Разработка урока с использованием заданий компетентностного подхода.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Алимпиева  Галина Александровна

Тема урока: «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения».

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Цели:

Образовательная: Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснять отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

 

Развивающая:. Развивать коммуникативные способности, умение мыслить, анализировать, работать в группах, обобщать, составлять слайды к мини-проекту, пользоваться компьютером, выполнять частично поисковую работу.

 

Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к урокам физической культуры и спорту; вести здоровый образ жизни.

 

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный, репродуктивный.

Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы, самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности: групповая,  коллективное целеполагание, подготовка мини-проектов и презентаций.

Средство обучения:

Данное учебное занятие проведено в 8 классе. По программе на изучение  темы ОДС  выделяется   7 часов. Обучающиеся предварительно получили задание создать творческий мини-проект по теме: «Осанка и плоскостопие» анализируя итоги лабораторной работы, которая была выполнена в качестве домашнего задания. Был назначен ответственный, который координировал и направлял работу всей группы.

  Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения  идей.                                         

 

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, дискеты, флешка, карточки с заданиями различных ситуаций, упражнения для физминутки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyi_urok_8_klass.doc65.5 КБ
Office presentation icon otkrytyi_urok.ppt78 КБ
Office presentation icon fizicheskaya_deyatelnost.ppt145 КБ
Office presentation icon osanka.ppt766.5 КБ
Office presentation icon ploskostopie1.ppt287 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока с использованием заданий компетентностного подхода.

Тема урока: «Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения».

Тип урока – урок комплексного применения ЗУН учащимися.

Цели:

Образовательная: Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; разъяснять отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

Развивающая:. Развивать коммуникативные способности, умение мыслить, анализировать, работать в группах, обобщать, составлять слайды к мини-проекту, пользоваться компьютером, выполнять частично поисковую работу.

Воспитательная: Воспитывать положительное отношение к урокам физической культуры и спорту; вести здоровый образ жизни.

Методы: поисковый, исследовательский, проблемный, репродуктивный.

Обучение навыкам учебного труда: сравнивать, обобщать, делать выводы, самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности: групповая,  коллективное целеполагание, подготовка мини-проектов и презентаций.

Средство обучения:

Данное учебное занятие проведено в 8 классе. По программе на изучение  темы ОДС  выделяется   7 часов. Обучающиеся предварительно получили задание создать творческий мини-проект по теме: «Осанка и плоскостопие» анализируя итоги лабораторной работы, которая была выполнена в качестве домашнего задания. Был назначен ответственный, который координировал и направлял работу всей группы.

  Работа над проектом позволяет учащимся объединиться по интересам, обеспечить им разнообразие ролевой деятельности, равноправие и свободу выражения  идей.                                          

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, дискеты, флешка, карточки с заданиями различных ситуаций, упражнения для физминутки.

Ход урока

  1. Изучение нового

а) Сообщение темы урока.

б) Постановка цели урока учащимися.

Оформление доски.

Эпиграф урока: слова Тиссо: «Движение как таковое может по-своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действия движения».

- Как вы понимаете эти слова?

О положительном влиянии движений на организм человека высказывали люди в глубокой древности.

Презентация   Наташи Гендеберя « Физическая деятельность».

- Что же происходит в организме при физической работе?

- Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

Дискуссия учащихся.

Слайд учителя. Обобщение по данным вопросам. Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями?

  1. Костный аппарат становится прочным в следствии улучшения компактного слоя кости.
  2. Возрастает мышечная масса, повышается сила.
  3. Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.
  4. В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активизируется их кровоснабжение и использование кислорода.
  5. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.
  6. Жизненная ёмкость лёгких возрастает.
  7. Тренируется сердечная мышца.
  8. В организме быстрее протекают обменные процессы.
  9. Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.
  10. Мышечная работа, особенно после первых перегрузок позволяет разрядить напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры. (избыток гормонов лишает человека сна, поддерживает его беспокойное состояние).
  11. Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение их  кислородом (т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется).
  12. Улучшается настроение.

- К чему может привести малая двигательная активность?

Двигательная активность имеет большое значение в профилактике заболеваний ОДС. Попробуем это доказать.

Мини-проект учащихся.

  1. Осанка (ответственная: Мясникова Кристина).
  2. Плоскостопие.

Деятельность учащихся в ходе прослушивания сообщений, план:

  1. Запишите определения.
  2. Причины.
  3. Профилактика заболеваний.

Вывод по прослушанным сообщениям.

В древности говорили: «Движение строит». Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

- Как вы понимаете это высказывание?

Дискуссия.

Вывод: двигательная активность имеет большое значение и в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Попробуем это доказать.

  1. Закрепление.

