Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Скачко Мария Павловна

Рабочая программа по биологии 6 класс линия Пасечника (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tabl_i_plan_6_kl.docx64.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Биология». 6 класс  (70 ч )

«Растения. Грибы. Бактерии»

Курс биологии 6 класса опирается на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 5  классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования по биологии.  

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Растения, Бактерии и Грибы;

- систематизировать знания учащихся о растительных организмах, бактериях и грибах, их многообразии;

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов. Материал курса разделен на 5 глав. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и их значением.

Основные технологии:

- проблемное обучение: создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности по их разрешению

- исследовательские методы в обучении: возможность самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в проблему и предполагать пути ее решений

- проектные методы обучения: дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

- разноуровневое обучение

- лекционно-семинарско-зачетная система

- игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр

- обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа

- здоровьесберегающие технологии: использование данной технологии позволяет равномерно распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную и физическую деятельность

 

 Основное содержание:

В первой главе «Клеточное строение растений» учащиеся знакомятся с особенностями состава и строения растительной клетки, а также с растительными тканями.

Во второй главе « Царство Бактерии. Царство Грибы» учащиеся знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Бактерии и царства Грибы, получают представление об их многообразии и значении. Формируется представление о растительных природных сообществах, о взаимосвязях компонентов фитоценозов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду.

Третья глава «Основные отделы царства растений», знакомит учащихся с особенностями строения, требованиями к условиям произрастания, значения  в природе и хозяйственной деятельности человека представителей различных отделов, классов и семейств царства Растения. Последовательность изучения систематических групп отражает последовательность эволюционных преобразований.

Четвертая глава «Строение и функции органов цветкового растения» посвящена изучению вегетативных и генеративных органов цветковых  растений. Строение органов рассматривается в тесной взаимосвязи с выполняемыми ими функциями. Формируется представление о растении как о целостном организме.

Пятая глава «Классификация растений», посвящена изучению систематических категорий: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений: класс двудольных и однодольных растений.

Шестая глава «Природные сообщества», показывает взаимосвязь растений с другими организмами, растительные сообщества и их типы, развитие и смена растительных сообществ, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.  

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.

Лабораторные работы имеют большое значение в обучении биологии, стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес  к естественным наукам в целом.

Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности.

Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2-х часов в неделю.

Распределение учебных часов по темам курса

Часы по темам распределены следующим образом:

«Введение» -  2 часа из темы «Биология как наука» и «Методы познания в                                       биологии»

Глава 1. «Клеточное строение организмов» и «Ткани» - 5 часов.

Глава 2. «Царство Бактерии» и «Царство грибы» - 7 часа.

Глава 3. «Основные отделы царства Растения» - 8 часов.

Глава 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений» - 16 часов.

Глава 5. «Жизнь растений» - 15 часов.

Глава 6. «Классификация растений» - 7 часов.

Глава 7. «Природные сообщества» - 8 часа.

Требования к уровню подготовки учащихся

Достижение планируемых результатов оценивается на базовом уровне, свидетельствующим о сформированности знаний, умений, способов деятельности по биологии, которые необходимы для успешного продолжения обучения в старшей школе, и предполагает освоение опорной системы знаний и правильного выполнение учебных действий при решений простых учебных и учебно-практических задач. Оценка достижений этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач(заданий) с очевидным способом решения. Чаще всего это задания, в которых необходимо узнать биологические объекты, процессы, явления и/или привести их примеры; применить знания в знакомой ситуации.

