Урок ботаники с элементами игры "Зоны (участки) корня.
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Данная разработка позволяет в игровой форме рассмотреть довольно сложную тему о строении и функциях корня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_elementami_igry_zonyuchastki_kornya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с элементами игры «Зоны (участки) корня» Подготовила учитель биологии МКОУ Орешковская ООШ Афанасьева Т. В.

Урок ботаники в 6 классе с элементами игры

Тема: «Зоны (участки) корня».

Цель: сформировать знания об особенностях строения и функциях  корня растений.  Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя:

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • лабораторная работа.

Обстановка и гигиенические условия в кабинете:

  • t0= +180С - + 200С и свежесть воздуха (обязательное проветривание перед уроком),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • отсутствие неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

Рациональная организация урока:

  • кол-во видов учебной деятельности 4-5 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • физкультминутка 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Оборудование:  учебник В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», рабочая тетрадь к данному учебнику, семена фасоли, пшеницы (пророщенные заранее), микроскоп, предметные стекла, стакан с водой, цветные карандаши, схемы «Типы корневых систем», «Строение корня». Кроссворд «Спасибо».

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на своем уроке. Давайте пожелаем друг - другу удачи, успеха при работе на уроке и отправимся в сказочный мир растений. Сегодня нам предстоит выяснить как устроен корень и какие функции выполняет. А сейчас мы отправляемся в сказочную страну.

Рассказ учителя: В некотором тридевятом царстве, растительном государстве, в деревне Овёскино жила дружная семья корешков. И жили они дружно, весело и ладно. Все вместе трудились, веселились, все дела делали  сообща. И не было у них главных да старших, все были равны .А в соседней деревне Одуванчиково жила другая дружная семья. И был у них Главный Корень. Всеми он руководил, обязанности делил. Однажды мимо деревень проходил злой волшебник. И стало ему завидно, что в деревнях живут  дружно да ладно. Разозлился волшебник и наслал на деревеньки Овёскино и Одуванчиково страшную бурю – ураган. Страшная стихия бушевала не один день. Перепутались жители и не могут вспомнить, кто где живёт. Вот и попросили они Вас, ребята, помочь им. А просьбу свою они прислали нам в письмах. Давайте прочитаем первое письмо.

Письмо 1. Дорогой друг! С нами случилась беда. Помоги нам. Нарисуй наши портреты и определи к какой семье мы относимся.

Предполагаемый ответ: учащиеся рисуют схему мочковатой и стержневой корневой систем и дают их название. 1 учащийся комментирует свой ответ у доски.

Учитель: Молодцы ребята. А теперь давайте прочитаем второе письмо.

Письмо 2. Помогите вспомнить имя каждого члена семьи.                          Подпишите их на схеме и пришлите нам.

Предполагаемый ответ: учащиеся на схеме показывают главный, придаточный боковые корни. 1 учащийся комментирует ответ у доски.

Учитель: замечательно справились с заданием. Можно ответы отправить адресату.  Но у нас есть и третье письмо. Ознакомимся с ним.

Письмо 3. Дорогой друг! Мы жили дружно, трудились честно. Но вот беда, забыли что делает каждый член нашей большой семьи.            Помоги нам вспомнить.

Учитель: Прежде, чем помочь нашим друзья, давайте разберемся как устроен корень и какие функции выполняет каждая его зона. Параллельно мы будем заполнять таблицу в тетради.

У вас на столах лежат пророщенные семена фасоли.  Рассмотрите корень  растения. Что вы можете сказать о нем?

Предполагаемый ответ:  кончик корня плотнее и темнее чем весь корень.

Учитель: правильно. Этот участок корня покрыт корневым чехликом. А какую работу он выполняет в корне?

Предполагаемый ответ: Защищает верхушку корня от повреждений твердыми частицами почвы.

Учитель: найдите в тексте учебника особенности строения клеток этого участка корня. Какой тип ткани образует корневой чехлик. (Учащиеся находят ответ в тексте параграфа и 1 ученик  озвучивает ответ).

