  и заданиями с расширенным ответом нет, поскольку технологически эти задания идентичны, и способы формализации ответов, которые при этом могут быть использованы, также схожи.

    Задания свободного изложения (свободного конструирования)

    Такие задания предполагают свободные ответы по сути задания. Формулировки заданий должны обеспечивать наличие одного правильного ответа. Основным требованием к заданиям такого типа является формализация ответа на задание.

    Например:

    Инструкция. Закончите предложение (фразу), впишите вместо многоточия правильный ответ.

    Вопрос 1. Вставьте пропущенные слова в текст о процессах жизнедеятельности,  протекающих в клетке.

    « Разнообразные вещества проникают в клетку через …. Синтез белков из аминокислот осуществляется в …, а сложные углеводы и липиды синтезируются в …. Молекулы белков, жиров и углеводов окисляются в …. При этом освобождается энергия, которая запасается в молекулах ...».

    Вопрос 2. Вставьте в текст пропущенные слова о строении и функциях белков.

    «Белки – сложные органические вещества, …. Они состоят из мономеров - …. Аминокислоты располагаются в молекуле белка в определенной последовательности, чем определяется его … структура. Закрученная в спираль полипептидная цепь представляет собой … структуру. Благодаря чему молекула приобретает компактную форму. Функции белков чрезвычайно разнообразны. Из белков состоят органоиды клетки. Клеточные мембраны. Это … функция. Белки ускоряют химические реакции в клетке, выполняя … функцию, способствуют перемещению веществ, выполняя … функцию».

    Задания дополнения (задачи с ограничением на ответы)

    В этих заданиях испытуемые должны также самостоятельно давать ответы на вопросы. Однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания. Обычно инструкция для заданий дополнения выглядит так: вместо каждого многоточия впишите только одно слово, символ, знак.

    Например:

    Инструкция. Впиши пропущенное слово (впиши ответ в отведенное место; одному пропуску соответствует только одно слово).

    Вопрос 1. Группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением, называется …                              (тканью).

    Вопрос 2. Гистология – это наука о …                                          (тканях).

    Вопрос 3. Плотно прилегающие друг к другу клетки, небольшое количество межклеточного вещества характеризуют … ткань.                      (эпителиальную).

    Вопрос 4. Клетки расположены рыхло, хорошо развито межклеточное вещество – это характеристика … ткани.                                                                (соединительной).

    Вопрос 5. В основе развития организма лежит заложенная предковыми формами совокупность наследственных признаков и свойств - … .          (генотип).

    Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения являются: краткость и однозначность ответов;

                                         необходимость воспроизведения ответа по памяти;

                                         простота проверки.

    В биологии подобные задания часто включаются в терминологические диктанты. Тогда они используются с целью лучшего запоминания и проверки усвоения специфической терминологии. Диктанты с заданиями дополнения и свободного изложения могут быть многократно изменены.

    Таким образом, тестовые формы и методы проверки знаний и умений обучающихся чрезвычайно многообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Из тестовых заданий составляются тесты применимые также для проведения тематических зачетов, для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за четверть, полугодие, год. Повышению достоверности полученных результатов способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с практической проверкой знаний и умений обучающихся.  


    [1] А. Н. Майоров «Теория и практика создания тестов для системы образования» Народное образование 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тестовые задания по биологии

    Тестовые задания по биологии 6 класса. Составлены учителем биологии, химии и географии Дармаевой О.Е. МОУ "Ехэ-Цакирская СОШ" Закаменского района РБ....

    Тестовое задание по биологии в 8 классе по теме"Строение и значение кожи""

    Предложенное тестирование можно провести в конце изученной темы "Строение и значение кожи" в 8 классе....

    Тестовые задания по биологии для 6 класса

    Контрольная работа за 2 четверть...

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ (9-11 КЛАСС) ПО ТЕМЕ «ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ».

    В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственн...

    Тестовые задания по биологии 10 класса по теме: "Структура и функции клетки".

    Методическая разработка по биологии  "Тестовые задания по теме: Структура и функции клетки" предназначена  для проведения в конце изучения раздела «Структура и функции клетки» в курсе изучен...

    Тестовое задание для проверки знаний правил дорожного движения. 7-9 класс

    Тестовое задание для проверки знаний правил дорожного движения.7-9 класс...

    Тестовые задания по биологии по теме: "Клетка и её химический состав"

    тестирование позволяет проводить мониторинг качества знаний; выявлять реальные результаты знаний в ходе освоения тем....