Называть:

- общие признаки живых организмов

- признаки царств живой природы отделов растений, классов и семейств цветковых растений

- причины и результаты эволюции

- приводить примеры: усложнения растений в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений к среде обитания, наиболее распространенных видов и сортов

Характеризовать:

- строение, функции клеток, бактерий, грибов и растений; деление клетки; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организма; лишайника как комплексного организма

- размножение, рост и развитие бактерий, грибов и растений

- среды обитания организмов, экологические факторы

- природные сообщества, пищевые связи, приспособленности организмов к жизни в сообществе

Распознавать:

- организмы, бактерий, грибов, лишайников и растений

- клетки, ткани, органы и системы органов растений

- наиболее распространенные виды растений своего региона, разных семейств, классов, отделов; съедобные виды растений и грибов

Сравнивать:

- семейства, классы покрытосеменных растений царства живой природы

Применять знания:

- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны

- о строении и жизнедеятельности бактерий и грибов для обоснования хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний

Наблюдать:

- сезонные изменения в жизни растений

Соблюдать правила:

- приготовления микропрепаратов и рассмотрения их под микроскопом

- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений

- поведения в природе

Планируемые результаты освоения курса биологии

Предметные:

- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов

- доказывать биологические закономерности появляющиеся в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека

- объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов

- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

- описывать и анализировать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними

- знать и соблюдать правил  работы в кабинете биологии

УУД: познавательные

- находить информацию (в текстах, таблицах и т.д.)

- анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать(делать выводы) на основе на основе фактов и абстрактных понятий

- классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления

- сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия

- устанавливать причины и их следствия

- устанавливать аналоги ( в т.ч. создавать модели объектов)с помощью учителя и самостоятельно

- представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, план) в т.ч. используя ИКТ

Регулятивные:

-определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе

- панировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно

-оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

- быть готовым изменить свое точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки

- участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

- создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения  с помощью учителя и самостоятельно

-использовать речевые средства с в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

- работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать  в выработке решения

- предотвращать и преодолевать конфликты – идти  на взаимные уступки, уметь договариваться

Личностные

- отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях

- отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)

- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей в однозначных и неоднозначных ситуациях

- осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели

- строить отношения с людьми не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления

- пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов

- выбирать поступок  в однозначно оцениваемых и неоднозначных ситуациях

- признавать свои плохие поступки и отвечать за них ( принимать наказание, определять для себя наказание)



Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

п/п

№ урока по теме

Тема

Тип урока

Элементы

содержания

Основные виды деятельности учащихся

Виды

Контроля

Домашнее задание

Дата

проведения урока

По плану

По факту

1

1

Биология – наука о живой природе

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Биология как наука. Значение биологии.

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Текущий

Стр. 9-12

1 нед.

2

2

Метода

исследования в биологии

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение, Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление, его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Текущий

Стр. 9-12

1 нед.

3

1

Устройство увеличительных приборов

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом

Лабораторная и практическая работа: рассмотрение строения растений.

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа, отрабатывают правила работы с микроскопом.

Фронтальный

§1

2 нед.

4

2

Строение клетки

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоль.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Письменный

§2

Стр. 17-19

2 нед.

5

3

Пластиды

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласта.

Лабораторные и практические уроки: «Строение клеток кожицы чешуи лука», «Приготовление препаратов  рассмотрение пластид в клетках листа элодеи(дем.)»

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Фронтальный

§2

Стр. 19-20

3 нед.

6

4

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление.

Урок закрепления знаний    

Рост и развитие клеток. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы.

Демонстрация. Схемы, таблицы о росте, развитие и деление клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результатов.

Письменный

§3

3 нед.

7

5

Понятие «ткань»

Урок комплексного применения ЗУН уч-ся

Ткань: покровные, механические образовательные.

Демонстрация.

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные практические: «Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работы с микроскопом и определяют различные виды ткани.

Фронтальный

§4

4 нед.

8

6

Понятие «ткань»

Урок закрепления знаний

Основные ткани

Демонстрация.

Микропрепараты различных растительных тканей.

лабораторные практические: «Рассмотрение под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работы с микроскопом и определяют различные виды ткани.

Фронтальный

§4

4 нед.

9

7

Обобщающий урок

Урок проверки, оценки и коррекции знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовление микропрепаратов

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умения готовить микропрепараты и умения работать с микроскопом.

