Главные вкладки

    открытый урок класс насекомые
    план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

    Хинтуханова Лилия Владимировна

    открытый урок по теме класс насекомые. обобщение

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyi_urok_klass_nasekomye.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК – ИГРА в 7 классе

    Тема урока: КЛАСС НАСЕКОМЫЕ.

    Цель:


    • создание условий для осмысления учебной информации для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях;

    • проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.


    Задачи:


    • образовательная: повторить и систематизировать знания о многообразии, строении и жизнедеятельности насекомых, о роли насекомых в природе и жизни человека;

    • воспитательная: способствовать формированию чувства ответственности за сохранение своего здоровья и окружающих; подвести к выводу о необходимости охраны насекомых; продолжить формирование научного мировоззрения, расширить биологическую картину мира и экоэтические взгляды на примере значения насекомых в природе и жизни человека;

    • развивающая: продолжить развитие логического мышления, навыков по применению биологических знаний на практике; анализировать и обобщать полученную информацию; стимулировать развитие навыков познавательного интереса; разносторонне развивать личность.


    ^ Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: настенные картины «Отряды насекомых»,


    Ход урока.

    I. Организационный момент (подготовка игры).

    - приветствие учащихся;

    - определение их готовности к работе:

    - сообщение цели урока: урок пройдет в необычной форме – в форме игры. Программа «В мире животных» объявила конкурс на участие в новом проекте Первого канала о животных. Цель игры – определить команду знатоков для съемки нового проекта и лучшего специалиста по насекомым.


    ^ II. Основная часть урока.

    1.Разминка.

    Класс Насекомые широко распространены по всему земному шару. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн. видов.

    - От какого слова произошло название класса – насекомые?

    Насекомые освоили все среды обитания.

    - Какие?

    - Что способствует такому широкому распространению по планете? (способность к полету).

    Мы познакомились со множеством отрядов.

    - Перечислите их?

    ^ 2. Взаимопроверка с использованием тестовых заданий.


    1. Для насекомых характерны следующие признаки:


    А. 4 пары ног и ни одной пары усиков;

    Б. 3 пары ног и одна пара усиков;

    В. Головогрудь и брюшко;

    Г. Голова, грудь, брюшко.


    1. Дышат насекомые при помощи:


    А. легких;

    Б. Легких и трахей;

    В. Жабр;

    Г. Трахей.


    1. Мальпигиевы сосуды – это


    А. Кровеносные сосуды;

    Б. Органы выделения;

    В. Органы пищеварительной системы;

    Г. Сердце.


    1. Лижущий ротовой аппарат имеют:


    А. Таракан;

    Б. Майский жук;

    В. Шмель;

    Г. Комнатная муха.


    1. Хитиновый покров:


    А. Служит наружным скелетом;

    Б. Защищает мягкие части тела;

    В. Орган нападения;

    Г. Орган размножения.


    1. У насекомых кровеносная система:


    А. Замкнутая;

    Б. Незамкнутая;

    В. Отсутствует.


    1. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:


    А. Яйцо – взрослая особь;

    Б. Яйцо – личинка – взрослая особь;

    В. яйцо – личинка – куколка – взрослая особь;

    Г. Яйцо – куколка – взрослая особь.


    1. ^ У насекомых количество ног:


    А. 4 пары;

    Б. 3 пары;

    В. 2 пары;

    Г. 5 пар.

    Ответы: 1-Б, Г; 2-Г; 3-Б; 4-Г; 5 –А; 6-Б; 7-В; 8-Б.


    На съемку программы прошли все.


    ^ Конкурс 1. «Найди ошибки»

    Знаменитый выдумщик барон Мюнхаузен прислал письмо, где он рассказывает о своих наблюдениях во время путешествия. В письме много ошибок. Используя свои знания, командам необходимо исправить ошибки. Работа выполняется каждой командой в отдельности. По итогам работы команды предлагают свои ответы.

    Письмо барона Мюнхаузена. Уважаемая программа «В мире животных». Хочу поделиться с Вами наблюдениями во время своего путешествия.

    Когда буря закончилась, мы подняли якоря и недели через две прибыли на остров Вайгач, который находится на Чукотке. Старший сын губернатора предложил пройти вместе с ним на охоту в лес. Я с большим удовольствием согласился. В лесу было много насекомых. Я очень испугался, когда увидел комаров из рода Анофелес, которые вызывают у человека малярию, и много было мух цеце. Я всех их поймал и пошел дальше. Жара стояла невыносимая, и мы решили испугаться. Подошел к берегу, а там летают странные двукрылые стрекозы, тараканы. Муха грызет траву, а стрекоза проглотила лягушку. От увиденного я в ужасе убежал на корабль.

    ^ Конкурс 2. «Внимание! Черный ящик».

