урок - конференция по биологии для 7 класса
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Открытый урок – конференция по биологии в 7 классе по теме: « Многообразие голосеменных».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biol.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Любицкое Пугачёвского района Саратовской области»

Открытый урок – конференция

 по биологии в 7 классе по теме:

 « Многообразие голосеменных».

Учитель биологии и химии

Гончарова Н.М.

                                                   2012 г.

                               

План-конспект урока конференции.

                                                 « Многообразие голосеменных».

Задачи: Расширить знания учащихся о голосеменных, познакомить с многообразием видов, особенностями их распространения, ролью в природе и практическим значением.

Продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе.

Оборудование: коллекция голосеменных, гербарные экземпляры сосны, ели лиственницы, пихты, можжевельника, таблица « Многообразие голосеменных».

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о многообразии голосеменных.

                Цель нашего урока: изучить видовой состав голосеменных, раскрыть роль

                                                  этих растений в природе и жизни человека.

Природа нашей страны очень разнообразна. На многие тысячи километров раскинулись лесные массивы. Из них 78% - хвойные леса, где произрастают многочисленные представители отдела голосеменные

Голосеменные растения упоминаются во многих стихотворениях.

О. этот ствол, звенящий. Рослый,

Упругий, с кроною сквозной.

 Меня вы покорили сосны,

 Гвардейской выправкой лесной.

Оттенок меди, сила стали –

Отменной прочности залог.

Вы нас надежно прикрывали

В минуты гроз, в часы тревог.

Но прошумело лет немало,

К вам старость горькая пришла,

Вас, поседевших, доконала

Своими зубьями пила.

У ног моих сплетенье…

В последних отблесках зари

Вы, словно павшие в сраженьи,

Недвижные богатыри.                               ( П. Бровка)

На доске написан план урока-конференции.

  1. Хвойные – один из классов голосеменных, жизненные формы, основные виды

      распространение на территории нашей страны.

  1. Роль хвойных в природе.
  2. Применение хвойных в медицине.
  3. Значение хвойных в жизни человека, его хозяйственной деятельности

На партах лежит раздаточных гербарный материал представителей класса Хвойные.

1. Ель обыкновенная.

2. Можжевельник казацкий.

3. Ель колючая.

4. Ель обыкновенная.

5. Туя Западная.

6. Пихта сибирская.

7. Лиственница русская.

          По каждому пункту выступают ученики с докладами. Ученикам предлагается составить кроссворды, прослушав сообщения.

1-й ученик.

Хвойные леса составляют более трети лесов планеты. На земном шаре насчитывается700 видов сосен. Особым авторитетом среди них пользуются сосна обыкновенная и сосна кедровая. Сосновые леса широко распространены в нашей стране. Их можно видеть  и в европейской части и в Сибири и на Кавказе. Сосна -  могучее дерево до 30-40 метров. Высотой, имеющее диаметр ствола до 1 метра, кора её отливает красной медью. Предельный возраст 350-400 лет. Нижние части ствола лишены ветвей. У старых сосен первые сучья начинаются, как правило, на высоте 10 метров то земли. Сосна очень светолюбива. Под пологом других деревьев она расти и возобновляться не в состоянии. Если сосна росла не в лесу, а на открытом месте облик её иной. Дерево не такое высокое. Ствол толще, оно более ветвистое, коренастое. По отношению к почве сосны неприхотливы. Они растут на скалах, на болотах и песках. Сосна- одно из немногочисленных деревьев уживающихся с торфяными мхами. Игловидные листья сосны- хвоинки достигают 3-4 см в длину. Они расположены по две на сильно укороченных побегах, поверхность их покрыта восковым налетом.

2-й ученик.

Ель и похожа на сосну и не похожа. Листья ели тоже хвоинки, но они  короче и более колючие. Хвоя густо покрывает побеги. По своим биологическим особенностям ель сильно отличается от сосны. Она гораздо более теневыносливая и может развиваться под пологом сосны и лиственных деревьев. Это часто приводит к смене сосновых и березовых лесов еловыми, так как ель, затеняет и вытесняет эти деревья. Ель требовательна к почве: она хорошо растет только на богатой питательными веществами, хорошо увлажненной почве. Главный корень развит слабо, боковые корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ветер иногда валит еловые деревья, выдирая их с корнями. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту до 4 метров.

3-й ученик.

Лиственница – это быстрорастущее светолюбивое дерево. Отличается  от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым.  Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах текущего года хвоинки располагаются по одиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. Как и другие светолюбивые древесные породы, лиственница быстро растет  в молодости. Имеет толстую кору и благодаря этому малочувствительна к огню, почти не страдает от низовых пожаров.. Шишки довольно крупные, становятся вполне зрелыми уже в первую осень.

4-й ученик.