Проверочная работа

тетрадь

5 нед.

10

1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы, разнообразие, распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

Фронтальный

§5

5 нед.

11

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

Урок закрепления знаний

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в жизни человека

Определяют понятия: «клубеньковые бактерии», «симбиоз». Объясняют значение бактерий в природе и жизни человека

Текущий

§6

6 нед.

12

3

Болезнетворные бактерии

Урок закрепления знаний

Роль бактерий в возникновении и распространении болезней

Определяют понятия: «болезнетворные бактерии», «эпидемия»

Текущий

§6

6 нед.

13

4

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие и роль грибов

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль и значение грибов в природе и жизни человека

Фронтальный

§7,8

7 нед

14

5

Плесневые грибы и дрожжи

Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторные и практические работы. Особенности строения мукора и дрожжей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями.

Письменный

§9

7 нед.

15

6

Грибы-паразиты

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов паразитов, натуральные объектов (по возможности)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Фронтальный

§10

8 нед.

16

7

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении

Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы Демонстрируют умения готовить микропрепараты и работать и работать с микроскопом

Самостоятельная работа

тетрадь

8 нед.

17

1

Ботаника-наука о растениях

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений. Охрана.

Демонстрация

Гербарии растений, таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют низшие и высшие растения, наиболее распространенные, опасные для человека. Выделяют взаимосвязь между строением и местообитанием

Фронтальный

§11

9 нед

18

2

Водоросли, их многообразие, строение

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Среда обитания, строения, жизнедеятельность, размножение зеленых, бурых и красных водорослей

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей (дем.)

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербариями, определяя представителей

Текущий

§12

9 нед

19

3

Лишайники

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание, и размножение лишайников. Значение лишайников природе и жизни лишайников.

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Фронтальный

§13

10 нед.

20

4

Мохообразные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Низшие споровые растения. Многообразие мхов, среда обитания. Строение и значение.

Лабораторные и практические работы

Строение мхов(дем.)

Выделяют существенные признаки низших споровых растений. Сравнивают разные группы мхов и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека

Фронтальный

§14

10 нед.

21

5

Папоротники, хвощи, плауны.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Высшие споровых растений. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и в жизни человека, охрана.

Лабораторные и практические работы

Строение высших споровых растений (дем.)

Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы папоротникообразных и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей, плаунов в природе и в жизни человека.

Письменный

§15

11 нед.

22

6

Голосеменные растения

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторные и практические работы

Строение хвои и шишек хвойных (дем.)

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и в жизни человека

Фронтальный

§16

11 нед.

23

7

Покрытосеменные растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и в жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Строение цветкового растения

Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и в жизни человека

Текущие

§17

12 нед.

24

8

Обобщающий урок

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащимися

Систематизация и обобщение понятий раздела

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе  сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Проверочная работа

Тетрадь

12 нед.

25

1

Строение семян однодольных растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение семян.

Лабораторная работа: «Изучение строение семян однодольных растений»

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения необходимое для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательностей действий при проведении анализов

Фронтальный

§18, стр. 92-93

13 нед.

26

2

Строение семян двудольных растений

Урок закрепления знаний

Особенности строения семян двудольных растений. Лабораторная работа: «Изучение строение семян двудольных растений»

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж памятку.

Письменный

§18, стр.93-95

13 нед.

27

3

Виды корней. Типы корневых систем

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Функция корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Лабораторная работа: «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». анализируют. Виды корней и типы корневых систем

Письменный

§19

14 нед.

28

4

Строение корня

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

Лабораторная работа: «Корневой чехлик, корневые волоски»

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона проведения», «зона всасывания». Анализируют строение корня

Текущий

§20

14 нед.

29

5

Условия произрастания и видоизменения корней

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Приспособление корней к условиям существования. Видоизменение корней

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Фронтальный

§21

15 нед.