Учитель: рассмотрите рисунок 63 учебника и рисунок на доске. Какая зона расположена за корневым чехликом? (зона деления). Почему она получила такое название? (здесь клетки постоянно делятся, их число увеличивается)

Учитель: следующая зона – зона роста, здесь клетки вытягиваются и корень растет в длину.

Учитель: рассмотрите корень растения. Что вы можете сказать о его внешнем виде (часть корня покрыта легким пушком). Правильное замечание. Это корневые волоски. У некоторых растений их можно заметить и без микроскопа.  У вас на столах лежат пророщенные семна пшеницы. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами.  Рассмотрите строение корневых волосков под микроскопом. Сопоставьте увиденное с рисунком в учебнике. Опишите.

Учащиеся рассматривают препарат, описывают особенности строения корневых волосков. Учитель уточняет, что корневые волоски это длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой находится цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль.

Учитель: молодцы ребята. Все правильно отметили. Вы хорошо потрудились и теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка для снятия напряжения глаз.

Учитель: а какую же функцию выполняют корневые волоски? Прочтем об этом в учебнике. (Один ученик читает вслух).

Учитель: следующая зона – зона проведения. Подумайте и скажите какую функцию выполняет эта зона? (проводят воду с растворенными минеральными веществами). Здесь нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань.

Учитель: давайте еще раз вспомним, какие типы тканей встречаются в корне, и какие зоны они образуют. (Учащиеся, совместно с учителем, заполняют таблицу в тетради).

Учитель: вот теперь мы знаем, как ответить нашим друзьям из сказочного государства кто и чем занимался. Как вы считаете, мы им помогли? Давайте проверим. Для этого нам нужно решить кроссворд.  (Кроссворд выполняется индивидуально каждым учащимся, проверяется коллективно или в парах)

1

в

с

а

с

ы

в

а

н

и

я

2

п

р

и

д

а

т

о

ч

н

ы

й

3

м

о

ч

к

о

в

а

т

а

я

4

р

о

с

т

а

5

ч

е

х

л

и

к

6

б

о

к

о

в

о

й

7

п

о

к

р

о

в

н

а

я

  1. как называется зона корня в которой расположены корневые волоски?
  2. Корни, образующиеся на стеблях или на листьях некоторых растений?
  3. Тип корневой системы, у которой отсутствует главный корень?
  4. Зона, обеспечивающая рост корня в длину.
  5. Зона корня, обеспечивающая защиту от механического повреждения.
  6. Вид корня, образующийся на главном корне.
  7. Этот вид ткани образует корневой чехлик.

Учитель: хорошо мы потрудились сегодня на уроке. (Оценивание работы учеников, выставление оценок).

Давайте подведём итоги урока.

  1. Сегодня я узнал…
  2. У меня получилось…
  3. Было трудно…
  4. Меня удивило…
  5. Было интересно…
  6. Теперь я умею…

А теперь вопрос для смайликов.(Ученик показывает соответствующий элемент)

  1. Доволен уроком?
  2. Понял тему?

Прекрасный день, урока подошел конец.

Пусть каждый скажет про себя «Какой я молодец!»

Спасибо большое Вам, ребята, за проведенное вместе время. Надеюсь, что оно прошло для Вас не зря. Каждый из вас получил свою оценку за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Данная презентация подготовлена к уроку биологии 6 класса по теме "Голосеменные растения"...

Презентация к уроку ботаники в 6м классе

Презентация к уроку на тему "Мхи"...

Использование игры на уроках ботаники

Аннотация Цель данной работы - активизировать познавательную деятельность учащихся, используя на уроках игровые моменты, ребусы, кроссворды, а также проводя занятия в форме игры.В работе предлага...

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Урок ботаники в 6 классе "Поиск взаимосвязи между строением цветка и способом его опыления"

Урок, формирующий УУД .Цели урока:Образовательные:  дать понятие о способах опыления у цветковых растений, показать связь строения и функции на примере строения цветков растений с разным сп...

Презентация к уроку "Ботаника-наука о растениях"

О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух.И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель!...

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...