открытый урок класс насекомые
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Хинтуханова Лилия Владимировна

открытый урок по теме класс насекомые. обобщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyi_urok_klass_nasekomye.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ИГРА в 7 классе

Тема урока: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.

Цель:


  • создание условий для осмысления учебной информации для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях;

  • проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.


Задачи:


  • образовательная: повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;

  • воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека;

  • развивающая: продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.


^ Тип урока: комбинированный.

Оборудование: настенные картины «Отряды насекомых»,


Ход урока.

I. Организационный момент (подготовка игры).

- приветствие учащихся;

- определение их готовности к работе:

- сообщение цели урока: урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Программа «В мире животных» объявила конкурс на участие в новом проекте Первого канала о животных. Цель игры – определить команду знатоков для съемки нового проекта и лучшего специалиста по насекомым.


^ II. Основная часть урока.

1.Разминка.

Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов.

- От какого слова произошло название класса – насекомые?

Насекомые освоили все среды обитания.

- Какие?

- Что способствует такому широкому распространению по планете? (способность к полету).

Мы познакомились со множеством отрядов.

- Перечислите их?

^ 2. Взаимопроверка с использованием тестовых заданий.


  1. Для насекомых характерны следующие признаки:


А. 4 пары ног и ни одной пары усиков;

Б. 3 пары ног и одна пара усиков;

В. Головогрудь и брюшко;

Г. Голова, грудь, брюшко.


  1. Дышат насекомые при помощи:


А. легких;

Б. Легких и трахей;

В. Жабр;

Г. Трахей.


  1. Мальпигиевы сосуды – это


А. Кровеносные сосуды;

Б. Органы выделения;

В. Органы пищеварительной системы;

Г. Сердце.


  1. Лижущий ротовой аппарат имеют:


А. Таракан;

Б. Майский жук;

В. Шмель;

Г. Комнатная муха.


  1. Хитиновый покров:


А. Служит наружным скелетом;

Б. Защищает мягкие части тела;

В. Орган нападения;

Г. Орган размножения.


  1. У насекомых кровеносная система:


А. Замкнутая;

Б. Незамкнутая;

В. Отсутствует.


  1. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:


А. Яйцо – взрослая особь;

Б. Яйцо – личинка – взрослая особь;

В. яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;

Г. Яйцо – куколка – взрослая особь.


  1. ^ У насекомых количество ног:


А. 4 пары;

Б. 3 пары;

В. 2 пары;

Г. 5 пар.

Ответы: 1-Б, Г; 2-Г; 3-Б; 4-Г; 5 –А; 6-Б; 7-В; 8-Б.


На съемку программы прошли все.


^ Конкурс 1. «Найди ошибки»

Знаменитый выдумщик барон Мюнхаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.

Письмо барона Мюнхаузена. Уважаемая программа «В мире животных». Хочу поделиться с Вами наблюдениями во время своего путешествия.

Когда буря закончилась, мы подняли якоря и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пройти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили испугаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.

^ Конкурс 2. «Внимание! Черный ящик».

В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использовали еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике?

^ Конкурс 3. «Галерея» (Задание на установление соответствия)

Первая ассоциация, которая возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившуюся картинку и соответствующий ей термин, объясняющий это биологическое явление.

Картинки: 1. Бабочка на цветке

2. Скарабей священный

3. Клевер и шмель

4. Муравейник

5. Бабочка Аполлон

6. кузнечик.

Термины: 1. Красная книга

2. грызущий ротовой аппарат

3. симбиоз

4. отряд прямокрылые

5. общественные насекомые

6. опыление.

Конкурс 4. «Знаете ли вы?» (викторина)


  1. Что такое энтомология? (наука о насекомых)

  2. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

  3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)

  4. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)

  5. Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

  6. Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).

  7. К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)

  8. В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).

  9. Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)

  10. Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

  11. Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский)




^ Конкурс 5. «Презентация «Отряда Насекомых»

У многих людей насекомые не вызывают приятные эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью. Но сегодня мы сможем убедиться в том, что они – наши настоящие друзья.

Каждая команда должна представить презентацию отряда Перепончатокрылых.


^ III. Выводы, заключения.

Каждая команда должна назвать общие признаки Класса Насекомых.

Общие признаки:


  1. Насекомые – один из классов Членистоногих.

  2. Насчитывают более 1 млн.видов. Занимают первое место по числу видов среди животных.

  3. Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.

  4. Части тела – голова, грудь, брюшко.

  5. Количество ходильных ног- 3 пары.

  6. Наличие крыльев – 1 или 2 пары.

  7. Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть еще 3 простых).

  8. Скелет – наружный, хитиновый.

  9. Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.

  10. Дыхательная система – трахеи.

  11. Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.

  12. Выделительная система – Мальпигиевы сосуды.

  13. Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.

  14. Развитие с превращением и без превращения, полное и неполное.

  15. Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.

  16. Значение в жизни человека – вредители с/х культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.

  17. Специфические особенности – общественные насекомые.




Вывод: Класс Насекомые - сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.


IV. Подведение итогов урока.


  1. Команда победитель –

  2. «лучший специалист по насекомым» -

  3. Выставление оценок.




V. Задание на дом: на выбор

1. придумать кроссворд «Класс насекомые»

2. написать сочинение-миниатюру или сказку о насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: "Класс Насекомые"

Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...

урок Класс Насекомые

конспект урока...

Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...