30

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

 Лабораторная работа: «Строение почек. Расположение почек на стебле»

Определяют понятия: «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы

Письменный

§22, стр. 107-112

15 нед.

31

7

Внешнее строение листа

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Лабораторная работа: «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Определяют понятия: «листовая пластинка»,«черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование».

Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Письменный

§23

16 нед.

32

8

Клеточное строение листа

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение кожицы листа, строение мякоти. Лаб.раб.: Строение кожицы. Клеточное строение листа

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань», «губчатая ткань», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна»

Текущий

§24

16 нед.

33

9

Видоизменение листьев

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Влияние факторов среды на строение мякоти листа. Видоизменение листьев

Определяют понятия: «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев»

Письменный

§25

17 нед.

34

10

Строение стебель. Многообразие стеблей

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение стебля. Многообразие стеблей

Лаб.раб.: Внутреннее строение ветки

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевидные лучи»

Фронтальный

§26

17 нед.

35

11

Видоизменение побегов

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение и функции видоизмененных побегов лаб.раб. Строение корневищ, клубня, луковицы

Определение понятий: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица»

Текущий

§27

18 нед.

36

12

Цветок и его строение

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение цветка. Венчик. Чашечка. Околоцветник. Тычинка и пестик. Однодомные и двудомные растения. Формула цветка. Лаб.раб. Строение цветка

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашечка», «чашелистик», «цветоложе», «цветоножка», «простой и двойной околоцветник», «тычиночная нить и пыльник», «рыльце, столбик, завязь», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения»

Письменный

§28

18 нед.

37

13

Соцветия

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Виды соцветий. Значение соцветий. Лаб.раб. Соцветия

Выполняют лаб.раб. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника

Фронтальный

§29

19 нед.

38

14

Плоды и их классификация

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Строение плодов. Классификация плодов.

Лабораторная работа: «Ознакомление с различными видами соцветий»

Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Письменный

§30

19 нед.

39

15

Распространение плодов и семян

Урок закрепления знаний

Способы распространения плодов и семян. приспособление, выработавшиеся у плодов и семян в связи с распространениями

Работают с текстом учебниками, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространение плодов и семян и их значение для растения»

Письменный

§31

20 нед.

40

16

Обобщение учебного материала  

Урок обобщений и систематизации знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела

Обобщаются понятия по строению вегетативных и генеративных органов, строению, многообразию, видоизменению в зависимости от условий местообитания

Проверочная работа

Тетрадь

20 нед.

41

1

Минеральное питание растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Почвенное питание растений. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Вред от чрезмерного употребления удобрений. Охрана окружающей среды.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва, плодородие, удобрения». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства необходимости защищать окружающую среду, соблюдать правила отношения к окружающей среде.

Текущий

§32-33

21 нед.

42

2

Фотосинтез

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление процессом фотосинтезом. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических в-в и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека.

Фронтальный

§34

21 нед.

43

3

Дыхание растений

Урок закрепления знаний

Дыхание растений, его сущность. Роль межклетников, устьиц и чечевичек в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмене в-в. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрыть значения дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Письменный

§34-35

22 нед.

44

4

Испарение воды растениями. Листопад.

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Испарение воды растениями, его значение. Листопад его значение. Осенняя окраска листьев.

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Фронтальный

§36

22 нед.

45

5

Передвижение органических веществ

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Передвижение органических веществ. Транспорт веществ как составная часть обмена вещества. Проводящая функция стебля. Запасание органических веществ в органах растения. Их использование в процессе жизнедеятельности.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют особенности передвижения органических веществ.

Письменный

§37

23 нед.

46

6

Передвижение воды и минеральных веществ

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Передвижение воды и минеральных веществ. Строение структур осуществляющих передвижение. Защита растений от повреждений.

Лабораторная работа: «Передвижение веществ по побегу»

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют особенности передвижения воды и минеральных веществ.