Вашему вниманию предлагается описание ситуации, в которых имеются сведения о тех или иных нарушениях опорно-двигательной системы у подростков. К каждой ситуации имеется несколько вопросов с вариантами ответов, из которых один или несколько правильных. Вы в малой группе обсуждаете проблему, а затем посообщавшись,  кто-то один из группы отвечает.

СИТУАЦИЯ  1 (1 группа)

  Одиннадцатиклассница  Аня  на улице встретилась со старой школьной подругой Машей, которую не видела 3 года. Маша шла на согнутых ногах усталой, шаркающей походкой. Грустное выражение лица, голова опущена, плечи сведены, спина сгорблена, пальто висит мешком…

   Маша так изменилась, что Аня не узнала её сразу.

Вопрос 1. Что такое осанка?

  1. Положение туловища при движении.
  2.  Положение головы и туловища при движении.
  3. Навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела
  4. Постановка ног при движении.

Вопрос 2. По каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной осанке?

      1. Опущена голова.                                          5. Сгорбленная спина

      2. Грустное выражение лица.                          6. Согнутые ноги.

      3. Шаркающая походка.                                   7. Сведенные плечи.

      4. Висящее мешком пальто.  

Вопрос 3. Как вы считаете, отличается ли костно-мышечная система у молодого человека и у взрослого?

  1. Нет, не  отличается.                                    3. Отличается существенно:
  2. Отличается несущественно.

      а) менее крепка и тверда;                            г) более гибкая;

      б) более крепка и тверда;                            д) легче поддается искривлениям;

            в) менее гибкая                                             е) еще не сформирована.

Вопрос 4. Необходимо ли соблюдать правильную осанку и походку нормального развития костно-мышечной системы?

  1. Желательно.                                                   3. Обязательно
  2. Необязательно

Вопрос 5. Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?

  1. Нет, не влияет.                                         3. Ухудшает
  2. Влияет несущественно на:

а) фигуру;                                                       в) походку;

б) общий облик;                                            г) делает человека малопривлекательным.

СИТУАЦИЯ  2 (2 группа)

   После резкого замечания учителя  и полученной двойки ученик Рома шел, раскачиваясь, по коридору школы. Движения его были угловаты, голова опущена, спина сгорблена, живот выпячен.  «Ты почему так некрасиво ходишь?» - спросил его учитель физкультуры. «Ну и что? Мне в балете не выступать!» - мрачно ответил Рома.

Вопрос 1. Влияет ли неправильная походка на осанку и состояние здоровья человека?

  1. Нет, не влияют.                                                3. Ухудшает незначительно.
  2. Улучшают.                                                        4. Оказывают вредное воздействие

а) на позвоночник и ноги;                                    в) только на позвоночник;

б) на всю скелетно-мышечную систему;            г) на работу органов и систем

                                                                                               органов всего организма.    

Вопрос 2. Что в данном случае послужило причиной плохой осанки Р.?

  1. Нарушения питания
  2. Недостаточная двигательная активность.
  3. Недостаточное пребывание на свежем воздухе.
  4. Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой
  5. Несоответствующая росту мебель.
  6. Резкое замечание учителя.

СИТУАЦИЯ  3 (3 группа)

    В старших классах ученик Толя увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы. Занятия потребовали работы с дополнительной литературой, которую Толя постоянно носил с собой (чаще в правой руке).  «Как ты носишь такую тяжесть?» - удивилась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на занятиях физкультурой Толя пожаловался на боль в спине. Осмотрев ученика, преподаватель отметил, что правое плечо и лопатка у него значительно ниже левых, и порекомендовал Толе обратиться к врачу. Толя последовал его совету.

Вопрос 1. Как вы считаете, какой вид искривления позвоночника отметил врач у подростка?

1. Сутулость;      2. Лордоз;      3. Сколиоз;       4. Нарушение осанки;         5. Кифоз.

Вопрос 2. Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника такого вида?

  1. Малоподвижный образ жизни.                    3. Неправильная осанка вследствие
  2. Нерациональное питание                              4. Переутомление

а)  постоянного ношения

     тяжестей в одной руке;                              в) укорочения одной из ног.

б) привычки, стоя, опираться на одну          

     ногу;      

Вопрос 3. Что помогает избежать такого искривления позвоночника?

  1. Длительные пешие прогулки.                                    5. Постоянный контроль за
  2. Усиленное питание.                                                         правильностью своей осанки
  3. Пребывание на свежем воздухе.                                 6. Занятия физкультурой
  4. Избавление от вредной привычки постоянно           7. Подвижный образ жизни.

нагружать одну часть тела: руку, ногу.                      8. Занятия спортом

а) общеукрепляющей;                                                   б) специальной для осанки.

Вопрос 4. Что в данном случае может помочь в лечении?

  1. Усиленные самостоятельные занятия                         3. Подвижный образ жизни.