Можжевельник – хвойный кустарник, реже – дерево высотой 15-18 метров. Ветви его покрыты очень плотными хвоинками. Расположены хвоинки редко и отходят от стебля сразу по три, своеобразными ярусами – мутовками. Сохраняются на ветвях до четырех лет. Побеги красновато-бурые. Растет медленно. К климату нетребователен и  весьма холодостоек. Двудомное растение. На женских кустах можжевельника можно увидеть черно-синие мясистые шарики, похожие на ягоды.  Они обладают очень своеобразным вкусом и запахом. Но это, конечно, не настоящие ягоды. Каждый шарик – это три семени, собранные вместе и одетые общей сочной мякотью.

1-й ученик.

Пихта  - дерево высотой 30 метров. Хвоинки у пихты – это не иголки, а очень узкие пластинки, закругленные на конце. На нижней стороне хвоинки хорошо заметны две белые продольные полоски. Здесь располагаются устьица. Шишки пихты не висят, а направлены вверх, как свечи на елке. Кора пихты гладкая, без трещин. Цвет ее сероватый, довольно светлый.

2-й ученик.

Голосеменные растения усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород. Хвойные растения выделяют за год 5 кг. Фитонцидов ( можжевельник до 30 кг).

3-й ученик.

Представители хвойных находят широкое применение в медицине. Отвар сосновых почек применяют в качестве отхаркивающего и дезинфицирующего средства при хронических бронхитах. Из хвои  получают сосновый экстракт, эфирное масло, концентрат витамина С, применяемые для общеукрепляющих ванн, ингаляций при заболеваниях дыхательных путей. Смола сосны – источник эфирного масла ( живичного скипидара), применяемого в виде мазей, смесей для лечения ревматизма, подагры. Из сосновой щепы получают деготь, входящий в состав мазей для лечения кожных заболеваний.

4-й ученик.

Древесина ели идет на изготовление бумаги. Из нее вырабатывают целлюлозу, искусственный шелк. Еловая древесина идет на изготовление музыкальных инструментов. Ель является важнейшим поставщиком дубильных веществ, которые необходимы  при выделке кожи.

Древесина лиственницы тяжелая, смолистая, крепкая. Бревна лиственницы долго сохраняются в воде не зегнивая, благодаря чему используются для различных подводных сооружений. Древесина используется также для рудничных стоек, шпал, как  топливо

  1. Закрепление изученного материала.

Учитель. Выполним биологический диктант.

  1. Вегетативные органы голосеменных……(хвоя, стебель, корень)
  2. Ель, сосна, лиственница представители класса……..(кл.Хвойные)
  3. Листья у хвойных представлены…….(хвоинки)
  4. У сосны два типа шишек…….(женские и мужские)
  5. Отдел голосеменные относится к п\ц растений…….(высшие)
  6. У какого представителя класса хвойных опадает хвоя, как у листопадных деревьев……….(лиственница)
  7. Хвойные выделяют особые вещества……(фитонциды)
  8. Размножаются голосеменные при помощи……(семян)
  9. Почему от ураганного ветра сосна ломается, а ель выворачивается с корнем? (У ели слабый главный корень)
  10. Почему в лесу нижние ветки сосны отмирают?( Не хватает света, сосна светолюбивое растение)

  1. Итоги.

Голосеменные растения играют важную роль в природе и жизни человека.

Представители класса хвойные широко используются человеком в хозяйственной деятельности, медицине. Необходимо рационально использовать, охранять и возобновлять хвойные, как основу лесных богатств нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока- конференции по биологии "Промысловые рыбы" 7 класс

Открытый урок-конференция по биологии "Промысловые рыбы" в 7 классе проведен в месячник естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся пополнили свой запас знаний о промысловых рыбах, поз...

Урок-конференция "Прокариотическая клетка" 9 класс

знакомит учащихся со строением прокариотической клетки, с важной ролью бактерий в природе и жизни человека...

Разработка урока-конференции по географии 8 класс "Экологические проблемы России"

На данном уроке рассматриваются данные проблемы на уровне страны, региона и района....

Урок-конференция для учащихся 8 класса

Урок-конференция для учащихся 8 класса"Роль автомобиля в жизни человека"Цель урока:обобщение и углубление знаний учащихся по теме: “Тепловые двигатели”выяснить, в чем заключается негативное влияние те...

Урок - конференция "Шляпочные грибы" 7 класс с(к) ш-8 вида

В конспекте нетрадиционного урока реализуется цель:  формирование знаний у учащихся с отклонениями в развитии о шляпочных грибах; расширений представлений о пользе и вреде шляпочных грибов; корре...

Открытый урок . Конференция учащихся 9-10 классов. Тема "Преобразование графиков функций"

Обмен знаниями учащихся 9 и 11 классов.Презентации учащихся.Материалы учителя.Тесты....

Урок-конференция в 10-м классе. Тема: "Тепловые двигатели и охрана окружающей среды"

Урок - конференция.Проведение таких уроков стимулирует познавательную активность учащихся, развтвают интерес к предмету, воспитывают у учащихся бережное отношение к природе. В процессе проведения урок...