    В ящике находится продукт деятельности насекомых, обладающий бактерицидным свойством. Его использовали еще в Древнем Египте. Тело Александра Македонского, скончавшегося во время похода на Ближний Восток, было перевезено для погребения в столицу Македонии погруженным в этот продукт. Угадайте, что находится в черном ящике?

    ^ Конкурс 3. «Галерея» (Задание на установление соответствия)

    Первая ассоциация, которая возникает при этом слове – это картинная галерея. В нашей программе представлена необычная выставка картин с различными биологическими явлениями. Представители команд должны пройти в нашу галерею, выбрать понравившуюся картинку и соответствующий ей термин, объясняющий это биологическое явление.

    Картинки: 1. Бабочка на цветке

    2. Скарабей священный

    3. Клевер и шмель

    4. Муравейник

    5. Бабочка Аполлон

    6. кузнечик.

    Термины: 1. Красная книга

    2. грызущий ротовой аппарат

    3. симбиоз

    4. отряд прямокрылые

    5. общественные насекомые

    6. опыление.

    Конкурс 4. «Знаете ли вы?» (викторина)


    1. Что такое энтомология? (наука о насекомых)

    2. Кто раньше появляется весной – летучие мыши или летающие насекомые? (летающие насекомые)

    3. Какой жук носит название того месяца, в котором он появляется? (майский жук)

    4. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих? (жук-олень)

    5. Что такое мирмикология? (наука о муравьях)

    6. Как можно узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (муравьи закрывают все ходы и выходы).

    7. К какому отряду относят Платяную моль? (чешуекрылые)

    8. В кого превращала князя Гвидона царевна лебедь в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина? (комар, муха, шмель).

    9. Один из женихов Дюймовочки, тоже насекомое. (майский жук)

    10. Вспомните наиболее популярную книгу о насекомых – она начинается именинами и заканчивается свадьбой. (Муха-Цокотуха)

    11. Из какого произведения строчки и о ком идет речь: «Злое насекомое выглядит так грозно, что его боятся медведи, собаки, волки, бегемоты и слоны»? («Тараканище» К.И.Чуковский)




    ^ Конкурс 5. «Презентация «Отряда Насекомых»

    У многих людей насекомые не вызывают приятные эмоции, а некоторые к ним относятся с неприязнью. Но сегодня мы сможем убедиться в том, что они – наши настоящие друзья.

    Каждая команда должна представить презентацию отряда Перепончатокрылых.


    ^ III. Выводы, заключения.

    Каждая команда должна назвать общие признаки Класса Насекомых.

    Общие признаки:


    1. Насекомые – один из классов Членистоногих.

    2. Насчитывают более 1 млн.видов. Занимают первое место по числу видов среди животных.

    3. Среда обитания – почва, наземно-воздушная, водная, организм.

    4. Части тела – голова, грудь, брюшко.

    5. Количество ходильных ног- 3 пары.

    6. Наличие крыльев – 1 или 2 пары.

    7. Органы зрения – 2 сложных глаза. (У пчел есть еще 3 простых).

    8. Скелет – наружный, хитиновый.

    9. Кровеносная система – незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная.

    10. Дыхательная система – трахеи.

    11. Пищеварительная система – 4 пары измененных конечностей, ротовой аппарат, глотка, желудок, кишка, анальное отверстие.

    12. Выделительная система – Мальпигиевы сосуды.

    13. Особенности размножения – раздельнополые, внутреннее оплодотворение.

    14. Развитие с превращением и без превращения, полное и неполное.

    15. Роль в природе – опыление, почвообразование, пища, паразиты.

    16. Значение в жизни человека – вредители с/х культур, паразиты человека, переносчики болезней, дают мед, шелководство.

    17. Специфические особенности – общественные насекомые.




    Вывод: Класс Насекомые - сложноорганизованные, что позволяет им хорошо приспосабливаться к условиям жизни.


    IV. Подведение итогов урока.


    1. Команда победитель –

    2. «лучший специалист по насекомым» -

    3. Выставление оценок.




    V. Задание на дом: на выбор

    1. придумать кроссворд «Класс насекомые»

    2. написать сочинение-миниатюру или сказку о насекомых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока: "Класс Насекомые"

    Данный урок является вводным в теме насекомые. Ребята уже изучили классы ракообразных и паукообразных. Перед уроком ребятам предлагается выполнить опережающее задание, придумать загадки о жуках,...

    Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

    В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

    Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

    Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...

    урок Класс Насекомые

    конспект урока...

    Биология 7 класс. Тема урока: "Класс Насекомые Общая характеристика, особенности строения"

    Биология 7 класс Тема урока "Класс Насекомые.Общая характеристика, особенности строения" Методическая разработка урока....

    Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

    Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

    Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

    Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...