физкультурой и спортом.                                              4. Выполнение рекомендаций                                                                                              

      2. Различные виды физической работы.                                врача                  

         а) общеукрепляющее воздействия                

         б) специальные упражнения, исправляющие форму позвоночника          

            на весь организм;                                            

  СИТУАЦИЯ  4 (4 группа)

На день рождения подруги школьница 16-ти лет Лена пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать. Но через некоторое время, из-за боли в ногах, Лене пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване в тапочках хозяйки.

Вопрос 1. Как вы считаете, что стало причиной боли у Лены.?

  1. Дальнее расстояние, которое пришлось преодолеть Л. до дома подруги.
  2. Туфли на высоких каблуках.
  3. Продолжительные танцы.

Вопрос 2. Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека?

  1. Да, но несущественно (только усталость и боль в ногах).
  2. Может существенно ухудшить:

а) походку;           б) осанку.

      3. Может отрицательно сказаться:

         а) на костно-мышечной системе;  

         б) на работу внутренних органов;

         в) на работе всех органов и систем организма.

Вопрос 3. Какие  из предложенных мер помогут Лене в данной ситуации сохранить правильную осанку, походку и избежать деформации стоп?

1. Правильно подобранная обувь;     2. тренировка хождения на высоких каблуках;

3. Ношение обуви без каблуков;        4. Тренировка хождения на дальние расстояния.

                                                         

Ответы учащихся. Оценивание.

Вывод: ещё раз задумайтесь о пользе физических упражнений. Они являются первейшим условием здоровья, силы, выносливости человека, у которого правильное телосложение гармонично сочетается с развитой мускулатурой.

  1. Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Имеет ли данный урок для каждого из вас практическое значение?

Д/з: §16, стр. 79-80, повторить главу 4. Знать биологические термины.

Творческое  домашнее задание по выбору:

  1. Составить кроссворд из 10 вопросов (5 по вертикали, 5 по горизонтали).
  2. Составить тест из 10 вопросов по теме ОДС.

Литература:

1.Пепеляева О.В.,Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология.Человек», 8(9)класс, Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева; А.С.Батуева и др.; А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша. – М.:ВАКО,2005. – 416с. – (В помощь школьному учителю).

2.Ресурсы Интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

тема: Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения

Слайд 2

Цель урока: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения; Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки; Разъяснить отрицательные последствия плоскостопия и нарушения осанки.

Слайд 3

Что же происходит в организме при физической работе? Какова роль движения в гармоничном развитии человека?

Слайд 4

В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм?

Слайд 5

Когда-то древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым -бегай. Хочешь быть красивым – бегай». Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 6

Какие же улучшения в строении и деятельности организма возникают у физически развитых людей по сравнению с теми, кто не занимается физическими упражнениями?

Слайд 7

1. Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного слоя кости. 2. Возрастает мышечная масса, повышается сила. 3. уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение

Слайд 8

4. В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов , благодаря чему активизируется их кровоснабжение и использование кислорода. 5. Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее. 6. Жизненная ёмкость легких возрастает

Слайд 9

7. Тренируется сердечная мышца. 8. В организме быстрее протекают обменные процессы. 9. Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

Слайд 10

10. Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так как при этом быстрее разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры (избыток гормонов лишает человека сна, поддерживает его беспокойное состояние.)

Слайд 11

11. Работающие мышцы сдавливаются и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада, а поэтому улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение её кислородом (т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется). 12. Улучшается настроение .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физическая деятельность Физическая деятельность – одно из обязательных условий гармонического развития человека.

Слайд 2

Аристотель Один из первых отметил положительное влияние движений на организм. Говорил:«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Слайд 3

Александр Николаевич Радищев Русский мыслитель, писатель. Глубоко верил, что физическим воспитанием можно «укрепить тело, а с ним и дух».

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой Любил косить, копать, пилить, увлекался ездой на велосипеде. Он писал:«При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна».

Слайд 5

Максим Горький Увлекался греблей, плаванием, игрой в городки, зимой ходил на лыжах и катался на коньках.

Слайд 6

Иван Петрович Павлов Русский физиолог. Академик Петербургской АН; академик РАН с 1917. До глубокой старости занимался спортом и любил физический труд.

Слайд 7

Александр Васильевич Суворов Русский полководец. Ввёл, и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск.

Слайд 8

Михаил Васильевич Ломоносов Первым поднял голос в защиту здоровья русского народа. Он сам отличался большой физической силой и атлетическим телосложением. Считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

осанка Цель: Узнать: что такое осанка, сколиоз, кифоз, лордоз. Задачи: Изучить литературу по нарушению осанки; В ходе лабораторной работы и результатов медосмотра выявить число учащихся с нарушением осанки; Профилактика опорно-двигательной системы.