Письменный

§37

23 нед.

47

7

Прорастание семян

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Лабораторная работа: «Определение всхожести семян растений и их посев»

Объясняют роль семян в жизни растений. Выполняют условия, необходимые для прорастание семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ.

Письменный

§38

24 нед.

48

8

Способы размножения семян

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение организмов. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Определяют значение размножение в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Фронтальный

§39

24 нед.

49

9

Размножение споровых растений

Урок закрепления знаний

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангии». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений.

Фронтальный

§40

25 нед.

50

10

Размножение у семенных растений

Урок закрепления знаний

Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Образование плодов и семян.

Определяют понятия: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевые мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровыми. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов  и семян.

Текущий

§41-42

25 нед.

51

11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Письменный

§43

26 нед.

52

12

Обобщающий урок

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

Обобщение учебного материала

Сравниваются и анализируются полученные сведения по особенностям строения и жизнедеятельности растительных организмов

Письменный

§44

26 нед.

53

1

Систематика растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство»

Фронтальный

§45

27 нед.

54

2

Деление покрытосеменных растений на группы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Признаки двудольных и однодольных растений

Определяют понятия: «однодольные», «двудольные», а так же признаки характерные для этих растений

Текущий

§46

27 нед.

55

3

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные и Розоцветные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Письменный

§47-48

28 нед.

56

4

Семейства Паслёновые и Бобовые

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Признаки, характерные для растений семейств Паслёновые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по  карточкам

Письменный

§49-50

28 нед.

57

5

Семейство Сложноцветные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по  карточкам

Фронтальный

§51

29 нед.

58

6

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по  карточкам

Письменный

§52-53

29 нед.

59

7

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Урок обобщения и систематизации знаний

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы, и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в месте проживания школьников

Письменный

тетрадь

30 нед

60

1

Экологические факторы  и их влияние на растительные организмы

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные

Анализируют и сравнивают экологические факторы

Фронтальный

§54

30 нед.

61

2

Основные экологические группы растений

Урок закрепления знаний

Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растение. Засухоустойчивые, холодостойкие. Различные по отношению к воде группы

Анализируют и сравнивают приспособления конкретных растений к определенным экологическим факторам

Письменный

§55

31 нед.

62

3

Природные сообщества

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Типы растительных сообществ

Определяют понятия: « растительное сообщество», «растительность», «ярусность»

Письменный

§56

31 нед.

63

4

Взаимосвязи в растительных сообществах

Урок закрепления знаний

Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают различные взаимосвязи в растительных сообществах

Фронтальный

§57

32 нед.

64

5

Развитие и смена растительных сообществ

Урок закрепления знаний

Смена растительных сообществ. Типы растительности

Определяют понятие «смена растительных сообществ»

Фронтальный

§57

32 нед.

65

6

Обобщение основных экологических понятий

Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся

Основные экологические понятия

Обобщают и систематизируют полученные знания

Письменный

§58

33 нед.

66

1

Происхождение растений

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Методы изучения древних растений

Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты»

Фронтальный

§59

33 нед.

67

2

Основные этапы развития растительного мира

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Характеризует основные этапы развития растительного мира

Фронтальный

§60

34 нед.

68

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Урок комплексного применения ЗУН

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Роль заповедников и заказников

Определяют понятия: «заповедник», «заказники», «рациональное природопользование»

Фронтальный

§60

34 нед.

69

4

Охрана и рациональное использование растительного мира. Система мониторинга

Урок комплексного применения ЗУН

Законы об охране растительного мира. Красная книга. Система мониторинга

Определяют понятия: «мониторинг», «памятник природе». Знакомятся с Красной Книгой. Определяют признаки охраняемой территории

Письменный

Тетрадь

35 нед.

70

5

Обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летнее задание

Обобщают основные знание и понятия делают виды на основе сравнения. Выбирают тему летнего задания.

Фронтальный

Тетрадь

35 нед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...