Слайд 2

осанка Осанкой называется положение, в котором вы держите тело; зачастую по осанке можно судить о вашем самочувствии. Если у вас плохое настроение или вы испытываете боль, то вы будете стремиться ссутулить плечи и ваша осанка испортиться. Что такое хорошая осанка? Это не только внешний вид, но и движения тела. Движения должны быть точными и продуманными для всех случаев ежедневного быта. В большой степени все это определяется рефлекторными (подсознательными) факторами, однако немалое влияние оказывают и внешние факторы, такие как эмоциональное состояние, наличие ослабленных или поврежденных мышц, боль.

Слайд 3

Позвоночник человека с правильной осанкой

Слайд 4

сколиоз Сколиоз (Scoliosis) - это: боковое искривление позвоночника, развивающееся в результате его врожденных или приобретенных аномалий развития, а также мышц или иннервирующих его нервов. Рекомендации: специальный корсет , фиксирующий позвоночник в правильном положении. При значительном искривлении -хирургическая коррекция путем специальной фиксации позвоночника или остеотомии.

Слайд 5

Позвоночник человека с круглой спиной и с боковыми искривлениями

Слайд 6

кифоз Кифоз (от греч . kyphos - согбенный) Искривление позвоночника (обычно грудного отдела) выпуклостью назад. Возникает при поражении одного или нескольких позвонков (туберкулез, травма). При грубой деформации образуется горб. Кифоз может быть дугообразным и угловатым. Дугообразный кифоз- это так называемая круглая спина, сутулость. Угловой кифоз в грудном отделе позвоночника называется горбом. Причиной чаще всего служит поражение позвонков туберкулёзным процессом. В нашей школе нет детей, болеющих кифозом.

Слайд 7

лордоз Врожденное или приобретенное искривление позвоночника выпуклостью вперёд часто в сочетании с другими искривлениями. В нашей школе нет детей с таким заболеванием

Слайд 8

кифоз и лордоз

Слайд 10

Осанка при ходьбе

Слайд 11

Результат медосмотра за 2007-2008 г учащихся школы №2 с нарушением осанки

Слайд 12

Результат медосмотра за 2007- 2008 г с заболеванием сколиоза

Слайд 13

Профилактика ОДС проведение на уроках «физминуток» активное посещение уроков физической культуры занятия плаванием бег на лыжах посещение занятий ЛФК Знать и соблюдать методы самоконтроля и коррекции осанки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плоскостопие Цель: 1.Выяснить что такое плоскостопие и причины его возникновения; 2. Изучить результаты лабораторной работы и медосмотра школьников ; 3.Профилактика и лечение плоскостопия. Задачи: 1. Провести лабораторную работу по выявлению плоскостопия в 8 «Г» классе; 2. Сравнить результаты медицинского осмотра учащихся школы №2 за 2007 и 2008 год; 3. Дать рекомендации детям имеющим нарушение стопы и ознакомить с упражнениями, предупреждающими плоскостопие.

Слайд 2

Что такое плоскостопие опущение (уплощение) сводов стопы. Вызывает быструю утомляемость и боль при длительной ходьбе и стоянии. Причины: 1. длительная ходьба; 2. перенос больших тяжестей; 3. узкая, тесная обувь или увлечение обувью на высоких каблуках.

Слайд 3

Результаты лабораторной работы в 8-ых классах Выполнив лабораторную работу и обработав результаты, мы выяснили, что 1 человек страдает плоскостопием.

Слайд 4

Результаты медицинского осмотра по выявлению плоскостопия за период 2007-2008 годов

Слайд 5

Вывод: Сравнив медицинские результаты 2007 и 2008 годов, мы увидели значительную разницу в показателях. Это свидетельствует о том, что учащиеся нашей школы заниматься спортом, активно посещают уроки физической культуры и правильно подбирают обувь.

Слайд 6

Упражнения, предупреждающие плоскостопие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

"Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении"

Проблема применения интегрированных уроков актуальна в связи со снижением интереса обучающихся к занятиям. Во-вторых, традиционный урок не представляет возможностей всем без исключения раскрыть себя. ...

Использование компьютерных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядно...

Методические рекомендации "Исследовательская деятельность на уроках математики как основа компетентностного подхода в обучении математике

Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени, смещают акцент со знаниевого компонента на формирование у обучающегося личностных качеств созидателя и т...

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода

Использование информационных технологий на уроках математики в условиях компетентностного подхода...

Анализ и оценка обучающей деятельности учителя на уроке в логике деятельностно- компетентностного подхода

Цель: определить критерии оценки обучающей деятельности учителя на уроке с позиции деятельностно- компетентностного подхода (на основе ИКТ и общественной экспертизы) Задачи:Создать инструмент оце...